Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методы исследования внимания



Все методы для изучения объема внимания можно подразделить на прямые и косвенные. Прямой метод предусматривает предъявление материала (например, слов, букв, изображений предметов) в короткие промежутки времени с помощью тахистоскопа с последующим подсчетом замеченного испытуемым.

Косвенные методы определения объема внимания, как и других его свойств, являются относительно простыми по процедуре проведения тестами скорости Чаще всего используется методика отыскивания чисел по таблицам Шульте.

Для изучения избирательности восприятия при внимании чаще всего используется методика немецкого психолога Хуго Мюнстерберга. Это буквенный текст, где нужно как можно быстрее (норматив - две минуты) подчеркнуть скрытые в нем 25 слов. Регистрируются также и ошибки - пропущенные и неправильно выделенные слова.

 

Билет 18.

 

  1. Определение, предмет и объект, теоретические основы и задачи эргономики.

Эргономика – область знаний, комплексно изучающих трудовую деятельность человека в системе СЧТС с целью обеспечения ее эффективности, безопасности и комфорта (физиологического и психологического).

Предмет: трудовая деятельность человека в процессе взаимодействия с техническими системами и в условия суествования влияния на него факторов внешней среды.

Объект: СЧТС.

Цели:

  1. Повышение эффективности СЧТС
  2. Безопасность труда.
  3. Условия для развития личности трудящегося.

 

Задачи:

  1. Разработка теоретических основ проектирования деятельности человека-оператора с учетом специфики эксплуатации им технической системы и окружающей среды.
  2. Исследование закономерности, взаимодействия человека с техническими системами и окружающей средой, определение качества его деятельности.
  3. Формирование принципов создания СЧТС и алгоритмов деятельности в ней человека-оператора.
  4. Выдвижение и проверка гипотез о перспективах развития труда исполнителя.
  5. Создание методов исследования, проектирования, эксплуатации СЧТС, обеспечение безопасти, эффективности и удовлетворения трудом работающего в ней человека.
  6. Разработка специфических категорий эргонимики, отражающей особенности ее предмета, содержаний и метода.
  7. Поиск, обнаружение, описание фактов демонстрирующих связь качества труда человека с эргономическими параметрами технических систем и окружающей среды.
  1. Роль монотонного действия раздражителей в процессе труда.
  1. Методики определения ассоциативного мышления.

Ассоциативная психология -
одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации. Впервые постулаты ассоцианизма были сформулированы Аристотелем, выдвинувшим идею о том, что образы, возникающие без видимой внешней причины, являются продуктом ассоциации. В XVII веке эту идею укрепило механо-детерминистское учение о психике. Организм предстал в виде машины, запечатлевающей следы внешних влияний, так что возобновление одного из следов автоматически влечет за собой появление другого. В XVIII веке принцип ассоциации идей был распространен на всю область психического, но получил принципиально различную трактовку: с одной стороны, Дж. Беркли и Д. Юм рассматривали его как связь феноменов в сознании субъекта, с другой — Д. Гартли создал систему материалистического ассоцианизма. В начале XIX в. появились концепции, отъединившие ассоциацию от ее телесного субстрата и представившие ее в виде имманентного принципа сознания (Т. Браун, Джеймс Милль, Джон Стюарт Милль).

Утвердилось воззрение, согласно которому:

1) психика (отождествленная с интроспективно понятым сознанием) построена из элементов — ощущений, простейших чувствований;

2) элементы — первичны, сложные психические образования (представления, мысли, чувства) — вторичны и возникают посредством ассоциаций;

3) условием образования ассоциаций является смежность двух психических процессов;

4) закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоциируемых элементов и частотой повторения ассоциаций в опыте.

Ассоцианизм был преобразован на новой основе благодаря успехам биологии и нейрофизиологии. Г. Гельмгольц использовал новое воззрение на ассоциацию в своих исследованиях органов чувств, Ч. Дарвин — при объяснении эмоций, И. М. Сеченов — в учении о рефлексах головного мозга. Эволюционный подход Г. Спенсера внес в ассоцианизм проблему развития психики в филогенезе и пришел к важному выводу об адаптивной функции психики в поведении. В 80-90-е гг. XIX в. были предприняты многочисленные исследования условий образования и актуализации ассоциаций (Г. Эббингауз, Г. Мюллер и др.). Вместе с тем была показана ограниченность механистической трактовки ассоциации.

Детерминистские элементы ассоцианизма были восприняты в трансформированном виде учением Павлова об условных рефлексах, а также — на иных методологических основаниях — американским бихевиоризмом. Изучение ассоциаций с целью выявления особенностей различных психических процессов используется и в современной психологии (в частности, проблема смысловых ассоциаций, их роль в обучении и т. д.)

 

Билет 19.

 

  1. Главные принципы эргономики.

 

1. Системной эргономичности. Эргономичное проектирование нацелено на достижение наивысших показателей СЧТС при одновременном соблюдении допустимых или оптимальных условий деятельности человека по социальным, психологическим, физиологическим и медико-гигиеническим критериям.

2. Адаптивной эргономичности. По мере развития и совершенствования информационно-программно-технических средств СЧТС эргономические требования должны пересматриваться в направлении улучшения от допустимых к оптимальным.

3. Научной эргономичности. Эргономические проектирования должны решаться на основе объективных количественных оценок, на начальных стадиях эргономического проектирования путем расчетно-аналитических, модельных и экспериментальных оценок, проведенных опытно-экспериментальным путем.

4. Информационной эргономичности СЧТС. Информация об объекте, обслуживаемом СЧТС, предоставляется в виде удобном для принятия решений человеком.

5. Программно-интеллектуальной эргономичности. Обеспечивает устойчивую тенденцию разумного освобождения человека от рутинных функций, создание условий для творческой реализации.

 

Конкретные принципы непосредственно связаны с работой человека-оператора.

    1. Принцип соответствия функций.
    2. Актуализация функций.
    3. Сосредоточений функций.
    4. Мобилизация функций.
    5. Компенсация функций.
    6. Активизация информационных функций.
  1. Роль монотонного труда в развитии утомления.
  1. Пути информационного воздействия.

 

Билет 20.

 

  1. Состав и структура эргономики.

Эргономика: гигиенический, психофизический, физиологический, антропометрический, психологический показатели. Эффективность, комфорт.

 

Антропометрический групповой показатель.

Регламентирует соответствие машины размерам и форме тела рабочего человека, подвижность частей тела и других его показателей, обеспечивают рациональную и удобную позу, правильную осанку и т.д.

Гигиенический групповой показатель. Освещенность, вентелируемость, влажность, давление, радиацию, вибрацию, электромагнитное излучение.

Физиологический групповой показатель. Требования определяют соответствие СЧТС силовым, скоростным, слуховым, энергетическим, обонятельным, осязательным особенностям человека.

Психофизический групповой показатель. Соответствие машины возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики.

Объединяет данные инженерной психологии, психологии труда, социальной психологии.

 

Структуру эргономики формирует ее.

- эффективность СЧТС

- безопасность работы в ней

-создание обеспечения развития личности человека-оператора.

 

 

  1. Роль относительной сенсорной и социальной депривации в развитии утомления.

Депривация (лат. deprivatio — потеря, лишение) — психическое состояние, при котором люди испытывают недостаточное удовлетворение своих потребностей.

Депривация социальная - лишение возможности общаться с людьми, функционировать в обществе людей. Последствия ранней социальной депривации иллюстрируют широко известные факты воспитания детей человека животными. Дефицит общения может служить существенным патогенным фактором развития ряда болезненных явлений у взрослых людей, в том числе и некоторых психотических расстройств (как, например, при длительном заключении в одиночную тюремную камеру).

Сенсорная депривация — следствие «сенсорного голода», т. е. психическое состояние, вызванное невозможностью удовлетворить важнейшую для любого индивида потребность во впечатлениях в связи с ограничением зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных и др. стимулов.

  1. Факторы внешней среды, влияющие на надежность деятельности оператора.

 

Билет 21.

 

  1. Микроклимат рабочей среды.

МИКРОКЛИМАТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ — метеорологические условия внутренней среды помещений, которые определяются действующими на организм человека сочетаниями температуры, влажности, скорости движения воздуха и теплового излучения; комплекс физических факторов, оказывающих влияние на теплообмен человека с окружающей средой, на тепловое состояние человека и определяющих самочувствие, работоспособность, здоровье и производительность труда. Показатели микроклимата: температура воздуха и его относительная влажность, скорость его движения, мощность теплового излучения.

Нейтральный микроклимат Охлаждающий микроклимат

Нагревающий микроклимат

 

Методы профилактики неблагоприятного воздействия микроклимата на работника

 

В основе защиты работника от воздействия неблагоприятных параметров микроклимата положены следующие принципы:

1. Организационно-профилактические мероприятия;

2. Архитектурно-планировочные решения.

Первая группа включает в себя следующие мероприятия: установка систем общего и местного кондиционирования;

воздушное душирование;

компенсация неблагоприятного воздействия одного параметра микроклимата изменением другого;

обеспечить работников средствами индивидуальной защиты;

регламентация времени работы (перерывы в работе, сокращение рабочего дня, увеличение продолжительности отпуска, уменьшение стажа работы и т. д.);

выдача подсоленной газированной воды и спецпитания.

Вторая группа подразумевает следующие решения:

 

оборудование специальных теплых помещений для отдыха и обогревания;

при работе в нагревающем микроклимате оборудование душевых комнат;

планировка помещений, расстановка оборудования, обеспечивающая свободный доступ свежего воздуха ко всем участкам рабочего места;

исключение расположения горячего оборудования рядом с участками, где проводятся холодные работы;

надежная теплоизоляция перекрытия верхнего этажа от солнечной радиации;

экранирование рабочих мест от источников нагревания;

механизация и автоматизация технологических процессов, введение новых технологий, замена машин и механизмов.

  1. Роль эмоционального напряжения в развитии утомления.

Роль эмоционального напряжения в развитии утомления.

В зависимости от конкретных условий на первый план в развитии утомления выступают различные факторы. Это следует понимать так, что физиологические проявления утомления зависят от характера его возникновения. Каждый вид работы физической (статическая или динамическая), умственной, связанной с напряжением внимания или процессами мышления, работы, протекающей на фоне значительного эмоционального напряжения, приводит к появлению различных форм утомления. Факторы, которые будут доминировать в том или ином случае, зависят от характера предшествующих условий и деятельности.

 

  1. Виды памяти и их определение.

Память – это одна из психических функций и видов умственной деятельности, которая предназначена для сохранения, накапливания и воспроизведения информации. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма, многократно использовать ее в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Процессы памяти:

Запоминание – процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в единое целое.

Хранение – процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития мышления, речи, восприятия мира.

Воспроизведение и узнавание – процесс актуализации элементов прошлого опыта. Простой формой воспроизведения является узнавание – опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходства между объектом и образом в его памяти.

Забывание – потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного.

 

Виды памяти:

По сенсорной модальности – зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память.

По содержанию - образная память, моторная память, эмоциональная память;

По организации запоминания - эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;

По временным характеристикам - долговременная (декларативная) память, кратковременная память, ультракратковременная память;

По физиологическим принципам - определяемая структурой связей нервных клеток (она же долговременная) и определяемая текущим потоком электрической активности нервных путей (она же кратковременная)
По наличию цели - произвольная и непроизвольная;

По наличию средств - опосредованная и неопосредованная;

По уровню развития - моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.

 

Сенсорная память - сохраняет стимульную информацию возникающую при воздействии стимулов на органы чувств. В сенсорной памяти сохраняется сенсорная информация после прекращения воздействия стимула

Разновидностью сенсорной памяти является иконическая память. Иконическая память — дискретный сенсорный регистратор зрительных стимулов. Особенностью иконической памяти является фиксация информации в целостной, портретной форме.

Эхоическая память сохраняет стимульную информацию поступающую через органы слуха.

Тактильная память регистрирует стимульную информацию поступающую через соматосенсорную систему.

 

Физиологические исследования обнаруживают 2 основных вида памяти: кратковременная и долговременная. Одно из важнейших открытий Эббингауза состояло в том, что если список не очень велик (обычно 7), то его удаётся запомнить после первого прочтения (обычно список элементов, которые можно запомнить сразу, называют объёмом кратковременной памяти). Кратковременная память позволяет вспомнить что-либо через промежуток времени от нескольких секунд до нескольких минут без повторения. Число Миллера – 7±2

Хранение в сенсорной и кратковременной памяти обычно имеет жестко ограниченную емкость и длительность, то есть информация остается доступной некоторое время, но не неопределенно долго. Напротив, долговременная память может хранить гораздо большее количество информации потенциально бесконечное время (на протяжении всей жизни). Например, некоторый 7-значный телефонный номер может быть запомнен в кратковременной памяти и забыт через несколько секунд. С другой стороны, человек может помнить за счет повторения телефонный номер долгие годы

 

Билет 22.

 

  1. Оптимальные параметры микроклимата в помещениях учреждения.

СанПин!!!

МИКРОКЛИМАТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ — метеорологические условия внутренней среды помещений, которые определяются действующими на организм человека сочетаниями температуры, влажности, скорости движения воздуха и теплового излучения; комплекс физических факторов, оказывающих влияние на теплообмен человека с окружающей средой, на тепловое состояние человека и определяющих самочувствие, работоспособность, здоровье и производительность труда. Показатели микроклимата: температура воздуха и его относительная влажность, скорость его движения, мощность теплового излучения.

Нейтральный микроклимат Охлаждающий микроклимат

Нагревающий микроклимат

 

Методы профилактики неблагоприятного воздействия микроклимата на работника

 

В основе защиты работника от воздействия неблагоприятных параметров микроклимата положены следующие принципы:

1. Организационно-профилактические мероприятия;

2. Архитектурно-планировочные решения.

Первая группа включает в себя следующие мероприятия: установка систем общего и местного кондиционирования;

воздушное душирование;

компенсация неблагоприятного воздействия одного параметра микроклимата изменением другого;

обеспечить работников средствами индивидуальной защиты;

регламентация времени работы (перерывы в работе, сокращение рабочего дня, увеличение продолжительности отпуска, уменьшение стажа работы и т. д.);

выдача подсоленной газированной воды и спецпитания.

Вторая группа подразумевает следующие решения:

 

оборудование специальных теплых помещений для отдыха и обогревания;

при работе в нагревающем микроклимате оборудование душевых комнат;

планировка помещений, расстановка оборудования, обеспечивающая свободный доступ свежего воздуха ко всем участкам рабочего места;

исключение расположения горячего оборудования рядом с участками, где проводятся холодные работы;

надежная теплоизоляция перекрытия верхнего этажа от солнечной радиации;

экранирование рабочих мест от источников нагревания;

механизация и автоматизация технологических процессов, введение новых технологий, замена машин и механизмов.

  1. Особенности труда оператора.

Эргономически любой труд направлен на три раздела

1. безопасность труда

2. комфортный труд

3. эффективность труда.

Вредными факторами работы оператора являются

1. интеллектуальные нагрузки

2. сенсорные нагрузки ( зрительного анализатора)

3. Эмоциональные нагрузки

4. Монотонность

5. Режим работы

 

  1. Гигиена труда при работе с компьютером.

 

Билет 23.

 

  1. Гигиена труда при работе с компьютером.
  1. Внимание, память, мышление и интеллект – роль в профессиональной деятельности.

МЫШЛЕНИЕ – обобщенное отражение человеком предметов и явлений в их закономерных связях и отношениях.

Профессиональный тип мышления определяется как преобладающее использование принятых именно в данной профессиональной области приемов решения проблемных задач, способов анализа профессиональных ситуаций, принятия профессиональных решений.

Профессиональное мышление включает в себя:

- процесс обобщенного и опосредованного отражения человеком профессиональной реальности;

- пути получения человеком новых знаний о разных сторонах труда;

- приемы постановки, формулирования и решения профессиональных задач;

- этапы принятия и реализации решений в профессиональной деятельности;

- приемы целеобразования и планообразования в ходе труда, выработка новых стратегий профессиональной деятельности.

ВНИМАНИЕ активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности. С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной бдительности – словом, качество и результаты функционирования всей познавательной активности. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи.

ПАМЯТЬ

Основные процессы: запоминание, со­хранение, воспроизведение и забывание.

Виды: 1. Кратковременная, долговременная и оперативная память. 2. Зрительная (визуальная) память, слуховая (аудиальная), моторная память. 3. Эмоциональная и рациональная память.

4. Непроизвольная и произвольная память.

ИНТЕЛЛЕКТ - относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.

Способность к рациональному познанию, мышлению, ориентировка

  1. Рабочая поза, понятие, виды. Вынужденная рабочая поза.

РАБОЧАЯ ПОЗА — такое положение тела, головы, конечностей в пространстве и относительно друг друга, которые обеспечивают выполнение определенного трудового задания.

Виды положения тела:

1. Стоя

2. Сидя

3. Лежа.

Виды поз:

1. Руки в стороны (вверх)

2. Корпус выпрямлен, отклонен назад

 

 

Билет 24.

 

  1. Правовые основы операторского труда.
  1. Психологическое содержание труда.
  1. Роль монотонного труда в развитии утомления.

Монотонность – это длительное многократное воздействие однообразного раздражителя на один и тот же участок коры головного мозга. Развивает торможение быстро развивающийся утомление.

Для предупреждения утомления существуют определенные рекомендации:

- введение коротких перерывов в течении дня.

- введение каждый час 5-10 минутного перерыва.

- переключение с одной операции на другую, а также следует избегать через мерного упрощения операции.

- снижение скорости работы на конвейере в ночную смену, в периоды снижения работоспособности.

- введение таких раздражителей, как музыка.

- специально разработанные функциональные упражнения позволяющие отодвинуть процессы утомления.

 

 

Билет 25.

 

  1. Связь эргономики с другими науками.

Инженерная психология. Задача – изучение и проектирование внешних и внутренних средств и способов трудовой деятельности операторов.

Психология труда. Взаимосвязь личности с условиями, процессом и орудиями труда.

Физиология труда. Изучение изменений функционального состояния организма под влиянем рабочей деятельности, организацией его трудового процесса.

Гигиена труда. Изучает влияние производственной среды и влияние трудовой деятельности на организма человека. Разрабатывает санитарно-гигиенические мероприятия по созданию здоровых условий труда.

Охрана труда. Комплекс правовых, организационных, технических, экологических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности труда и сохранение здоровья работников.

  1. Восприятие цвета, цветовое оформление рабочих помещений.
  1. Методы изучения трудовой деятельности.

Психологическое изучение трудовой деятельности предусматривает использование совокупности методов и частных методических приемов (методик). Познание психологических явлений, закономерностей трудовой деятельности человека и обоснование практических рекомендаций по ее совершенствованию, обеспечению эффективности и безопасности труда предусматривают получение и использование научных фактов, данных о психологических характеристиках трудовой деятельности. Основным инструментом в этой работе является комплекс конкретных методик психологического исследования, которые можно объединить в следующие классы методов:
1) анализ рабочих документов (руководства, инструкции и т. п.) — для общего ознакомления со спецификой конкретной деятельности;
2) наблюдение за рабочим процессом — для сбора визуальной информации о содержании деятельности;
3) хронометраж — оценка временных параметров трудового процесса;
4) опрос (беседа, анкетирование, экспертные оценки и др.) — получение письменной и устной информации от субъекта труда;
5) самонаблюдение и самоотчет — воспроизведение субъектом труда своих личных впечатлений, суждений, переживаний в связи с выполнением трудовых задач;
6) трудовой метод — информация об особенностях деятельности от экспериментатора, включенного в трудовой процесс;
7) биографический метод — анализ жизненного и профессионального пути;
8) физиолого-гигиенические методы — изучение условий деятельности;
9) эксперимент (естественный и лабораторный) — изучение психологических особенностей субъекта труда (психометрические тесты, личностные опросники, психофизиологические, физиологические и биохимические методы).

 

Билет 26.

 

  1. Принципы организации рабочего места.

С системе «среда-человек -техника» существуют 3 типа подхода к организации рабочего места

1. Микроклиматический ( комфортная температура для физического или умственного труда, для каждого своя, время года)

2. Физиологический (время суток , например в ночное время конвейер работает медленнее, зимой работоспособность выше чем летом и тд)

3. Технически ( размеры стульев , столов и тд.)

  1. Промышленная эстетика.
  1. Правовые основы операторского труда.

 

Билет 27.

 

  1. Гигиенические требования к освещению рабочего места.
  1. Внимание, память, мышление и интеллект – роль в профессиональной деятельности.

МЫШЛЕНИЕ – обобщенное отражение человеком предметов и явлений в их закономерных связях и отношениях.

Профессиональный тип мышления определяется как преобладающее использование принятых именно в данной профессиональной области приемов решения проблемных задач, способов анализа профессиональных ситуаций, принятия профессиональных решений.

Профессиональное мышление включает в себя:

- процесс обобщенного и опосредованного отражения человеком профессиональной реальности;

- пути получения человеком новых знаний о разных сторонах труда;

- приемы постановки, формулирования и решения профессиональных задач;

- этапы принятия и реализации решений в профессиональной деятельности;

- приемы целеобразования и планообразования в ходе труда, выработка новых стратегий профессиональной деятельности.

ВНИМАНИЕ активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности. С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной бдительности – словом, качество и результаты функционирования всей познавательной активности. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи.

ПАМЯТЬ

Основные процессы: запоминание, со­хранение, воспроизведение и забывание.

Виды: 1. Кратковременная, долговременная и оперативная память. 2. Зрительная (визуальная) память, слуховая (аудиальная), моторная память. 3. Эмоциональная и рациональная память.

4. Непроизвольная и произвольная память.

ИНТЕЛЛЕКТ - относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.

Способность к рациональному познанию, мышлению, ориентировка

  1. Методики определения ассоциативного мышления.

Ассоциативная психология -
одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации. Впервые постулаты ассоцианизма были сформулированы Аристотелем, выдвинувшим идею о том, что образы, возникающие без видимой внешней причины, являются продуктом ассоциации. В XVII веке эту идею укрепило механо-детерминистское учение о психике. Организм предстал в виде машины, запечатлевающей следы внешних влияний, так что возобновление одного из следов автоматически влечет за собой появление другого. В XVIII веке принцип ассоциации идей был распространен на всю область психического, но получил принципиально различную трактовку: с одной стороны, Дж. Беркли и Д. Юм рассматривали его как связь феноменов в сознании субъекта, с другой — Д. Гартли создал систему материалистического ассоцианизма. В начале XIX в. появились концепции, отъединившие ассоциацию от ее телесного субстрата и представившие ее в виде имманентного принципа сознания (Т. Браун, Джеймс Милль, Джон Стюарт Милль).

Утвердилось воззрение, согласно которому:

1) психика (отождествленная с интроспективно понятым сознанием) построена из элементов — ощущений, простейших чувствований;

2) элементы — первичны, сложные психические образования (представления, мысли, чувства) — вторичны и возникают посредством ассоциаций;

3) условием образования ассоциаций является смежность двух психических процессов;

4) закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоциируемых элементов и частотой повторения ассоциаций в опыте.

Ассоцианизм был преобразован на новой основе благодаря успехам биологии и нейрофизиологии. Г. Гельмгольц использовал новое воззрение на ассоциацию в своих исследованиях органов чувств, Ч. Дарвин — при объяснении эмоций, И. М. Сеченов — в учении о рефлексах головного мозга. Эволюционный подход Г. Спенсера внес в ассоцианизм проблему развития психики в филогенезе и пришел к важному выводу об адаптивной функции психики в поведении. В 80-90-е гг. XIX в. были предприняты многочисленные исследования условий образования и актуализации ассоциаций (Г. Эббингауз, Г. Мюллер и др.). Вместе с тем была показана ограниченность механистической трактовки ассоциации.

Детерминистские элементы ассоцианизма были восприняты в трансформированном виде учением Павлова об условных рефлексах, а также — на иных методологических основаниях — американским бихевиоризмом. Изучение ассоциаций с целью выявления особенностей различных психических процессов используется и в современной психологии (в частности, проблема смысловых ассоциаций, их роль в обучении и т. д.)

 

Билет 28.

 

  1. Нормативные документы в области безопасности трудового процесса.
  1. Роль кислорода в энергообеспечении организма при нагрузках.

При физических нагрузках повышается потребляемость кислорода. Кислород – источник энергии. Больше 90% энергии вырабатывается благодаря кислороду.

Нехватка кислорода приводит к утомлению. Максимальное потребление кислорода зависит от массы работающей мускулатуру и состоянии системы транспортировки кислорода. В мышечной массе изменяется кислородная емкость крови. При физических нагрузках увеличивается количество эритроцитов и гемоглобина. Комфортная деятельность повышает количество кислорода.

Перераспределение крови при физических нагрузках – увеличивается гемоглобин – увеличивается количество кислорода в артериальной крови.

Коэффициент утилизации кислорода во время физической нагрузки повышен.

  1. Промышленная эстетика.

 

Билет 29.

 

  1. Состав и структура эргономики.

Эргономика: гигиенический, психофизический, физиологический, антропометрический, психологический показатели. Эффективность, комфорт.

 

Антропометрический групповой показатель.

Регламентирует соответствие машины размерам и форме тела рабочего человека, подвижность частей тела и других его показателей, обеспечивают рациональную и удобную позу, правильную осанку и т.д.

Гигиенический групповой показатель. Освещенность, вентелируемость, влажность, давление, радиацию, вибрацию, электромагнитное излучение.

Физиологический групповой показатель. Требования определяют соответствие СЧТС силовым, скоростным, слуховым, энергетическим, обонятельным, осязательным особенностям человека.

Психофизический групповой показатель. Соответствие машины возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики.

Объединяет данные инженерной психологии, психологии труда, социальной психологии.

 

Структуру эргономики формирует ее.

- эффективность СЧТС

- безопасность работы в ней

-создание обеспечения развития личности человека-оператора.

  1. Признаки эргономической системы.

Наличие системы безопасности труда.

Постоянное ускоряющееся развитие эргономической системы.

Развитие взаимоотношений между человеком и системой, то есть изменчивость.

Наличие СЧТС и их взаимодействия

Принцип обязательности соответствия особенностей конструкции производственного оборудования анатомо-физиологическим и психологическим особенностям человека.

 

  1. Промышленная эстетика.

 

Билет 30.

 

  1. Эргономические основы законодательства по труду.
  1. Психологическая характеристика работоспособности.

Работоспособность человека - его способность формировать и поддерживать свой организм в рабочем состоянии, т. е. изменять течение физиологических функций (функций мышечной и нервной системы, дыхания, кровообращения, обмена веществ и др.), с тем, чтобы обеспечить высокий уровень производительности труда.В процессе труда работоспособность, т.е. способность человека к трудовой деятельности определенного рода, а соответственно, и функциональное состояние организма подвергаются изменениям. Работоспособность - величина непостоянная: она меняется на протяжении рабочего дня недели у года под влиянием различных факторов, для нее характерно фазное развитие. Принято различать последовательно протекающие один за другим следующие периоды работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, снижение работоспособности.

врабатывание или нарастающая работоспособность, в течение которой происходит перестройка физиологических функций от предшествующего вида деятельности человека к производственной. В зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей эта фаза длится от нескольких минут до 1,5 часов;

устойчивая высокая работоспособность, характеризующаяся тем, что в организме человека устанавливается относительная стабильность или даже некоторое снижение напряженности физиологических функций. Это состояние сочетается с высокими тру-довыми показателями (увеличение выработки, уменьшение брака, снижение затрат рабочего времени на выполнение операций, сокращение простоев оборудования, ошибочных действий). В зави-симости от степени тяжести труда фаза устойчивой работоспособности может удерживаться в течение 2–2,5 и более часов;

развитие утомления и связанное с этим падение работоспособности, которое длится от нескольких минут до 1–1,5 часов и характеризуется ухудшением функционального состояния организма и показателей его трудовой деятельности.

Динамика работоспособности за смену графически представляет собой кривую, нарастающую в первые часы, проходящую затем на достигнутом высоком уровне и убывающую к обеденному перерыву. Описанные фазы работоспособности повторяются и после перерыва. При этом фаза врабатывания протекает быстрее, а фаза устойчивой работоспособности ниже по уровню и менее длительная, чем до обеденного перерыва. Во второй половине смены снижение работо-способности наступает раньше и развивается сильнее в связи с более глубоким утомлением.

Для динамики работоспособности человека на протяжении суток, недели характерна та же закономерность, что и для работоспособности в течение смены. В различное время суток организм человека по-разному реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку. В соответствии с суточным циклом работоспособности наивысший ее уровень отмечается в утренние и дневные часы: с 8 до 12 часов первой половины дня и с 14 до 16 часов второй. В вечерние часы работоспо-собность понижается, достигая своего минимума ночью.

В течение недели работоспособность человека не является стабильной величиной, а подвержена определенным изменениям. В первые дни недели работоспособность постепенно увеличивается в связи с постепенным вхождением в работу. Достигая наивысшего уровня на третий день, работоспособность постепенно снижается, резко падая к последнему дню рабочей недели.

Режимы труда и отдыха должны учитывать особенности изменения работоспособности. Если время работы будет совпадать с периодами наивысшей работоспособности, то работник сможет выпол-нить максимум работы при минимальном расходовании энергии и минимальном утомлении.

 

 

  1. Метод профессиографии.

 

Метод профессиографии. Анализ психологических особенностей трудовой деятельности (профессии) основывается на всестороннем ее изучении и определенной систематизации полученных количественных и качественных данных. Такой комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессии в целях установления особенностей взаимоотношения субъекта труда с компонентами деятельности (ее содержанием, средствами, условиями, организацией) и ее функционального обеспечения называется профессиографией. Итогом изучения деятельности должна быть ее профессиограмма — описание различных объективных характеристик профессии, и психограмма — описание психологических характеристик деятельности.

Профессиография – комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристк профессии.

Профессиограмма – описание различных объективных характеристик профессии.
Психограмма – описание психологических характеристик деятельности.

Составление профессиограммы производится в соответствии со следующими принципами:
1) специфичность (конкретность) описания определенной деятельности;
2) комплексность изучения;
3) динамичность изучения (с учетом развития, изменения деятельности);
4) системность (изучение взаимосвязей и взаимовлияний отдельных характеристик деятельности);
5) идентичность приемов (для корректного сравнения профессий);
6) использование качественно-количественных методов.
Профессиограмма должна содержать характеристику:
— общих сведений о профессии (наименование, назначение, обязанности персонала, показатели результативности труда и т. д.);
— содержания деятельности (анализ основных задач, особенности потоков информации, анализ ошибок и т. д.);
— средств деятельности (тип средств отображения информации и органов управления, их размещение, обзор, досягаемость до рукояток и т. д.);
— условий деятельности (санитарно-гигиенических, социально-психологических, эстетических и т. п.);
— организации деятельности (вид и величина рабочей нагрузки, режим труда и отдыха и т. д.);
— субъекта деятельности (загрузка функций, функциональные состояния, коммуникативные особенности и т. д.);
Психограмма деятельности должна отражать требования и характеристики мотивационных, когнитивных, эмоционально-волевых, характерологических и других профессионально важных качеств субъекта труда.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.