2. Понятия, признаки, сущность права. Право в объективном и субъективном смысле.
3. Принципы права.
4. Функции права.
5. Соотношение экономики, политики и права.
6. Правовая система и право. Характеристика основных правовых систем современности.
7. Правосознание и правовая культура.
Вопрос 1.
Причины многообразия правовых школ:
1. Многообразие понятия «право»
2. Ряд объективных факторов, которые влияют на понимание права.
a. Специфика историческо-политической обстановки.
b. Уровень начучной разработанности темы.
3. Субъективные факторы.
a. Позиция ученых
b. Историческая судьба права
4. Философская основа.
Как понимается идеализм и материализм? Какие направления учения имеют эти основы?
Идеализм - общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено.
Материализм - одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, мышление как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное дух, идею, сознание, мышление, психическое, субъективное.
1,
Основные направления учения о праве:
1. Естественно-правовая теория
Идея естественного права возникла в античности в др. Греции и др. Риме, связанна с именами Сократа, Платона и Аристотеля, а так же с именами римск. юристов Цицерона, Ульпиана и т д.
В эпоху средневековья получила развит. в учениях Фомы Аквинского, однако идея естеств. права как самостоятельная научная школа сложилась в преиод разложения феодализма и подготовки проведения бурж. Революциий. 17-18 век. Представители виднейшие Гуго Гроций, Бенедикт Сипиноза, Гобс, Вольтер, Монтескье, Руссо и т.д. Русские - Радищев и другие.
Содержание:
Исходит из существования двух систем права:
Естественное право (в отличие от позитивного берет свое начала не в установлении гос-ва а самой природе человека и всеобщие нравств. принципы. Исходя из этого Е.П. всегда разумно и справедливо, не скованно границами отдельных гос-в, распрост. на все времена и народы. Е.п. вечно, неизменно, как природа и разум человека. В качестве всеобщих нравств. принципов выступают Е.П. свобода, равенство, семья, частная собственность, достоинство, жизнь, справедливость.) и Позитивное право (реально существующее, установленное гос-вом право. Действует в пределах границ одного гос-ва и получает выражение и выражается в законах и др. актах, признаваемых и издаваемых гос. властью).
Позитивное право включает:
a. Правовой закон - считается правовым только в том случае, если он соответствует требованиям Е.П.
b. Неправовой закон.
Основные черты:
a. Теоритическое различение права и закона. Закон – акт, принятый властью. Право – установления, которые существуют объективно и соответствуют природе человека, божественном промысле, высшей справедливости и т.д.
b. Не всякий закон, изд. гос. властью содержит в себе право, даже если он безупречен по форме. Поэтому всякий закон должен быть проверен на предмет соответствия его ест. праву.
c. Право и мораль концептуально едины.
d. Источник прав человека не в законодательстве, а в нечто объективном.
2. Историческая школа:
Сложилась в первой трети 19 века в Германии.
Содержание:
отрицает возможность существования единого для всех народов и всех эпох права. У германского народа, как и у всякого другого, есть свое, только ему свойственное право и определяемое исторически присущим этому праву «народным духом». Право каждого народа есть проявление народного духа, которое выражает общее сознание этого народа. Право есть результат исторического процесса. Формируется постепенно, медленно и из эпохи в эпоху передается терминология представителей истор. школы. Также постепенно оно входит и завладевает умами людей и проявляется в их поступках. Мнение о том, что установление права во многом зависит от гос. власти объявляется юридическим суеверием.
Среди источников права истор. школа на первое место ставит обычаи, поскольку установления, которые имеют источником гос-во и власть людям не известны, но они действуют правомерно.
«+»: Истор. школа привлекла внимание к необходимости изучению истории права, источников права и накопила огромн. материал, связанные с изучением этих источников права (особенно римского права).
«-» : Закрепляет крепостнические порядки.
В рамках естественно-правовой школы существует 5 поколений естественных прав.
Права различаются по времени возникновения. Отсюда — появление
понятия "поколения прав человека".
Первым поколением прав человека признаются те традиционные либеральные
ценности, которые были сформулированы в процессе осуществления буржуазных
революции, а затем конкретизированы и расширены в практике и
законодательстве демократических государств. Речь идет о личных
(гражданских) и политических правах — праве на свободу мысли, совести и
религии, праве каждого гражданина на ведение государственных дел, праве на
равенство перед законом, праве на жизнь, свободу и безопасность личности,
праве на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, праве на
гласное и с соблюдением всех требований справедливости рассмотрение дела
независимым и беспристрастным судом и ряд других. Эти права выражали так
называемую "негативную" свободу: они обязывали государство воздерживаться
от вмешательства в сферу личной свободы и создавать условия участия граждан
в политической жизни.
Второе поколение прав человека сформировалось в процессе борьбы
народов за улучшение своего экономического уровня, повышение культурного
статуса (так называемые "позитивные права"), для реализации которых
требуется организационная, планирующая и иные формы деятельности
государства по обеспечению указанных прав.
В конце XIX — начале XX в. новый либерализм, оценив неблагоприятную
ситуацию, связанную с резкой поляризацией буржуазного общества, выдвинул
идею социального реформирования общества, которое призвано было смягчить
противостояние богатых и бедных. (Права на труд и свободный выбор работы, права на социальное обеспечение, на
отдых и досуг, права на защиту материнства и детства, права на образование,
права на участие в культурной жизни общества и др.)
Природа у социальных прав второго поколения отличается от природы прав
первого поколения. Для их осуществления недостаточно воздерживаться от
вмешательства в данную сферу. Задача состоит в том, чтобы создавать
социальные программы и вести всестороннюю организационную и хозяйственную
деятельность, которая позволила бы гарантировать провозглашенные права.
В период после второй мировой войны стало сформироваться третье
поколение прав человека. Их природа составляет предмет дискуссий. Особенность
этих прав состоит в том, что они являются коллективными
и могут осуществляться общностью, ассоциацией. Некоторые авторы высказывают точку зрения, в соответствии с которой к третьему поколению относятся только коллективные права, основанные на солидарности, так называемые "права солидарности" — право на развитие, на мир, на здоровую окружающую среду, на общее наследие человечества а также право на коммуникацию, связанное с концепцией нового международного информационного порядка.
Права третьего поколения — это коллективные права, а не какие-либо "новые" права индивида. Разумеется, отдельный человек принимает участие в реализации таких прав, но это участие связано не с его личным статусом, а с его положением как члена какой-либо общности.
В конце ХХ века в России было открыто четвертое поколение прав – «духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина», которые провозгласили и провозглашают духовные и моральные ценности личности. К ним относят право на жизнь, уважение духовного и нравственного достоинства человека, запрет пыток и бесчеловечного обращения, права на творчество, право выбора, свобода совести и вероисповедания, право на духовное образование и воспитание и пр. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина несут в себе ценности автономии человеческого духа, души и тела, которые являются естественными правами, принадлежащие человеку в силу его рождения, а также в силу позитивного права. В начале нашего столетия в России было провозглашено и введено в правовую (юридическую) науку пятое поколение прав человека - Божественные права и свободы, основу которых составляют Любовь, информация и энергия. К пятому поколению прав относятся такие права, как право на Любовь, Вера и любовь к Богу, единство с Творцом, право на рождение в Любви, право на информацию и управление энергией, право на Сотворчество и совершенствование окружающего мира и другие права, которые вытекают из Любви и Божественной энергии. В науке Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека являются новым объектом исследования и познания. Открытие указанных прав можно отнести к разряду глобальной революции, формирующей совершенно новый взгляд на человека и общество, нашу планету и Вселенную. Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина являются общепланетарными и общечеловеческими ценностями соответственно.
3. Психологическая школа:
Начало 20го века, связанна с именами Берлинга и Кнаппа и фр. Тарта. Разработанна более Петрожицким.
Содержание:
Различается право позитивное и интуитивное. Истоки его не в установлении гос. власти а в психике людей и складывается это право из того, что люди воспринимают и переживают в качестве права.
Позитивное право выражается в законах и иных актах государства. Представления людей о нем Петр-кий называет фантазмами.
Интуитивное право – другое дело. Среди всех психологических переживаний, которые сопровождают человека, есть группа эмоций, которые заставляют его либо действовать, либо вести себя пассивно. На первый план выдвигаются две группы. Императивные эмоции (Нравственные. Они односторонние. Предполагают односторонние переживание обязанности лица совершить им то или иное действие в отношении другого лица что-либо и это переживание обязанности не сопровождается переживанием другого лица права потребовать исполнения этой обязанности.) и императивно-атрибутивные эмоции (Правовые. Двухсторонние. Переживания одним лицом обязанности совершить что-либо в отношении другого лица сопровождается переживанием того права потребовать исполнения обязанности.).
По мнению Петр-кого интуитивному праву принадлежит первостепенная роль в сфере регулирования имущественных, семейных, наследственных, жилищных и иных отношений.
«+»: Психолог. школа права дает богатый и широкий материал в изучении и познании субъективных прав и юридических обязанностей.
«-»: Очень большое значение отдается особенностям психологии. Под правом в большей степени понимаются правосознание и правоотношение.
4. Нормативистская теория права. Кант и его категорический императив (поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой), как требование чистой воли, дали начало формированию нормативистской теории права.
Чистое учение о праве. Автор Ганс Кельзан. Он и его сторонники противопост. мир должного миру сущего (реальные обществ. отношения, реалии соц. жизни) право в рамках этой концепции понимается как совокупность юрид. норм
, которые действуют в отрыве от экономики политики. следоват. правовые нормы обязаны своим происхождением и развитием не реальным обществ. отношениям, либо формальному становлению гос-ва, либо возвышающейся над об-вом суверенной главной норме. Эта норма определяет иерархическую структуру права, в которой каждая норма черпает свою юрид. силу в норме, занимающую более высок. ступень в пирамиде. Право явл. средством упорядочения, установления справедливости в общ-ве, без него анархия и хаос. Право и прав. нормы предписывают членам об-вам жестко определенные обязанности. Тем самым они ставят в формально равное положение перед законом всех и явл. основой создания правопорядка. Кельзан противник идеи естеств. права и он утверждал, что никакого права, кроме опирающегося на гос-во, не существует. Прав. нормы проистекают не из нравственности, а из гос. суверенитета. В учение Кельзана в мир сущего входит не только право, но и гос-во.
«-»: право и гос-во отождествляются и позиционируются в качестве правопорядка, что не верно.
Если право появляется благодаря форм. становлению гос-ва или благодаря действию главной нормы, откуда взялась последняя?
5. Социологическая теория, сформировалась в начале 20ого века. Представители Муровцев, Эрлих, Паунд. Осн. мысль в том, что реально действующим явл. не то право, которое содержится в законах, признаных гос-вом, а другое, «живое» право, которое создается судьями и иными правоприменителями, которое более целесообразно и справедливо и в силу этого способно эффективнее разрешать конкретные жизненные ситуации. По мнению их право должно рассматриваться не как статичное образование, а в действие, в процессе его применения, при анализе реальных правовых отношений. Поэтому для них «право есть деятельность, посредством которой можно осуществлять вмешательство в другую деятельность». Право, создаваемое гос-вом, по мнению представителей этой школы, есть бланк, голый стандарт, котрый наполняется реальным содержанием правоприменителями при разрешении конкретных отношений.
Любой закон применяется только тогда, когда возникают конкретные жизн. ситуации. Это условие и позволило представит. соц. школы права говорить о том, что нормы явл. пустым бланком.
«-»: В рамках этой школы право подменяется правосознанием судей и существ. Большая вероятность того, что в рамках этой теории обосновывается админ. И судебный произвол.
6. Марксистская, основывается на материалист. теории, право является частью надствроечных явлении и обусловленно матер. Жизнью об-ва и зависит от уровня эконом. отношений. Право трактуется как явление с классовой сущностью, а потому давая хар-ку буржуазному праву, говорили, что оно есть возведенное в закон воля господствующего класса. Как соц. регулятор право проявляет себя как применение равной меры к различным, фактически неодинаковым людям. В рамках этой теории характерно рассмотрение права в тесной связи с гос-вом, которое не только формирует право, но и поддерживает его в процессе реализации. Из этого следует, что когда гос-во исчезнет, исчезнет и право.
Самостоятельно: реалистическая школа права (Рудольф фон Иеринг), Либертарная теория права (Мерсисянс), Иеринг «Борьба за право» прочитать.
Вопрос 2.
Отношение к сущности права в современной литературе не однозначно. Чаще всего она трактуется как выраженная в праве воля. Право явл. тем регулятором об-ных отношений, который обеспечивает формальное равенство их участников и гарантирует объективно необходим. баланс интересов частных лиц и гос-ва.
Сущностные свойства права:
a. Волевой характер. Право появл. в результате выражения воли: либо воли гос-ва, либо воли об-ва. Эта воля обусловлена различными факторами (эконом., нац., духовными, и т. д.) Право всегда есть воля, но не всякая воля есть право. Так не является правом воля отдельных лиц и социальных групп. Право это сбалансированная воля, выраженная вопределенных официальных формах. Следовательно, изучать его нужно как с классовых, так и с общесоциальных позиций.
b. Нормативность права заключается в том, что в реальной жизни право существует и действует как система офиц. Признаваемых гос-вом юридических норм. Право распрост. свое действие на неограниченное кол-во сходных ситуаций и на не персонифицированный круг лиц. Это позволяет создать единые типы поведения людей и избежать индивидуального регулирования повторяющихся отношений.
c. Общеобязательность. Связанна с сущностью права и означает, что правовые требования обязательны для исполнения всех без исключения лиц и органов, находящихся в пределах территории данного гос-ва. Обязательность права связанна с возможностью наказания за его нарушение.
d. Право формально определено. Означает, что оно выраженно в тексте нормативно правовых актов и иных форм, для того, чтобы оно приобрело всеобщее значение. С помощью письменных источников стало возможно достижение четкости и точности фактов, имеющих юрид. значение.
e. Устанавливается и гарантируется гос-вом. Гос-во, будучи офиц. представителем всего об-ва и имеет монополию на правотворчество.
f. Большинство правовых норм соблюдается и исполняется добровольно, однако за каждой всегда потенциально стоит возможность гос-ного принуждения.
g. Системность. Представляет собой систему с ярко выраженными функциональными связями между ними. Нарушение одной влечет нарушение ряда норм.
h. Институциональность права.
Право - система общеобязательных, формально определенных, издаваемых гос-вом и охраняемых им от нарушений норм, которые выражают необходимый баланс интересов об-ва, гос-ва и личности и направленны на урегулирование необходимых отношений.
Сп = В + Р
В - право есть воля. (Формальная сторона).
Р - социальное предназначение права, выраженное в регулировании соц. отношений.
Так же имеет классовое и общечеловеческое начало.
Термин права имеет несколько значений. В юрид. смысле говорят об объективном праве и субъективном праве.
Объективный: вся совокупность издаваемых гос-вом и действующих в рамках его территории норм. Оно существует объективно, независимо от сознания и воли отдельных субъектов. Например, «Российское право далеко от совершенства».
Субъективный (субъективное право): это возможность, предоставленная отдельному человеку для удовлетворения его личных интересов и потребностей. Это конкретные возможности и свободы, которые предоставляется личности правом объективным.
Вопрос 3.
Сущность и социальное назначение права раскрывается и конкретизируется в ряде правовых явлений. Принципы права, исходные, определяющие идеи и установки, которые определяют нравственные основы развития и функционирования права. С одной стороны выражают его объективные св-ва, с другой стороны в принципах права воплощается его субъективное восприятие членами об-ва.
Делятся на три большие группы. (см. учебник, найти нормы в законах)
1. Общие (общеправовые). Лежат в основе всей системы права, объединяют все его отрасли и способствуют единству и стабильности всего права. К ним относятся принцип справедливости, принцип равенства, принцип гуманизма, принцип демократизма, принцип сочетания убеждения и принуждения, принцип единства прав и обязанностей, принцип законности и т.д.
2. Отраслевые. Лежат в основе формирования и функционирования одной отрасли права. К ним относится принцип равенства и свободы сторон договора (ГП), принцип субординации (АП). Найти еще принципы и правовые нормы.
3. Межотраслевые. Действуют в двух и более отраслях права. Принцип гласности и состязательности, принцип неотвратимости юрид. ответственности и др.
Вопрос 4.
Право, будучи продуктом общественного развития, оказывает воздействие на развитие общественных отношений. Это называется его функциональной характеристикой. Ф.п. непосредственно связанны с его действием и с реализацией свойств права. В них раскрывается предназначение права, как соц. регулятора и его сущность.
Ф.п. – наиболее существенные направления и стороны его воздействия на общественные отношения, в которых раскрывается его сущность и соц. назначение.
Многообразие сторон воздействия права на человека предопределяет его функции.
Основной критерий выделения функций права включает в себя две стороны воздействия права на общественные отношения: характер и цель воздействия. На основе этого критерия выделяют следующие основные функции права (специально-юридические):
1. Регулятивная (ф. правового регулирования). Связанна с реализацией свойств права, как регулятора соц. отношений. Получает свое воплощение в двух подфункциях:
a. Регулятивно-статическая. Направленна на закрепление в правов. нормах и институтах того, что реально достигнуто и составляет экономический, соц. культурный фундамент об-ва и основу развития личности, об-ва и гос-ва. Ей в частности охватывается закрепление основ конст. строя, определение и закрепление правового статуса личности, закрепл. уровня народовластия, уровня развит. отношений собственности форм правления гос. устройства, закрепление основ различных отраслей права.
b. Регулятивно-динамическая. Направленна на обеспечение процесса достижения намеченных задач, здесь воздействие права осуществляется на непосредств. отношения между людьми, находящиеся в постоянной динамике. Предполагает возникновение новых отношений и выражается в способности их адекватного регулирования.
2. Охранительная (ф. негативного правового регулирования). Она направлена на обеспечение нормального осуществления рег.-стат. и регул.-дин. функции и нарушение права ы целом. Ее содержанием является пресечение и предупреждение преступление и иных правонарушений, защита и восстановление нарушенного права. Таким образом, она реально начинает осуществляться при наличии затруднений в развитии обществ. Отношений, связанных с наличием «негативных юридических фактов» - правонарушений.
Все функции права при реализации правовых норм органически взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга, поэтому при анализе конкретн. вида правоотношений можно обнаружить и ту и другую функцию. Особо выделяют воспитательную функцию права. Относят ее к специально-юридическим.
Общесоциальные функции права: политическая, экономическая, культурная и т.д.
С функциональной характеристикой права тесно связанна соц. ценность права. Она проявляется в том, что
1. Право концентрирует в себе базовые ценности конкретной культуры и цивилизации.
2. Право выступает эффективным средством обеспечения и поддержания обществ. Порядка.
3. Выступает средством обновления обществ. жизни.
4. Выступает средством воспитания и формирования правовой культуры граждан.
Соц. ценность права может рассматриваться как культурный феномен и как инструментальный феномен. Ценность права может быть надиндивидуальной и индивидуальной.
Право, действуя в обществе, испытывает на себе влияние различных факторов с одной стороны, с другой – само оказывает воздействие на общ. жизнь. В рамках ТГП принято рассматривать соотношение 3х явлений общественной жизни: экономики, политики и права.
1. Экономика и право:
2. Политика и право:
3. Экономика и политика:
К соотношению этих явлений в науке существует два подхода.
1. Они равновесные и среди них нельзя выявить ни одного доминирующего. Основным фактором общ. развития явл. общественные потребности людей. Иногда они в первоначальном виде они закрепляются в праве, а потом проявляют себя в экономике и политике. Бывают ситуации и они наиболее часты, когда интересы об-ва первоначально формируются в производственных отношения, затем отражаются в праве и влекут политические последствия. Интересы могут формироваться сначала в политике, потом они могут повлиять на экономику, и затем на право.
2. Экономика жестко детерминирует и политику, и право. Подход сформ. врамках учения о базисе и надстройке. Привести пример влияния экономики на политику и право и продолжает влиять.
При анализе соотношения вышеуказанных явлений следует обратить внимание на следующие положения:
При всей диалектичности их соотношения политика все-таки первична в отношении права.
1. В силу своей динамичности и непосредственной связи с экономическими, культурными, религиозными и иными интересами она предшествует праву.
2. Право в своей реализации обеспечивается гос-вом, т.е . не мифической силой, а политическим элементом.
Соотношение права и гос-ва.
Его можно раскрыть через:
1. Единство – возникают одновременно в силу действия одних и тех же причин
2. Имеют одинаковое направление в развитии
3. Выступают средствами организации общественной жизни.
Различия:
1. По материальной природе гос-во - организация власти, право – соц. регулятор.
2. По структуре. осн элемент гос-ва - г ос. орган. Элемент права – правовая норма.
3. Осн. функция гос-ва - управление, осн. функция права – регулирование.
Взаимодействие обусловлено тем, что они :
1. Соответствуют друг другу по сущности.
2. Право создается гос-вом, которое охраняет его от нарушений, но с другой стороны право регулирует деят-сть гос. аппарата и закрепляет механизм ответственности гос-ва.
Противоречия права и гос-ва:
Обусловлены различиями природы этих явлений и их целями. Всякая власть стремиться к своему расширению и укреплению. Право ограничивает власть в этом. В связи с этим право и гос-во всегда находятся в состоянии противоречия, которое может привести:
1. гос-во выходит за рамки права и подчиняет его себе.
2. Право стоит над гос-вом и является абсолютной ценностью для него и рассматривается в качестве ограничителя власти.
Правовая система.
Обсуждение началось в 80х годах, потому что великое множество юрид. явлений перестало укладываться в теорию права. Это явление сложное и в отношении ее трактовок сложилось три подхода:
1. Представлена авторами, которые сужают представления о правовой системе. Под правовой системе понимается совокупность только:
a. Целей и принципов, форм. право.
b. Совокупность осн. правовых актов
c. Системообразующие связи между первым и вторым явлением.
2. Был вызван к жизни стремлением конкретизировать число структурных элементов правовой системы (широкий). В результате в правовую систему была включена в частности правовая инфроструктура, правоохр. органы, пенетанциарная система – система исполнения наказания.
3. Нечто среднее между первым и вторым. В основу определения структуры положена однородность правовых явлений и цель их действия. В результате был сформулировано понятие правовой системы –
Правовая система - сложное понятие, соединяющее в себе всю совокупность согласованных и однородных юридических средств, с помощью которых устанавливается необходимый правовой порядок, а его участники удовлетворяют свои сбалансир. интересы и потребности.
Признаки:
1. Связь внутренне согласованных, органически взаимосвязанных явлений.
2. Ядром правовой системы явл. право, которое выступает фундаментом и объединяет вокруг себя все иные правовые явления и средства.
3. Объединяет явления, которые в той или иной степени обладают регулятивными возможностями.
4. Хар-ся целостностью, автономностью, а так же динамизмом и способностью реагировать на изменение условий внешней среды.
Система – характеристика одной страны. Структура правовой системы включает в себя:
1. Правосознание
2. Правовая культура
3. Право
4. Законодательство
5. Правоотношения
6. Правопорядок
7. Юридическая практика
8. Юридическая ответственность и т.д.
В мире существует и действует множество правовых систем. Некоторые из них имеют сходные черты. Их принято назвать правовыми семьями.
Правовая семья – совокупн. нац. правовых систем, отличающихся сходством доминирующих правовых идей, исторически сложившихся источников права, структуры юрид. конструкций а также иных свойств и признаков технико-юрид. хар-ра.
Принято выделять 4 основных правовых семьи:
1. Англо-саксонская (семья общего права) – США, Канада, Австралия, Англия.
Основная идея в том, чтобы не закреплять правовые предписания в юрид. документах, а правильно и эффективно разрешать конкретные жизненные ситуации. Поэтому право в ней формируется в результате правоприменительного рассмотрения конкретного юрид. дела. Право не делится на отрасли, отсутствует ярко выраженное деление права на частное и публичное, основным источником права признается прецедент. Чаще судебный.
2. Романо-германская (континентальная) – в ее основе римское право.
Основное значение отводится нормативному регулированию, а правоприменительной практике отводится второстепенная роль. Основной источник права – НПА. Присутствует четкая иерархия НПА. Наличествует четкое деление права на отрасли.
3. Традиционная правовая семья – Япония, страны юго-восточной Азии и Африки.
Источник права – обычай. Для разрешения конкретной жизненной ситуации всегда можно найти подходящий обычай, не обращаясь к гос-ву.
4. Религиозная правовая семья.
Присутствует дуализм источников права, потому что с одной стороны основным источником права признаются священные книги, а с другой стороны все большое значение принимает НПА (акты, издаваемые гос-вом).
Тенденция влияния других стран на последние две.
5. Славянская правовая семья – страны бывшего Советского Союза (Польша, Венгрия, Югославия, Болгария, Румыния и т.д.). Связанно с особой идеологией и социально-экономическим критерием, лежащим в основе отношений между странами.
Все семьи подробно + славянскую правовую семью. Почитать Рене Давида, Синюков «Российская правовая система».
Правосознание является одним из основных элементов правовой системы и обладает регулятивными свойствами. Оно оказывает воздействие на все многообразие семейных процессов. Способно быть регулятором общественных отношений в известной степени.
В юриспруденции для изучения правосознания используется теория отражения. Правосознание – продукт отражения правовой действительности.
Правосознание – форма идеального выражения правовой действительности, представляющая собой совокупность идей, взглядов, концепций, оценок, чувств, эмоций, выражающих знание людей о праве и их отношение к действующему и желаемому праву.
Формируется под воздействием двух групп факторов:
Объективные факторы – влияние социальной среды.
Субъективные – сознание самого человека.
Правосознание имеет сложную структуру. Два основных элемента:
Правовая психология – соответствует обыденному уровню общественного сознания, который формируется в результате повседневной человеческой деятельности, основное содержание правовой психологии сводится к эмоционально-чувственной оценке правовой действительности (различные чувства, эмоции, настроения, стереотипы, иллюзии и т.д.).
Хар-ные черты:
· складывается стихийно
· не может рассматриваться через системный подход
· наиболее массово
· содержит значительный объем бессознательных реакций.
Правовая идеология – элемент правосознания, который представляет собой совокупность юрид. идей, доктрин, теорий, учений и т.д., которые отражают правовую реальность и оценивают ее в систематизированном виде.
Хар-ные черты:
· Отражает в системном виде право
· Служит механизмом выражения интересов социальных групп
· Связанна с глубинным познанием права
· Выступает социальной программой деятельности гос-ва и других субъектов.
Функции правосознания - самостоятельно.
Уровни правосознания. Виды
1. В зависимости от способа отражения действительности:
· Обыденное правосознание
· Доктриальное правосознание
2. В зависимости от носителя правосознания
· Индивидуальное
· Групповое (профессиональное)
· Общественное
Когда правосознание адекватным образом отражает правовую действительность, тогда можно констатировать …, но иногда правосознание может не соответствовать правовой действительности и отражать ее в искаженном виде. Тогда говорят о деформации правосознания.
· Правовой идеализм (фетишизм) – высокая слишком оценка права, выражается в абсолютизации его роли в регулировании общественных отношений.
· Правовой нигилизм – отрицательное отношение к праву и непризнание его силы в качестве соц. ценности. Трактовки разные: пассивное отрицание права на словах или активное – готовность к совершению правонарушения.
· Перерожденческое правосознание – существует, когда правовой нигилизм оценивается с пассивной стороны.
Правовая культура.
Совокупность всех ценностей, которые созданы и действуют в юрид. сфере. Через правовую культуру обеспечивается преемственность в развитии права, передача и хранение юрид. ценностей, а также воспроизведение и их развитие. Она бывает индивидуальной, групповой и общественной. В ее структуре выделяют индивидуальный компонент и деятельностный.