3. Развивать умения сравнительно-сопоставительного анализа социальных явлений и процессов при работе с различными источниками информации
Ход урока:
Что такое “цивилизация”?
· Это был вполне цивилизованный молодой человек, с прекрасными манерами и обхождением.
· Как считали французские философы, дикость сменилась варварством, варварство – цивилизацией.
· В цивилизованном обществе нет места насилию, преступности, попранию закона, неуважению прав человека.
· Античная цивилизация – уникальная культура, лежащая в основе европейской культуры последующих эпох.
· Экономика, система власти, ценности, образ жизни и психология людей средневековья отличали эту цивилизацию от античной или современной.
Сопоставительный анализ цивилизационного и формационного подходов к истории.
Формационный подход был разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом. Смысл его состоит в закономерной смене общественно-экономических формаций. Они исходили из того, что материальная деятельность людей всегда выступает в форме конкретного способа производства. Способ производства - это единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы включают в себя предмет труда, средство труда и человека. Производительные силы - это содержание способа производства, а производственные отношения - форма. С изменением содержания меняется и форма. Это происходит через революцию. И соответственно меняют друг друга различные социально - экономические формации. Согласно этим формациям выделяются стадии развития общества: первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое.
Недостатками формационного подхода можно считать то, что многие процессы культурной, духовной жизни рассматриваются порой упрощённо, мало внимание уделяется роли личности в истории, человеческому фактору, а так же то, что был абсолютизирован переход от одной формации к другой (некоторые народы не проходили все формации и не всегда изменения происходят через революции) Цивилизационный подход основным критерием подразумевает духовно-культурную сферу. Понятие цивилизация имеет много разных значений. Сколько авторов - столько и трактовок этого понятия. И следовательно эти авторы выделяют разное количество цивилизаций, по разному классифицируют государство. В общем же характерно отрицание единства человеческой истории, всеобщих исторических закономерностей Недостатками цивилизационного подхода является то, что он не позволяет взглянуть на историю, как на целостный, закономерный процесс; применяя цивилизационный подход трудно изучать закономерности исторического развития. С начала 90-х годов наблюдалось стремление "избавиться" от формационного подхода и всего, что касается марксизма. Поэтому активно внедрялся цивилизационный подход. Сами по себе эти подходы ни являются плохими или хорошими. Каждый из них имеет и плюсы и минусы. И оба этих похода имеют право на существование. Они просто рассматривают историю с разных сторон. Если с помощью этих подходов изучается история, публикуются монографии и статьи, написанные с применением этих походов - это хорошо. Плохо другое. Неправильным оказалось внедрение цивилизационного подхода в школе без должной подготовки. Во - первых в исторической науке не сложилось единого мнения о том, какой же подход применять. Следовательно пока наиболее верным стоит считать формационный подход (при условии учёта всех его недостатков) Во - вторых сторонники цивилизационного подхода не определились даже с ключевым понятием своей концепции "цивилизация". И всё это привело к тому, что появились разнообразные учебники - с формационным подходом и разными цивилизационными подходами. История - явление многогранное и изучать её необходимо со всех сторон. При изучении истории полезно применять разнообразные подходы - формационный, цивилизационный, культурологический, социологический и другие. При преподавании в школе целесообразно остановиться на каком -то одном подходе. И в данный момент это, по всей видимости, это должен быть формационный подход, потому как он позволяет понять закономерности исторического развития.
Заполнить таблицу по тексту:
1. Линии сравнения
Формационный подход
Цивилизационный подход
1. Соотношение материальной и духовной сфер жизни общества
2. Направленность исторического развития
3. Характеристика современного этапа общественного развития
2.
Понятия, относящиеся к формационному подходу
Понятия, относящиеся к цивилизационному подходу
Типология цивилизаций по Н.Я. Данилевскому В книге «Россия и Европа» Н.Я. Данилевский утверждает, что цивилизация - это наиболее творческий период развития культурноисторического типа. Каждая цивилизация зарождается, расцветает, гибнет. Всего типов цивилизации четыре:
• «первичные» (в них нет ведущего начала, определяющего их смысл). К ним относятся египетская, китайская, иранская, некоторые другие цивилизации;
• «одноосновные» (имеющие одно выраженное начало, от которого происходят все их особенности). Это еврейская (религия), древнегреческая (культура), древнеримская (политика) цивилизации;
• «двухосновные» (покоящиеся на преобладающем развитии двух начал). Такова европейская цивилизация (политика и культура);
• «объединительная» (в гармонии развивающая начала политические, культурные, религиозные и нравственно-экономические) -славянская (пока не как реальность, а как возможность) цивилизация.
Типология цивилизаций по О. Шпенглеру
В 1918 г. издал первую часть книги «Закат Европы». Он четко разграничивает понятия «цивилизация» и «культура». Цивилизацию О. Шпенглер определяет как стадию упадка культуры. Культуры отличаются изолированностью и самостоятельностью. Локальных цивилизаций всего восемь: египетская, вавилонская, китайская, арабовизантийская, греко-римская, западная и культура инков.
Типология цивилизаций по А. Тойнби
Английский историк и философ Арнольд Тойнби в 30-60 гг. XX в. написал многотомный труд «Постижение истории». Он выделяет цивилизации
• «первичные» (неразвитые, приспособленные к жизни в определенных географических условиях, малосильные, легко возникающие и также легко погибающие);
• «вторичные» (возникающие в ответ на «вызов», изменяющий условия их первоначального существования);
• «третичные» (возникающие на основе формирования единых религий и церквей из «вторичных» цивилизаций).
К середине XX в., по мнению А.Тойнби, осталось не более 7-8 из почти 30 существовавших в истории цивилизаций (христианская, исламская, буддистская, индуистская и др.). Цивилизации развиваются независимо друг от друга. Их гибель неизбежна, если не удастся сформировать единую высшую религию, создать на ее основе «вселенскую церковь» и «вселенское государство» и тем самым перейти к «третичной» цивилизации.
Источники информации для учителя:
1. Дидактические материалы по курсу “Человек и общество”: 10-11 кл.: Пособие для учителя/ Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов и др.; - М.: Просвещение, 2001.
2. Лазебникова А. Ю. , Брандт М. Ю. Уроки обществознания в 11 классе: Методическое пособие по курсу “Человек и общество”. – М.: Дрофа, 2000.
3. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных учреждений по обществознанию. 11 кл. / Сост. Л. Ф. Иванова. – М.: Дрофа, 2001.
4. Методические рекомендации по курсу “Человек и общество”. В 2 ч. Ч. 2. 11 кл. / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова и др.; М.: Просвещение, 2000.
5. Технологии работы с учебным содержанием в профильной школе: Учебно – методическое пособие для учителей/ Под ред. А. П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2005.
6. Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2. 11 кл. / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова и др.; М.: Просвещение, 2002.
8. Электронное пособие “Всеобщая история. История нового времени. 7 – 8 класс”. ООО “Кордис Медиа”, 2004.
Источники информации для учащихся:
1. Дидактические материалы по курсу “Человек и общество”: 10-11 кл.: Пособие для учителя/ Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов и др.; - М.: Просвещение, 2001. (тексты для учащихся)
2. Кравченко А. И. Обществознание: Учебник для 10 класса. Ч. 1. – М.: Русское слово, 2003.
3. Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2. 11 кл. / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова и др.; М.: Просвещение, 2002.