Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Специфика хореографического искусства

В эстетическом и физическом воспитании подрастающего поколения важная роль отводится хореографическому искусству. Танец (с польск. - Taniec, от нем. - Tanz) - вид искусства, в котором средством создания художественного образа являются движения и положения человеческого тела. Танец возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями от окружающего мира. Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие каждой эпохи. Существует огромное множество направлений, школ, стилей и форм танца. Принято выделять четыре основных вида хореографического искусства:

· народный танец,

· бальный танец,

· классический танец,

· современный танец.

Все виды народного танцатесно связаны с жизнью. К основным его компонентам относятся музыкально-ритмическая основа, лексика танца (дви­жения, жесты и позы, их пластическое соединение, рисунки танца), костюмы. Находясь в теснейшем единстве, они являются выразительными средствами танца, раскрывающими своеобразие содержания, переда­ющими особенности стиля и манеры, создавая неповторимость колорита народной хореографии.

Народный танец тесно связан с музыкой, песней, особенностями национального костюма. Эти факторы в совокупности с историко-географическими и социально-бытовыми признаками создают характерные черты хореографии разных народов.

У каждого народа сложились свои танцевальные традиции, свой пластический язык, особая координация движений, приемы соотношения движения и музыки. Народный танец призван научить подростка познавать единство ценностей и понимать, что форма их выражения может различаться в зависимости от менталитета того или иного народа.

Народный танец характеризуется такими качествами, как:

- традиционность (народные представления о природе, человеке, социуме)

- синкретичность (единство танцевального, инструментального и театрально-игрового начал)

- вариативность (личностный исполнительский поиск, ориентированный на заданный традицией образец)

- коллективность (ансамблевый характер народных танцев, коллективное начало)

- функциональность (связь с жизнью, ситуацией исполнения).

Народный танец, интегрированный с занятиями физкультурой, предоставляет возможности для физического образования как комплекса актуализированных ценностей физической культуры, адекватных интересам, склонностям, потребностям, потенциальным возможностям подростков. В процессе занятий народными танцами подростки приобретают необходимые навыки владения своим телом, что способствует развитию культуры физических движений.

Народный танец рожден непосредственно жизнью народа. Он отображает образ народа, его характер, вкусы, сложившиеся под влиянием целого ряда жизненных закономерностей, трудовых процессов, обрядов, празднеств, исторических событий и т. д. Мыпоказываем через танец широкое влияние, показываем народ во всем его многообразии, со всеми присущи­ми ему особенностями. Что является немаловажным в современном мире. Так как огромный наплыв информации извне (ТВ, интернет, радио и пр.) даёт подросткам малосодержащую информацию о своем народе. А народный танец, в свою очередь, рождает в подрастающем поколении любовь к Родине, гордость за неё, формирует эстетический вкус и основы культуры.

Следующий вид хореографии – бальный танец. Его принято делить на три разновидности: историко-бытовой, современный бальный и спортивный танец.

Историко-бытовой танец - это особый вид хореографического искусства. Отражая танцевальные стили различных исторических эпох, он сохраняет в современном искусстве картины и образцы танцевальной культуры прошлого. Историко-бытовой танец включает наиболее характерные худо­жественные образцы бытовой хореографии, исполнявшиеся в различных слоях общества. Имея в первооснове народную (крестьянскую) хореографию, историко-бытовой танец оказал значитель­ное влияние на развитие профессионального балетного искусства. Технология историко-бытового танца способствовала канонизации многих элементов хореографии, ныне составляющих «лексику» классического танца.

Эпоха Возрождения стала начальным этапом формирования школы бытового танца. В этот пе­риод происходит разделение в развитии народного (крестьянского) и придворного (дворянско-феодального) танцев. Усиливается значение танца как важнейшего выразителя торжественного при­дворного этикета.

В XV веке возникает стиль танцев-шествий. Это бассдансы, так называемые «низкие танцы», которые, в отличие от крестьянских танцев, не содержали резких движений. Их основа - скольже­ние. Их противоположностью были разнообразные по характеру бранли, танцы хороводного типа движения (бранль простой, двойной, веселый).

Такое контрастирование двух основных характерных особенностей бытового танца сохранилось и в XVI столетии. Танцы этого времени несут в себе контраст медленного и более быстрого движений. В эту эпоху из бытового танца «изгоняются» резкие, энергичные, прыжковые танцевальные элементы народного характера. Узаконивается мягкая манера закру­гленных движений, поклонов, скольжений и небольших подъемов ноги. Трехдольный размер стано­вится преобладающим в танцевальной музыке.

XVII-XVIII века характеризуются усилением политической и экономической роли Франции. Формируются характерные черты французского абсолютизма. Стиль итальянского барокко сменяется изящным рококо. Пышность парижского двора накладывает отпечаток на всю европейскую культуру и искусство. На смену торжественным выходам и танцам оживленного характера прихо­дят танцы подчеркнутой симметрии, движения которых искусно стилизованы. Происходит отказ от танцев хороводного типа. Пары образуют колонну, где места танцующих символизируют строгую регламентацию придворной иерархии. Созданием академии танца (1667) закладываются основы профессионального танца.

XIX век – эпоха стабилизации буржуазного порядка. На смену танцам XVIII века пришли танцы более живого и интимного характера. Прежде всего это эпоха связана с вальсом. «Вальс как ритм был одним из выражений обогащенного ритмического восприятия и выявлен был иным строем чувствований, шедшим на смену чопорности и окаменелости движений и поз феодально-придворного ритуала. Ритм вальса – обогащение в художественно-пластической области нового эмоцио­нального строя, нового строя чувствований, а тем самым и движений бурно растущей городской жизни».

Необходимо отметить славянские истоки наиболее популярных бытовых танцев XIX века и выде­лить роль и значение России в создании новых и переработанных старых образцов бытовой хореогра­фии. Это цикл бальных танцев на народной основе (венгерка, казачок, лезгинка и т. д.) и русские танцы на основе элементов полонеза, вальса, мазурки (вальс-мазурка, миньон, полонез-мазурка, па-де-катр), на основе гавота и менуэта. В развитии бытового танца влияние России объяс­няется своеобразием и противоречиями в ее социальном развитии и значительными достижениями русской танцевальной школы.

Краткий обзор образцов историко-бытовой хореографии, истории их происхождения и развития позволяет утверждать, что в танцевальной культуре бытовой хореографии параллельно существова­ли и развивались две ветви. Это танцы аристократического, в дальнейшем буржуазного общества и бытовые танцы простого народа. Живые, естественные и свободные движения и круговые, хоро­водные фигуры танцев народной группы контрастируют с замкнутыми, церемонными, галантными элементами и симметричными, колоннообразными фигурами танцев аристократической группы.

Изучая, историко-бытовой танец в школах искусств, хореографических кружках молодые люди могут прочувствовать те эмоции, переживания, которые были в то время. Для полного представления картины светского бала подростки подключаются к составлению эскизов костюмов XVIII - XIX веков, помогают в организации оформления бального зала, изучают правила хорошего тона. Все это может отвлечь подростка от негативного вмешательства «улицы», СМИ и т.д.

В наше время становится более популярным проведение светских балов в гимназиях, общеобразовательных школах, проведение литературных вечеров, поэтому подростку очень важно знакомиться с культурой разных времен. Знания, полученные на уроках географии, истории, обществоведения, литературы дети нашего времени могут направить на создание данной атмосферы праздника и погружения во, что-то новое и интересное, которое было забыто.

Современный бальный танец является преемником историко-бытового. Искусство бальной хореографии занимает значительное место в эстетическом воспитании подростков, молодёжи и организации её содержательного досуга.

В XIX в. сохраняются многие танцы прошлых веков, ставшие более доступными по сравнению с «утонченными» танцами XVIII в. XIX век – время массовых бальных танцев. Всё больше начинают входить в моду балы, маскарады. В них принимают участие не только знать, но и городское население. И если на балах XIX века господствовали вальс, полька, полонез, мазурка и контрдансы, то к концу этого столетия талантливые русские педагоги, сохраняя верность стилистике салонных танцев, создают на их базе множество новейших танцевальных об­разцов, в которых причудливо сочетаются различные фигуры танцев прошлого на раз­ные музыкальные ритмы.

Бальная хореография начала XX века чрезвычайно разнообразна по стилистике. В России появляются совершенно новые по своим выразительным средствам афро-амери­канские танцы. В ресторанах и барах зазвучали джазовые ритмы, и бытовая хореография моментально пополнилась заморскими элементами движений.

Танго, фокстрот и вальс, ставшие классикой бальных танцев, со временем изменя­ются, становятся иными. Появление конкурсов на исполнение европейских танцев вно­сит свои стилистические коррективы. Английская школа стала превалировать над фран­цузской, принятой русским обществом. Развитие техники конкурсного танца неизбежно привело его к спорту, а сюжетные театрализованные шоу — к искусству. В настоящее время продолжается процесс формирования российской школы спортивного (бального) танца.

Спортивные танцы привлекают своей яркостью исполнения, быстротой движений, эмоциональностью. Подросток, занимаясь спортивным танцем, воплощает свои мечты о красоте. Красоте тела, одежды, мыслей и поступков, в том числе в аспекте принадлежности по половому признаку.

Спортивный танец - это новый вид сценического танца, его нельзя отнести к числу наиболее развитых, полностью сформировавшихся. В Европе (Германия, Англия, Испания, Италия, Финляндия, Венгрия и др.) история развития спортивного танца насчитывает лишь несколько десятилетий. В России и того меньше. Федерация танцевального спорта РФ официально была создана в 1970 году, а с 2012 года переименована в Союз танцевального спорта России.

Спортивный танец приобретает черты массового спортивного движения и становится одним из любимых видов досуга подростков и молодежи. Реализация этой потребности осуществляется, в основном, в учреждениях дополнительного образования и культуры.

Дополнительное образование является мощным средством развития личности подростка, необходимым условием для его самореализации, поскольку дополнительное образование признаёт подростка главной действующей фигурой всего образовательного процесса, базируется на его познавательных, творческих интересах и потребностях. В учреждения дополнительного образования, школы искусств, танцевально-спортивные клубы и пр. принимают детей независимо от возраста, жизненного опыта, школьной успеваемости и предоставляют возможности для реализации их творческого потенциала. Как и любой вид хореографии, спортивный танец имеет свои задачи по формированию компетенций.

Образовательные задачи:

· Формирование двигательных навыков;

· Формирование умения слушать и слышать, «чувствовать» музыку;

· Формирование умения танцевать в паре;

· Формирование умения использовать знания по предметам основного образования для занятий спортивным танцем;

· Формирование компетенций для работы по созданию композиций под определенную музыку.

Развивающие задачи:

· Развитие творческой индивидуальности, образного и логического мышления подростка;

· Содействие правильному физическому развитию организма, выработке красивой осанки, укреплению всех групп мышц.

Воспитательные задачи спортивного танца направлены на:

· художественно-эстетическое и культурное развитие подростков;

· формирование компетенций по половому воспитанию;

· формирование социально-нравственных компетенций и социально-значимых качеств личности (общительность, честность, трудолюбие, инициативность, коллективизм и др.);

· формирование компетенций по самоорганизации и самореализации через концертную и соревновательную деятельность.

Многогранный спортивный танец стал синтезом спорта и искусства. Они объединились в нем самым органичным образом, являя зрителю гармонию сильных и красивых тел мужчины и женщины, слившихся в ритме и мелодии, отражая всю широту оттенков проявления любви, гордыни, ревности, драмы и личностной индивидуальности каждого из партнеров.

Именно это соединение и производит на зрителя ярчайшее впечатление, затрагивая самые различные моменты его восприятия от психологии до физиологии.

Не менее глубокое влияние спортивный танец оказывает и на самих танцоров, поскольку необходимость тренировать свое тело, воображение, восприятие музыки, эмпатию, учиться искусству перевоплощения, тонко чувствовать характер музыки, танца и своего образа в нем, стиль - все это полностью меняет как внешний, так и внутренний облик подростка-танцора, и, несомненно, его обогащает.

По мнению известного спортивного психолога Нины Рубштейн, в настоящее время спортивный танец не имеет национальности и, таким образом, не является чуждой культурой в других этносах, к которым не имеют отношения танцы по спортивной программе - европейской и латиноамериканской. За последние годы спортивный танец интегрировал огромное количество различных видов хореографии - от народного до современного танца, и стал танцем "всех времен и народов".

Тем не менее, различные слои общества с эстетической точки зрения воспринимают спортивный танец по – разному. Это зависит от возрастных, этнических, интеллектуальных особенностей каждого – и зрителя, и исполнителя. И здесь основная суть в том, что спортивный танец своей спецификой затрагивает самые глубокие, архетипические, древние струны личности, массу проблем, связанных с табу и нравственностью, такие, как ее духовность, любовь и сохранение индивидуальности в ней и мужчины, и женщины.

Тем более сложно обстоит ситуация с восприятием спортивного танцевания подростком, поскольку подросток, в силу его возрастных особенностей, психологического восприятия отношений между мужчиной и женщиной, не может отобразить в своем танце ни глубины этих отношений, ни их красоты и богатства, ни философской сути вследствие отсутствия должного для такого возраста жизненного опыта.

Тем не менее, сама субкультура танцевального спорта, определяющая стиль танцевальных отношений, общения и поведения танцоров, прививает ребенку с первых лет занятий танцами такой образ жизни, который большинство мыслящих людей считают красивым. Именно в эстетическом понимании этого слова. Это более высокий уровень культуры (танцевальный имидж): в поведении, во внешнем виде, отношениях с противоположным полом. А так же и уровень творческого восприятия музыки и танца, театрального искусства и др. при решении проблемы творческой и личностной реализации в социуме.

Образуя танцевальную пару, дети и подростки вынуждены проживать модель взаимоотношений «мужчина-женщина», «юноша-девушка», «мальчик-девочка», что готовит их к социальной адаптации во взрослой жизни. Спортивный танец через танцевальные упражнения, психологические тренинги, через выступления на соревнованиях воспитывает в мальчике галантность, бережное отношение к противоположному полу, заботу, ответственность, лидерские качества, а в девочке грацию, элегантность, красоту манер, все качества женственности.

Партнерство в танце - это взаимоотношения и взаимоответственность, Подчинение партнерши партнеру, основанное на доверии, - это проявление мужской и женской природы. Ведение в паре, тактильное и зрительное, - один из самых важных моментов на занятиях спортивным танцем, и самых сложных. Грамотное ведение в паре необходимо для развития синхронности движений, для увеличения скорости, смены ритма, стрейчинга, для лучшего взаимопонимания и взаимодействия друг с другом. Все это вместе создает впечатление полнейшей гармонии между партнером и партнершей.

Музыка задает вид отношений через проявление чувств и эмоций в паре. Танцор - это актер, изображающий любовь, страсть, дружбу, драму, трагедию, заигрывание, соблазнение, агрессию, шалость, веселье и многое другое.

Таким образом, при всем своем сущностном несоответствии подростковому возрасту, спортивный танец формирует в танцорах с детства один из важнейших психолого-эстетических принципов, дошедший до нас из уст А.П. Чехова: "В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли". Опытный же танцор, впитавший в себя таковой образ жизни, по сути, во многом становится именно таким человеком.

Одним из главных жанров, на котором строится всё хореографическое искусство, является классический танец. Он представляет собой четко выраженную систему движений, в которой нет ничего случайного, ничего лишнего. Классический танец повсеместно признан одним из главных выразительных средств современного балета.

Классический танец как учебный предмет изучается обучающимися раздельно, так как отличается по своему исполнительскому стилю, приемам и материалом программы. В первых двух классах (обучающиеся девяти-одиннадцати лет) это различие внешне еще не столь заметно, но в дальнейшем оно выявляется достаточно и определенно. Если, например, девочки, особенно подростки в переходном возрасте (преимущественно от двенадцати до шестнадцати лет), уже стремятся быть убедительно грациозными, изящными, то юноши в этом же возрасте проявляют еще некоторую мальчишескую нескладность.

Юноши к семнадцати-девятнадцати годам (в переходном возрасте от отрочества к зрелости) только начинают обретать некоторую мужественность и гармоничность в движениях, в то время как девушки этого же возраста уже чувствуют себя гораздо самостоятельнее, увереннее и активнее.

Определить разницу между исполнительским мастерством можно, например, при выполнении какого-либо battement, port de bras, поз, прыжка и т. п. Форма и темп движения в основном одинаковы, но меняется их характер. У мальчиков, как правило, более определенно выражены волевое начало, физическая сила, простота, лаконизм и строгость исполнения. Если обучающийся фиксирует один и тот же поворот или наклон головы, то мальчик должен исполнить его более решительно, более определенно, чем девочка, с большей волей и пластической окраской.

Действия шеи, рук, корпуса и ног ученика также должны отличаться по своему характеру от изящной и смягченной пластики танца учениц.

Таким образом, воспитание исполнительского мастерства ученика и ученицы требует своей психологической направленности и строгого учительского вкуса, а не вообще достижения "красивой" и виртуозной манеры движения будущей танцовщицы или танцовщика. Поэтому, учебную программу предмета "Классический танец" следовало бы составить отдельно для учениц и учеников, внеся в нее соответствующее пояснение и коррективы.

Еще одним видом хореографического искусства является современный танец - это направление искусства танца, включающее танцевальные техники и стили XX-начала XXI вв., сформировавшееся на основе американского и европейского танца модерн и танца постмодерн. В этом смысле не существует единой техники современного танца. Австралийский, европейский, канадский, американский современный танец отличаются друг от друга во многих аспектах, так же, как и каждая школа имеет свой собственный подход.

Современный танец лишен единства стиля и эстетики. Он похож на запутанное здание со множеством по разному обставленных комнат. Это не только постмодернистский танец в Америке с его направленностью в "абстрактный танец" и эксперименты со сценическим пространством ; не только европейский балет, больше склоняющийся к "театру танца" П.Бауш; но и танец Буто; и удивительное соединение традиции китайского танца с западной балетной техникой, которое существует в творчестве Линь Хуан-Миня; и смелое соединение индийского стиля бхарат-натьян с западной музыкой, осуществленное Ш.Джейясинхом; и африканские танцы И.Тассембето и многие , многие направления, труппы и хореографы, которые не похожи в своем творчестве ни на кого из предшественников. Многообразие форм современного танца настолько велико , что трудно предугадать, в каком направлении пойдет его развитие. Слияние современных тенденций европейского танцевального искусства с не европейскими танцевальными формами создает впечатление некоего культурного колониализма, и в этом есть доля истины. Но одновременно происходит и обратный процесс, когда африканские, азиатские танцевальные традиции привносят в европейское искусство танца, и такое культурное многообразие приводит к обогащению танцевальной палитры и создает неповторимое соединение множества стилей и направлении

 

Общим для всех направлений современного танца является то, что танец рассматривается как инструмент для развития тела танцовщика и формирования его индивидуального хореографического языка через синтез, актуализацию и развитие различных техник и танцевальных стилей. Для современного танца характерна направленность, обусловленная взаимодействием танца с постоянно развивающейся философией жизни, движения и комплекса знаний о возможностях человеческого тела и взаимодействия тела-разума, тела-пространства, тела-тела.

Большое значение также имеет концепция осознанности. Одновременно с техническими аспектами развиваются и художественные формы танцевального искусства: танцевальный театр, физический театр, современный балет, танцевальная импровизация - социальные формы танца и, конечно же, происходит активное взаимодействие и взаимовлияние танца на другие формы современного искусства.

Для современного танца характерна многосторонность, универсальность и гибкость. Его можно танцевать в любой акустической среде (различные направления музыки, тишина, естественные звуки), комбинировать и объединять танцевальные техники, создавая новые стили и движения. Современный танец работает с природной структурой тела, и, поэтому доступен начинающим. В то же время легкость и естественность движения, которую дает это направление танца, позволяет профессиональным танцорам открывать для себя новые грани.

В настоящее время насчитывается огромное количество различных стилей, школ и направлений современного танца. Если говорить о сценических видах современной хореографии, то можно отметить следующие: контемпорари дэнс, нео-классика, модерн и джаз. К несценическим относятся: фольк-модерн, джаз-модерн, тиктоник, стрит-дэнс, брейк, хип-хоп, бонг, диско, флэш, стэп и многие другие.

В подростковой среде более широкое распространение получили , хип-хоп, брейк и т.д., музыкальная составляющая которых, равно как и одежда, символика, манера общения, зародилась на улицах негритянских и латинских кварталов крупных городов Америки, получившее название «хип-хоп культура».

Подростки в настоящее время часто втягиваются в такие деструктивные практики, как наркомания, пьянство, вандализм, женская и мужская проституция. На этом фоне хип-хоп культура может оцениваться скорее позитивно даже теми, кому претит ее американизм. Она не основывается на потреблении наркотиков, она не замешена на криминале. Она по-своему спортивна, по-своему музыкальна, по-своему художественна. В этих характеристиках - ее социальный ресурс и для российских условий.

Для молодых людей хип-хоп культуры нехарактерно разделение по половому признаку, и доминирует стиль «унисекс». «Унисекс» присутствует в одежде, в прическе, в манерах. Поэтому грань между мужским и женским танцеванием в хип-хопе, как и в клубных танцах, стирается. Но для того, чтобы разнообразить хип-хоп – хореографию, добавляются движения других направлений таких как джаз, степ, и даже народный танец (присядки, дроби, хлопушки).

Формирование танцевальных навыков в процессе занятий хореографией в учреждениях дополнительного образования уже с раннего возраста способствуют их успешной адаптации и социализации.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.