Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие и признаки нормы права.



Реферат на тему: «Нормы права»

 

 

Выполнила: ученица 10 класса

МБОУ«Вутабосинская СОШ»

Леонтьева Т.В.

Руководитель: Кулагина Л.В.

 

Вутабоси, 2013

Содержание:

Введение 3

1. Понятие и признаки нормы права. 4

2. Структура норм права. 7

3. Виды норм права. 8

4. Соотношение норм права и норм морали. 10

5. Соотношение норм права и обычаев. 14

6. Вывод. 16

7. Список использованной литературы. 18

 

 

Введение

В повседневной жизни каждого человека нередко возникает вопрос, как правильно поступить в различных ситуациях на работе, в общественных местах, дома, в семье, или, иначе говоря, как согласован свои поступки с интересами общества, государства, других людей. Ответ на вопрос о допустимом, желательном и должном поведении в подавляющем большинстве случаев мы получаем из сложившихся в обществе социальных норм, в которых в общей форме аккумулируется опыт многих поколений людей. Среди них моральные, правовые, политические, эстетические, корпоративные, религиозные обычаи, традиции, привычки, нравы, деловые обыкновения, обряды, ри­туалы, требования этикета, корректности, приличия и др. Нормы – это определенные стандарты, образцы, эталоны, мо­дели поведения участников социального общения. Без них не­возможно никакое человеческое общежитие, тем более функционирование таких сложных образований, как государство, общество.

Социальные нормы в разной степени отражают закономер­ности общественного развития, но сами таковыми не являются. Объективные законы, по которым развивается история, не есть нормы. Последние привносятся в жизнь общества людьми, соци­альной практикой. Одни из них со временем отпадают, другие – возникают, видоизменяются, третьи – навязываются опреде­ленными классами, группами или властью. Иначе говоря, про­цесс становления, формирования социальных норм – фактор субъективный. Вырабатываются они людьми. Другое дело, что нужда в них диктуется объективной необходимостью.

Появление социальных норм и сознательного нормативного регулирования связано с переходом от животной стадности людей к человеческому обществу, с процессом социализации от­ношений, с поведением человека как особого природно-биоло­гического и общественного существа. Этот переход был длитель­ным и постепенным, эволюция заняла несколько миллионов лет.

Актуальность данной темы обусловлена, прежде всего, необходимостью углубленного теоретико-правового исследования аспекта действия норм права.

Целью данной работы является рассмотрение содержания и значения пределов действия норм права, в плане обшей теории права и государства на основе изучения и анализа данных, накопленных по этой проблеме, прежде всего отечественной наукой.

Понятие и признаки нормы права.

Нормой права называется установленное или санкционированное государством правило поведения, охраняемое от нарушений с помощью мер государственного принуждения.

Норма права носит общий характер. В отличие от команд, велений, распоряжений по конкретным вопросам норма рассчитана на регулирование не единичного, отдельного отношения, а вида общественных отношений; норма права продолжает действовать после реализации в индивидуальных отношениях и в поведении конкретных людей. Всякая норма - результат обобщения типических и видовых качеств общественных отношений (родственные отношения, отношения обмена или купли-продажи, отношения власти и подчинения, отношения собственности или аренды и т.п.), участников этих отношений (граждане, объединения лиц, иностранцы, государственные органы, должностные лица и т.п.), действий и событий, влекущих правовые последствия (дарение, купля, кража и т.п.), объектов права (виды имущества и т.п.).

Нормы права носят волевой (социально-волевой) характер. Во-первых, они адресованы свободной воле участников общественных отношений и имеют смысл лишь там, где у адресата нормы существует выбор вариантов поведения, во-вторых, направление этого выбора (содержание правила поведения) определяется государственной волей господствующих или влиятельных в данном обществе классов, сословий, социальных групп, партий, воздействующих на формирование и развитие права.

Волевой характер норм права придает им качества социальных регуляторов. В правовых нормах отражаются и выражаются те типичные для данного общества ситуации и отношения, которые предполагается либо запрещать и пресекать (общественно вредные и общественно опасные деяния), либо поддерживать, охранять и воспроизводить. Направленность этого социального контроля и регулирования, которым служит взятая в целом система норм права (т.е. право), предопределяется выраженной в праве государственной волей, зависящей от интересов господствующих или влиятельных социальных сил. С другой стороны, нормы права адресованы не только интеллекту участников общественных отношений, а именно их воле, ибо правовая норма не только описывает жизненную ситуацию, но и предписывает определенный выбор из возможных линий и вариантов поведения, выбор, опирающийся на властное веление государства и угрозу применением принуждения в случае нарушения нормы.

Сущностным качеством норм права является их связь с государством.

Нормы права устанавливаются или санкционируются компетентными органами государства. Правотворческая деятельность государства наиболее очевидна при преобладании таких источников права, как законы и другие нормативные акты, издаваемые государством. Но государство остается силой, творящей право, и при санкционировании не им созданных норм (обычаев, религиозных правил, правовых доктрин, договоров), которые становятся правом только и именно в результате придания им общеобязательной силы. Не менее важна роль государства и его органов в реализации ряда правовых норм и в охране всех норм права от нарушений. Известно, что в государственно-организованном обществе право принуждать принадлежит только специально управомоченным на то государственным органам и должностным лицам: "монополия принуждения" является одним из качеств, признаков государства, властно пресекающего самосуд или самоуправство. Все споры и конфликты, предполагающие применение силы, рассматриваются и решаются только государственными органами.

Как отмечено, нормы всегда предписывают участникам общественных отношений, которые могут поступать по-разному, требуемый, должный вариант. Этот вариант государство предписывает под угрозой государственного принуждения, применяемого для восстановления нарушенных прав (где это возможно) и (или) для наказания нарушителя обязанности, запрета. Весь смысл существования права - в поддержании определенного порядка, в предупреждении и решении индивидуальных и социальных конфликтов и споров, а также в упорядочении самого процесса государственного принуждения, применяемого в этих целях.

С точки зрения логики норм, связь права с государством наиболее непосредственно выражена в установлении мер государственного принуждения, применяемых к нарушителям правовых норм. С этим связано долженствование особого рода: нормы права отличны от нормативных суждений науки (фактических утверждений) тем, что представляют собой предписания, общеобязательные "модели поведения", а не констатацию наличных фактов. От фактического утверждения норма отличается функционально: "Основная задача нормы не в описании определенного поведения или результатов этого поведения, а в предписании поведения"[1]. Иными словами, норма права обращена в будущее и описывает как нечто должное.

 

 

Структура норм права.

Особенности, содержание и назначение большей части право­вых норм – правил поведения – тесно связаны с их структурой. Любая такая норма устанавливает для участников регулируемых ею общественных отношений взаимные права и обязанности; предусматривает фактические обстоятельства, при наличии ко­торых носителями этих прав и обязанностей становятся опреде­ленные, конкретные лица – субъекты правоотношений; предуп­реждает о последствиях нарушения данной нормы. Этому содер­жанию нормы права – правила поведения – соответствует свой­ственная только ей структура – внутреннее строение, характеризуемое единством и взаимосвязью составляющих ее трех элементов: диспозиции, гипотезы и санкции.

Гипотеза (предположение) – это элемент правовой нормы, в котором указывается, при каких условиях следует руководствоваться данным правилом. В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают юридические права и обя­занности.

Диспозиция (распоряжение) – это элемент правовой нор­мы, в котором указывается, каким может или должно быть поведение при наличии условий, предусмотренных гипотезой. Диспозиция раскры­вает само правило поведения, содержание юридических прав и обязанностей лиц.

Санкция (взыскание) – это элемент правовой нормы, в котором определяется, какие меры государственного взыскания могут применяться к нарушителю правила, предусмотренного диспозицией. Санкция определяет меры юридической ответственности за нарушение опреде­ленной нормы права.

Структура юридической нормы как логическая взаимосвязь гипотезы, диспозиции и сан­кции в наиболее общем и кратком виде может быть выражена формулой: «если – то – иначе (в противном случае)».

Норма права может выполнять свои непосредственные регулятивные функции лишь при наличии всех ее структурных элементов. Представим, что в норме не указаны обстоятельства, при которых она действует, то есть отсутствует гипотеза. Такая норма будет безжизнен­ной, ибо неизвестно, при каких условиях следует руководствоваться изложенным в ней правилом. Если в норме нет диспозиции, то такая норма превращается в «пустышку», теряет качество социальной нормы вообще. Отсутствие в структуре нормы санкции, обеспечиваемой мерами государственного принуждения, лишает ее качества правовой нормы, поскольку важнейшим признаком нормы права является охрана ее госу­дарством. Таким образом, норма права может активно воздействовать на общественные отношения, быть их государственным регулятором только при единстве и логической взаимосвязи всех ее структурных эле­ментов.

Виды норм права

Нормы права подразделяются на определенные виды по различ­ным основаниям.

По отраслям права выделяются нормы государственного, административного, трудового, гражданского, уголовного и других отраслей права.

По функциям, которые выполняют нормы права – регулятивные или охранительные.

По характеру содержащихся в нормах права правил поведения:

* обязывающие, которые устанавливают обязанность совершать определенные положительные действия;

* запрещающие, которые запрещают совершать определенные действия;

* управомочивающие, которые предоставляют участникам общественных отношений право совершать положительные действия в целях удовлетворения своих интересов.

По степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов нормы права подразделяются на:

* абсолютно определенные – это нормы, которые с абсолютной точностью определяют условия их действия, права и обязанности участников отношений или меры юридической ответственности за их нарушение. При этом конкретизация предписания, предусмотренного нормой права, не допускается.

* относительно определенные – это нормы, которые не содержат достаточно полных сведений об условиях их действия, правах и обязанностях участников общественных отношений или мерах юридической ответственности и предоставляют правоприменительным органам воз­можность решать дело с учетом конкретных обстоятельств. Относительно определенный характер имеет большинство санкций уголовного права, которые устанавливают низший и высший пределы наказания (например, лишение свободы от 1 до 5 лет).

* альтернативные – это нормы, предусматривающие несколько вариантов, условий их действия, поведения сторон или мер, санкций за их нарушение. Альтернативные санкции содержат несколько вариантов наказаний, одно из которых может быть применено к право­нарушителю.

По кругу лиц нормы права подразделяются на:

* общие нормы, которые распространяются на всех лиц, проживающих на данной территории;

* специальные нормы, действующие только в отноше­нии определенной категории лиц (учителей, врачей, военнослужащих, пенсионеров).

Специализированные нормы нрава, которые классифицируются в зависимости от того, какую роль выполняют в процессе правового регулирования:

* закрепительные – это нормы, которые в обобщенном виде выражают определенные элементы регулируемых отношения;

* дефинитивные – нормы, в которых содержатся научно сформулированные определения юридических понятий и категорий;

* нормы-принципы – это нормы, в которых сформулированы об­щие или отраслевые правовые принципы и задачи данной совокупности юридических норм.

Нормы права могут классифицироваться и по другим основаниям (например, по времени действия, по юридической силе). Однако во всех случаях они выполняют роль государственного регулятора обществен­ных отношений, организуют общественную жизнь, охраняют ее от пося­гательств со стороны отдельных лиц. Научная классификация правовых норм служит более глубокому их пониманию и правильному примене­нию на практике.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.