Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТЕМА 19: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА.



 

Построение демократического правового государства, основанного на рыночной экономике с различными формами собственности, должно сопровождаться признанием и развитием приоритетов правового регулирования труда. В новом тысячелетии на первом плане должна стоять идея правовой защиты высших ценностей общества и государства, а именно: охрана интересов человека труда, защита его прав, свобод, обеспечение социальных гарантий и так далее. Новые законодательные акты о труде и принимаемые решения должны отвечать самым высоким требованиям, соответствовать общемировым стандартам прав человека и международным нормам трудового права.

Международно-правовое регулирование труда представляет собой регламентирование вопросов с помощью международных соглашений государств (многосторонних и двухсторонних договоров), связанных с применением наемного труда, улучшением его условий, охраной труда, защитой индивидуальных и коллективных интересов работников.

Вышеупомянутая проблема является одной из разновидностей защиты прав человека, институтом, который утвердился в настоящее время в международно-правовом регулировании трудовых отношений. Общепринятой формой международно-правового регулирования труда являются конвенции, акты, рекомендации о труде, принятые ООН и Международной организацией труда (далее - МОТ). Содержание международных стандартов труда, особенно универсального значения, принятых ООН, МОТ - это концентрированное выражение мирового опыта. В этой области эти нормы - объект самого пристального изучения, заимствования и практического использования в качестве признанного в цивилизованном мире эталона, своего рода международного трудового кодекса.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Республики Беларусь имеют приоритет перед внутренним законодательством. Среди ратифицированных Республикой Беларусь международных актов, содержащих нормы труда и защиту прав, - 16 Конвенций ООН и 47 Конвенций МОТ. Для сравнения следует отметить, что ряд европейских государств ратифицировали большинство конвенций МОТ (Франция - 116; Италия - 103; Великобритания - 82; Германия - 75). Этот важнейший для Республики Беларусь процесс необходимо как можно активнее продолжать.

Из этого конституционного положения можно сделать вывод, что определенная часть международного кодекса труда (а именно та, которая воплощает общепризнанные принципы и нормы международного права, а также конвенции и международные акты по труду, которые ратифицированы Республикой Беларусь), является частью права, применяемого в Беларуси, направленного на защиту трудовых прав человека.

В настоящее время среди субъектов международно-правового регулирования труда особо важное место занимает МОТ. Создана она в соответствии с Версальским мирным договором в 1919 году одновременно с Лигой Наций. МОТ в 1946 году стала первым специализированным учреждением ООН. В настоящее время число государств-членов МОТ достигло 174, тогда как первоначально в нее входили лишь 45 государств. Беларусь вступила в МОТ одновременно с СССР 26 апреля 1954 года.

Высшим органом МОТ является созываемая ежегодно Международная конференция труда, которая состоит из представителей государств-членов МОТ. Каждое государство представлено четырьмя делегатами: двумя от правительства, одним от предпринимателей и одним от наемных работников. Административный совет МОТ избирается на Международной конференции труда, состоит из 56 человек: 28 делегатов - представители правительств; 14 - представители наемных предпринимателей; 14 - представители наемных работников. Международное бюро труда (далее - МБТ) - постоянный секретариат МОТ, который формируется генеральным директором МБТ.

Характерной особенностью структуры МОТ является то, что формирование всех его главных и вспомогательных органов основывается на трехстороннем представительстве: правительств, предпринимателей, наемных работников.

В соответствии с Уставом МОТ одно из главных направлений ее деятельности - создание международных трудовых стандартов, программ, направленных на улучшение условий труда и жизни трудящихся, на повышение возможности занятости и поддержку прав человека. МОТ осуществляет широкую программу международного технического сотрудничества для оказания помощи правительствам в эффективном проведении в жизнь этих идей; содействует общему и профессиональному образованию, ведет исследовательскую и издательскую работу.

В Филадельфийской декларации, принятой в 1944 году, которая включена в качестве приложения к Уставу МОТ, говорится: "Установление прочного мира на основе социальной справедливости и обеспечения экономической и социальной стабильности в мире". В Декларации также сформулированы задачи, направленные на достижение этой благородной цели. Для их выполнения МОТ использует в своей работе три основных метода: разработка, принятие международных норм, осуществление контроля за их соблюдением.

За период с 1919 по 2000 гг. было принято 176 конвенций и 183 рекомендации. Они затрагивают широкий круг проблем мира, труда, основных прав человека (право на труд, отдых, упразднение принудительного труда, право на коллективные договоры и переговоры, ликвидацию дискриминации в области найма и др.), а также вопросы, связанные с политикой занятости населения, условиями труда и его безопасностью, в том числе охраной труда женщин, несовершеннолетних, отдельных категорий работников, вопросы социального обеспечения.

Субъектами международно-правового регулирования труда могут быть различные объединения государств. Например, в настоящее время отдельными полномочиями по такому регулированию обладают члены Содружества Независимых Государств.

Конвенции и рекомендации МОТ разрабатываются и принимаются Международной конференцией труда с использованием одинаковой процедуры. Их принятию предшествует обсуждение на двух последовательных Международных конференциях (сессиях МОТ). МБТ готовит предварительные доклады, в которых обобщаются законодательство и практика разных стран. Каждая конвенция или рекомендация обсуждается специальной комиссией, сформированной Конференцией, и должна быть одобрена большинством (2/3 присутствующих делегатов).

Если процедура принятия конвенции и рекомендации одинакова, то их юридическая сила и порядок применения различны.

Конвенция после ее ратификации (обычно двумя государствами-членами МОТ) становится многосторонним международным договором. Что касается каждого государства-члена МОТ, она приобретает юридическую силу с момента ее ратификации высшим органом государственной власти. Все ратифицированные конвенции регистрируются в МБТ и там хранятся.

Рекомендация не является международным договором и не требует ратификации. Она представляет собой обращение к государствам, пожелание, предложение ввести соответствующие нормы в национальное законодательство. Рекомендация содержит материал для ориентации в мировом опыте, используемый для совершенствования национального законодательства.

Функциональное назначение конвенций и рекомендаций МОТ состоит в том, чтобы служить дополнительным стимулом развития и совершенствования национального законодательства в социально-трудовой области и системе социальной защиты трудящихся.

Устав МОТ содержит положения о контроле за соблюдением конвенций и рекомендаций. Механизм контроля включает деятельность Комитета экспертов, состоящих из авторитетных юристов развитых стран, и Комитета Международной конференции труда - из представителей правительств, профсоюзов, предпринимателей.

Комитет экспертов первоначально заслушивает доклады правительств о применении конвенций и рекомендаций. Он формулирует замечания тем правительствам, где имеются нарушения, либо направляет им запросы. Государство обязано по запросам представить доклады о состоянии законодательства. Комитет экспертов в некоторых случаях вправе направить представителей МОТ (с согласия правительства) в государства, где допускаются нарушения международных трудовых стандартов, для рассмотрения на месте положения дел.

Уставом МОТ создан специальный механизм по рассмотрению жалоб, поступающих от международных и региональных общественных организаций и профсоюзов, а также государств. Для рассмотрения жалоб в МОТ созданы специальный Комитет по свободе ассоциаций, специальные комиссии и комитеты при Административном совете.

Существует также еще один метод контроля, который закреплен в Уставе МОТ стст. 24-26: "Каждый член организации может подать жалобу в МБТ, если он не удовлетворен тем, насколько другой член организации эффективно обеспечивает выполнение какой-либо конвенции, которую они оба ратифицировали". Существует разработанная процедура рассмотрения такого рода жалоб. Однако даже в том случае, если весь механизм рассмотрения жалоб будет задействован и орган МОТ, ответственный за их рассмотрение, признает факт нарушения конвенции, МОТ не может принудительно обязать государство изменить национальное законодательство, чтобы оно не противоречило ратифицированной конвенции. Фактически Устав МОТ не содержит жесткой правовой базы для привлечения к ответственности государств-членов Организации, не выполняющих своих обязательств по ратифицированным конвенциям. Чаще всего ответственность носит моральный характер.

Возможность участия ООН в международном регулировании труда основывается на положениях ст. 1 п. 3 и ст. 55 Устава ООН, определивших задачи международного сотрудничества по обеспечению уважения к правам человека и основным свободам.

Конкретизация этих положений осуществлена во Всеобщей декларации прав человека, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года в форме резолюции. В этом документе сформулированы основные права и свободы человека, в число которых входят и важнейшие трудовые права: право на труд, на свободный выбор работы, на защиту от безработицы; право на справедливые и благоприятные условия труда; право на равную оплату за равный труд без какой-либо дискриминации; право на удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него и его семьи; право на создание профсоюзов и вступления в них; право на отдых, включая право на разумное ограничение рабочего дня и оплачиваемый периодический отпуск.

Всеобщая декларация прав человека не имеет обязательного для государств характера. Это в большей мере программный, политический акт.

Второй важнейший блок документов ООН, фиксирующих трудовые права, - это Международные пакты о правах человека, одобренные Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах трудовым правам посвящено значительное число статей. В нем закреплены: право на труд; право на справедливые и благоприятные условия труда, включая справедливую заработную плату без дискриминации; удовлетворительные условия существования для трудящихся и их семей; безопасные и здоровые условия труда; одинаковые для всех возможности продвижения по служебной лестнице исключительно на основе трудового стажа и уровня квалификации; право на отдых; право на профсоюзную организацию; право на забастовку; особая охрана труда, интересов женщин-матерей, детей и подростков. Трудовые права в указанном Пакте сформулированы подробнее, чем во Всеобщей декларации прав человека, круг этих прав шире и, кроме того, содержатся конкретные обязательства государств по претворению этих прав в жизнь. Международный пакт о гражданских и политических правах содержит нормы о запрещении принудительного труда и свободном осуществлении права на ассоциацию.

Соблюдение Международных пактов ООН обязательно для ратифицировавших их государств. Для этого создан соответствующий механизм международного контроля.

Международные конвенции ООН о ликвидации расовой дискриминации (1966 г.) и дискриминации в отношении женщин (1979 г.) запрещают расовую и этническую дискриминацию, а также дискриминацию женщин, в частности, в сфере труда и трудовых отношений. В 1990 году ООН принята Международная конвенция о защите прав трудящихся мигрантов и членов их семей, в которой существенное место уделено трудовым правам мигрантов. На региональном уровне эту проблему регулируют акты, принятые европейскими региональными объединениями государств: Советом Европы (СЕ) и Европейским союзом (ЕС).

СЕ принял более 130 конвенций, в том числе в области труда. Среди них - Европейская социальная хартия (1961 г.), которая с некоторыми изменениями, учитывающими региональную специфику, воспроизводит универсальные права человека в социальной и экономической областях, закрепленные в актах ООН и МОТ. В Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) запрещен принудительный труд и закреплена свобода ассоциации, включая право образовывать профсоюзы и вступать в них.

Важнейший акт ЕС - Хартия основных прав работников (1989 г.), в которой провозглашены социальные и экономические права.

Правила международных договоров Республики Беларусь или Конвенций МОТ, участницей которых является Республика Беларусь, применяются непосредственно в тех случаях, когда трудовые отношения не урегулированы нашим законодательством. Если международным договором, Конвенцией МОТ установлены иные правила, чем закрепленные в трудовом законодательстве Республики Беларусь, то применяются правила международного договора, Конвенции.

Национальное законодательство и практику, связанную с применением международных норм, необходимо оценивать с точки зрения того, насколько эффективно обеспечивают они максимально полное и последовательное исполнение международных норм в рамках национального правопорядка.

 

Междунаро́дная организа́ция труда́ (МОТ) — специализированное учреждение ООН, международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений. На 2009 год участниками МОТ являются 182 государства. С 1920 года штаб-квартира Организации — Международное бюро труда, находится в Женеве. В Москве находится офис Субрегионального бюро для стран Восточной Европы и Центральной Азии.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.