Программа дисциплины "Экономика" федерального компонента ГСЭ составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальностям 030501 Юриспруденция, 030505 Правоохранительная деятельность, 030502 Судебная экспертиза и определяет содержание и структуру учебной дисциплины.
Радикальная экономическая реформа в современной России определяет новую направленность экономического обучения. Изучение экономических дисциплин должно способствовать не заучиванию абстрактных теоретических положений, а творческому рассмотрению основных проблем экономической деятельности применительно к регулируемой рыночной экономике.
Программа дисциплины "Экономика" аккумулирует достижения современной отечественной и зарубежной экономической науки, цивилистики, хозяйственной практики. Особое внимание в ней уделяется экономическим проблемам, определяющим противоправное поведение.
В современных условиях успешная борьба с преступностью невозможна без глубокого понимания сущности процессов, происходящих в экономико-правовой сфере российского общества. Экономические процессы во многом предопределяют изменения криминогенной ситуации в стране в целом и, особенно, в части борьбы с организованной преступностью.
Рост удельного веса и все большее доминирование экономических преступлений, усложнение этого вида преступности, вступление в силу новых Уголовного, Гражданского и Налогового кодексов Российской Федерации, требуют от работников органов внутренних дел соответствующего понимания сути деформаций экономических отношений.
Большое внимание уделено анализу сущности переходной экономики, особенностям её проявления в России, в том числе, деструктивной экономической деятельности. Увеличение многообразия форм экономической преступности требует от будущих сотрудников правоохранительных органов соответствующих знаний, понимания природы и закономерностей ее развития.
В связи с этим, выпускники образовательных учреждений МВД России должны иметь довольно широкий экономический кругозор, обеспечивающий им возможность ориентироваться и быстро реагировать на изменения реалий формирующейся рыночной экономики.
Цель изучения дисциплины "Экономика" состоит в ознакомлении обучающихся с:
- достижениями современной экономической науки;
- сущностью фискальной, денежно-кредитной, социальной и инвестиционной политики;
- реальной хозяйственной практикой государственных и коммерческих структур;
- передовым зарубежным и отечественным опытом управления и контроля в сфере экономики;
- противоречиями перехода к рыночной экономике, негативными аспектами этого движения;
- новыми факторами преступности в сфере экономики.
Задачи дисциплины: ориентировать обучающихся на формирование современного экономического мышления и поведения на основе творческого усвоения основных положений различных школ и направлений в экономической науке.
Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника.
Дисциплина "Экономика" занимает одно из ведущих мест в блоке социально-гуманитарных дисциплин, ее освоение предполагает формирование базовых основ гуманитарного образования.
В соответствии с профессиональной подготовкой выпускника в дисциплине уделено внимание взаимодействию экономики и права, месту и роли правоохранительной системы в хозяйственной жизни общества.
В результате изучения дисциплины выпускники должны:
иметь представление:
- о происхождении, природе и сущности товарного производства, товара и денег;
- об основных этапах становления рыночного хозяйства, сущности рыночного механизма;
- об основах макроэкономики: особенностях функционирования товарных рынков и хозяйственной деятельности предприятия;
- об основных макроэкономических показателях, целях экономической политики государства, денежном обращении, финансово-кредитной системе, экономических кризисах;
- о законах функционирования мировой экономики и экономических аспектах глобальных проблем человечества;
знать основные экономические понятия, категории и законы;
уметь:
- ориентироваться в информации, характеризующей процессы в основных сферах экономики: банковской системе, предпринимательстве, торговле, топливно-энергетическом комплексе, сельском хозяйстве, внешнеэкономической деятельности и др.;
- анализировать динамику макро- и микроэкономических показателей;
иметь навыкииспользования полученной экономической информации для выявления и предупреждения правонарушений и разработки эффективных методов борьбы с ними.
Изучение дисциплины завершается сдачей экзамена.
Программа составлена из расчета учебного времени: 100 часов (70 – аудиторные занятия и 30 часов – самостоятельная работа)
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Наименование частей, разделов и тем
Раздел I
Общие основы экономического развития
Введение в экономическую науку.
Экономика как система хозяйствования
Развитие отношений собственности
Товарно-денежные отношения
Раздел II
Основы микроэкономики
Основы теории потребительского поведения
Фирма в рыночной экономике.
Управление фирмой в рыночной экономике
Доходы в рыночной экономике и рынки факторов производства
Национальная экономика: основные цели и показатели
Раздел III
Основы макроэкономики
Экономический рост и кризисы в развитии экономики
Особенности аграрного сектора экономики
Занятость и безработица в рыночной экономике
Денежная система и политика
Кредитно-банковская система
Формирование и использование государственного бюджета
Государственное регулирование рыночной экономики
Раздел 1V
Мировая экономика
Международные экономические отношения
Международная валютная система
Теневая экономика и экономическая преступность в России и пути её преодоления