Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Публицистика первой половины XVI века (Максим Грек, митрополит Даниил, Иван Пересветов).



Напряжение правительственной деятельности, особенно 1550-х годов, вызвало и работу общественной мысли. Эпоха преобразований сказалась в тогдашней письменности обилием публицистических произведений, посвященных вопросам текущей жизни. Обсуждалась и осуждалась система кормлений и предлагался проект той самой реформы, которая совершилась затем на деле. Обсуждались далее способы устройства военной силы, параллельно с теми мерами, какие принимал Грозный для упорядочения своих войск. Ставились и решались общие вопросы управления, и царю рекомендовалось править не только по собственному разуму, но и с участием разумных советчиков, и т. д. Трудно определить, насколько преобразования Грозного зависели от литературных на него воздействий, и насколько литературные мотивы являлись следствием государственной работы «избранной рады» и самого царя. Хронология публицистических трактатов не может быть точно определена, авторы их не всегда известны, поэтому нельзя установить причинной связи и взаимной последовательности литературного слова и государственного дела. Но взятые в совокупности своей, они рисуют время реформы яркими красками.

Из памфлетов или «изветов» половины XVI в. наиболее простым и живым можно считать «Беседу» (т. е. проповедь) святых Сергия и Германа, игуменов Валаамского монастыря на «езере Неве» (Ладожском), записанную для оглашения будто бы новгородским архиепископом Иоанном. Основной темой этого памфлета служит борьба с монастырским землевладением, вопрос, дебатировавшийся еще с конца XV в. Памфлет направлен вообще против участия иноков в мирских делах, против управления ими «миром» совместно с государственным правительством.

В изобразительном, литературном отношении особенно выделяются памфлетные произведения, надписанные авторским именем «Пересветова», которое этот автор энергически связывает с именем богатыря-инока, героя Мамаева побоища.

Сочинения Ивана Пересветова сохранились и до настоящего времени, помещаясь частью в хронографах и в летописных сводах. Но дошли они, кажется, в перебитом виде и частью в позднейшей переработке. Впрочем, и самый протограф сочинений Пересветова, вероятно, не отличался стройностью, так как в них много напрасных повторений.

Обращаясь к царю, Пересветов так определяет основную тенденцию своих сочинений, оформленных в виде иноземных суждений и речей. Характер сочинений Пересветова — иносказательный; они выражены частью в форме легендарных фактов и предсказаний. Он изображает недостатки государственной жизни Москвы и дает советы к их исправлению, главным образом, под видом греческой неурядицы, доведшей до гибели Византию Константина, и турецкой правды, проводником которой выставлен Магмет-султан.

Сочинения Пересветова датированы исследователем их В. Ф. Ржигою и в хронологическом порядке их написания располагаются так: 1) Сказание о последнем византийском императоре Константине, с введением, которое представляет собою тенденциозное истолкование знамения (бой орла со змием), начинающего повесть Нестора-Искандера о взятии Царьграда турками (1546—1547); 2) Сказание о греческих христианских книгах, отнятых было у патриарха Анастасия Магметом-султаном, который затем «снял образец жития света сего со христианских книг» (1547); 3) Сказание о Магмет-султане — речи его и строй его царства (1547); 4) Речи мудрых докторов и философов (1-я «книжка») и воеводы волошского Петра (2-я «книжка») (1548); 5) челобитные (1549).

Пересветов — враг боярства, вельмож, сторонник самодержавной власти царя и верных его слуг, выдвинувшихся не родовитостью, а личными достоинствами. Вельможи, по мнению Пересветова, — виновники всех бед в государстве. Из-за их неправд погибла Византия. «Сказание о царе Константине», с явными намеками на Московское царство, и посвящено обличению вельмож.

Почти в каждом из своих сочинений Пересветов говорит о правде, в особенности устами Петра, воеводы волошского. Этот идеал правды Пересветов ищет, однако, за тридевять земель: «чтобы к той истинной вере христианской (какою знаменуется Россия) да правда турецкая, ино бы с ним ангелы беседовали».

К публицистике конца 40-х и 50-х годов XVI в. примыкают и сочинения Максима Грека, написанные после выхода его из заточения.

Перейдя в монастыре на свободное положение, Максим снова обратился к общим вопросам управления государством и за 40-е годы написал несколько рассуждений и посланий по адресу бояр и царя. Принципиальная точка зрения Максима на власть сильно отзывается византинизмом и заключается в признании светской и церковной власти божественным даром и в требовании тесного союза, взаимной согласованности между ними. Сравнивая взгляды Максима 40—50-х годов на царскую власть с другими направлениями тогдашней публицистики, точку зрения Максима можно охарактеризовать как координацию политических сил, причем состав их он не ограничивает духовенством и боярством, но вводит сюда и «воинство», молодую силу, только что начавшую заявлять о себе. Здесь как будто чувствуется идейная связь Максима с политикой «избранной рады». Но как ни старался Максим согласовать в равнодействии интересы политических групп, соединенных в правлении, все же наивысшую оценку он нашел именно у яркого представителя боярской партии, у изменника Курбского.

Есть у Максима и противобоярские сочинения, но они не направлены к ограничению прав боярства, а касаются лишь преступлений административно-судебной власти на местах, «во градех».

В сочинениях Максима, вызванных отрицательными сторонами русского быта, отмечены стяжательность монастырей, лихоимство (один из существенных мотивов поучений XVI в.), религиозный формализм, колдовство (например, при «богомерзких» судебных поединках), суеверия — вроде выгребания утопленников и убитых из-за холодных весенних ветров, популярность апокрифов.

Особенного внимания заслуживает замечательное по стилю сочинение Максима — аллегорическое «Слово, пространне излагающее с жалостию нестроения и бесчиния царей и властей последнего жития», где Максим обличает и оплакивает правительственную смуту детства Ивана Грозного.

Сочинения Максима Грека отличаются стройностью и чувством меры; много раз он призывает себя к краткости изложения. Для сообщения изложению живости Максим пользовался разнообразными формами: то вводил диалог, то обращался лично и к людям, и к понятиям, и к предметам, олицетворяя последние. Содержанию своих сочинений Максим придавал иногда драматическую внешность. Некоторые краткие его статьи имеют вид стихотворений в прозе. Послания Максима разнообразны по форме. Иногда это проповедь, иногда академическое рассуждение, а то и образец из письмовника. Максим был превосходным рассказчиком, его привлекали христианские и языческие изречения, повести и легенды, которые он охотно излагает, часто без морализации. Возможно, что до 1525 г. часть оригинальных сочинений Максима написана им на латинском языке и затем переведена на славянский его толмачами. Но есть предположение, что Максим уже на Афоне был знаком со славянским языком.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.