РАСЧЁТ СТОИМОСТИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СПРОЕКТИРОВАННОГО ВАГОНА
1.1. Исходные данные для расчёта
Исходные данные для расчёта стоимости жизненного цикла указанного вагона приведены в таблицах 1, 2, 3.
Таблица 1
Основные технико-эксплуатационные показатели проектируемого вагона
Показатель
Условное обозначение
Числовое значение показателей
Масса тары вагона с экипировкой, т
qт
57.0
Вместимость вагона, пасс.
n
Коэффициент использования вместимости
yвм
0.8
Средняя населённость вагона, пасс
Pп
Количество проводников на один вагон
nпр
Срок службы , лет
T
Таблица 2
Исходные данные для расчёта эксплуатационных расходов и капитальных вложений железнодорожного транспорта (выборка из статистической отчётности ОАО “РЖД”)
Показатель
Условное обозначение
Числовое значение
при тяге
электровозной
тепловозной
Доля электровозной и тепловозной тяги в дальнем сообщении
Коэффициент вспомогательного линейного пробега локомотивов (без пробега по системе многих единиц) к поездо-километрам
βлин’
0.148
0.487
окончание табл.2
Среднее расстояние оборота пассажирского поезда (в одну сторону), км
lп
1103.0
Средняя дальность поездки пассажира, км
lп’
959.0
Время нахождения локомотивных бригад на станциях их приписки и оборота на 1км. Линейного пробега за вычетом пробега по системе многих единиц, ч
tбр
0.024
0.027
Вспомогательное время работы локомотивных бригад, отнесённое на 1 км.линейного пробега, ч
Ψвсп
0.013
0.016
Затраты маневровых локомотиво-часов на 1000 вагоно-км. пассажирских вагонов,ч
βм
0.551
Коэффициент резерва локомотивов
Kрл
1.29
Коэффициент резерва вагонов
Kрв
1.2
Расход электроэнергии на 10 тыс. т-км брутто, кВт.ч
Килограмм условного топлива при тепловозной тяге
аэ,aт
148.5
77.8
Соотношение вспомогательной работы проводников,механика, начальника поезда к работе в пути следования
γвсп
0.0153
0.0104
Коэффициент, учитывающий рабочее время проводников,электромеханика, начальника поезда
γр
0.5
Коэффициент, учитывающий время нахождения вагона в рабочем парке
Квр
0.84
Коэффициент одиночного следования локомотива
βодин
0.125
0.444
Цена локомотива магистрального, тыс. руб.
Цлок.маг
33700.0
27000.0
Цена локомотива маневрового, тыс. руб.
Цлок.ман.
11220.0
Таблица 3
Нормативы текущих расходов (расходные ставки) на измерители эксплуатационной работы (по итогам работы ОАО “РЖД” за 2010 г.)
Измеритель
Стоимостные нормативы, руб., при тяге
электровозной
тепловозной
Вагоно-километр
1.35
Вагоно-час
96.74
Отправленный пассажирский вагон
1569.22
Отправленный пассажир
12.30
Локомотиво километр с учётом вспомогательного пробега локомотива
8.38
10.52
Локомотиво-километр во главе поезда и одиночном следовании
3.48
2.45
Локомотиво-час поездного локомотива, в т.ч реновации
278.51
325.7
Бригадо-час локомотивных бригад
600.91
582.66
Человеко-час начальника поезда
248.93
Человеко-час проводника
199.14
Человеко-час электромеханика
238.97
Тонно-километр брутто вагонов и локомотивов
0.00915
Киловатт-час электроэнергии
1.75
Кг условного топлива
9.39
Локомотиво-час маневровой работы, в т.ч реновация
1043.86
8.77
Доля расходов, зависящих от размеров движения, в общих расходах на перевозочный процесс
0.563
0.615
Расчёт стоимости жизненного цикла
2.1. Определение дохода от эксплуатации вагонов
Доход от эксплуатации пассажирского вагона определяется денежными поступлениями, полученными от перевозки пассажиров. Определяем по формуле:
Pt=Цt * Bt* At
где Pt – доход от эксплуатации вагона, полученный в годуt; Цt- цена единицы продукции ;Bt- количество перевезённых пассажиров в одном вагоне в году t; At– количество применяемых вагонов в году t.
Для начала рассчитаем годовую производительность вагона:
∑Plп=365 ∙Pп∙ Sв∙ Квр ,
где ∑Plп- годовая производительность вагона пасс.- км; Pп- средняя населенность вагона пасс.; Sв- среднесуточный пробег вагона, км; Квр- коэффициент, учитывающий время нахождения в рабочем парке;
∑Plп=365∙ 12∙ 644,1∙ 0,84=2369773пасс.- км.
Количество перевезенных в год пассажиров определяем по следующей формуле:
Bt=∑Plп /lп’ ,
где lп’- средняя дальность поездки пассажира.
Bt=2369773/959=2471пасс.
С учётом дальности поездки пассажира и уровня комфорта стоимость проезда принята в размере 3330 руб. (без НДС).
Доход от эксплуатации вагона в год составит:
Ptг=3330∙ 2471∙10-3=8154,3 тыс. руб.
За срок службы вагона Т = 40 лет будем иметь:
Pt=8154,3∙ 40=326172 тыс. руб.
2.2. Расчёт ремонтных затрат
Для пассажирского купейного вагона установлено три вида ремонта:
1.деповской – проводится не чаще, чем один раз в год (исключаются годы других видов ремонта и год изъятия вагона из эксплуатации);
2.капитальный ремонт первого объема (КР-1) – проводится через каждые пять лет;
3.капитальный ремонт второго объема (КР-2) – проводится через 20 лет после постройки.
Для расчета принято количество ремонтов:
деповских – 22; КР-1 – 4; КР-2 – 1.
Цены ремонтов по данным вагоноремонтных заводов составляют:
Деповского-190 тыс. руб.; КР-1 – 1050 тыс. руб.
КР-2 – 3200 тыс. руб.
Следовательно, стоимость всех ремонтов вагонов за 40 лет составит:
Срем=190∙30+1050∙7+3200∙1=16250 тыс. руб.
2.3 Расчёт годовых эксплуатационных расходов
При расчёте годовых эксплуатационных расходов удобнее всего применить метод расходных ставок. При использовании этого метода сначала необходимо рассчитать долю эксплуатационных расходов, связанных с размерами движения. Расчёт этой доли приведён в таблице. Также железные дороги несут расходы, независящие от размеров движения. Это прежде всего расходы по содержанию станций, аппарата управления, хозяйственные и др.
Общие эксплуатационные расходы при электровозной тяге составят
2500,11/0,563=4440,1 тыс. руб.
При тепловозной тяге
789.37\0.615=1283,53 тыс. руб.
Общая сумма годовых эксплуатационных расходов будет равна
4440,1+1283,53=5723,63
С учётом затрат на реновацию локомотивов расходы составят
Иt=5723,63+167,66+176,21=6067,5 тыс. руб.
За срок службы вагона сумма годовых эксплуатационных расходов составит:
И=6067,5∙28=242700 тыс.руб.
Таблица 4
Расчёт годовых эксплуатационных расходов, связанных с размерами движения
2.4. Расчёт дополнительных единовременных капитальных вложений
Расчёт дополнительных единовременных капитальных вложений приведён в таблице 5. К ним относятся затраты в парк поездных и маневровых локомотивов в доле, приходящей на один вагон (парк вагонов Пв=1), затраты на развитие ремонтных баз приняты в размере 10% от затрат в парк локомотивов и 7% затрат в парк вагонов ( соответственно Клб=0.1;Клв=0.07). Коэффициент резерва вагона Крв=1.2; коэффициент резерва локомотивов Крл=1.29. Другие обозначения входящих в расчётные формулы величин и исходные данные приняты по табл.2 и 4.
Общая сумма капитальных вложений составит
К=7769.08 тыс.руб.
Таблица 5.
Расчёт капитальных вложений железных дорог
Показатель
Формула для расчёта измерителя
Расчёт затрат измерителя на 1 вагон рабочего парка
стоимость технических средств тыс. руб.
Сумма расходов тыс.руб.
Парк магистральных локомотивов:
электровозная
тяга
тепловозная тяга
33700,0
27000,0
298,75
2151,09
Локомотиворемонтная база
=0,008865
33700,0
298,75
Парк маневровых локомотивов
11220,0
139,58
Локомотиво-ремонтная база маневровых локомотивов
=0,001244
11220,0
13,96
Вагоноремонтная база
23370,0
1963,08
ИТОГО К=7769.08
2.5. Расчёт ликвидационной стоимости вагона
Ликвидационная стоимость пассажирского вагона определяется для конечного этапа его эксплуатации. В ее состав входят средства, полученные от вторичного использования запасных частей и от сдачи металлолома-положительная величина и отрицательная величина: затраты на изъятие вагона из эксплуатации, транспартировку к месту утилизации, разборку и утилизацию частей, не подлежащих ремонту.
Расчет дохода от сдачи металлолома приведён в таблице 6.
Расходы на разборку вагона и утилизацию ориентировочно составляют 250 тыс.руб. В итоге ликвидационная стоимость Л=112.02-250= -137.98 тыс.руб.
6.2.6.Определение стоимости жизненного цикла вагона и чистого дохода от эксплуатации
Цпр=Ца Ксл
Здесь Ца- цена вагона-аналога; Ксл- коэффициент сложности проектируемого вагона, учитывающий отличительные признаки проектируемого вагона (изменение конструктивной схемы и планировки, применение других материалов, изменение габаритных размеров и массы тары вагона и др.)
В нашем случае цена вагона аналога составляет Ца=33100тыс. руб., а проектируемый вагон имеет усложнённую планировку и кузов его выполнен
Из более дорогой стали марки NIROSTA. Коэффициент сложности этого вагона ориентировочно равен Кck=1.1 . Следовательно цена приобретения будет равна:
Цпр=33100 1.1=36410 тыс.руб.
В соответствии с проведёнными расчётами стоимость жизненного цикла вагона равна: