Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Сопоставительный анализ цивилизационного и формационного подходов к истории.

Занятие №8

Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории

Задачи урока:

1. Осмыслить понятия: цивилизация, формационный подход, цивилизационный подход.

2. Показать своеобразие отдельных цивилизаций.

3. Развивать умения сравнительно-сопоставительного анализа социальных явлений и процессов при работе с различными источниками информации

Ход урока:

Что такое “цивилизация”?

· Это был вполне цивилизованный молодой человек, с прекрасными манерами и обхождением.

· Как считали французские философы, дикость сменилась варварством, варварство – цивилизацией.

· В цивилизованном обществе нет места насилию, преступности, попранию закона, неуважению прав человека.

· Античная цивилизация – уникальная культура, лежащая в основе европейской культуры последующих эпох.

· Экономика, система власти, ценности, образ жизни и психология людей средневековья отличали эту цивилизацию от античной или современной.

 

Сопоставительный анализ цивилизационного и формационного подходов к истории.

Формационный подход был разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом. Смысл его состоит в закономерной смене общественно-экономических формаций. Они исходили из того, что материальная деятельность людей всегда выступает в форме конкретного способа производства. Способ производства - это единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы включают в себя предмет труда, средство труда и человека. Производительные силы - это содержание способа производства, а производственные отношения - форма. С изменением содержания меняется и форма. Это происходит через революцию. И соответственно меняют друг друга различные социально - экономические формации. Согласно этим формациям выделяются стадии развития общества: первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое.

Недостатками формационного подхода можно считать то, что многие процессы культурной, духовной жизни рассматриваются порой упрощённо, мало внимание уделяется роли личности в истории, человеческому фактору, а так же то, что был абсолютизирован переход от одной формации к другой (некоторые народы не проходили все формации и не всегда изменения происходят через революции)
Цивилизационный подход основным критерием подразумевает духовно-культурную сферу. Понятие цивилизация имеет много разных значений. Сколько авторов - столько и трактовок этого понятия. И следовательно эти авторы выделяют разное количество цивилизаций, по разному классифицируют государство. В общем же характерно отрицание единства человеческой истории, всеобщих исторических закономерностей
Недостатками цивилизационного подхода является то, что он не позволяет взглянуть на историю, как на целостный, закономерный процесс; применяя цивилизационный подход трудно изучать закономерности исторического развития. С начала 90-х годов наблюдалось стремление "избавиться" от формационного подхода и всего, что касается марксизма. Поэтому активно внедрялся цивилизационный подход. Сами по себе эти подходы ни являются плохими или хорошими. Каждый из них имеет и плюсы и минусы. И оба этих похода имеют право на существование. Они просто рассматривают историю с разных сторон. Если с помощью этих подходов изучается история, публикуются монографии и статьи, написанные с применением этих походов - это хорошо. Плохо другое. Неправильным оказалось внедрение цивилизационного подхода в школе без должной подготовки. Во - первых в исторической науке не сложилось единого мнения о том, какой же подход применять. Следовательно пока наиболее верным стоит считать формационный подход (при условии учёта всех его недостатков) Во - вторых сторонники цивилизационного подхода не определились даже с ключевым понятием своей концепции "цивилизация". И всё это привело к тому, что появились разнообразные учебники - с формационным подходом и разными цивилизационными подходами. История - явление многогранное и изучать её необходимо со всех сторон. При изучении истории полезно применять разнообразные подходы - формационный, цивилизационный, культурологический, социологический и другие.
При преподавании в школе целесообразно остановиться на каком -то одном подходе. И в данный момент это, по всей видимости, это должен быть формационный подход, потому как он позволяет понять закономерности исторического развития.

 

Заполнить таблицу по тексту:

1. Линии сравнения Формационный подход Цивилизационный подход
1. Соотношение материальной и духовной сфер жизни общества 2. Направленность исторического развития 3. Характеристика современного этапа общественного развития    

2.

Понятия, относящиеся к формационному подходу Понятия, относящиеся к цивилизационному подходу
   

Типология цивилизаций по Н.Я. Данилевскому В книге «Россия и Европа» Н.Я. Данилевский утверждает, что цивилизация - это наиболее творческий период развития культурноисторического типа. Каждая цивилизация зарождается, расцветает, гибнет. Всего типов цивилизации четыре:

• «первичные» (в них нет ведущего начала, определяющего их смысл). К ним относятся египетская, китайская, иранская, некоторые другие цивилизации;

• «одноосновные» (имеющие одно выраженное начало, от которого происходят все их особенности). Это еврейская (религия), древнегреческая (культура), древнеримская (политика) цивилизации;

• «двухосновные» (покоящиеся на преобладающем развитии двух начал). Такова европейская цивилизация (политика и культура);

• «объединительная» (в гармонии развивающая начала политические, культурные, религиозные и нравственно-экономические) -славянская (пока не как реальность, а как возможность) цивилизация.

 

Типология цивилизаций по О. Шпенглеру

В 1918 г. издал первую часть книги «Закат Европы». Он четко разграничивает понятия «цивилизация» и «культура». Цивилизацию О. Шпенглер определяет как стадию упадка культуры. Культуры отличаются изолированностью и самостоятельностью. Локальных цивилизаций всего восемь: египетская, вавилонская, китайская, арабовизантийская, греко-римская, западная и культура инков.

 

Типология цивилизаций по А. Тойнби

Английский историк и философ Арнольд Тойнби в 30-60 гг. XX в. написал многотомный труд «Постижение истории». Он выделяет цивилизации

• «первичные» (неразвитые, приспособленные к жизни в определенных географических условиях, малосильные, легко возникающие и также легко погибающие);

• «вторичные» (возникающие в ответ на «вызов», изменяющий условия их первоначального существования);

• «третичные» (возникающие на основе формирования единых религий и церквей из «вторичных» цивилизаций).

К середине XX в., по мнению А.Тойнби, осталось не более 7-8 из почти 30 существовавших в истории цивилизаций (христианская, исламская, буддистская, индуистская и др.). Цивилизации развиваются независимо друг от друга. Их гибель неизбежна, если не удастся сформировать единую высшую религию, создать на ее основе «вселенскую церковь» и «вселенское государство» и тем самым перейти к «третичной» цивилизации.

Источники информации для учителя:

1. Дидактические материалы по курсу “Человек и общество”: 10-11 кл.: Пособие для учителя/ Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов и др.; - М.: Просвещение, 2001.

2. Лазебникова А. Ю. , Брандт М. Ю. Уроки обществознания в 11 классе: Методическое пособие по курсу “Человек и общество”. – М.: Дрофа, 2000.

3. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных учреждений по обществознанию. 11 кл. / Сост. Л. Ф. Иванова. – М.: Дрофа, 2001.

4. Методические рекомендации по курсу “Человек и общество”. В 2 ч. Ч. 2. 11 кл. / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова и др.; М.: Просвещение, 2000.

5. Технологии работы с учебным содержанием в профильной школе: Учебно – методическое пособие для учителей/ Под ред. А. П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2005.

6. Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2. 11 кл. / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова и др.; М.: Просвещение, 2002.

7. Электронное пособие “Обществознание. Экспресс – подготовка к экзамену. 9 – 11 класс”. “Новая школа”, 2006.

8. Электронное пособие “Всеобщая история. История нового времени. 7 – 8 класс”. ООО “Кордис Медиа”, 2004.

Источники информации для учащихся:

1. Дидактические материалы по курсу “Человек и общество”: 10-11 кл.: Пособие для учителя/ Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов и др.; - М.: Просвещение, 2001. (тексты для учащихся)

2. Кравченко А. И. Обществознание: Учебник для 10 класса. Ч. 1. – М.: Русское слово, 2003.

3. Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2. 11 кл. / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова и др.; М.: Просвещение, 2002.

4. Электронное пособие “Обществознание. Экспресс – подготовка к экзамену. 9 – 11 класс”. “Новая школа”, 2006.

5. Электронное пособие “Всеобщая история. История нового времени. 7–8 класс”. ООО “Кордис Медиа”, 2004.

6. Словари, энциклопедии (для выполнения домашнего задания).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.