Президент формирует правительство при определенном парламентском контроле
Правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии и должно получить вотум доверия парламента
Правительство формируется парламентом из лидеров победившей на выборах партии
Ответственность правительства
Перед президентом.
Парламент не может выразить вотум недоверия правительству
Двойная ответственность – перед парламентом и частично перед президентом. Президент не ответственен за действия правительства. Вотум недоверия парламента правительству невозможен
Перед парламентом. Парламент может внести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, что влечет за собой отставку правительства
Право роспуска парламента у президента
Отсутствует
Президент имеет право роспуска парламента
Наличие поста премьер-министра
Отсутствует
Существует пост премьер-министра
Объем полномочий президента
Полномочия президента: он не только глава государства, но и глава исполнительной власти
Президент – глава государства. Полномочия в осуществлении исполнительной власти разделены между президентом и правительством
Президентские полномочия номинальные, любые действия он совершает по рекомендации правительства, которое несет за них ответственность
Современные государства
США, страны Латинской Америки
Австрия, Россия, Франция
Индия, Италия, ФРГ, Швейцария
Формы государственно-территориального устройства
Линии сравнения
Унитарное государство
Федерация
Конфедерация
Сущность формы государственно-территориального устройства
Единое, неделимое, составляющее одно целое государственное устройство
Объединение нескольких территориальных единиц в одно государство
Объединение абсолютно независимых субъектов, имеющих независимую систему государственных органов и законодательств, свою валюту, гражданство, национальные армии
Конститутивные (определяющие) решения
Принимаются высшими органами власти
Принимаются высшими союзными органами; в сфере совместного ведения – с участием субъектов федерации
Принимаются высшими органами власти государств-участников
Территория
Единая, границы административно-территориальных единиц устанавливаются и изменяются центром
Образуют территорию субъектов, внутренние границы изменяются только с согласия субъектов в установленном конституцией порядке
Отсутствие единой территории
Политическая самостоятельность
Административно-территориальные единицы не наделены политической самостоятельностью
Субъекты обладают определенной политической самостоятельностью
Государства-участники сохраняют полную политическую самостоятельность
Конституция
Единая
Союза и субъектов, верховенство конституции союза
Государств-участников
Гражданство
Единое
Союзное и субъектов
Государств участников
Правовая и судебная системы
Единая
Верховенство союзного законодательства, право субъектов в сфере своей компетенции принимать законодательные акты
Отсутствие единой правовой и судебной систем
Международная деятельность
В полном объеме: открытие посольств и представительств за рубежом, заключение межгосударственных договоров, участие в международных организациях
Субъекты могут иметь представительства за рубежом, участвовать в международных организациях, иметь научные и культурные обмены
Государства-участники осуществляют международную деятельность в полном объеме
Право расторжения договора
-
Субъекты лишены права расторгнуть федеративный договор и выйти из федерации
Может быть расторгнут государствами-участниками и в одностороннем порядке
Современные государства
Великобритания, Дания, Испания, Италия, Швеция, Япония
Австралия, Бразилия, Германия, Индия, Канада, Мексика, Россия, США, Швейцария
СНГ, ЕС
Государственный аппарат – система государственных органов и учреждений, при помощи которых осуществляются государственная власть и государственное управление.
Государственные органы – составные части аппарата государства (физические лица или организации), наделенные государственно-властными полномочиями и участвующие в осуществлении функций государства. Эти органы имеют юридическую основу деятельности (нормы права); действуют от имени государства; могут применять принуждение; структурно обособлены.
Государственные учреждения – государственные организации, выполняющие те или иные функции государства, но не наделенные властными полномочиями (образовательные и научно-исследовательские учреждения, библиотеки, почты, различные учреждения связи и транспорта).
Структурные элементы государственного аппарата:
1. Служащие, профессионально занимающиеся управлением и получающие за это материальное вознаграждение.
2. Иерархическая система государственных органов и учреждений, которые правомочны совершать действия, направленные на урегулирование всех сфер общественной жизни.
3. Материальные средства, которые необходимы для функционирования первых двух элементов.
Компетенция государственного органа – это объем и перечень государственно-властных полномочий, закрепленных за этим органом, а также его юридические обязанности.
Принципы организации и деятельности государственного аппарата:
· Принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата
· Принцип разделения властей, который исключает возможность произвола со стороны государственных органов и должностных лиц
· Принцип демократизма, позволяющий учитывать интересы большинства граждан государства
· Принцип законности, означающий обязательность соблюдения законов во всех звеньях государственного аппарата
· Принцип гласности, обеспечивающий открытость деятельности государственных органов
· Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих, гарантирующий высокий уровень решения вопросов государственной жизни
· Принцип феодализма (в федеративных государствах), обеспечивающий разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами
Структура госаппарата
Основа классификации
Органы госаппарата
Разделение властей
· Система законодательных (представительных) учреждений
· Исполнительно-распорядительные органы
· Судебные органы
Выполняемые функции
· Органы, осуществляющие внешние функции (вооруженные силы, разведка, органы межгосударственных отношений, информации)
· Органы, осуществляющие внутренние функции (органы правопорядка, безопасности: полиция, суд, прокуратура; органы социально-экономического регулирования: финансово-налоговый аппарат, учреждения связи, транспорта, коммунальной службы; органы духовного производства: учреждения образования, культуры, органы информации)
2 формы осуществления деятельности:
· Организационная – направлена на внедрение в деятельность органов государства научных и эффективных методов организации труда, выработку и реализацию рекомендаций по ее совершенствованию
· Правовая – носит властный характер, реализуется в общеобязательных предписаниях, адресованных соответствующим субъектам.
Избирательные системы
Избирательная система – особый политический институт, связанный с организацией выборов политических деятелей, способом проведения голосования и определения его результатов, а также с распределением мандатов между партиями.
Компоненты избирательной системы
Избирательное право
Комплекс правовых норм о порядке выборов
Избирательный процесс
Комплекс действий в процессе выборов
В узком смысле слова
Политическое право гражданина избирать (активное право) и быть избранным (пассивное право)
В широком смысле
Избирательные законы и другие акты (например, инструкции, разъяснения)
Стадии:
1. Подготовительная (назначение даты выборов, регистрация и учет избирателей)
2. Выдвижение и регистрация кандидатов
3. Предвыборная агитация и финансирование выборов
4. Голосование и подведение итогов
Основные принципы демократического избирательного права
Принципы
Их сущность
Принцип равенства
Кандидаты имеют в процессе выборов равные права. Так, каждый депутат представляет равное число граждан. Все кандидаты должны иметь равные финансовые и прочие возможности. Каждый избиратель в одинаковой степени влияет на общий результат выборов
Принцип всеобщности
Любой дееспособный гражданин имеет право быть как избирающим, так и избираемым. Ограничения, накладываемые на действие данного принципа, называют цензами. В российском избирательном праве действуют два основных ценза – возрастной ценз (в выборах в качестве избирателей могут принимать участие все граждане, достигшие 18 лет, а в качестве избираемых – лица, достигшие 21 года) и ценз гражданства (в выборах могут принимать участие только лица, которые являются гражданами Российской Федерации). Остальные цензы (например, имущественный, половой, образовательный) в настоящее время практически нигде в мире не применяются
Принцип тайного голосования
Все выборы проводятся тайно, а избиратель имеет право не сообщать о сделанном им выборе.
Обеспечивается возможность свободного изъявления воли избирателя и исключается возможность давления на него
Принцип непосредственности
Избиратель голосует непосредственно за депутата, а не за выборщика, который впоследствии будет голосовать за кандидата.
Данный принцип не реализуется при выборе президента США, а также не соблюдался в дореволюционной России
Принцип состязательности
Выборы проводятся на альтернативной основе, т.е. избиратель должен иметь возможность выбора. Никто не имеет права создавать препятствия к участию в выборах другим кандидатам.
Данный принцип не соблюдался в СССР, а на территории России был введен лишь в 1993 г
Принцип гласности
Общественность может осуществлять контроль за проведением выборов: присутствие независимых наблюдателей на избирательных участках
Принцип свободы выборов
Любой гражданин участвует в выборах добровольно, и никто не имеет право оказывать на него давление
Принцип ограничения срока выборов
Выборы нельзя откладывать или переносить, если для этого нет веских причин, предусмотренных законодательством