Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

Учебно-методический комплекс

 

Рабочая учебная программа

по дисциплине

 

«ФИЛОСОФИЯ»

 

для студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения

по специальности

«Экономика и управление на предприятии» - 060800 (080502.65)

 

 

Автор-составитель:

канд. философ. наук Щукин Н.Н.

 

 

Москва 2009


Щукин Николай Николаевич. Философия.

Рабочая учебная программа. Для студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения по специальности «Экономика и управление на предприятии» - 060800 (080502.65).

 

 

Рецензент: Воскобойников А.Э., доктор философских наук, проф., заведующий кафедрой социальной и политической философии Московского гуманитарного университета

 

 

Рабочая программа утверждена на кафедре гуманитарных дисциплин НИБ

 

 

Протокол № 1 от 18 февраля 2009 г.

 


СОДЕРЖАНИЕ:

1 Цели и задачи дисциплины……………………………………….. 3

2 Требования к уровню освоения дисциплины……………………. 4

3 Объем дисциплины и виды учебной работы…………………….. 4

4 Тематический план………………………………………………… 5

5 Содержание курса…………………………………………………. 5

6 Планы семинарских занятий……………………………………… 11

7 Перечень литературы (основной и дополнительной)…………… 15

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Рабочая программа курса «Философия» составлена в соответствии с квалификационными требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности «Экономика и управление на предприятии» - 060800 (080502.65).

Цель курса«Философия» - повышение уровня и качества мировоззрения будущего специалиста, привитие навыков гибкого, нестандартного мышления и способности оценивать явления личной и общественной жизни с позиций выверенных веками общечеловеческих ценностей.

Предметом дисциплины являются всеобщие свойства и законы Природы, человека и общества, а также основные ценности человеческого существования. Культура изложения любой отрасли постоянно развивающегося знания предполагает обзор истории возникновения проблем и развития базовых понятий.

Специфика же философии, являющейся квинтэссенцией мировой культуры, требует еще более основательного изучения истории развития философского знания, возникновения и столкновения различных исторических и социокультурных подходов, изменения трактовки ее основных понятий по мере развития самого общества. Поэтому содержание курса философии включает в себя следующие основные разделы: «История философии», «Философия бытия», «Философия человека» и «Социальная философия».

Основные задачи курса – повышение гуманитарной культуры личности будущего специалиста через знание истории развития мировоззрения человечества на теоретическом уровне, углубление качества его мировосприятия, мироощущения и миропонимания через призму системного осмысления бытия как взаимосвязанных фрагментов развивающихся Природы, общества и человека.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате усвоения учебной программы по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ» студент должен:

знатьосновные этапы и национальные особенности истории философской мысли, имена ее наиболее ярких представителей, иметь представление о философском подходе к пониманию бытия, его основных форм (материи и сознания) и атрибутов (движения, пространства и времени), всеобщих законах развития всего сущего, основных ценностях существования человека;

иметь представлениео месте своего профессионального труда в системе деятельности организации (предприятия, фирмы), а последней – в контексте функционирования отрасли, жизни страны в целом. Знание диалектики должно выработать у студента

уметьнаходить в любой сфере противоречия как источник развития,иметь навыки системного мышления при анализе любого развивающегося объекта, будь то природа, человек или общество, уметь избегать крайности при оценке социальных явлений, учитывать относительный характер любого знания.

 

ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Курс «Философия» рассчитан на 128 часов при очной форме обучения и 64 часов на вечерней форме, из них:

- очная форма обучения: 30 часов - лекции, 30 часов - семинары и 68 часов – самостоятельная работа;

- вечерняя форма обучения: 16 часов – лекции, 14 часов – семинары и 34 часа – самостоятельная работа.

Изучение курса завершается экзаменом.

Методика изучениякурса предполагает:

- его изложение в лекциях, рассмотрение ключевых вопросов на семинарских занятиях, которые преследуют цель более подробного ознакомления с актуальными проблемами философии, выработки навыков рассуждения на отвлеченные темы

- изучение по рекомендации преподавателя работ отдельных философов с целью более глубокого ознакомления с историей поиска решения той или иной проблемы

- написание студентами рефератов или докладов по выбранным под руководством преподавателя темам

- промежуточное тестирование с целью закрепления полученных знаний и самопроверки.

 

Самостоятельная работа, являясь основным видом обучения, предполагает изучение рекомендованных литературных источников (основной и дополнительной литературы) в интересах доработки лекций и подготовки к семинарским занятиям, а также написание реферата по выбранной совместно с преподавателем теме.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «ФИЛОСОФИЯ»

№ п/п Наименование темы Аудиторные занятия
Дневное отделение Вечернее отделение
Всего Лекции Семинары Сам. раб Всего Лекции Семинары Сам. раб
Философия, ее предмет и место в культуре
Философия древнего мира
Немецкая философия 18-19вв. 4,5 0,5
Русская философия 19-20вв. 4,5 0,5
Бытие и его атрибуты
Сознание
Диалектика и ее законы
Категории диалектики
Философия человека
Основные ценности человеческого существования
Познание
Социальная философия
Строение общества
Развитие общества
Глобальные проблемы современности
  Итого

 

5. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ФИЛОСОФИЯ»

Тема 1.Философия, ее предмет и место в культуре человечества.

Мировоззрение, его специфика и роль в жизни людей. Типы мировоззрения. Философия как теоретическое ядро мировоззрения и самосознание культуры. Особенности философского знания в его соотношении с наукой и религией.

Специфика философского мировоззрения: проблема соотношения сознания и материального мира. Основные философские направления: идеализм и материализм. Идеализм и религия. Объективный и субъективный идеализм.

Функции философии. Структура философского знания.

Место философии в культуре, особенности связи философии с социальной практикой.

Мифология и возникновение философии. Плюрализм философских учений. Изменение философии в ходе исторического процесса.


Тема 2.Философия Древнего мира.

Основополагающие принципы древнеиндийской философии: космизм, альтруизм.

Характерные черты философии Древнего Китая: натурализм, обращенность в прошлое, социально-нравственный характер, ориентация на авторитет. Даосизм, конфуцианство.

Возникновение философии в Древней Греции и Древнем Риме. Начальный этап: постановка и решение проблемы первоосновы мира – милетская школа, пифагорейцы, элеаты, Гераклит и Демокрит.

Поворот к человеку: Сократ о природе добродетелей и Благе. Классический период: открытие идеальной реальности Платоном, соотнесение ее с познающим человеком и проектом совершенного государства. Аристотель как критик Платона и систематизатор философского знания.

Эллинско-римский период: эпикурейцы, стоики, скептики.

 

Тема 3.Немецкая философия 18-19вв.

И.Кант: эволюция его творчества. Критические учения о теоретическом разуме, практическом разуме и способности суждения - три главных раздела философии И. Канта. Этика. Эстетика.

Г. В. Ф.Гегель - создатель системы объективно-диалектического идеализма. Диалектический метод. Противоречие между системой и методом. Г. В. Ф. Гегель о всемирной истории как прогрессе в сознании свободы.

"Антропологический материализм" Л. Фейербаха. Л. Фейербах о религии как отчуждении человеческой сущности. Этика Фейербаха.

Социальные основания и теоретические источники возникновения марксистской философии. Материалистическое понимание истории. Проблема человека, гуманизма и социальной справедливости в марксизме. Современный мир и марксизм.

 

Тема 4.Русская философия 19-20вв.

Особенности русской философии (влияние византийства, античности, просветительских идей европейской культуры, русского менталитета), её религиозно-нравственная и художественно-образная ориентации.

Славянофильство и западничество как основные направления. Русская религиозная философия (К.Н.Леонтьев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, П.А.Флоренский).

Русский космизм – уникальное явление в европейской философии. Н. Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, П. А. Флоренский, А. Л. Чижевский.

Советский этап в развитии отечественной философии.

Тема 5. Бытие и его атрибуты.

Бытие как философская категория. Возникновение и развитие представлений о бытии в истории философии. Бытие как существование универсума и бытие как существование отдельного. Бытие и небытие. Основные формы бытия: бытие природы, общества, человека, духовного.

Формирование философского понятия материи. Современные научные представления об основных формах организации материального мира: природа, живая материя, общественное бытие, человек.

Вещество, физические поля и возбужденный вакуум как проявления физической реальности, не сводимой к материи.

Атрибутивные свойства материи. Движение и покой как способы существования материи. Формы движения и покоя. Низшие и высшие формы движения, их соотношение.

Пространство и время как формы существования материи. Субстанциональный и атрибутивный подходы к пониманию пространства и времени. Взаимосвязь пространства-времени с движущейся материей.

Основные формы пространства. Проблема мерности пространства. Социальное пространство. Психологическое пространство.

Основные формы времени. Направленность времени. Психологическое время.

 

Тема 6.Сознание.

Сознание как отражение действительности и средство управления деятельностью человека. Сознание и мозг. Соотношение физиологического и психического в мозге. Материальное и идеальное. Идеальность сознания.

Структура сознания: рассудочные, эмоционально-чувственные и волюнтативные процессы. Отражение, воображение и выражение.

Сознание и язык. Языковое мышление.

Происхождение сознания. Отражение как всеобщее свойство материи. Развитие форм отражения в природе Общество как фактор возникновения сознания. Сознание и проблема искусственного интеллекта.

 

Тема 7.Диалектика и ее законы.

Диалектика как учение об универсальных связях и развитии. Формирование и развитие идей диалектики. Исторические формы диалектики. Основные принципы, категории и законы диалектики.

Понятие связи. Философский принцип всеобщей связи. Виды связей. Понятие взаимодействия. Универсальные связи бытия.

Развитие и движение. Развитие, прогресс, регресс. Всеобщность развития.

Понятие закона. Частные, общие и всеобщие законы. Законы диалектики.

Качество и количество. Свойство. Состояние. Мера. Переход в новое качество. Скачки, их виды. Эволюция и революция. Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно как закон в гегелевско-марксистской диалектике.

Противоречия и гармония, их роль в развитии. Тождество, различие, противоположность, противоречие. Специфика социальных противоречий. Противоречия и конфликты. Формы разрешения противоречий и конфликтов, возможность управления ими. Единство и "борьба" противоположностей как закон в гегелевско-марксистской диалектике.

Отрицание как закономерный момент развития. Метафизическое понимание отрицания. Диалектическое отрицание, его основные черты. Отрицание отрицания, многообразие его проявлений. Отрицание отрицания как закон в гегелевско-марксистской диалектике.

 

Тема 8.Категории диалектики.

Категории диалектики, научные и общенаучные понятия.

Сущность и явление, их взаимосвязь. Многоуровневость сущности в процессе познания. Сущность и существенность, явление и видимость.

Единичное и общее. Постановка проблемы в средневековой схоластике: номинализм и реализм. Диалектика единичного и общего.

Часть и целое. Типы целостности. Система как тип целостности. Система, элемент, структура. Структура и функции. Классификация систем. Принцип системности.

Содержание и форма. Форма и структура. Форма внешняя и форма внутренняя. Диалектика содержания и формы, особенности ее проявления в обществе. Идеалистическая трактовка формы.

Причина и следствие, их взаимосвязь. Соотношение причины и следствия во времени. Концепция детерминизма и индетерминизма.

Необходимость и случайность. Фатализм и волюнтаризм. Взаимосвязь необходимости и случайности. Случайность и причинность.

Возможность и действительность, их взаимосвязь, возможность и вероятность. Виды возможности: абстрактная, формальная, реальная.

Диалектический и недиалектический (метафизический) методы мышления. Мировоззренческая и методологическая функции диалектики.

 

Тема 9.Философия человека.

Специфика философского подхода к изучению человека. Человек как универсальное и уникальное существо. Основные типы философских антропологий (натуралистическая антропология, экзистенциальный антропоцентризм, религиозная антропология, социальная антропология).

Деятельность как универсальный способ бытия человека. Антропосоциогенез: труд как его важнейший фактор. Роль языка в формировании предметно-практической деятельности и сознания.

Биологическое и социальное в человеке, их взаимодействие. Понятия "человек", "индивид", "индивидуальность", "личность".

Тема 10.Основные ценности человеческого существования.

Идеалы и ценности. Индивидуально-личностные и групповые ценности. Жизнь и смерть, право на жизнь и право на смерть. Счастье, удача и заслуженное счастье. Социальные, психологические и биологические условия ощущения счастья. Любовь и влюбленность, лики любви, ее исторические разновидности и перспективы. Свобода, свобода и деятельность, свобода и необходимость, свобода и познание, свобода и воля. Свобода, волюнтаризм и фатализм. Творчество как родовая черта человека и как осознанная жизненная установка. Жизненные цели и смысл человеческого существования.

 

Тема 11.Познание.

Познание как философская проблема. Агностицизм, скептицизм, "познавательный оптимизм". Субъект и объект познания. Активность познания. Познание и практика. Виды практики. Роль практики для процесса познания.

Чувственное познание, его формы. Рациональное познание. Формы мышления.

Абсолютизация рациональности или чувственного познания: "сенсуализм" и "рационализм" в истории философии. Единство чувственного и рационального в познании.

Проблема истины и заблуждения в философии и науке. Объективность истины, абсолютное и относительное в ней. Ее конкретность. Критерии истины: практика как основной критерий истины.

 

Тема 12.Социальная философия.

Понимание общества в социальной философии. Общество как система взаимосвязанных видов коллективной деятельности. Общество как целостность органического типа. Социальная деятельность и общественные отношения. Общество как система общественных отношений. Общественные отношения и общественное бытие. Природные предпосылки и социальная специфика общественного бытия. Значение географической среды и демографического фактора для существования и развития общества. Натурализм и социологизм в трактовке взаимосвязи природы и общества.

Специфика общественных закономерностей, их единство и отличие от законов природы. Развитие общества как естественноисторический процесс. Историческая необходимость и сознательная, свободная деятельность человека.

Общественное сознание как надындивидуальное духовное образование. Взаимосвязь общественного сознания и общественного бытия.

Структурный, функциональный и динамический подходы при анализе общества.

 

Тема 13.Строение общества.

Деятельностный, структурно-групповой и культурно-исторический подходы при рассмотрении структуры общества.

Общественное разделение труда как источник существования взаимосвязанных сфер общественной жизни. Материальная жизнь общества как сфера производства вещественно-энергетической основы жизни общества.

Духовная жизнь общества как сфера производства и потребления духовных ценностей. Наука, искусство, религия и их роль в функционировании и развитии общества.

Социальная жизнь общества как сфера производства и воспроизводства непосредственного бытия индивида. Материальная (социальное обеспечение, здравоохранение и т.д.) и духовная (факторы социализации) стороны социальной сферы. Семейно-бытовая сфера.

Организационно-управленческая сфера как средство консолидации деятельности людей в направлении достижения стоящих перед людьми целей.

Определяющая роль материальной сферы в отношении остальных сфер жизни общества.

Социальные группы и классы в обществе: основания их существования. Исторический характер возникновения и существования конкретных социальных структур. Теория стратификации и социальной мобильности.

Основные исторические типы общностей людей: роды, племена, народности, нации. Формирование наднациональных образований.

 

Тема 14.Развитие общества.

Потребности человека как источник развития общества. Виды потребностей: первичные и социальные, материальные и духовные. Закон возвышения человеческих потребностей.

Общественное производство как средство существования и развития общества. Материальное и духовное производство. Способ производства и его строение: производительные силы и производственные отношения; динамический характер соответствия между ними.

Противоречия как механизм развития общества. Виды противоречий (между старым и новым, интересами социальных групп, ценностями, идеалами и т.д.). Способы разрешения противоречий: войны, революции, реформы. Возможность сознательного управления противоречиями.

Деятельность народных масс как движущая сила развития общества. Население страны и народ. Роль личности в истории. Выдающаяся и историческая личность.

Проблема типологии исторического процесса в истории социально-философской мысли: поиск основания членения.

Формационный подход к типологии истории. Учение Маркса об общественно-экономических формациях как ступенях истории. "Азиатский способ производства" и его место в истории.

Цивилизационный подход к типологии общества. Энгельс о цивилизации. Современные представления о цивилизации и ее типах. Концепция локальных цивилизаций (А. А. Тойнби).

Социокультурный подход к типологии истории. Понятие культуры. Учения о культурно-исторических типах (П. Я. Данилевский), об обособленных культурах (О. Шпенглер), социокультурных суперсистемах (П. Сорокин).

Тема 15.Глобальные проблемы современности.

Понятие "глобальная проблема", его критерии. Современный научно-технический прогресс иего последствия в различных сферах общества. Возникновение глобальных проблем: технологические и социальные причины. Содержание глобальных проблем - предотвращения ядерной войны, экологической, демографической, энергетической, продовольственной, ресурсной и др. Проблема человекоопасных технологий. Механизмы совместных действий человечества по разрешению проблем глобального масштаба.

Гуманистический потенциал научно-технического прогресса, необходимость и возможность его реализации. Гуманизация общественных отношений и международной политики, отказ от силовых методов решения как веление времени. Принципы приоритета общечеловеческих интересов над национальными и региональными.

Идея общественного прогресса в отдельных областях и в обществе в целом.


ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Тема 1.Философия: предмет и специфика.

Доклад «Место и роль философии в культуре общества и жизни человека».

Вопросы для обсуждения:

1. Мировоззрение и его роль в жизни человека. Многообразие типов и видов мировоззрения. Мировоззрение и философия: общее в них и различие между ними.

2. Происхождение философии.

3. Специфика философского освоения действительности, мифологического, религиозного и научного.

4. Идеализм и материализм как основные мировоззренческие направления философии.

 

 

Тема 2.Античная философия.

Доклад «Сократ: философия собственной жизни и жизнь человека как предмет философии».

Вопросы для обсуждения:

1.Проблема онтологического единства мира в ранней древнегреческой мудрости.

2.Жизнь и мировоззрение Сократа.

3.Идеализм Платона, его взгляды на государство .

4.Философия Аристотеля. Проблема взаимоотношения сущности (формы) и материи.

 

 

Тема 3.Немецкая философия 18-19вв.

Доклад «Антропологический материализм Л.Фейербаха и его воззрения на религию».

Вопросы для обсуждения:

1. Специфика априоризма и агностицизма в философии Канта.

2. Этика Канта: безусловный примат долга и "категорический императив".

3. Характеристика системы объективного идеализма Г. В. Ф. Гегеля. Разработка диалектического метода.

4. Проблема материализма и диалектики в философии К. Маркса и Ф. Энгельса.

Тема 4.Русская философия 19-20вв.

Доклады «а. Философские идеи в творчестве Ф.М.Достоевского.

б. Философские размышления в творчестве Л.Н.Толстого»

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности русского философствования на фоне западноевропейского рационализма.

2. Русская идея: спор славянофилов с западниками.

3. Религиозная философия – от В.С.Соловьева до П.А.Флоренского.

4. Русский космизм (Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский).

 

Тема 5.Бытие и его атрибуты.

Доклады: а. Материя и ее основные формы

б. Природа времени, его абсолютность и относительность.

Вопросы для обсуждения:

1.Бытие, небытие, ничто. Формы бытия.

2. Материя как философская категория. Материя и вещество

3. Движение в нефилософских представлениях и как философское понятие. Движение и покой как способ существования бытия: их единство, абсолютность и относительность.

4. Основные формы движения (и покоя). Характер взаимосвязи форм движения. Особенности социального движения.

5. Время и движение. Время в субстанциальной и релятивистской картинах мира. Неоднородность бытия и многообразие форм времени (астрономическое, биологическое, социальное и психологическое время).

Пространство как форма существования материи. Качественное многообразие форм пространства, их зависимость от свойств материальных образований. Социальное (экономическое, информационное, правовое и т.д.) пространство.

Тема 6.Сознание.

Доклад: Материальна ли мысль?

Вопросы для обсуждения:

1.Физиологическое и психическое в деятельности мозга. Идеальность сознания.

2. Сущность сознания.

3.Психика и сознание. Бессознательное.

4.Функции сознания: отражение, воображение, выражение.

5.Сознание и язык.

Тема 7.Диалектика и ее законы.

Доклад: Кто мыслит метафизически и кто – диалектически?

Вопросы для обсуждения:

1. Диалектика как учение.

2. Понятие всеобщей связи

3. Развитие. Движение и развитие. Прогресс и регресс.

4. Закон единства и борьбы противоположностей.

5. Закон перехода количественных изменений в качественные.

6. Закон отрицания отрицания.

 

Тема 8.Категории диалектики.

Доклады: а. Фатализм и волюнтаризм в мышлении и поведении человека.

б. Понятие системы и ее основных видов.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие категории. Сущность и явление. Видимость.

2. Единичное и общее. Всеобщее. Взаимосвязь единичного и общего.

3. Причина и следствие. Типы причинно-следственных связей. Детерминизм и индетерминизм.

4. Случайность и необходимость, их связь. Случайность и вероятность. Фатализм и волюнтаризм. Случайность и причина.

5. Часть и целое. Типы целостности. Система, структура, элемент.

6. Форма и содержание, их взаимоотношение.

 

Тема 9.Философия человека.

Вопросы для обсуждения:

Доклад: С чего начинается личность?

1. Человек как предмет науки и философского анализа.

2. Что есть человек?

3. Биологическое и социальное в человеке.

4. Человек, индивид, личность, индивидуальность.

 

 

Тема 10.Основные ценности человеческого существования.

Доклад: История чувства любви

Вопросы для обсуждения:

1. Ценности и идеалы в жизни человека.

2. Свобода, воля, произвол и ответственность.

3. Счастье. Удача и удовольствие.

4. Смысл существования человека. Смысл жизни и цель в жизни.

Тема 11.Познание.

Доклады: а. Истина и правда

б. Существует ли абсолютная истина?

Вопросы для обсуждения:

1. Практика. Виды практики. Роль практики в процессе познания.

2. Чувственное познание и его формы.

3. Рациональное познание. Формы мышления. Сенсуализм и рационализм.

4. Виды знания.

5. Истина. Абсолютная и относительная истина. Критерий истины.

Тема 12.Общество как системная целостность.

Доклад: Общество как форма существования материи

Вопросы для обсуждения:

1. Трактовка понятия "общество" в повседневной жизни и в социальной философии.

2. Общество как система общественных отношений. Общественное бытие и общественное сознание, их взаимосвязь.

3. Проявление необходимости в общественной жизни. Специфика закономерного в жизнедеятельности общества (в отличие от законов природы).

 

 

Тема 13.Строение общества.

Доклад: Является ли классом «звездная» прослойка населения?

Вопросы для обсуждения:

1.Основные сферы жизни общества. Проблема определяющей сферы.

2.Социально-групповая структура общества. Классы.

3.Основные исторические общности людей.

Тема 14.Развитие общества.

Доклад: Роль выдающейся личности в истории.

Вопросы для обсуждения:

1. Потребности человека как источник развития общества

2. Общественное производство как средство развития общества.

3. Деятельность народных масс как движущая сила истории. Роль выдающейся личности в истории.

4. Проблема типологии истории: формационный и цивилизационный подходы.

Тема 15.Глобальные проблемы современности.

Доклад: Спасет ли наука человечество от техники?

Вопросы для обсуждения:

1. Общественный прогресс и его критерии.

2. Исторические причины возникновения глобальных проблем.

3. Характеристика глобальных проблем.

4. Социальные, экономические и политические возможности решения глобальных проблем.

 

 


ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

1. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия.- М.: 2004.

2. Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия.-М., 2004.

3. Спиркин. Философия.- М.: 2006.

4. Философия (ред. В.В.Журавлев). М., НИБ, 2004

5. Философия (ред. Кохановский В.П.).- Ростов-на-Дону: 2005.

6. Философия. Учебное пособие (ред. В.Н. Лавриненко). – М: 2006

7. Философия: Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования (Кузнецов В.Г. и др.). - М.: ИНФРА, 2006.

Дополнительная

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.