Комплекс памятников эпохи развитой бронзы «Синташта» (одноименное укрепленное поселение, курганы и грунтовые могильники) – один из наиболее известных археологических объектов Южного Урала и Центральной Евразии в целом. Комплекс (Генинг В.Ф., Зданович Г.Б., Генинг В.В., 1992) широко известен в мировой науке, культуре, массовых средствах информации. Поисковая система Yahoo дает 10 500 результатов на запрос Sintashta. Это один из мировых археологических брендов, давший свое имя не только уникальной археологической культуре, но и целому исследовательскому направлению в сфере исследования позднего бронзового века Евразии – синташтоведению (Зданович Д.Г., 1999). Это направление исследований также напрямую связано с изучением процессов развития постпервобытных и раннецивилизационных обществ в Древней Европе.
Предметы из раскопок Синташты представлены на отдельном стенде в постоянной экспозиции Государственного Исторического Музея (ГИМ).
Степень исследованности комплекса. Актуальность исследований. Комплекс «Синташта» имеет более чем 40-летнию историю исследований. Выделяется три этапа: 1) 1970-е (1971-1976) гг.; 2) 1980-е (1983-1985) гг.; 3) современный этап (с 2000-х гг.).
Исследования 1970-х-1980-х гг. проводились в связи со строительством водохранилища на р. Синташта. Они отличаются значительными масштабами работ, в ходе которых были сделаны важнейшие археологические находки и открытия. Однако эти исследования характеризуются рядом недостатков, типичных для новостроечных экспедиций той эпохи. В первую очередь, это отсутствие комплексного подхода к полевому изучению археологических источников. Почти все артефакты, не являющиеся собственно «археологическими вещами» – костные останки людей и животных, древнее дерево, пробы почв и грунтов – к настоящему времени утрачены. Серия радиоуглеродных дат из раскопок 1970-х гг. обоснованно признается мало достоверной (Кузьмина Е.Е., 1994). Излишне подчеркивать, насколько важны любые попытки восстановления этой информационной базы, получение новых материалов, отвечающих критериям методологий и методик современной науки – если речь идет о таком памятнике как Синташта.
С этой точки зрения, выглядит закономерным обращение к наследию Синташтинского архео-культурного комплекса на современном этапе (в первые десятилетия XXI в.). В составе проведенных работ:
- новые разработки по дешифрированию древних архитектурных остатков и рельефов на территории комплекса, их публикация (Зданович Г.Б., Батанина И.М., 2007);
- возобновление археологических раскопок на руинах Большого синташтинского кургана (СБ) (Малютина Т.С., 2006. Отчет). В рамках этого проекта были дважды осуществлены естественнонаучные исследования СБ: в 2005 г. (Хохлова О.С., и др., 2008; Golyeva A.A., Khokhlova O.S., 2011) и в 2009 г. (Приходько Е.В., 2014);
- разработка («некоторые подробности и новые сюжеты»), посвященная раскопкам Малого синташтинского кургана (Стефанов В.И., Епимахов А.В., 2006).
Вплоть до современности можно было считать, что «к настоящему времени комплекс полностью исследован раскопками и находится [частично – Д.З.] в ложе водохранилища…некрополь полностью раскопан» (Зданович Г.Б., Батанина И.М., 2007. С. 144, 152).
Ситуацию изменили разведочные исследования полевого сезона 2015 г., в ходе которых на северной периферии архео-культурного комплекса Синташта был обнаружен новый комплекс погребений – Синташта IV.
Синташта IV. Краткая справка об исследованиях 2015 г. Объект (зафиксирован Здановичем Г.Б.) располагается в 70 м от грунтового могильника С II на террасе левого берега реки Синташта, вблизи русла ее небольшого притока. На месте одного из норных выбросов древнего дерева была заложена траншея длиной 8 м, шириной 1 м. При выборке предматерикового грунта оказались потревоженными кости древнего погребения.
Погребение было совершено в узкой яме глубиной около 1 м, ориентированной по линии ЮЗ – СВ. Погребенный положен вытянуто на спине, у его левого бедра расчищен горит с тленом от лука и 14 бронзовых втульчатых стрел с остатками древков. Под горитом достаточно хорошо сохранился железный акинак, на нем тлен футляра из плотной выдубленной кожи, окрашенной в красный цвет. В области пояса лежала округлая бляха (ременная обойма) с двумя параллельными скобами на оборотной стороне. Полученные материалы позволяют датировать погребение IV – III вв. до н. э. Исследованное погребение было впускным по отношению к разрушенной грунтовой конструкции, относящейся, вероятно, к эпохе бронзы. Всего (включая исследованное) в траншее было зафиксировано три могильных ямы.
Одна из них с наибольшей вероятностью относится к периоду развитой бронзы (синташтинская культура). Есть основания предполагать здесь наличие неизвестного ранее грунтового могильника синташтинской эпохи.
Программа исследований 2015-2017 гг. Исследования проводятся по трем направлениям / программам.
1) Архивно-аналитические исследования. Данное направление предполагает:
- работа с аэро- и космоснимками;
- аналитика результатов геодезических и геофизических исследований;
- введение в научный оборот неопубликованных данных:
- исследования курганных памятников Синташтинского комплекса в 1970-х гг. (курганы 2 и 3);
- комплексные археологические и почвенно-археологические исследования Большого Синташтинского кургана в 2000-х гг. В том числе:
Исследования 14 С гумуса 4х погребенных почв под Большим Синташтинским курганом выявили различный возраст перекрытия насыпью в центре (4100±170; 4000±105 лет назад) и его периферии (3200±120; 2800±65 лет назад) (Две даты: Хохлова и др., 2008). Свойства почв в центральной и периферийной частях кургана имеют различия.
2) Полевые исследования 2016 г.
- Геофизические исследования;
- Гидрологические исследования;
- геодезические исследования;
- археологические раскопочные исследования;
- разведочные исследования (включая территорию пос. Мирный – разрушенный могильник эпохи бронзы).
3) Лабораторно-аналитические исследования.
1) 14С анализ (образцов древних костей и дерева) для определения времени сооружения памятника, в том числе АMS 14С как более точный анализ.
2) Будет проведена реконструкция палеоэкологических условий исторического памятника в разные хроинтервалы его функционирования. Она будет выполнена на основе изучения почв, растительности, содержимого погребальных сосудов и анализа костных останков людей.
2.1) Почвы. Экологические условия древности будут выявляться на основе сопоставления погребенных древних и фоновых современных почв по результатам комплексных исследований различных свойств почв (Александровский, 1974; 1987; 2015: Иванов, 1978: 1992, 2015; Демкин, 1979;1997, 2013;Геннадиев, 1990; 2013; Чендев, 2003 др. ):
2.2). На основе морфологических характеристик почв (мощность гумусового (темного прокрашенного слоя), карбонатного (белесого) и солевого горизонтов и мощность почвенного профиля в целом, а также цвет, структура, различных генетических горизонтов, глубина залегания карбонатов, гипса и легкорастворимых солей, наличие и фомы новообразований (карбонатов, гипса , и других солей, соединений железа, марганца и других).
2. физико-химических и химических (содержание гумуса, и различных форм органического углерода, степень выраженности признаков солонцеватости, величина магнитной восприимчивости и др ),
3. геохимических (содержание микро и макроэлементов, тяжелых металлов), что даст дополнительную информацию о геохимических условиях формирования почв и ландшафтов исторического памятника.
Для уточнения уровня атмосферной увлажненности в голоцене будет использован параметр YRb – изменение концентрации рубидия в гумусо-аккумулятивных горизонтах палеопочв относительно фоновых значений содержания рубидия. Установлено, что величина параметра YRb находится в прямой зависимости от количества атмосферных осадков (Калинин, 1999; 2014: Алексеев, Калинин, 2008). При исследовании элементного вещественного состава голоценовых палеопочв с целью реконструкции условий их формирования будут использоваться другие геохимические коэффициенты: выветривания, выщелачивания, засоления и окарбоначивания.
4. Микробиологических свойств. Новизной работы является микробиологическая характеристика разновозрастных палеопочв. Цель выявить микробы, которые приспособлены к более сухим условиям среды, и те которые живут в более влажных условиях, определить их количество, формы, размеры (Полянская и др., 1994, 2015; Полянская, Приходько и др,2016; Демкина и др., 2003, 20015: Хомутова и др. 2014). Будет выполнено пионерное определение численности и размеров бактерий и их биомассы, установленное с применением нового более совершенного метода «каскадной» фильтрации почвенной суспензии и с использованием ядерных фильтров с диаметром пор 0.2-1.85 мкм (Polyanskay et all, 2015; Полянская, Ломакин и др., 2016). Будет проведено сравнение этих данных с аналогичными бактериальными параметрами, полученными методом прямого люминесцентного микроскопирования и субстрат-индуцированного дыхания для разновозрастных погребенных и фоновых почв лесостепных и степных ландшафтов (Полянская, Звягинцев, 1993; Полянская и др., 1995; 2000, 2015; Ананьева, Полянская и др., 20086 Polyanskay et all, 2014, 2015). Продолжится изучение спор и мицелия микрогрибов и их соотношение в зависимости от длительности погребения почв. Микробные параметры будут соотнесены с продуцированием СО2 почвами.
5. РАСТИТЕЛЬНОСТЬ. Реконструкция палеоклимата будут дополнена на основе восстановления характера растительного покрова палинологическим методом (Спиридонова и др., 1992; Александровский и др., 1991; Болиховская, 1999, 2011, Бляхарчук, 2000; Приходько и др., 2013; 2014; Gerasimenko, 1997; Blyakharchuk and Chernova, 2013). Пыльца будет выделена из древних и современных почв. Эти исследования позволят выявить состав и соотношение растительных сообществ разных видов, произрастание которых обусловлено более гидроморфными или более аридными, более теплыми или более холодными экологическими условиями.
В дополнение к палинологическому анализу образцов современных и погребённых почв будет проводиться качественный анализ не палинологических палиноморф в этих же образцах, отражающих антропогенную нагрузку на ландшафт (спор капрофитных грибов и микроугольков). Информационно-статистический метод реконструкции климатических параметров на основе палинологических данных В.А. Климанова (1983) и созданная компьютерная программа (Новенко, 2000; Novenko еt al., 2009) также будут использованы дополнительно для восстановления температур наиболее теплого и наиболее холодного месяцев года.
4. Почво-грунты: содержимое сосудов. Выявление характера диеты древних людей будет проводиться на основании исследования химического (содержание подвижного Фосфора и ряда микроэлементов (6-8 штук) и микробиологического (общей микробной биомассы) состава почвы, засыпавшейся в погребальные подкурганные сосуды и обогатившейся разными микроэлементами и подвижным фосфором в зависимости от состава первоначально положенной в них пищи, А также с той целью и теми же методами будут исследованы соскобы нагара с внутренней стороны дна и внешней стороны дна сосудов, которые будут найдены при новых раскопках, а также исследования имеющихся сосудов, обнаруженных при предыдущих археологичечких исследованиях этого памятника.
5. Костные останки.
5А. Будет также исследовано содержание макро- и микроэлементов и тяжелых металлов в костных останках древних людей, погребенных в разные хронопериоды функционирования исторического памятника (Добровольская, 2000,.Александровкий, Александровская, 2003). Это даст возможность оценить их диету, в том числе появление зерновой пищи в рационе, и показать связь с микроэлементным составом почв, используемых в земледелии на территориях, прилегающих к поселениям древних сообществ (в том числе аномальное содержание некоторых из элементов в почвах, вызывающих болезни людей и изменение некоторых их морфоформ и возможно элементного состава костей).
В том числе, исследование стабильных изотопов 13С и 15N в почвах и костях. Это даст возможность оценить диету древних людей, в том числе появление зерновой пищи в рационе,
5Б. Генетический анализ ДНК костных останков древних людей.
(ОТДЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА. В СОСТОЯНИИ РАЗРАБОТКИ).
6. Рвы. Изучить почвы рвом, созданных вокруг курганов и поселений, как аналог формирования датированных почв в специфических условиях- в искусственно созданных понижениях. Это необходимо для сопоставления с почвами древних ирригационных каналов, формирующихся в аналогичных условиях и выявления появления и развития земледелия в «Стране городов».
Д.Г. Зданович
Литература :
Nagano H., Utsugi I., Adachi M., Okubo F., Horaguchi S., Matsushima M., Okitsu S., Prikhodko V., Manakhov D., Zdanovich G., Zdanovich D., Sugihara S, Funakawa S., Kawahigashi M., Inubushi K. Biological properties of paleosols and present-day soils in Arkaim and its surrounding area, south Urals, Russia // Proc. of 19th World Congress of Soil Science. – Brisbane, Australia. – 2010. – Symposium 4.3.1. – Р. 9-12.