Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СОЦИОЛОГИЯ И ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕСТВА



ПРОГРАММА

*ОБНОВЛЕНИЕ

ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ*

С. С. ФРОЛОВ

социология

Учебник

Для высших учебных заведений

МОСКВА "НАУКА" 1994

ПРОГРАММА.. 1

С. С. ФРОЛОВ.. 1

Учебник. 1

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 4

СОЦИОЛОГИЯ И ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕСТВА.. 6

ОТКРЫТИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ... 6

§ 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ.. 6

§ 2. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ.. 13

Глава 2 СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.. 18

§ 1. ПОЛУЧЕНИЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ ОБ ОБЩЕСТВЕ.. 18

§ 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ... 23

§ 3. УРОВНИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.. 27

§ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ "КУЛЬТУРА". 32

§ 2. КУЛЬТУРА И СИСТЕМА НОРМ... 35

§ 3. СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ... 41

§ 4. ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.. 43

§ 5. ПРОИСХОЖДЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ.. 46

КУЛЬТУРЫ... 46

Глава 2 ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО.. 57

§ 1. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.. 57

8 2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ.. 60

Глава 3 СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ И ЛИЧНОСТЬ.. 67

§ 1. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ РОЛЯМ... 68

§ 2. ПРЕДПИСАННЫЕ И ДОСТИГАЕМЫЕ СТАТУСЫ... 70

§ 3. РОЛЕВОЕ НАПРЯЖЕНИЕ И РОЛЕВОЙ КОНФЛИКТ.. 75

Глава 4 СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ.. 80

§ 1. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ.. 81

§ 2. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ (ДЕВИАНТНОЕ) ПОВЕДЕНИЕ.. 84

Раздел III СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ.. 97

Глава 1 ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ.. 97

§ 1. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНТАКТЫ... 97

§ 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ.. 100

Глава 2 СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.. 106

§ 1. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.. 107

§ 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЗАВИСИМОСТИ И ВЛАСТИ.. 111

Глава 3 СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ... 122

§ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ "ИНСТИТУТ". 123

§ 2. ПРОЦЕСС ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТОВ.. 125

§ 3. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ.. 128

§ 4. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ 131

§ 5. ИНСТИТУТ СЕМЬИ.. 138

Раздел IV СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ... 146

Глава I ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП.. 146

§ 1. ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА?. 146

§ 2. КВАЗИГРУППЫ... 149

Глава 2 ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП.. 155

§ 1. ГРУППЫ, РАЗДЕЛЯЕМЫЕ ПО ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К НИМ ИНДИВИДОВ.. 155

§ 2. ГРУППЫ, РАЗДЕЛЯЕМЫЕ ПО ХАРАКТЕРУ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ИХ ЧЛЕНАМИ 160

§ 3. ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА.. 163

Глава 3 СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ.. 167

§ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЕ ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА.. 167

§ 2. УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯМИ.. 176

Раздел V СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ... 182

Глава 1 СОЦИАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ... 182

§ 1. ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ.. 183

§ 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ... 187

Глава 2 СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ.. 196

§ 1. ПРИРОДА СОЦИАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ.. 196

§ 2. СОЦИАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ, БЛАГОПРИЯТСТВУЮЩИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЮ И РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ.. 204

§ 3. ЛИЧНОСТНАЯ ВОСПРИИМЧИВОСТЬ К СОЦИАЛЬНЫМ ДВИЖЕНИЯМ... 208

Глава 3 СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ.. 213

§ 1. ПРИРОДА СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ.. 213

§ 2. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ.. 218

§ 3. ИНДИВИД И СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ.. 221

§ 4. МИГРАЦИЯ.. 224

Глава 4 СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ... 226

§ I. ЭТАПЫ ПРОТЕКАНИЯ КОНФЛИКТА.. 227

§ 2. ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНФЛИКТА.. 238

СЛОВАРЬ КЛЮЧЕВЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ.. 244

ЛИТЕРАТУРА.. 250

ОГЛАВЛЕНИЕ.. 256

 

 


ББК60.5 Ф91

 

 

Данное издание представляет собой авторскую работу, вошедшую в число победителей в открытом конкурсе "Гуманитарное образование в высшей школе", который проводится Государственным комитетом РФ по высшему образованию и Международным фондом "Культурная инициатива".

Конкурс является составной частью программы "Обновление гуманитарного образования в России".

Спонсором программы является известный американский предприниматель и общественный деятель Джордж Сорос.

 

 

Стратегический комитет программы:

Владимир Кинелев, Владимир Шадриков, Валерий Меськов, Теодор Шанин, Дэн Дэвидсон, Елена Карпухина

Рецензенты: докторы социологических наук А.И. Кравченко, И.А. Бутенко

Редактор издательства Н.K. Воеводенко

Фролов С.С.

Ф 91 Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994 - 256 с. ISBN 5-02-013586-0

Экспериментальный учебник обращен прежде всего к тем, кто начинает изучать курс социологии в вузах. В нем в максимально простой и доступной форме представлены основы общей социологии, раскрывается содержание и смысл наиболее употребляемых понятий. Данное издание составлено с использованием зарубежных и отечественных учебников, монографий и статей, снабжено схемами, графиками и таблицами. Рассчитано в основном па студентов технических вузов, а также на студентов первого года обучения по специальности "социология".

Ф 0302000000-119 Без объявл. 042(02)-94 ББК 60.5

ISBN 5-02-013586-0 © С.С. Фролов, 1994

© В.В. Медведев, художественное оформление, 1994


ПРЕДИСЛОВИЕ

Представляя вниманию читателей этот экспериментальный учебник, автор прежде всего хотел бы, чтобы студенты, впервые изучающие комплекс общественных наук, открыли для себя одну из самых молодых и содержательных наук об обществе - социологию. При этом они должны освободиться от тех представлений об этой науке, которые, хотя и общеприняты, но не соответствуют действительности.

Обычно слово "социология" ассоциируется с проведением опросов, изучением общественного мнения. Этому убеждению во многом способствуют телевизионные передачи, статьи в газетах, в которых приводятся результаты опросов и сведения о процентах высказавших свое мнение относительно того или иного события, признания или непризнания политического деятеля или об удовлетворенности либо неудовлетворенности условиями существования. При сведении социологии к проведению опросов сознательно упрощается ее глубокое содержание и не оставляется ей права быть наукой. Судить о социологии только как об опросах общественного мнения - значит уподобляться тем, кто сводит всю радиоэлектронику к работе осциллографа. Конечно, опросы - важный инструмент исследования в социологии, однако основной задачей ученых-социологов следует считать анализ и осмысление проблем, связанных с функционированием и развитием как общества в целом, так и отдельных социальных групп и институтов.

Какие же основные цели преследует данный учебник? Первая и наиболее важная цель - сделать так, чтобы читатели смогли под новым углом зрения, в новом свете увидеть знакомые всем и обыденные отношения между людьми и их объединениями. При этом должно сложиться социологическое видение окружающей действительности, возникнуть интерес к изучению социальных проблем.

Вторая цель - культивирование у студентов навыков научного анализа, беспристрастного научного подхода к проблемам без налета этноцентризма и без груза прошлых заблуждений, неизбежно возникающих при обыденном взгляде на общественные явления. Объективность изложения, отсутствие политической подоплеки, искажающей реальные события, - вот к чему стремился автор.

Третьей целью можно считать попытку в простой и доступной форме изложить основные понятия и концепции об окружающем нас мире людей и их взаимоотношениях. В этой книге можно найти ответы на такие, например, вопросы: что такое власть, почему люди объединяются в группы, что представляют собой социальные институты, как происходят изменения в обществе. Ответы на подобные вопросы позволят легче ориентироваться в сложном, полном проблем социаль


ном мире, принимать ответственные решения, планировать свои действия.

Насколько успешно достигнуты все эти цели, судить читателю. В учебнике нет обильного цитирования различных литературных источников, которое, по нашему мнению, создает неразбериху и не способствует четкой логике изложения материала. Однако все изложенное явилось результатом проработки многочисленных монографий, статей и учебников по социологии как отечественных, так и зарубежных авторов. Кроме того, в учебник включены многочисленные разработки, сделанные лично его автором в процессе преподавания курса социологии в Государственной академии управления. Особенно это касается тех глав, в которых говорится о социальных институтах, социальных отношениях, социальных процессах, конфликтах и т.д.

Можно надеяться, что читатели получат представление о социологии как о сложившейся науке, в которой существует логически обоснованная система четких определений, концепций и постулатов.

Автор далек от убеждения, что представленный материал полностью охватывает все области социологии и все существующие в ней проблемы. Однако несомненно, что основные понятия и категории социологии нашли здесь свое отражение. Это дает возможность надеяться, что данное издание окажется удобным для усвоения студентами учебного курса и полезным преподавателям для разработки учебных программ и лекций по социологии.


Раздел I

СОЦИОЛОГИЯ И ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕСТВА

Глава 1

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.