Тема. Правовая культура: понятие, структура и виды.
Экзаменационный вопрос №79.
Термин культура означает возделывание, воспитание, образование. Под понятием культура мы понимаем и духовные и материальные явления, всё, что охватывается деятельностью человека, является результатом этой деятельности, определяется через понятие культура. Базовой характеристикой культуры является категория ценность. Правовая культура часть общечеловеческой культуры.
Правовая культура является одной из форм человеческой культуры. В большинстве учебников вы прочитаете, что авторы относят ее к духовной жизни общества, но более грамотна точка зрения, которая считает, что правоая культура включает в себя, как и духовное, так и материльное явление. Право является общестенной ценностью и являясь элементом цивилизации характеризует культуру общества в целом и определяет правовую культуру.
Правовая культура это состояние правосознания, законности, совершенства законодательства и законодательной техники, юридической практики, юридических институтов.
Алексеев С.С.: «…».
Проф. Лазарев выделяет 4 разновидности проявления правовой культуры: 1. Правовые идеи 2. Правовые нормы и институты; 3. Поступки в сфере права; 4. Правовые учреждения. О.В.Р. образовательные юридические учреждения добавила бы ещё.
Эти проявления правовой культуры являются по существу и сферами ее действия.
Понятие правовой культуры трактуется в узком и широком смысле слова.
Всё выше сказанное – в широком смысле слова.
Правовая культура охватывает все правовые ценности, все созданное и существующее в сфере права: законы, законодательная техника. Правовая наука. Юридическая практика, юридические институты и учреждения и т.д.
Под правовой культурой в узком смысле этого слова понимается правовая культура субъекта, культурность субъекта. Определенный уровень правосознание, обусловленный наличием или остуствием правовых знаний, правовым воздействием,правовым воспитанием. Наличием тех или иных правовых установок в сознании индивида. Определяющих для него правомерность либо не правомерность его действий.
Структура правовой культуры (в широком смысле) – это системное образование, включающее в себе материльные и духовные элементы: правосознание, правовое поведение, правовые учреждения, право, законодательство, законодательная техника, юридические науки, и т.д., где все эелементы взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Правоыая культура в узком смысле делится на виды традиционно: обыденный уровень, профессиональный и доктринальный.
Обыденный хар=ся отсутствием системных правовых заний и юр опыта. Существует на уровне обыденного правосознания субъекта индивида.
Профессиональный уровень складывается у практикующих юристов: судей, адвокатов.следователей. прокуроров и т.д. под влиянием их ежедневной работы, деятельности.
Доктриальный уровень – это уровень правосознание ученых-юристов, политологов. Опирается на …
Проф. Протасов выделяет виды правовые культуры по субъектам (шир. Смысл):
Это правовая культура общества в целом, правовая культура индивида, правовая культура социльных групп и правовая культура цивилизаций (в контексте локальный цивилизаций).
Существует и иные способы классификации правовой культуры по видам, но в современной теории государства и права нет единства в этом вопросе. Он требует своей дальнейшей научной разроботки.
Лекция №14. 2 семестр. 16 мая 2012 г.
Тема. Правовое воспитание: понятие, формы, методы.
Экзаменационный вопрос №80.
Обеспечение высокого уровня правосознания и правовой культуры не возможно без системы правового воспитания. Правовое воспитание – это целенаправленное систематизированная деятельность государственных органов в лице их представителей, общественных оганизаций, трудовых коллективов, семьи и самого индивида по формированию и повышению правосознания и правовой культуры.
Правовое воспитание – многоцелевая деятельность, предполагающая наличие стратегических (долговременных) и тактически ближайших общих и частных целей. Они могут конкретизироваться с учетом специфики субъекта и объекта воспитательного воздействия, используемых форм и средств этой деятельности. Достижение цели правового воспитания возможно на основе следующих принципов: научность, плановость, системность, последовательность, дефференцированность, обеспечение комплексного подхода, создание благоприятных условий для реализации правосознания на практике.
Правовое воспитание, как сложный процесс включает следующие составные части:
Субъекты воспитания – органы государственной власти в лице их представителей, политики, преподователи, воспитатели, родители, журналисты через СМИ и т.д.
Объекты воспитания – индивиды, труддовоые коллективы, учебные коллективы, иные социальные общности людей (например, заключенные) и т.д.
Срдержание воспитания, котрое выражается в приобщении людей к политико-правовым ценностям, идеям, принципам. Информации, опыту и т.д.
Формы правового воспитания – это конкретные способы организации воспитательного процесса, к ним относятся: правовое обучение, правовая пропаганда, юридическая практика, самовоспитание.
Правовое обучение предполагает передачу накопление и усвоение правовых знаний в семье, школе, вузах, детском саду. Правовая пропаганда осуществляет через СМИ. Она включает беседы на юридические темы, круглые столы специалистов права, дискуссии по правовым вопросам с участием сотрудников судов, правоохранительных органов, адвокатов, ученых-правоведов. Это тематические передачи. Например, Человек и закон. Это комментарии нового законодательства специалистами и тд.
Существуют и другие формы право-воспитательной работы: научно-практические конференции, пропаганда ведется и в художественных образах (фильмах)
Значительная роль отдается юридической практике посредством передачи пр инф посредством передачи гражданам в право….. процессе. Самовоспитание выступает как наиболее эффективная форма правого воспитания, когда субъект сам для себя устанавливает критерии права, правовые идеалы путем самообучения, анализа правовой действительности и личной практики.
Методы правового воспитания – это приемы, способы разъяснения политико-правовых идей, принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах общества. К ним относятся: убеждение, поощрение, угроза принуждения(предусмотренная законодательством) и иные приемы педагогического, эмоционального воздействия на воспитуемого.
Для воспитания юристов-профессионалов эффективны практические упражнения, игры, решение конкретных проблемных ситуаций на основе фундаментальных теоретических знаний.
Правовое воспитание нельзя сводить преимущественно к просветительской, информационной деятельности. Главное – направить воспитательное воздействие на формирование осознания необходимости поведения в рамках права, уважительного отношения к закону и иным государственно-правовым институтам, как к необходимости и общечеловеческой ценности.
Чем различается правовое воспитание и правовое воздействие?
Воспитание – целенаправленный процесс, а воздействие – стихийное явление! NB