Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Сущность государственного финансового контроля

Любая система функционирует без значительных сбоев и неполадок только в том случае, если налажен механизм контроля за ее деятельностью. Этот механизм позволяет вовремя выявить нарушения и принять меры к выправлению ситуации. Финансовая система в данном случае не является исключением: существует отлаженная система финансового контроля, который можно охарактеризовать как совокупность мероприятий, направленных на выявление, анализ и пресечение нарушений и злоупотреблений в сфере аккумулирования и распределения ресурсов.

Основные функции финансового контроля — предупредительная (аналитическая), штрафная и восстановительная. Цель п р е д у п р е д и т е л ь н о й функции — пресечь правонарушение, выявить самые корни его возникновения и возможности осуществления, проанализировать и устранить причины такой возможности. Цель ш т р а ф н о й функции — заставить нарушителя нести неблагоприятные последствия и лишения в связи с неправомерным поведением. В результате воздействия штрафной функции правонарушитель обычно компенсирует обществу потери, связанные с неправомерным поведением — в этом проявляется в о с с т а н о в и т е л ь н а я функция финансового контроля.

 

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации

Законодательные и представительные органы государственной власти, представительные органы местного самоуправления осуществляют следующие ф о р м ы финансового контроля:

• предварительный контроль — в ходе обсуждения и утверждения проектов законов о бюджете и других проектов законов по бюджетно-финансовым вопросам,

• текущий контроль — в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных органов государственной власти, представительных органов местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами,

• последующий контроль — в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Финансовый контроль, производимый органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, осуществляют:

• Министерство финансов Российской Федерации,

• Федеральное казначейство,

• финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований,

• главные распорядители и распорядители бюджетных средств.

Федеральное казначействоосуществляет предварительный и текущий контроль над ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления контроля и координирует их работу.

Министерство финансов Российской Федерациипроводит внутренний контроль над использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, также Министерство финансов может осуществлять финансовый контроль над исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Кроме того, Министерство финансов организует финансовый контроль, проверки и ревизии юридических лиц — получателей гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций.

Главные распорядители, распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль над использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами.

Главные распорядители бюджетных средствпроводят проверки подведомственных государственных и муниципальных предприятий, бюджетных учреждений.

Финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образованийпри самостоятельном исполнении бюджетов осуществляют финансовый контроль над операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса.

При передаче исполнения бюджета органам Федерального казначейства финансовые органы осуществляют финансовый контроль над соблюдением главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств условий выделения, распределения, получения, целевого использования и возврата бюджетных кредитов, бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий.

Отчет об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет, на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. При рассмотрении отчета об исполнении бюджета в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органе местного самоуправления может быть назначена внутренняя проверка отчета, осуществляемая органами Министерства финансов Российской Федерации в соответствии с заключенными соглашениями между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления и Министерством финансов Российской Федерации.

Отчет об исполнении бюджета представляется в соответствующий представительный орган в форме закона вместе с поясняющими документами и материалами. Он должен быть составлен в соответствии с той же структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при его утверждении. До начала рассмотрения отчета об исполнении бюджета представительным органом проводится внешняя проверка отчета.

Представительный орган принимает решение по отчету об исполнении бюджета после получения результатов проверки отчета, проведенной соответствующими контрольными органами. Он имеет право обратиться в органы прокуратуры для проверки обстоятельств несоответствия исполнения бюджета принятому закону о бюджете в случае превышения прав, предоставленных органу, исполняющему бюджет по сокращению расходов, перемещению ассигнований и блокировке расходов и привлечения к ответственности виновных должностных лиц.

Если в ходе проверки бюджета выявлено несоответствие исполнения бюджета утвержденному закону о бюджете в случае, если не вводился режим сокращения и блокировки расходов, соответствующий представительный орган принимает решение об отклонении отчета об исполнении бюджета.

Государственный финансовый контрольсо стороны органов законодательной власти выполняет Счетная палата Российской Федерации, независимая от Правительства и подотчетная Федеральному Собранию.

Государственный финансовый контроль включает контроль над:

• исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов,

• организацией денежного обращения,

• использованием кредитных ресурсов,

• состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов,

• предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Основными методамифинансового контроля являются проверки, обследования, анализ и ревизии.

Проверки, осуществляемые органами государственного финансового контроля, подразделяют на документальные и камеральные.

Д о к у м е н т а л ь н у ю п р о в е р к у проводят непосредственно на предприятии, в организации и учреждении в присутствии их должностных лиц. Источниками информации служат первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская, статистическая и оперативно"техническая отчетность, сметы расходов и расчеты к ним, расчеты по налогам и другая документация.

К а м е р а л ь н а я п р о в е р к а проводится по месту нахождения контрольного органа на основе перечисленных выше документов, предоставленных ему предприятиями, учреждениями и организациями, и имеющихся у субъекта контроля материалов о проверяемых юридических и физических лицах. Еще одним методом контроля является обследование. Оно заключается в личном ознакомлении контролирующего лица на месте с отдельными сторонами финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций.

Важным методом финансового контроля является а н а л и з, проводимый на основе детального изучения периодической и годовой финансово-экономической отчетности, организации финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций. В ходе анализа определяют уровень выполнения плановых параметров по доходам и расходам бюджетов и внебюджетных фондов, планов хозяйствующих субъектов, смет доходов и расходов бюджетных учреждений, соблюдение финансовых и натуральных норм расходования средств, финансовой дисциплины и т. д.

Основной метод финансового контроля — р е в и з и я. Она представляет собой комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, а также работы финансовых органов по составлению и исполнению бюджета, осуществляемых с помощью приемов документального и фактического контроля. Ревизии направлены на установление обоснованности, целесообразности и экономической эффективности совершаемых хозяйственных операций и бюджетных процедур, соблюдение финансовой дисциплины, сохранение государственной собственности, обеспечение достоверности ведения учета и отчетности. Цель ревизии — выявление и предупреждение нарушений в финансово"хозяйственной деятельности ревизируемого объекта.

Важное значение в осуществлении финансового контроля имеет внутрихозяйственный контроль, который проводится работниками финансово"бухгалтерских служб самих предприятий, учреждений и организаций. Особая роль при этом отводится главному бухгалтеру. Он обязан обеспечить контроль и надлежащий учет всех финансово"хозяйственных операций своего предприятия, с тем чтобы исключить любую возможность образования недостач, растрат, хищений, незаконного и нецелевого использования денежных средств и материальных ценностей. Главный бухгалтер несет ответственность за полноту исчисления и своевременность внесения в бюджет причитающейся суммы налогов. Для выполнения своих функций он наделен достаточно широкими правами и полномочиями.

Наряду с государственным и внутрихозяйственным широко используется и аудиторский контроль.

Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской и финансовой отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклораций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказание других аудиторских услуг. Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.

В н у т р е н н и й а у д и т осуществляется внутрифирменной аудиторской службой и направлен на повышение эффективности управленческих решений по экономному и рациональному использованию ресурсов предприятий с целью максимизации прибыли и рентабельности. Особенностями внутреннего аудита является его проведение внутри организации своими же специалистамиаудиторами по желанию руководства для получения информации, служащей основой для принятия решений, за счет собственных средств организации.

В н ешн и й а у д и т выполняют аудиторские фирмы или частные предприниматели — аудиторы. На основании проверки обоснованности и законности всех хозяйственных операций они подтверждают достоверность бухгалтерской отчетности.

При проведении аудита государство получает возможность добиваться высокого качества и достоверности бухгалтерского (финансового) учета и отчетности, правильности исчисления и взимания налогов и других платежей, не расходуя при этом бюджетные средства. Но это не означает, что аудит подменяет государственный финансовый контроль, осуществляемый специально уполномоченными государственными органами.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.