Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ИЗ «СЛОВА О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ» ИЛАРИОНА. Со сканов по ДРЛ



Со сканов по ДРЛ

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ИЗ «СЛОВА О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ» ИЛАРИОНА

СКАЗАНИЕ О БОРИСЕ И ГЛЕБЕ

ЖИТИЕ ФЕОДОСИЯ ПЕЧЕРСКОГО

ИЗ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОГО ПАТЕРИКА

ПОУЧЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА

ПОВЕСТЬ О ПУТЕШЕСТВИИ ИОАННА НОВГОРОДСКОГО НА БЕСЕ

СКАЗАНИЕ О ДРАКУЛЕ

ПОСЛАНИЕ О ФОРТУНЕ

Послания Ивана Грозного

ПОВЕСТЬ ОБ УЛЬЯНИИ ОСОРЬИНОЙ

ПОВЕСТЬ О ТВЕРСКОм Отроче монастыре

ИЗ «КНИГИ БЕСЕД» протопопа Аввакума

ПИСЬМА К БОЯРЫНЕ Ф. П. МОРОЗОВОЙ

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

(Перевод)

Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля

Гак начнем повесть сию. <...>

Сим же, Хам и Иафет1 разделили землю, бросив жребий, и поре­шили не вступать никому в долю брата, и жили каждый в своей части. И был единый народ. И когда умножились люди на нмлс, замыслили они создать столп до неба, — было это в дни Иоктана и Фалека. И собрались на месте поля Сенаар строить / ( к!ли ли неба и около него город Вавилон; и строили столп тот {^Мм^ сцр< ж л от, и не свершили его. И сошел Господь Бог видеть горол II столп, и сказал Господь: «Вот род един и народ един». II I мешал Бог народы2, и разделил на семьдесят и два народа, и рц I еял по всей земле. По смешении же народов Бог ветром великим ра (рушил столп, и находятся остатки его между Асси­рией И Вавилоном, и имеют в высоту и в ширину 5433 локтя3, и МНОГО К | 'охраняются эти остатки. I [о ра (рушении же столпа и по разделении народов взяли сыновья

СИМ1 ВО.....нп.и страны, а сыновья Хама — южные страны,

Иафетовы же изяли запад и северные страны. От этих же и и I и | н и'■, н 1ык произошел и народ славянский, от племе­ни 11.|'|......н называемые норики, которые и есть славяне.

Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи — лутичи, иные — ма-зовшане, иные — поморяне.

Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались поля­нами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговича­ми, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, по имени Полота, от нее и получили название полочане, Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась «славян­ская»» (

Когда"же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево4, и устье того озера впадает в море Варяжское5. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно при­плыть по тому же морю к Царьграду6, а от Царьграда можно приплыть в Понт море7, в которое впадает Днепр река.; Днепр же вытекает изУОковского лесади течет на юг, а Двина из того

же вытекает изУОковского лес

же леса течет, и направляётся^на^север, и впадает в море Ва­ряжское. Из тога же леса течетз Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское8. Так и из Руси можно плыть по "Волге в Болгары и в Хвалисы9, и дальше на восток пройти в удел Сима, а по Двине — в землю Варягов, от Варяг до Рима, от Рима же и до племени Хама. А Днепр впада­ет устьем в Понтийское море; это море слывет Русским, — по берегам его учил, как говорят, святой Андрей, брат Петра, огда Андрей10 учил в Синопе " и прибыл в Корсунь , узнал он, что недалеко от Корсунй устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благо­дать Божия, будет город, великий, и воздвигнет Бог много церквей». И взошел на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии возник Киев, и отправился по Днепру вверх. И пришел к славя­нам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей —каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И от­правился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: «Удивительное видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани дере­вянные, и разщщп^гх_-Докрасна, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевЖньГм*, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя^01эьют^т^два вылелуз^^гут^^кивые^ и обрдьютхя вод9^ю_с^xден^^ так о^кдоут. И творят'это всякий день, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то совершают омовенье себе, а не мученье». Те же, слышав об этом, удивились; Андрей же, побыв в Риме, пришел в Синоп.

Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они родами на своих местах, и каж­дый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их была Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривицей. И постро­или городок во имя старшего своего брата и назвали его Киев. Был кругом города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.

Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и гово­рили: «На перевоз на Киев». Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а между Тем Кий этот княжил в роде своем, и ходил он к царю, и великие почести воздал ему, гово­рят, тот царь, при котором он приходил. Когда же возвращался, пришел он на Дунай, и облюбовал место, и срубил городок невеликий, и хотел сесть в нем со своим родом, да не дали ему близживущие; так и доныне называют придунайские жители городище то — Киевец. Кий же, вернувшись в свой город Киев, тут и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались.(...)

В год 6415 (907)*: Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и криви­чей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вяти­чей, и хорватов, и дулебов, и тивирцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь». И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом две тысячи. И пришел к Царьграду; греки же замкнули Суд , а город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и раз­били множество палат, и церкви пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали русские [рекам, как обычно делают враги. И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли И с попутным ветром подняли они паруса

и пошли по полю к городу. Греки же. увидев это, испугались и сказали через послов Олегу: «Не губи города, дадим тебе дани какой захочешь». И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки и сказали: «Это не Олег, но святой Дмит­рий14, посланный на нас от Бога». И приказал Олег дать дани на две тысячи кораблей: по двенадцати гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей. 'Хф.СюО ЧАЛ. . (-2- {0О.О&Х^

И согласились на это греки, и стали греки просить мира, чтобы не воевал Греческой земли. Олег же, немного отойдя от столицы, начал переговоры о мире с греческими царями Леоном и Алек­сандром и послал к ним в столицу Карла, Фарлафа, Вермуда, Рулава и Стемида со словами: «Платите мне дань». И сказали греки: «Что хочешь, дадим тебе». И приказал Олег дать воинам своим на две тысячи корбалей по двенадцати гривен на уключи­ну, а затем дать дань для русских городов: прежде всего для Киева, затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для Любеча и для других городов: ибо по этим городам сидят великие князья, подвластные Олегу.Г"«Когда приходят русские, пусть берут содержание для послов сколько хотят; а если придут купцы, пусть берут месячное на шесть месяцев: хлеба, вина, мяса, рыбы и плодами. И пусть устраива­ют им баню — сколько захотят. Когда же русские отправятся домой, пусть берут у царя на дорогу еду, якоря, канаты, паруса и что им нужно». И обязались греки, и сказали цари и; все бояре: «Если русские явятся не для торговли, то пусть не берут месячное: да запретит русский князь указом своим, чтобы приходящие сюда русские не творили ущерба в селах и в стране нашей. Прибывающие сюда русские пусть обитают у церкви святого Мамонта и, когда пришлют к ним от нашего государст­ва и перепишут имена их, только тогда пусть возьмут полагаю­щееся им месячное, — сперва те, кто пришли из Киева, затем из Чернигова, и из Переяславля, и из других городов.. И пусть входят в город через одни только ворота, в сопровождении царского мужа, без оружия, по пятьдесят человек, и торгуют сколько им нужно, не уплачивая никаких сборов».;

Итак, царь Леон и Александр заключили мир с Олегом, обязались уплачивать дань и ходили ко взаимной присяге: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили к клятве по закону русско­му, и клялись те своим оружием и Перуном, их богом, и Воло-сом.богом скота, и утвердили мирГЙоказал Олег: «Сшейте для Руси паруса из паволок, а славянам копринные»,16 — ибылотак! И повесил щит свой на вратах в знак победы, и пошли от Царь-града. И подняла русь паруса из паволок, а славяне копринные, и разодрал их ветер; и сказали славяне: «Возьмем свои простые паруса, не дали славянам паруса из паволок». И вернулся Олег н Киев, неся золото, и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье. И прозвали Олега Вещим, так как были люди языч­никами и непросвещенными.(...) И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И при­шла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого когда-то поставил кормить, решив никогда на него не садиться. Ибо когда-то спрашивал он волхвов и кудесников: «От чего я умру?» И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!» Запали слова эти в душу Олегу, и сказал он: «Никогда не сяду на него и не увижу его больше». И повелел кормить его и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока не пошел на греков. А когда вернулся в Киев и прошло четыре года, — на пятый год помянул он своего коня, от которого когда-то волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшину конюхов и сказал: «Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?» Тот же ответил: «Умер». Олег же посмеялся и укорил того кудесника, сказав: «Не право говорят волхвы, но все то ложь: конь умер, а я жив». И приказал оседлать себе коня: «Да увижу кости его». И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: «От этого ли черепа смерть мне принять?» И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея, и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер он. Оплакивали его все люди плачем вели­ким, и понесли его, и похоронили на горе, называемою Щекови-ца; есть же могила его и доныне, слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три. (...) ^"■"~ЧГТТй""Б453 (945). В тот год сказала дружина Игорю: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам». И послушал их Игорь — пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошел он в свой город. Когда же шел он назад, — поразмыслив, , сказал своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю еще». И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». И послали к нему, говоря: «Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань». И не послушал их Игорь; и древляне, им идя из города Искоростеня17, убили Игоря и дружину его, так как было ее мало. И погребен был Игорь, и есть могила его у Искоростеня в Деревской земле и до сего времени. Ольга же была в Киеве с сыном своим, ребенком Святославом, н кормилец его был Асмуд, а воевода Свенельд — отец Мстиши. Ска >али же цревляне: «Вот убили князя мы русского; возьмем жену его Ольгу 1а князя нашего Мала и Святослава возьмем н сделаем ему. что захотим». И послали древляне лучших мужей синих, числом двадцать, в ладье к Ольге, и пристали н ладье иод Ьоричоиым подъемом. Ведь вода тогда текла возле Кипи кии горы, .1 поди сидели не па Подоле, но на горе. Город

же Киев был там, где ныне двор Гордяты и Никифора, а княже­ский двор был в городе, где ныне двор Воротислава и Чудина, а ловушка для птиц была вне города; был вне города и другой двор, где стоит сейчас двор уставщика18 позади церкви святой Богородицы Десятинной; над горою был теремной двор — был там каменный терем. И поведали Ольге, что пришли древляне, и призвала их Ольга к себе и сказала им: «Гости добрые при­шли». И ответили древляне: «Пришли, княгиня». И сказала им Ольга: «Говорите, зачем пришли сюда?» Ответили же древляне: )«Послала нас Деревская земля с такими словами: «Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, расхищал и гра­бил, а наши князья хорошие, потому что ввели порядок в Де­ревской земле, — пойди замуж за князя нашего за Мала». Было ведь имя ему, князю деревлянскому, — Мал. Сказала же им Ольга:«Любезнамнеречьваша, — мужа моего мнеуже не воскре­сить; но хочу воздать вам завтра честь перед людьми своими; ныне же идите к своей ладье и ложитесь в ладью, величаясь, а утром я пошлю за вами, а вы говорите: «Не едем на конях, ни пеши не пойдем, но понесите нас в ладье», — и вознесут вас в ладье», и отпустила их к ладье. Ольга же приказала выкопать яму великую и глубокую на теремном дворе, вне града. На следующее утро, сидя в тереме, послала Ольга за гостями, и пришли к ним и сказали: «Зовет вас Ольга для чести вели­кой». Они же ответили: «Не едем ни на конях, ни на возах и пеши не идем, но понесите нас в ладье». И ответили киевляне: «Нам неволя; князь наш убит, а княгиня наша хочет за вашего князя», — и понесли их в ладье. Они же уселись, величаясь, избоченившись и в великих нагрудных бляхах. И принесли их на двор к Ольге и как несли, так и сбросили их вместе с ладьей в яму. И, приникнув к яме, спросила их Ольга: «Хороша ли вам честь?» Они же ответили: «Пуще нам Игоревой смерти». И по­велела засыпать их живыми; и засыпали их. послала Ольга к древлянам и сказала им: «Если вправду меня просите, то пришлите лучших мужей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя, иначе не пустят меня киевские люди». Услышав об этом, древляне избрали лучших мужей, управляв­ших Деревскою землею, и прислали за ней. Когда же древляне пришли, Ольга приказала приготовить баню, говоря им так: «Вымывшись, придите ко мне». И разожгли баню, и вошли в нее древляне и стали мыться; и заперли за ними баню, и повелела Ольга зажечь ее от двери, и сгорели все. послала к древлянам со словами: «Вот уже иду к вам, приго­товьте меды многие у того города, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и сотворю тризну по своем муже». Они же, услышав об этом, свезли множество медов и заварили ИХ, Ольга же, взяв с собою малую дружину, отправилась налегке, пришла к могиле своего мужа и оплакала его. И пове-1вла людям своим насыпать великую могилу и, когда насыпа-1И, приказала совершать тризну. После того сели древляне пить, и приказала Ольга отрокам своим прислуживать им. И сказали древляне Ольге: «Где дружина наша, которую послали за тобой?» Она же ответила: «Идут за мною с дружи­ною мужа моего». И когда опьянели древляне, велела отрокам своим пить за их честь, а сама отошла прочь и приказала дружине рубить древлян, и иссекли их пять тысяч. А Ольга вернулась в Киев и собрала войско.

ачало княжения Святослава, сына Игорева. В год 6454 (946). Ольга с сыном своим Святославом собрала много храбрых воинов и пошла на Деревскую землю. И вышли древ­ляне против нее. И когда сошлись оба войска для схватки, Святослав бросил копьем в древлян, и копье пролетело между ушей коня и ударило коня в ногу, ибо был Святослав еще ребенок. И сказали Свенельд и Асмуд: «Князь уже начал; последуем, дружина, за князем». И победили древлян. Древля­не же побежали и затворились в своих городах. Ольга же устремилась с сыном своим к городу Искотдостеню, так как жители его убили ее мужа, и стала с сыном своим около города, а древляне затворились в городе и крепко боролись из города, ибо знали, что, убив князя, не на что им надеяться после сдачи, И стояла Ольга все лето и не могла взять города, и замыслила так: послала она к городу со словами: «До чего хотите доси­деться? Ведь все ваши города уже сдались мне и обязались выплачивать дань и уже возделывают свои нивы и земли; а вы, отказываясь платить дань, собираетесь умереть с голода». Древляне же ответили: «Мы бы рады платить дань, но ведь ты хочешь мстить за мужа своего». Сказала- же им Ольга, что-де «я уже мстила за обиду своего мужа, когда приходили вы к Киеву в первый раз и во второй, а в третий раз — когда устроила тризну по своем муже. Больше уже не хочу мстить, — хочу только взять с вас небольшую дань и, заключив с вами мир, уйду прочь». Древляне же спросили: «Что хо­чешь от нас? Мы рады дать тебе мед и меха». Она же сказала: «Нет у вас теперь ни меду, ни мехов, поэтому прошу у вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя да по три воробья. Я ведь не хочу возложить на вас тяжкой дани, как муж мой, поэтому-то и прошу у вас этой малости». Древляне же, обрадовавшись, собрали от двора по три голубя и по три воробья и послали к Ольге с поклоном. Ольга же сказала им: «Вот вы и покорились уже мне и моему дитяти, — идите в город, а я завтра отступлю от него и пойду в свой город». Древляне же с радостью вошли в город и поведали обо всем людям, и обра­довались люди в городе. Ольга же, раздав воинам — кому по голубю, кому по воробью, приказала привязывать каждому голу­бю и воробью трут, завертывая его в небольшие платочки и прикрепляя ниткой к каждой птице. И, когда стало смеркать­ся, приказала Ольга своим воинам пустить голубей и воробьев. Голуби же и воробьи полетели в свои гнезда: голуби в голубят­ни, а нор......м иод стрехи, и так загорелись — где голубятни,где клети, где сараи и сеновалы, и не было двора, где бы не горело, и нельзя было гасить, так как сразу загорелись все дворы. И побежали люди из города, и приказала Ольга воинам своим хватать их. И так взяла город и сожгла его, городских же старейшин забрала в плен, а других людей убила, третьих отдала в рабствоДгужам своим, а остальных оставила платить дань. . *г^~*- ■

И возложила на них тяжкую дань: две части дани шли в Киев, а третья в Вышгород Ольге, ибо был Вышгород19 городом Ольги. И пошла Ольга с сыном своим и с дружиною по Древлянской земле, устанавливая распорядок даней и налогов; и сохранились места ее стоянок и охот до сих пор. И пришла в город свой Киев с сыном своим Святославом и пробыла здесь год.

В год 6455 (947). Отправилась Ольга к Новгороду и установила по Мете20 погосты и дани и по Луге21 — оброки и дани; и лови-ща ее сохранились по всей земле, и есть свидетельства о ней, и места ее и погосты, а сани ее стоят в Пскове и поныне, и по Днепру есть места ее для ловли птиц, и по Десне, и сохранилось село ее Ольжичи до сих пор. И так, установив все, возврати­лась к сыну своему в Киев и там жила с ним в любви. (...)

В год о4(964). Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и легко ходил в походах, как пардус22, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он и шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах,— такими же были и все прочие его воины. И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас идти». И пошел на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей, и сказал вятичам: «Кому дань даете?» Они же ответили: «Хазарам — по щелягу23 с сохи даем».

В год 6473 (965). Пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар и столицу их Белую Вежу24 взял. И победил ясов и касогов.

15 год 6474 (966). Вятичей победил Святослав и дань на них возложил.

В год 6475 (967). Пошел Святослав на Дунай на болгар. И би­лись обе стороны, и одолел Святослав болгар, и взял городов их восемьдесят по Дунаю, и сел княжить там в Переяславце25, беря дань с греков.

И год 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками — Ярополком, Олегом и Владимиром в городе Киеве.. И осадили печенеги город силою великой: было их оесчисленное множество вокруг города, и нельзя было ни выйти и города, ни вести послать, и изнемогали люди от голода и жажды. И собрались люди той стороны Днепра в ладьях и стояли на том берегу, и нельзя было ни тем пробраться в Ки­ев, ни этим из города к ним. И стали тужить люди в городе и сказали: «Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и сказать им: если не подступите утром к городу, — сдадимся печенегам». И сказал один отрок: «Я проберусь», и ответили ему: «Иди». Он же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стоянку печенегов, спрашивая их: «Не видел ли кто-нибудь коня?» Ибо знал он по-печенежски, и его принимали за своего. И когда приблизился он к реке, то скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Увидев это, печенеги кинулись за ним, стреляли в него, но не смогли ему ничего сделать. На том берегу заметили это, подъехали к нему в ладье, взяли его в ладью и привезли его к дружине. И сказал им отрок: «Если не подойдете завтра к городу, то люди сдадутся печенегам». Воевода же их, по имени Претич, сказал на это: «Пойдем завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на этот берег. Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав». И на следующее утро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенегам же показа­лось, что пришел сам князь, и побежали от города врассыпную. И вышла Ольга с внуками и людьми к ладьям. Печенежский же князь, увидев это, возвратился один и обратился к воеводе Претичу: «Кто это пришел?» А тот ответил ему: «Люди той стороны (Днепра)». Печенежский князь снова спросил: «А ты не князь ли уж?» Претич же ответил: «Я муж его, пришел с передовым отрядом, а за мною идет войско с самим князем: бесчисленное их множество». Так сказал он, чтобы их припуг­нуть. Князь же печенежский сказал Претичу: «Будь мне дру­гом». Тот ответил: «Так и сделаю». И подали они друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня, саблю и стрелы. Тот же дал ему кольчугу, щит и меч. И отступили печенеги от города, и нельзя было вывести коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди. И послали киевляне к Святрславу со словами: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?» Услышав это, Святослав с дружиною быстро сел на коней и вернулся в Киев; приветствовал мать свою и детей и сокрушался о том, что случилось с ними от печенегов. И со­брал воинов, и прогнал печенегов в поле, и наступил мир. В год 6477 (969). Сказал Святослав матери своей и боярам своим: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли — золото, паволоки, вина, различные пло­ды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы». Отвечала ему Ольга: «Видишь — я боль­на; куда хочешь уйти от меня?» — ибо она уже разболелась. И продолжала: «Когда похоронишь меня, — отправляйся куда захочешь». Через три дня Ольга умерла, и плакали по ней плачем великим сын ее, и внуки ее, и все люди, и понесли, и похоронили ее на открытом месте. Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священни­ка— тот и похоронил блаженную Ольгу.

Была она предвозвестницей христианской земле, как 'денница перед солнцем, как заря перед светом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи; были тогда люди загрязнены грехами, не омыты святым крещением. Эта же омылась в святой купели, и сброси­ла с себя греховные одежды первого человека Адама, и облек­лась в нового Адама, то есть в Христа. Мы же взываем к ней: «Радуйся, русское познание Бога, начало нашего с ним прими­рения». Она первая из русских вошла в царство небесное, ее и восхваляют сыны русские — свою начинательницу, ибо и по смерти молится она Богу за Русь. Ведь души праведных не умирают; как сказал Соломон: «Веселится народ похваляемому праведнику»; память праведника бессмертна, так как признает­ся он и Богом и людьми. Здесь же ее все люди прославляют, видя, что она лежит много лет, не тронутаятлением; ибо сказал пророк: «Прославляющих меня прославлю». О таких ведь Давид сказал: «В вечной памяти будет праведник, не убоится дурной молвы; готово сердце его уповать на Господа; утвер­ждено сердце его и не дрогнет». Соломон же сказал: «Пра­ведники живут вовеки; награда им от Господа и попечение о них у Всевышнего. Посему получат они царство красоты и венец доброты от руки Господа, ибо он покроет их десницею и защи­тит их мышцею». За_ш^щ^л_ведь он и эту блаженную Ольгу от .^рягя и супостгах^-^-..дьявола.

В год 6478 (970). Святослав посадил Ярополка в Киеве, а Олега у древлян. В то время пришли новгородцы, прося себе князя: «Если не пойдете к нам, то сами добудем себе князя». И сказал им Святослав: «А кто бы пошел к вам?» И отказались Ярополк и Олег. И сказал Добрыня26: «Просите Владимира 27». Влади­мир же был от Малуши — ключницы Ольгиной. Малуша же была сестра Добрыни; отец же им был Малк Любечанин, и приходился Добрыня дядей Владимиру. И сказали новгород­цы Святославу: «Дай нам Владимира». Он же ответил им: «Вот он вам». И взяли к себе новгородцы Владимира, и пошел Вла­димир с Добрынею, своим дядей, в Новгород, а Святослав в Переяславец.

В год 6479 (971). Пришел Святослав в Переяславец, и затвори­лись болгары в городе. И вышли болгары на битву против Святослава, и была сеча велика, и стали одолевать болгары. И сказал Святослав своим воинам: «Здесь нам и умереть; постоим же мужественно, братья и дружина!» И к вечеру одолел Святослав, и взял город приступом, и послал к грекам со словами: «Хочу идти на вас и взять столицу вашу, как и этот город». И сказали греки: «Невмоготу нам сопротивляться вам, так возьми с нас дань и на всю свою дружину и скажи, сколько вас, чтобы разочлись мы по числу дружинников твоих». Так говорили греки, обманывая русских, ибо греки лживы и до наших дней. И сказал им Святослав: «Нас двадцать тысяч», и прибавил десять тысяч: ибо было русских всего десять тысяч. И выставили греки против Святослава сто тысяч, и не дали дани. И пошел Святослав на греков, и вышли те против рус­ских. Когда же русские увидели их — сильно испугались такого великого множества воинов, но сказал Святослав: «Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим — должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо, мертвые не принимают позора. Если же побежим — позор нам,' будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь»./ И ответили воины: «Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим». И исполчились русские, и была жестокая сеча, и одо­лел Святослав, а греки бежали. И пошел Святослав к столице, воюя и разбивая города, что стоят и доныне пусты. И созвал царь бояр своих в палату и сказал им: «Что нам делать: не можем ведь ему сопротивляться?» И сказали ему бояре: «Пошли к нему дары; испытаем его: любит ли он золото или паволоки?» И послал к нему золото и паволоки с мудрым мужем, наказавши ему: «Следи за его видом, и лицом, и мысля­ми». Он же взял дары и пришел к Святославу. И поведали Святославу, что пришли греки с поклоном. И сказал он: «Вве­дите их сюда». Те вошли, и поклонились ему, и положили перед ним золото и паволоки. И сказал Святослав своим отрокам, смотря в сторону: «Спрячьте». Греки же вернулись к царю, и созвал царь бояр. Посланные же сказали: «Пришли-де мы к нему и поднесли дары, а он и не взглянул на них — приказал спрятать». И сказал один: «Испытай его еще раз: пошли ему оружие». Они же послушали его, и послали ему меч и другое оружие, и принесли ему. Он же взял и стал царя хвалить, выражать ему любовь и благодарность. Снова вернулись по­сланные к царю и поведали ему все, как было. И сказали бояре: «Лют будет муж этот, ибо богатством пренебрегает, а оружие берет. Плати ему дань». И послал к нему царь, говоря так: «Не ходи к столице, возьми дань сколько хочешь», ибо только немногим не дошел он до Царьграда. И дали ему дань; он же брал и на убитых, говоря: «Возьмет-де за убитого род его». Взял же и даров много и возвратился в Переяславец со славою великою. Увидев же, что мало у него дружины, сказал себе: «Как бы не убили какой-нибудь хитростью и дружину мою и меня», так как многие были убиты в боях. И сказал: «Пойду на Русь, приведу еще дружины». И отправил послов к царю в Доростол28, где в это время находился царь, говоря так: «Хочу иметь с тобою прочный мир и любовь». Царь же, услышав это, обрадовался и послал к нему даров больше прежнего. Святослав же принял дары и стал думать с дружиною своею, говоря так: «Если не заключим мир с царем и узнает царь, что нас мало, то придут и осадят нас в городе. А Русская земля далеко, печенеги с нами в войне, и кто нам поможет? Заключим же с царем мир: ведь они уже обязались платить нам дань, — того с нас и хватит. Если же перестанут нам платить дань, то снова из Руси, собрав множество воинов, пойдем на Царьград». И была люба речь эта дружине, и посла­ли лучших мужей к царю, и пришли в Доростол, и сказали о том царю. Царь же на следующее утро призвал их к себе и сказал: «Пусть говорят послы русские». Они же начали: «Так говорит князь наш: «Хочу иметь полную любовь с греческим царем на все будущие времена». Царь же обрадовался, и пове­лел писцу записывать все речи Святослава на хартию29. И стал посол говорить все речи, и стал писец писать. Говорил же он

(«Список с договора, заключенного при Святославе, великом князе русском, и при Свенельде, писано при Феофиле Синкеле к Иоан­ну, называемому Цимисхием, царю греческому, в Доростоле,

" месяца июля, 14 индикта, в год 6479. Я, Святослав, князь русский, как клялся, так и подтверждаю договором этим клятву мою: хочу вместе со всеми подданными мне русскими, с боярами и прочими иметь мир и полную любовь с каждым великим царем греческим, с Василием и с Константином, и с боговдохновенны-ми царями, и со всеми людьми вашими до конца мира. И никог­да не буду замышлять на страну вашу, и не буду собирать на нее воинов, и не наведу иного народа на страну вашу, ни на ту, что находится под властью греческой, ни на Корсунскую страну и все города тамошние, ни на страну Болгарскую. И если иной кто замыслит против страны вашей, то я ему буду противником и буду воевать с ним. Как уже клялся я греческим царям, а со мною бояре и все русские, да соблюдем мы прежний договор. Если же не соблюдем мы чего-либо из сказанного раньше, пусть я и те, кто со мною и подо мною, будем прокляты от бога, в которого веруем, — в Перуна и в Волоса, бога скота, и да будем желты, как золото, и своим оружием посечены будем. Не сомневайтесь в правде того, что мы обещали вам ныне и написа­ли в хартии этой и скрепили своими печатями».

Заключив мир с греками, Святослав в ладьях отправился к поро­гам. И сказал ему воевода отца его Свенельд: «Обойди, князь, пороги на конях, ибо стоят у порогов печенеги». И не послушал его и пошел в ладьях. А переяславцы послали к печенегам сказать: «Вот идет мимо вас на Русь Святослав с небольшой дружиной, забрав у греков много богатства и пленных без числа». Услышав об этом, печенеги заступили пороги. И при­шел Святослав к порогам, и нельзя было их пройти. И остано­вился зимовать в Белобережье, и не стало у них еды, и был у них великий голод, так что по полугривне платили за конскую голову, и тут перезимовал Святослав.

I ГОД 6480 (972), когда наступила весна, отправился Святослав

к порогам. И напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него. Свенельд же пришел в Киев к Яро-полку. А всех лет княжения Святослава было двадцать во­семь. (...) с^^!^&^(к ОТ*

В год 6500 (992). Пошел Владимир30 на хорватов. Когда же возвратился он с хорватской войны, пришли печенеги по той стороне Днепра от Сулы; Владимир же выступил против них и встретил их на Трубеже у брода, где ныне Переяславль. И стал Владимир на этой стороне, а печенеги на той, и не решались наши перейти на ту сторону, ни те на эту. И подъехал князь печенежский к реке, вызвал Владимира и сказал ему: «Выпусти ты своего мужа, а я своего — пусть борются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года; если же наш муж бросит твоего оземь, то будем разорять вас три года». И разошлись. Владимир же, вернувшись в стан свой, послал глашатаев по лагерю со словами: «Нет ли такого мужа, который бы схватился с печенегом?» И не сыскался нигде. На следующее утро приехали печенеги и привели своего мужа, а у наших не оказалось. И стал тужить Владимир, посылая по всему войску своему, и пришел к князю один старый муж и сказал ему: «Князь! Есть у меня,один сын меньшой дома; я вышел с четырьмя, а он дома остался. С самого детства никто его не бросил еще оземь. Однажды я бранил его, а он мял кожу, так он рассердился на меня и разодрал кожу руками». Услышав об этом, князь обрадовался, и послали за ним и привели его к князю, и поведал ему князь все. Тот отвечал «Князь! Не знаю, могу ли я с ним схватиться, —испытай меня: нет ли большого и сильного быка?» И нашли быка, большого и сильного, и прика­зали разъярить его; возложили на него раскаленное железо и пустили быка. И побежал бык мимо него, и схватил быка рукою за бок и вырвал кожу с мясом, сколько захватила его рука. И сказал ему Владимир: «Можешь с ним бороться». На следую­щее утро пришли печенеги и стали вызывать: «Где же муж? Вот наш готов!» Владимир повелел в ту же ночь надеть вооружение, и сошлись обе стороны. Печенеги выпустили своего мужа: был же он очень велик и страшен. И выступил муж Владимира, и увидел его печенег и посмеялся, ибо был он среднего роста. И размерили место между обоими войсками и пустили их друг против друга. И схватились, и начали крепко жать друг друга, и удавил муж печенежина руками до смерти. И бросил его оземь. Раздался крик, и побежали печенеги, и гнались за ними русские, избивая их, и прогнали. Владимир же обрадовался и заложил город у брода того и назвал его Переяславлем, ибо перенял славу отрок тот. И сделал его Владимир великим мужем, и отца его тоже. И возвратился Владимир в Киев с победою и со славою великою.(...)

В год 6505 (997). Пошел Владимир к Новгороду за северными воинами против печенегов, так как была в это время беспрерывная великая война. Узнали печенеги, что нет тут князя, пришли и стали под Белгородом31. И не давали выйти из города, и был в городе голод сильный, и не мог Владимир помочь, так как не было у него воинов, а печенегов было многое множество. И затянулась осада города, и был сильный голод. И собрали вече в городе и сказали: «Вот уже скоро умрем от голода, а помощи нет от князя. Разве лучше нам так умереть? — Сдадимся печенегам — кого пусть оставят в живых, а кого умертвят; все равно помираем от голода». И так порешили на вече. Был же один старец, который не был на том вече, и спросил он: «Зачем было вече?» И поведали ему люди, что завтра хотят сдаться печенегам. Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им: «Слышал, что хотите сдаться печенегам». Они же ответили: «Не стерпят люди голода». И сказал им: «Послушайте меня, не сдавайтесь еще три дня и сделайте то, что я вам велю». Они же с радостью обещали послушаться. И сказал им: «Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей». Они же радостно пошли и собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, на чем кисель варят, и велел выкопать колодец и вставить в него кадь и налить ее болтушкой. И велел выкопать другой колодец и вставить в него кадь, и повелел поискать меду. Они же пошли и взяли лукошко меду, которое было спрятано в княжеской медуше. И приказал сделать из него пресладкую сыту и вылить в кадь в другом колодце. На следующий же день повелел он послать за печене­гами. И сказали горожане, придя к печенегам: «Возьмите от нас заложников, а сами войдите человек с десять в город, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем». Печенеги же обра­довались, подумав, что хотят им сдаться, взяли заложников, а сами выбрали лучших мужей в своих родах и послали в город, чтобы проведали, что делается в городе. И пришли они в город, и сказали им люди: «Зачем губите себя? Разве можете пересто­ять нас? Если будете стоять и десять лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли. Если не верите, то посмотрите своими глазами». И привели их к колодцу, где была болтушка для киселя, и почерпнули ведром и вылили в латки. И когда сварили кисель, взяли его, и пришли с ними к другому колодцу, и почерпнули сыты из колодца, и стали есть сперва сами, а по­том и печенеги. И удивились те и сказали: «Не поверят нам князи наши, если не отведают сами». Люди же налили им корчагу кисельного раствора и сыты из колодца и дали печене­гам. Они же, вернувшись, поведали все, что было. И, сварив, ели князья печенежские и подивились. И взяв своих заложни­ков, а белгородских пустив, поднялись и пошли от города восвояси. (...)

И год 6605 (1097). Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег, и собрались на совет в Любече32 для установле­ния мира, и говорили друг другу: «Зачем губим Русскую землю/сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут войны. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк — Киевом, Изяславовой отчиной, Владимир — Всеволодовой, Давыд, и Олег, и Ярослав — Святославовой, и те, кому Всеволод роздал города: Давыду — Владимир, Ростиславичам же: Воло-дарю — Перемышль, Васильку — Теребовль». И на том цело­вали крест: «Если отныне кто на кого пойдет, против того будем мы все и крест честной». Сказали все: «Да будет против того крест честной и вся земля Русская». И, попрощавшись, пошли восвояси.

И пришли Святополк с Давыдом в Киев, и рады были люди все, но только дьявол огарчен был их любовью. И влез сатана в сердце нексщ^ым мужам, и стали они го!зо^ить~~Давыду'"~ИТо"ревичу, что «Владимир соединился с Васильком на Святополка и на тебя». Давыд же, поверив лживым словам, начал наговаривать ему на Василька: «Кто убил брата твоего Ярополка, а теперь злоумышляет против меня и тебя и соединился с Владимиром? Позаботься же о своей голове». Святополк же сильно смутился и сказал: «Правда это или ложь, не знаю». И сказал Святополк Давыду: «Коли правду говоришь, Бог тебе свидетель; если же от зависти говоришь, Бог тебе судья». Святополк же пожалел о брате своем и про себя стал думать, не правда ли это? И по­верил Давыду, и обманул Давыд Святополка, и начали они думать о Васильке, а Василько этого не знал, и Владимир тоже. И стал Давыд говорить: «Если не схватим Василька, то ни тебе не княжить в Киеве, ни мне во Владимире». И послушался его Святополк. И пришел Василько 4дЛчоября, и перевезся на Выдо-бечь, и пошел поклониться к св"ятому "Михаилу в монастырь, и ужинал тут, а обоз свой поставил на Рудице; когда же насту­пил вечер, вернулся в обоз свой. И на другое же утро прислал к нему Святополк, говоря: «Не ходи от именин моих». Василько же отказался, сказав: «Не могу медлить, как бы не случилось дома войны». И прислал к нему Давыд: «Не уходи, брат, не ослушайся брата старшего». И не захотел Василько послу­шаться. И сказал Давыд Святополку: «Видишь ли — не помнит о тебе, ходя под твоей рукой. Когда же уйдет в свою волость, сам увидишь, что займет все твои города — Туров, Пинск и другие города твои. Тогда помянешь меня. Но призови его теперь, схвати и отдай мне». И послушался его Святополк, и послал за Васильком, говоря: «Если не хочешь остаться до именин моих, то приди сейчас, поприветствуешь меня и посидим все с Давыдом». Василько ж© обещал прийти, не зная об обмане, который замыслил на него Давыд. Василько же, сев на коня, поехал, и встретил его отрок его и сказал ему: «Не езди, княже, хотят тебя схватить». И не послушал его, помышляя: «Как им меня схватить? Только что целовали крест, говоря: если кто на кого пойдет, то на того будет крест и все мы». И, подумав так, перекрестился и сказал: «Воля Господня да будет». И приехал с малою дружиной на княжеский двор, и вышел к нему Святополк, и пошли в избу, и пришел Давыд, и сели. И стал говорить Святополк: «Останься на праздник». И сказал Василько: «Не могу остаться, брат: я уже и обозу велел идти вперед». Давыд же сидел как немой. И сказал Святополк: «Позавтракай хоть, брат». И обещал Василько позавтракать. И сказал Святополк: «Посидите вы здесь, а я пойду распоряжусь». И вышел вон, а Давыд с Васильком сидели. И стал Василько говорить с Давыдом, и не было у Да-выда ни голоса, ни слуха: ибо был объят ужасом и обман имел в сердце. И, посидевши немного, спросил Давыд: «Где брат?» Они же сказали ему: «Стоит на сенях». И, встав, сказал Давыд: «Я пойду за ним, а ты, брат, посиди». И, встав, вышел вон. И как скоро вышел Давыд, заперли Василька — 5 ноября, — и оковали его двойными оковами, и приставили к нему стражу на ночь. На другое же утро Святополк созвал бояр и киевлян и поведал им, что сказал ему Давыд, что «брата твоего убил, а против тебя соединился с Владимиром и хочет тебя убить и города твои захватить». И сказали бояре и люди: «Тебе, I князь, следует беречь голову свою; если правду сказал Давыд, 1 пусть понесет Василько наказание; если же неправду сказал | Давыд, то пусть сам примет месть от Бога и отвечает перед Богом». И узнали игумены и стали просить за Василька Свято­полка; и отвечал им Святополк: «Это все Давыд». Узнав же об этом, Давыд начал подущать на ослепление: «Если не сделаешь этого, а отпустишь его, то ни тебе не княжить, ни мне». Свято­полк хотел отпустить его, но Давыд не хотел, остерегаясь его. И в ту же ночь повезли Василька в Белгород — небольшой город около Киева, верстах в десяти; и привезли его в телеге закованным, высадили из телеги и повели в избу малую. И, сидя там, увидел Василько торчина33, точившего нож, и понял, что хотят его ослепить, и возопил н Богу с плачем великим и со стенаниями. И вот влезли посланные Святополком и Давыдом Сновид Изечевич, конюх Святополков, и Дмитр, конюх Давы­дов, и начали расстилать ковер, и, разостлав, схватили Василь­ка, и хотели его повалить; и боролись с ним крепко, и не смогли его повалить. И вот влезли другие, и повалили его, и связали его, и, сняв доску с печи, положили на грудь ему. И сели по сторонам доски Сновид Изечевич и Дмитр и не смогли удер­жать его. И подошли двое других, и сняли другую доску с печи, и сели, и придавили так сильно, что грудь затрещала. И при­ступил торчин, по имени Берендий, овчарь Святополков, держа нож, и хотел ударить ему в глаз, и, промахнувшись глаза, 'перерезал ему лицо, и-видна рана та у Василька поньще^И за­тем ударил его в глаз, и исторг глаз, и потом — в другой глаз, И вынул другой глаз. И был он в то время как мертвый. И, взяв его на ковре, взвалили его на телегу, как мертвого, повезли во Нладимир . И когда везли его, остановились с ним, перейдяВоздвиженский мост, на торговище и стащили с него сорочку, всю окровавленную, и дали попадье постирать. Попадья же, постирав, надела на него, когда те обедали; и стала оплакивать его попадья как мертвого. И услышал плач, и сказал: «Где я?» И ответили ему: «В Воздвиженске городе». И попросил воды, они же дали ему, и испил воды, и вернулась к нему душа его, и опомнился, и пощупал сорочку, и сказал: «Зачем сняли ее с меня? Лучше бы в той сорочке кровавой смерть принял и пред­стал бы в ней перед Богом». Те же, пообедав, поехали с ним быстро на телеге по неровному пути, ибо был тогда месяц «не­ровный» — грудень, то есть ноябрь. И прибыли с ним во Влади­мир на шестой день. Прибыл же и Давыд с ним, точно некий улов уловив. И посадили его во дворе Вакееве, и приставили стеречь его тридцать человек и двух отроков княжих, Улана и Колчка.

ладимир же, услышав, что схвачен был Василько и ослеплен, ужаснулся, заплакал и сказал: «Не бывало еще в Русской земле ни при дедах наших, ни при отцах наших такого зла». И тут тотчас послал к Давыду и Олегу Святославичам, говоря: «Идите в Городец, да поправим зло, случившееся в Русской земле и среди нас, братьев, ибо нож в нас брошен. И если этого не поправим, то еще большее зло встанет среди нас, и начнет брат брата закалывать, и погибнет земля Русская, и враги наши половцы, придя, возьмут землю Русскую». Услышав это, Давыд и Олег сильно опечалились и плакали, говоря, что «этого не бывало еще в роде нашем». И тотчас, собрав воинов, пришли к Владимиру. Владимир же с воинами стоял тогда в бору; Владимир же и Давыд и Олег послали мужей своих к Свято-полку, говоря: «Зачем ты зло это учинил в Русской земле и бро­сил в нас нож? Зачем ослепил брата своего? Если бы было у тебя какое обвинение против него, то обличил бы его перед нами, а, доказав его вину, тогда и поступил бы с ним так. А те­перь объяви вину его, за которую ты сотворил с ним такое». И сказал Святополк: «Поведал мне Давыд Игоревич: «Василько брата твоего убил, Ярополка, и тебя хочет убить и захватить волость твою, Туров, и Пинск, и Берестье, и Погорину, а целовал крест с Владимиром, что сесть Владимиру в Киеве, а Васильку во Владимире». А мне поневоле свою голову беречь. И не я его ослепил, но Давыд; он и привез его к себе». И сказали мужи Владимировы, и Давыдовы, и Олеговы: «Не отговаривайся, будто Давыд ослепил его. Не в Давыдовом городе схвачен и ослеплен, но в твоем городе взят и ослеплен». И, сказав это, разошлись. На следующее утро собрались они перейти через Днепр на Святополка, Святополк же хотел бежать из Киева, и не дали ему киевляне бежать, но послали вдову Всеволодову35 и митрополита Николу к Владимиру, говоря: «Молим, княже, тебя и братьев твоих, не погубите Русской земли. Ибо если начнете войну между собою, поганые станут радоваться и возь­мут землю нашу, которую оборонили отцы ваши и деды вашим трудом великим и храбростью, борясь за Русскую землю и другие земли приискивая, а вы хотите погубить землю Рус­скую». Всеволодова же вдова и митрополит пришли к Влади­миру, и молили его, и поведали мольбу киевлян — заключить мир и блюсти землю Русскую и биться с погаными. Услышав это, Владимир расплакался и сказал: «Воистину отцы наши ^ и деды наши соблюли землю Русскую, а мы хотим погу-

ПРИМЕЧАНИЯ

' По библейской легенде, после всемирного потопа земля была разделена между тремя сыновьями Ноя Симом, Хамом и Иафетом и они стали родоначальни­ками всех народов на земле. ^^^лЗ^иЗмм/. ' <

2 Имеется в виду библейская легенда о разрушении богом вавилонской башни и смешении языков: строящие башню стали говорить на разных языках и не смогли понимать друг друга. . 'м •:... ,, '"ЛАлТ*?

6 Локоть — древнерусская мера длины — расстояние от локтя до конца сред­него пальца, приблизительно 45—47 см.

4 Нево — Ладожское озерб.

° Варяжское море — Балтийское, -ё* ><■ ■( , /т*>ье*ъь~ъСе ю- -ьеЖ-6 Царьград — столица Византии Константинополь (в настоящее время город Стамбул в Турции). -

1 Понт — Черное море;^й'222Ж2^*5&>«л' '. Ц.с&

а Хвалисское — Каспийское море.

9 Болгары — страна Волжских болгар (в районе впадения Камы в Волгу); Хвалисы — Хорезм, государство, находившееся в нижнем течении Амударьи.

'^Андрей Первозванный — апостол. Здесь передается легенда о его хождении в Скифию и те земли, на которых позже возникли Киев и Новгород.

ИСиноп — город на северном берегу Малой Азии.

'2Корсунь — город и греческая колония Херсонес в Крыму (в настоящее время — окраина Севастополя).

1'Суд— залив Золотой Рог, вход в него из Мраморного моря «замыкался» (перегораживался) цепями. ' ,,; Ц,

14Имеется в виду византийский святой — воин Дмитрий Солунский, покрови­тель города Солуни (Салоники).

'^Паволока — шелковая ткань.

'"Копринные — значение слова неизвестно.

''Искоростень — стольный город Древлянской земли (совр. Коростень Жито­мирской обл.).

"Уставщик — старшина церковных певчих.

'^Вышгород — загородная резиденция киевских князей.

20Мста — река в совр. Калининской и Новгородской обл.

2'Луга — река в совр. Новгородской и Ленинградской обл.

22Пардус — гепард, млекопитающее из семейства кошачьих, отличается быс­тротой бега и выносливостью. Приручался как охотничье животное.

Щеляг — монета, стоимость которой не выяснена.

2* Белая Вежа — Саркел — хазарская крепость.

20Переяславец — ныне село Преслав возле города Тулча в Румынии.

26Добрыня — прообраз былинного богатыря Добрыни Никитича.

-'Имеется в виду будущий великий князь киевский Владимир I Святославич (ум. 1015), при котором в 988-м году на Руси официальной религией было призна­но христианство. Прообраз былинного Владимира Красное Солнышко. Доростол — город, совр. Силистра на северо-востоке Болгарии.

^Хартия — пергамен, грамота.

Л0Имеется в виду Владимир I Святославич (см. выше). "Белгород — город на реке Ирпени недалеко от Киева.

"Любечский съезд (1097) происходил в селе Любече возле Киева, инициато­ром его был Владимир Мономах. Давыд Святославич (ум. 1123) и Олег Святосла-

 

 

ИЗ «СЛОВА О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ» ИЛАРИОНА

( Перевод )

(...) Прославляет похвальными словами Римская страна Петра и Павла1, которыми приведена была она к вере в Иисуса Хрис­та, сына Божия; восхваляют Азия, Эфес и Патмос Иоанна Богослова2, Индия — Фому3, Египет — Марка4. Все страны, и города, и люди чтут и славят каждого из своих учителей, которые научили их православной вере. Восхвалим же и мы, по силе нашей, своими малыми похвалами великое и дивное совер­шившего — нашего учителя и наставника, великого князя зем­ли нашей — Владимира, внука старого Игоря, сына же славно­го Святослава, которые, в свое время владычествуя, мужеством и храбростью прославились во многих странах, их победы и силу вспоминают и поныне и славят. Ведь правили они не в слабой и безвестной стране, но в Русской земле, которая ведома и славится во всех четырех концах Земли.

Сей славный от славных родился, благородный — от благород­ных, князь Владимир, и когда возрос и окреп, выйдя из мла­денческого возраста, или, точнее сказать, возмужал в крепости и силе своей, в мужестве и мудрости преуспел, то стал едино-держцем земли своей, покорив себе соседние народы: одних — миром, а непокорных — мечом. И жил он так во время свое, землею своею управлял мудро, в мужестве и разуме, и осенила его милость всевышнего, призрело на него всемилостивое око благого Бога. И воссиял разум в сердце его, так что уразумел он суету идольского заблуждения и обратился к единому Богу, сотворившему все видимое и невидимое.

К тому же часто слышал он о благоверной земле Греческой, христолюбивой и сильной верою: как чтут там единого Бога в Троице и поклоняются, ему, какая власть духовная и какие чудеса и знамения творятся там, что церкви там полны людей, что все города правоверны, все прилежно молятся, все Богу предстоят. И слышав это, возжелал сердцем и возгорелся духом, чтобы стать христианином самому, и христианской — земле его.

Гак и случилось по благовелению Бога, возлюбившего род челове­ческий. Вместе с одеждами совлек с себя князь наш ветхого человека, отложил тленное, отряс прах неверия и вошел в свя­тую купель3. Возродился от Духа и воды: во Христа крестив­шись, во Христа облекся, и вышел из *купели очищенным, став сыном нетления, сыном воскресения. Имя принял вечное, слав­ное в роды и роды — Василий6, по которому и записан в книге жизни , в небесном и нетленном граде Иерусалиме8.

Когда это свершилось, не остановился он в подвиге благоверия, и не только в этом проявил он любовь свою к Богу, но еще к боль­шему подвигся, повелев всей земле своей креститься во имя Отца и Сына и святого Духа, чтобы открыто и громогласно во всех городах славилась святая Троица и все стали бы христианами: малые и великие, рабы и свободные, юные и старые, бояре и простолюдины, богатые и убогие. И не было ни одного проти­вящегося благочестивому его повелению, а если кто и не по любви, то по страху перед повелевшим крестился, потому что благоверие в нем сопряжено было с властью. И в"*ёдиновременье вся земля наша восславила Христа с Отцом и со святым Духом. Тогда начал мрак идольский от нас уда­ляться и занялась заря благоверия, тогда тьма идолослужения исчезла и слово евангельское осияло нашу землю, капища9 разрушались, а церкви воздвигались, идолы низвергались, а иконы святых являлись, бесы убегали, а крест освящал горо­да^

Пастыри словесных овец Христовых, епископы, встали перед ! святым алтарем, принося бескровную жертву, попы, и дьяконы, и весь клир украсили и в благолепие облекли святые церкви. Апостольская труба и евангельский гром все грады огласили, фимиам, Богу возносимый, воздух освятил. Встали на холмах монастыри, явились черноризцы. Мужчины и женщины, малые и старые, все люди наполнили святые церкви. Восславляя Бога, говорили они: «Един свят, един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца, аминь. Христос победил, Христос одолел, Христос воцарился, Христос прославился! Велик ты, Господи, и чудны дела твои! Боже наш, слава тебе!» Как же мы тебя восхвалим, о честный и славный средь земных владык, безмерно мужественный Василий? Как выскажем восхищение твоей добротой, крепостью и силой? Какую благо­дарность воздадим тебе за то, что благодаря тебе познали мы Господа и избавились от прельщения идольского, ибо по твоему повелению на всей земле твоей славится Христос? Что еще тебе скажем, христолюбец, друг правды,, вместилище разума, гнездо милосердия?

Как уверовал? Как воспылал любовью к Христу? Как вселился в тебя разум, выше чем разум земных мудрецов, чтобы возлю­бить невидимого и устремиться к небесному? Как нашел ты Христа? Как предался ему? Поведай нам, рабам твоим, пове­дай, учитель наш: откуда повеяло на тебя благоухание святого Духа? Каким образом испил ты из сладкой чаши мысли о буду­щей жизни? Как познал и увидел, что благ Господь? Ведь не видел ты Христа, не следовал за ним, как же ты его учеником стал? Иные, и видев его, не веровали, ты же, не видев, уверо­вал. Поистине сбылось на тебе благословение Господа Иисуса, сказанное Фоме: «Блаженны не видевшие и уверовав-=ет=1Лие1'>>-<--->

К тому, что сказано, кто поведает нам о многих твоих милостынях и щедротах, творимых денно и нощно убогим, сиротам, боль­ным, должникам и всем, просящим о милости. Слышал ведь ты слова, сказанные Даниилом Навуходоносору12: «Совет мой да благоугоден тебе будет, царь Навуходоносор: грехи твои ми­лостынями искупи и беззакония твои — щедротами к нищим». Слышав это, ты, о досточтимый, не ограничился тем, что услы­шал это, но на деле исполнил сказанное: просящим подавая, нагих одевая, жаждущих и алчущих насыщая, болящих всяче­ски утешая, должников искупая, рабов освобождая.

Твои щедроты и милостыни и поныне вспоминаются людьми, но еще выше они перед Богом и ангелом его, ибо, ради любезного Богу милосердия, имеешь ты великое дерзновение пред ним, как присный раб Христов. Помогает мне в этом сказавший: «Ми­лость торжествует над судом». И еще: «Милостыня мужа — как печать у него». Вернее же всего самого Господа слова: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». И иное апостольское свидетельство приведем, приложимое к тебе, от святых Писаний, сказанное Иаковом-апостолом: «Отвративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и загладит множество грехов».

Если таково воздаяние от благого Бога наставившему на верный путь только одного человека, то какую же награду должен ты обрести, о Василий? Какое бремя греховное ты разрушил — ведь не одного отвратил ты человека от идольских заблужде­ний, не десятерых, не один город, но всю область сию!

Показывает нам и уверяет нас сам Спаситель Христос в том, какой славы и чести удостоил он тебя на небесах, говоря: «Кто признает меня пред людьми, того признаю и я пред Отцом моим, сидящим на небесах». Но если признавший Христа пред людьми признан будет Христом пред Богом Отцом, как же будешь ты похвален им, не только признавший, что «Сын Божий есть Христос», но проповедовавший его и веру в него утвердивший не на одном соборе, но по всей земле этой, и церкви Христовы воздвигший, и служителей ему поставивший?

Подобный великому Константину13, равный ему в разуме и в люб­ви к Христу, равный в почитании служителей его! Тот со святы­ми отцами Никейского собора14 закон для людей определил, а ты, с новыми нашими отцами-епископами собираясь часто, с великим смирением советовался с ними, как установить закон среди людей, недавно познавших Господа. Тот Еллинское и Римское царство Богу покорил, ты же — Русь. И как у тех, так и у нас Христос зовется царем. Тот с матерью своей Еле­ной15 крест из Иерусалима принес и, разослав части его по всему миру своему, веру укрепил, ты же с бабкою твоею Оль­гою утвердил веру, принесши крест из нового Иерусалима — Константинополя и поставив его на своей земле. Тебя, подобно­го Константину, Бог удостоил одинаковой с ним славы и чести на небесах за благоверие твое, которое стяжал ты в жизни своей.

Добрый пастырь благоверия твоего, о блаженный, — святая цер­ковь святой Богородицы Марии17, которую ты создал на право­верной основе, где ныне мужественное твое тело лежит, ожидая трубы архангельской.

Достойный же весьма и верный тебе преемник — сын твой Ге­оргий18, которого сделал Господь наследником твоего владычества, не разрушающим твои уставы, но укрепляющим х, не уменьшающим устроений твоего благоверия, но умножа­ющим их, не извращающим, но продолжающим дело твое, он неоконченное тобой завершил, как Соломон дело Давида19, создав дом Божий великий и святой в честь его премудрости на святость и освящение граду твоему. Он искусно украсил цер­ковь эту золотом, и серебром, и каменьями драгоценными, и утварью великолепной, так что она вызывает удивление и восхищение во всех странах, лежащих окрест, ибо не найдется подобной ей во всех полунощных землях от востока и до запада! И славный город твой Киев величием, как венцом, окружил и вручил людей твоих и город святой всеславной, скорой на помощь христианам святой Богородице; ей же и церковь на Великих вратах воздвиг20 во имя первого Господнего праздни­ка — святого Благовещения21, так что приветствие архангела, данное деве, распространится и на град сей. Той речено было: «Радуйся, обрадованная, Господь с тобою!», а граду речем: «Радуйся, благоверный город, Господь с тобою!». Встань, о честная глава, из гроба твоего, встань, отряхни сон! Ведь ты не умер, но спишь до общего всем воскресения. Встань! Ты не умер! Не подобало умереть тебе, уверовавшему в Хрис­та — жизнь всего мира. Отгони сон, возведи очи и увидишь, что Господь, таких почестей удостоив тебя там, и на земле память о тебе оставил в сыне твоем. Встань, посмотри на сына своего Георгия, посмотри на кровного своего, посмотри на возлюблен­ного своего, посмотри на того, кого Господь создал от чресл твоих, посмотри на украшающего престол земли твоей и возра­дуйся и возвеселись! Посмотри и на благоверную сноху твою Ирину, посмотри на внуков твоих и правнуков, как они живут, как хранимы Госпо­дом, как благоверие сохраняют по завещанию твоему, как прилежат к святым церквам, как славят Христа, как поклоня­ются имени его. Посмотри же и на город, величием сияющий, посмотри на церкви процветающие, посмотри на христианство разрастающееся, посмотри на блеск города, освещаемого свя­тыми иконами, благоухающего фимиамом, оглашаемого святы­ми хвалами и божественным пением. И, видев все это, возрадуйся, и возвеселись, и восхвали благого Бога, устроителя всего этого. Увидь же это, хотя бы не телом, но духом. Показывает тебе Господь все это и подобает тебе об этом радоваться и веселиться, ибо семена веры, тобою посеянные, не ■ были иссушены зноем неверия, но орошенные дождем Божьей помощи, принесли обильные плоды. I ^--^Радуйся, апостол среди владык, не мертвые тела воскрешавший, но пас, душою мертвых!} недуге идологлужения^^ -—"""Ведь тобою приблизились мы к Богу и познали жизнь Христа. Угнетены были бесовским прельщением, но тобою освобождены и на путь жизни вечной поставлены, слепыми были от бесовско­го прельщения, но тобою получили прозрение сердечных очей, ослеплены были неразумием, но чрез тебя познали свет всесвя-того Божества, немы были, но тобою возвращен нам дар слова, и ныне, малые и великие, славим единосущую Троицу. Радуйся,

учитель наш и наставник благоверия. Ты облачен правдой, препоясан крепостью, обут истиной, увенчан разумом и украшен милосердием, как гривною22 и нарядом золотым. Ты был, о чест­ная глава, нагим — одеяние, ты был алчущим — кормилец, ты был жаждущим — прохладою утробы, ты был вдовам — по­мощник, ты был странникам — успокоение, ты был бездом­ным — укрытие, ты был обиженным — заступник, нищим — обо­гащение.

За эти и иные благие дела, приемля благое воздаяние на небесах, которое уготовил Бог вам, любящим его, и насыщаясь сладост­ным лицезрением лика его, помолись о земле своей и о народе, над которым ты благоверно владычествовал, да сохранит его Господь в мире и благоверии, утвержденном тобою, и пусть славится правоверие и будет проклято всякое еретичество, и да соблюдет его Господь Бог от всякого ратного нашествия и пле­нения, от голода и от всякой скорби и несчастья!

И еще помолись о сыне твоем, благоверном князе нашем Георгии, чтобы он в мире и здравии пучину жизни переплыл и в тихую небесную пристань невредимым привел корабль душевный, со­хранив веру и стяжав богатство добрых дел, чтобы без искуше­ний окончив правление людьми, вверенными ему Богом, пред­стал он вместе с тобой, непостыдно, пред престолом вседержите­ля Бога и за труд правления народом своим принял от него венец славы нетленной со всеми праведниками, потрудившими­ся его ради!

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1Петр и Павел — Петр (камень) — по христианской мифологии, один из учеников Христа, один из 12 апостолов, брат ап

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.