В интерьере Троицкого собора в Фаустово расположены лишь два квадратных в плане столба. Только смешение порталов к востоку на боковых фасадах выдает двустолпную конструкцию храма. От столбов на стены перекинуты арки. Граненый барабан световой главы расположен строго между столбами. Переход к нему осуществляется через плоские паруса без дополнительных арок. Центральный неф и угловые компартименты перекрыты полулотковыми сводами, с расположением лотков при переходе восточной и западной стен в своды.
В верхней части стен и столбов в 3-4 ряда расположены голосники. Трехчастный алтарь перекрыт коробовыми сводами, в основании конх помещен фриз из кирпичных ширинок. В этих ширинках ранее располагались иконки. На восточной стене первоначально имелся резной пятиярусный иконостас с иконами конца XVII в., в том числе письма Симона Ушакова .
"Истинный", или "развитый", двустолпный тип получает широкое распространение в XVII в., особенно в костромских, вологодских землях и центральной России. Причем, наряду с храмами, имеющими пять световых глав (церковь Лазаря в Суздале 1667 г., храм Николы во Владычной слободе в Вологде 1669 г., церковь Макария Макариево-Унженского Троицкого монастыря 1677 г., Воскресенский собор Деревяницкого монастыря в Новгороде 1698-1700 гг. и т. д.), появляются двустолпные пятиглавые (реже одноглавые) храмы, имеющие лишь центральную световую главу. Наиболее ранний пример - не дошедшая до наших дней церковь Троицы в Костроме 1645-1650 гг.
Церковь Зосимы и Совватия.
Церковь Зосимы и Савватия, расположенная над Святыми во-ротами монастыря, возведена в конце 90-х гг. XVII в. Датировка памятника уточняется находившейся в иконостасе храмовой иконой, написанной в 1699 г. Посвящение храма соловецким чудотворцам подчеркивает связь обители с Соловецким монастырем.
Архитектурные особенности.
Здание сооружено из кирпича с использованием в декоративном убранстве белого камня и изразцов. Памятник представляет собой вытянутый по оси запад-восток двухэтажный объем. Нижний ярус, больший по площади, прорезан проездом Святых ворот и восточной калиткой, по сторонам которой расположены кладовые палаты. Во втором ярусе располагается одноглавый храм с примыкающими к нему с востока и запада равновеликими объемами трехчастной абсиды и притвора. Храм окружен открытой галереей-гульбищем, огражденной кирпичным парапетом. На галерею можно подняться по кирпичной лестнице у северо-западного угла здания.
Двусветный бесстолпный четверик храма перекрыт глухим сомкнутым сводом, а остальные помещения - полулотковыми пологими сводами. Притвор сообщается с основным пространством храма центральным проходом и двумя окнами. В архитектурной композиции памятника подчеркнута симметрия. Двухпролетные ворота в нижнем ярусе здания образуют на фасаде трехчастную композицию благодаря введению арочной ниши, имитирующей западную калитку, аналогичную восточной. Объем ворот расчленен пилястрами большого ордера на постаментах. Парапет гульбища украшен муравлеными изразца-ми. Общая пирамидальность композиции подчеркнута размещением порталов и окон на боковых фасадах. В уровне первого света помещено по два окна, расположенных по сторонам от портала, которым соответствуют лишь два окна второго света.
В верхней части четверика, имеющего четырехскатное покрытие, вдет пояс декоративных кокошников, расположенных по три на фасадах. Окна декорированы в нарышкинском стиле. Они фланкированы полуколонками и увенчаны разорванными наличниками. Углы четверика закреплены полуколоннами, расположенными по одной на плоскости фасада.
Церковь сегодня.
На территории монастырского комплекса сохранились:
-Троицкая церковь;
-Церковь Зосимы и Савватия.
Сохранившийся до наших дней монастырский комплекс с. Фаустово представляет собой замечательный образец архитектуры конца XVII в. Архитектурные особенности храмов и посвящение надвратной церкви говорят о том, что заказчик монастырского комплекса ориентировался на Соловецкий монастырь.
Трудно ответить на вопрос, кто был автором идейного замысла соборного храма и надвратной церкви. Архитектурная программа могла быть разработана строителем Соловецкого монастыря, проживавшим на московском подворье.
И Троицкий собор, и надвратная церковь Соловецкой пустыни принадлежат к традиционным типам русской архитектуры, при этом их декоративное убранство выполнено в новом нарышкинском стиле, расцвет которого выпадает на 1690-е гг. и для которого характерно сочетание нового и традиционного.