Условия действительности сделки вытекают из её определения как правомерного юридического действия субъектов гражданского права, порождающего тот правовой результат, к которому они стремились. То есть чтобы обладать качеством действительности сделка в целом не должна противоречить закону.
Это требование выполняется при одновременном наличии следующих условий:
§ Законность содержания сделки.
§ Способность сторон к совершению сделки.
§ Соответствие воли и волеизъявления.
§ Соблюдение формы сделки.
Невыполнение одного из перечисленных условий влечет недействительность сделки, если иное не предусмотрено законом.
[править]Законность содержания сделки
Под содержанием сделки понимается совокупность всех составляющих сделку условий, порождающая определенный правовой результат. Законность содержания означает соответствие условий сделки требованиям законодательства. По своему содержанию сделки могут отличаться от установленных законом диспозитивных норм (признаются сделками по аналогии закона) либо вообще не быть ими предусмотрены (признаются сделками по аналогии права), но в любом случае они не должны противоречить основам правопорядка и нравственности и в целом — общим началам и смыслу гражданского законодательства, требованиям добросовестности, разумности и справедливости.
[править]Способность сторон к совершению сделки
Субъектами, уполномоченными на совершение сделки, являются дееспособные физические и правоспособные юридические лица. Закон признает собственное волеизъявление необходимым, но достаточным условием для совершения сделки ограниченно или частично дееспособными физическими лицами, однако воля таких лиц должна быть одобрена уполномоченным законом лицом (родителем, усыновителем, попечителем). Юридические лица, обладающие общей правоспособностью, могут совершать любые сделки, не запрещенные законом. Юридические лица, обладающие специальной правоспособностью, могут совершать сделки, не запрещенные законом, за исключением противоречащих установленным законом целям их деятельности. Отдельные виды сделок могут совершаться организациями только при наличии специального разрешения (лицензии).
Однако, способность лица к совершению сделки нельзя сводить лишь к вопросу его правосубъектности — она шире и заключается также в легитимности действий участника сделки, то есть предполагает наличие у него права распоряжения имуществом, являющимся предметом сделки.
Если сделку совершает от имени государства государственный орган, то его способность к участию в сделке означает наличие необходимой для этого компетенции, установленной актами, определяющими статус этого органа.
[править]Воля и волеизъявление участника сделки
Действительность сделки предполагает совпадение воли и волеизъявления участника. Несоответствие между действительными желаниями, намерениями лица и их выражением вовне может служить основанием признания сделки недействительной. При этом следует учитывать, что до обнаружения судом указанного несовпадения действует презумпция совпадения воли и волеизъявления.
Воля должна быть сформирована свободно. Лицо должно иметь четкие представление о существе сделки или её отдельных элементах и отражать действительные желания и устремления. Таким образом, необходимым является отсутствие факторов, искажающих это представление (заблуждение, обман), либо создающих видимость внутренней воли при её отсутствии (угроза, насилие), в противном случае будет иметь место так называемая упречная (дефектная) воля, или сделка с пороком воли.
Волеизъявление должно быть выражено чётко и однозначно и соответствовать воле, то есть сделка должна быть совершена не для вида (притворная и мнимая сделки), а с намерением породить определёные юридические последствия.
[править]Соблюдение формы сделки
Сделка должна совершаться в предусмотренной законом и соглашением сторон форме. Несоблюдение простой письменной формы влечет недействительность сделки только в случаях, специально указанных в законе. Несоблюдение же требуемой законом нотариальной формы, а в ряде случаев — требований закона о государственной регистрации сделки влечет её недействительность.
Недействи́тельность сде́лки означает, что действие, совершённое в виде сделки, не обладает качествами юридического акта, способного породить те правовые последствия, к наступлению которых направлена воля сторон. Такая сделка является неправомерным юридическим действием и не влечет установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, кроме тех, которые связаны с её недействительностью.
Закон предусматривает возможность признания недействительности лишь части сделки при сохранении действительными остальных её частей. Недействительной может быть признана лишь часть сделки, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной её части[3]. Для многосторонней сделки (договора) такое предположение правомерно, если она отвечает следующим критериям:
1. Объективный критерий — предполагает, что отсутствие части сделки не препятствует признанию сделки, совершенной в остальной её части. Иначе говоря, такая часть сделки не должна относиться к числу её существенных условий, так как для заключения договора необходимо достижение сторонами соглашения по всем существенным условиям[4]. В противном случае, при отсутствии соглашения хотя бы по одному из них, договор признаётся незаключённым.
2. Субъективный критерий — означает, что стороны в момент совершения сделки были бы согласны совершить её и без включения недействительной части. Для односторонней сделки достаточно субъективного критерия.