Фонд оценочных средств по дисциплине «Профессиональная этика и деловой этикет» Приложение 1 Структура* фонда оценочных средств для текущей** аттестации по ФОС
ООП: для специальностей 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм» 100201.65 Туризм Дисциплина: Профессиональная этика и деловой этикет
** аналогичным образом оформляется структура ФОС для промежуточной аттестации
Методика проведения контроля по проверке базовых знаний по дисциплине (в рамках аттестационных мероприятий) Таблица 1
Таблица 2
Приложение 2 ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ 1.1. Этика это: · наука об этикете; · наука о поведении человека; · область знания о душе; · область знания о морали, нравственности; (100%) · наука о прекрасном; · дисциплина, предметом которой является правильность речи.
1.2. Кто ввел термин «этика»: · Аристотель; · Платон; · Демокрит; · Цицерон; · Парменид; · Сократ.
1.3. Кто ввел термин «мораль»: · Платон; · Аристотель; · Цицерон; · Демокрит; · Гиппократ; · Сенека.
1.4. Из приведенных шести функций морали найдите одну, которая не является ее свойством: · диструктивная; · нормативная: · аксиологическая; · гносеологическая; · воспитательная; · мировоззренческая.
1.5. Укажите, что не относится к функциям морали · мировоззренческая; · воспитательная; · нормативная; · познавательная; · аксиологическая; · лингвистическая.
1.6. Основными понятиями (категориями) этики являются: · прекрасное и безобразное; · трагическое и комическое; · низменное и возвышенное; · реальное и идеальное; · доброе и злое; · умное и глупое.
1.7. Как звучит «золотое правило нравственности»: · говори и поступай всегда так, как сам того желаешь; · действуй и поступай всегда только так, как того хотят окружающие тебя люди; · не делай другим того, чего не пожелаешь себе; · действуй таким образом, как требуют от тебя обстоятельства и ситуации; · говори и делай, как хочешь, но иногда прислушивайся к мнению других людей; · действуй только в интересах государства.
1.8. Допишите правильный ответ: 1) профессиональная этика изучает ____________________ смысл профессии. 2) профессиональная этика рассматривает _______________ качества специалистов, которые необходимы им для выполнения их профессиональных обязанностей. 3) профессиональная этика изучает особенности _____________ отношений специалистов и людей, _______________________________________. 4) профессиональная этика рассматривает отношения внутри ___________________ и _____________________. 5) каждый вид профессиональной этики определяется ____________________ со стороны общества. 6) профессиональная этика, возникнув первоначально как проявление обыденного морального сознания, в дальнейшем уже развивалась на основе _____________________________ , так и в форме различных теоретических выводов.
1) обобщенной практики поведения различных профессиональных групп; 2)нравственный (смысл); 3) нравственные (качества); 4)своеобразием профессии и требованиями к ней; 5) нравственных (взаимоотношений) … которые являются непосредственным объектом их профессиональной деятельности; 6)организаций … те специфические для данной профессии нормы, в которых нашли свое воплощение эти отношения.
1.9. Укажите основные понятия профессиональной этики: а) профессиональный долг; б) профессиональное достоинство; в) профессиональный такт; г) профессиональная честь; д) профессиональная справедливость; е) профессиональное действие
1.10. На чем основывается авторитет руководителя: · на уважении, доверии, справедливости к подчиненным; · на либеральных отношениях со своими подчиненными; · на уступчивости в отношениях с подчиненными; · на страхе перед санкциями и наказаниями; · на принципах политической партии; · на реакционных идеях.
1.11. Вам, как руководителю, предстоит разговор с подчиненным о его деловых качествах и о незначительных просчетах в работе. Как Вы эту беседу начнете: · станете сразу же жестко критиковать за оплошность, вспоминая все другие его просчеты; · немедленно потребуете объяснений по поводу ошибок в работе своего сотрудника; · сначала упомяните о его хорошей работе, затем скажете, что Вас не устраивает, и потом поинтересуетесь, как оценивает свои недочеты сам подчиненный; · «с порога» предупредите своего сотрудника о грядущих санкциях, если подобное повторится; · не требуя объяснений от своего подчиненного, сразу же объявите о наказании за допущенные ошибки; · будете хвалить и успокаивать подчиненного, а затем отпустите его с миром.
1.12. От чего не должно зависеть применение руководителем мер управленческого воздействия: · индивидуальных особенностей подчиненных; · характера проступка или действий, его последствий; · уровня развития и сформированности коллектива; · личных симпатий или антипатий руководителя; · управленческих способностей руководителя; · от директив вышестоящего руководства.
1.13. В какой ситуации этически оправдан авторитарный стиль управления: · в условиях, когда руководитель считает своих сотрудников пассивными и безынициативными; · в ситуациях, требующих особой четкости и оперативности решений, в экстремальных случаях; · в случае, когда руководитель считает своих подчиненных некомпетентными; · когда руководитель не умеет по-другому воздействовать на подчиненных; · когда вышестоящий начальник требует от него высоких результатов деятельности коллектива; · когда руководитель хочет завести служебный роман на работе.
1.14. На что ориентирован руководитель демократического стиля управления? · только на достижение целей организации и результаты труда свои подчиненных; · прежде всего, на способности, активность и инициативность своих сотрудников; · на себя, на сохранение своего лица и на собственное моральное удовлетворение; · на сохранение своей должности, на то, чтобы не упасть лицом в грязь перед вышестоящим руководителем; · на улучшение своего материального положения; · на создание среди подчиненных образа секс-символа.
1.15. Решая задачи нравственного воспитания, руководитель имеет в своем арсенале следующие методы формирования нравственного сознания: · личный пример; · убеждение; · совет; · одобрение; · денежное вознаграждение; · порицание и осуждение.
1.16. Из приведенных ниже понятий выберите то, что наиболее полно определяет поощрение как метод управленческого воздействия на подчиненных: · метод воздействия, осуществляемый в форме вынесения личной благодарности подчиненным; · метод вознаграждения подчиненных в виде ценных подарков; · метод внешнего активного стимулирования и побуждения личности подчиненного к положительной, инициативной, творческой деятельности (доска почета, стенгазета, плакат, объявление по радио); · метод удовлетворения материальных потребностей сотрудников; · метод регулярных вознаграждений; · организация корпоративной вечеринки.
1.17. Какое из приведенных ниже положений в полной мере отражает сущность метода принуждения как управленческого воздействия: · это метод воздействия на работников, осуществляемый в виде лишения или ограничения определенных прав; · это совокупность средств и приемов, применяемых к подчиненным, которые побуждают их исправлять свое поведение и добросовестно выполнять свои обязанности; · это метод воздействия, при котором руководитель организовывает осуждение провинившегося в коллективе; · это метод воздействия на воспитанников, осуществляемый с целью формирования у них боязни за совершенные действия; · это метод управленческого воздействия, реализуемый в форме наложения дополнительных обязанностей на подчиненных; · это метод воздействия, осуществляемый в виде увольнения с работы.
1.18. Какое количество человек является оптимальным для проведения совещания и выработки решения: · 10; · 8 – 10; · 10 – 12; · 5 – 7; · количество человек значения не имеет; · 2 – 3.
1.19. Как должен выглядеть деловой человек: · очень модным, чтобы коллеги и деловые партнеры не посчитали его консервативным; · стильным – дорогой костюм, опрятность, обувь и аксессуары должны сочетаться друг с другом, производя хорошее впечатление; · одежда в деловых отношениях не имеет значения. Главное – деловые качества; · экстравагантным. Подобный внешний вид поможет выделиться и привлечет внимание; · не привлекать внимание внешним видом; · одежда должна быть вызывающе-эротичной.
1.20. Какой порядок переговоров является оптимальным: · порядок не имеет значения, так как во время переговоров все равно будут вестись дискуссии; · до начала переговоров необходимо распределить – кто, когда, и о чем будет говорить; · каждый из присутствующих вступает в разговор по мере необходимости; · говорит только руководитель делегации. Остальные берут слово после его приглашения. Если хотят высказаться, то знаками просят у него слова; · говорят сначала мужчины, а потом женщины; · говорят сначала женщины, а потом мужчины.
1.21. В деловых контактах с партнерами лучше всего: · попытаться примирить позиции друг друга, а не интересы; · любыми путями заставить партнера пойти на уступки; · до конца отстаивать свою точку зрения, иначе ничего не достигнешь; · попробовать примирить интересы друг друга, а не позиции; · постоянно шантажировать партнеров; · учитывать их вкусы, пожелания и слабости.
1.22. Во время переговоров в Ваш адрес сделано нетактичное, задевшее Вас замечание. Что лучше: · жестко указать «обидчику» на недопустимость подобных слов; · придать огласке тайную информацию о партнере; · сказать своему деловому партнеру все, что Вы о нем думаете; · попытаться сдержать себя, сделать паузу, а потом продолжить деловую беседу; · сразу же заметить, что воспитанные люди «так себя не ведут»; · выйти из помещения, где проходят переговоры, громко хлопнув дверью.
1.23. Партнер опоздал на деловую встречу. Ваши действия: · тактично сделаю ему замечание, смысл которого состоит в том, что опаздывать плохо; · сразу же скажу партнеру, что он заставил меня ждать столько-то минут; · выражу свое недовольство тем, что посмотрю в момент его появления на часы; · не сделаю замечания и не подам вида, ведь тактичный человек не будет обращать внимание на обстоятельства, проигрышные для человека; · предупрежу своего делового партнера, что на следующую встречу опоздаю я; · при его появлении демонстративно сяду в машину и уеду.
1.24. Какая стратегия поведения в конфликте соответствует торговому стилю переговоров: · сотрудничество; · соперничество; · приспособление; · избегание; · компромисс; · шантаж.
1.25. Какой стиль переговоров используется для разрешения конфликтных ситуаций между организациями (фирмами, банками, учреждениями), заинтересованными друг в друге и не желающими портить партнерские отношения: · торговый; · мягкий; · жесткий; · сотруднический; · нейтральный; · дискуссионный.
1.26. Какой из указанных ниже принципов не соответствует методу «принципиальных переговоров»: · «отделяйте человека от проблемы»; · «реализуйте свою исходную позицию наиболее полно при минимальных уступках»; · «сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях»; · «разработайте взаимовыгодные варианты»; · «настаивайте на использовании объективных критериев»; · «создайте условия наибольшего комфорта».
27. В какой срок необходимо отвечать на деловые письма: · в течение недели; · в течение двух недель; · в течение трех дней; · в течение десяти дней; · месяца; · года.
1.28. На каком языке должно быть составлены деловые письма зарубежным партнерам: · на русском; · на языке адресата; · на английском; · на французском; · на латыни; · на итальянском.
1.29. Какой вид делового письма является гарантией данных ранее обещаний или оговоренных условий: · письмо – извещение; · гарантийное; · письмо – отказ; · циркулярное; · письмо – подтверждение; · письмо – опись.
1.30. Какая из этико-психологический установок должна преобладать в профессиональной деятельности специалиста социально-культурного сервиса и туризма: · «Я хороший – ты плохой»; · «Я плохой – ты хороший»; · «Я хороший – ты хороший»; · «Я плохой – ты плохой»; · «У каждого свои недостатки»; · «Мы хорошие – все плохие».
1.31. Что значит лексическая выразительность речи специалиста социально-культурного сервиса и туризма: · эмоциональная окрашенность речи; · хорошее произношение; · правильное использование терминов, нестандартных слов и оборотов; · сопровождение высказываний уместными паузами, вздохами, смехом; · употребление диалектизмов; · употребление устаревших слов.
1.32. На каком из этапов слушания клиенту дается возможность полностью высказать свои мысли и представить свои переживания: · на этапе комментирования; · на этапе уяснения; · на этапе поддержки; · на начальном этапе разговора; · на конечном этапе разговора; · на этапе возражения.
1.33. Позвонивший клиент высказывает Вам свои претензии, в которых Вы не виноваты. Какой ответ будет лучшим: · «Я в этом не виноват и ничего не могу поделать»; · «К этому я не имею никакого отношения. Это Ваши проблемы»; · «Сначала успокойтесь, иначе я не буду с Вами разговаривать»; · «Я этим вопросом вообще не занимаюсь. До свидания»; · «Подождите. Я сейчас позову коллегу, который сможет Вам помочь»; · повесить трубку.
1.34. Клиент позвонил к Вам в фирму с какой-либо просьбой. Как лучше ответить в этой ситуации: · «Нет, мы не можем этого сделать»; · «Вообще-то, я об этом не имею представления»; · «Давайте я Вам предложу, что мы сможем для Вас сделать»; · «Я не в курсе этой проблемы»; · «Позвоните в другую фирму»; · «Сейчас я Вас соединю с другим сотрудником».
1.35. Как лучше всего обратиться к клиенту, требуя от него каких-либо действий: · «Вы должны…»; · «Вы обязаны подъехать в…»; · «Знаете что, сейчас Вам надо…»; · «Лучшего всего Вам …»; · «Если Вы не приедете сегодня, то….»; · «В Ваших интересах немедленно поторопиться».
1.36. Каких действий следует избегать специалисту социально-культурного сервиса и туризма в конфликте с клиентом: · оценки личностных качеств клиента; · требований объяснить суть претензий; · уверенности и спокойствия; · попыток приписать возникшую проблему клиенту; · стремления доказать свою правоту и ошибочность позиции клиента; · предоставления ему возможность высказать свои варианты решения возникшей проблемы.
1.37. Если специалист социально-культурной сферы и индустрии туризма, постоянно общающийся с клиентами, стал раздражительным, то ему лучше всего: · стоит «разряжаться» на «вредных» клиентах, чтобы быть спокойным дома; · ничего не предпринимать – рано или поздно все пройдет само собой; · выяснить причину раздражительности и попытаться решить проблему; · срочно сменить профессию и заняться делом, которое не требует общения с людьми; · попытаться «разрядиться» на своих коллегах, к которым имеется чувство антипатии, тем самым разрешить все проблемы; · дать волю своим чувствам.
1.38. Что такое корпоративная культура: · общий уровень культуры, необходимый специалисту для выполнения своих обязанностей в данной организации; · часть общечеловеческой культуры, выработанная на протяжении многих веков всеми нациями; · совокупность дисциплинарных норм, принятых в данной организации и необходимых для соблюдения всеми ее сотрудниками; · ценности, убеждения, разделяемые всеми сотрудниками организации, которые предопределяют их поведение, взаимоотношения, а также характер всей жизнедеятельности организации; · специфика проведения корпоративных вечеринок; · культура ушедших исторических эпох.
1.39. Главными врагами нравственности и духовности народа в России К.П. Победоносцев считал: демократию и либерализм; разврат и народное пьянство; консерватизм и реакционность; толерантность и всепрощение; православие и народность; радикализм и анархию.
1.40. Общим в этико-нравственных концепциях К.П. Победоносцева и С.А. Рачинского было: · уважение к демократическим ценностям; · уважение к западноевропейской культуре; · уважение к народным традициям и к русской культуре; · уважение к идеям нигилизма; · уважение к социалистическим идеям; · уважение к идеям французского Просвещения.
1.41. Этические принципы (отсутствие страданий, стремление к счастью) являются составными частями концепции: · Аристотеля; · Эпикура; · Сенеки; · Пиррона; · Нерона; · Дамаскина.
1.42. Несправедливое обвинение в цинизме относится к: Макиавелли; Монтеню; Бэкону; Спинозе; Вольтеру; Ламетри.
1.43. «Записку о народном воспитании» по поручению русского императора Николая I составил: · И.И. Шувалов; · М.В. Ломоносов; · А.С. Пушкин; · С.А. Рачинский; · Л.Н. Толстой; · К.П. Победоносцев.
1.44. Рамки действия морали по сравнению со сферой действия права: · уже; · шире; · равнозначны; · взаимозависимы; · никак не связаны; · параллельны.
1.45. Среди шести приведенных позиций выделите три, которые являются принципами морального сознания: · плюрализм; · коллективизм; · стоицизм; · гуманизм; · утопизм; · справедливость.
1.46. Совесть, честь, долг – составляющие понятия: · прекрасное; · абстрактное; · возвышенное; · духовность; · демократизм; · оптимизм.
1.47. Какое понятие раскрывается В.И. Далем с помощью данной дефиниции? «Нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка…»: · совесть; · альтруизм; · любовь; · правда; · искренность; · непорочность.
1.48. Творчество русского философа И.А. Ильина относится: · к первой половине XX века; · ко второй половине ХХ века; · к концу XIX века; · к первой четверти XIX века; · к эпохе Великой французской революции; · ко времени правления Петра I.
1.49. «Дикость, подлость и невежество не уважает прошедшего, пресмыкаясь пред одним настоящим», - эти слова принадлежат: · А.С. Грибоедову; · Леонардо да Винчи; · Ф.И. Тютчеву; · М.В. Ломоносову; · А.Ф. Кони; · А.С. Пушкину.
1.50. Автором сборника статей «Сельская школа», в котором обоснована теория и практика формирования нравственности у крестьянских детей, был: · Н.И. Пирогов; · К.П. Победоносцев; · В.В. Розанов; · С.А. Рачинский; · Л.Н. Толстой; · И.А. Ильин.
1.51. Труд «Беседы и суждения» принадлежит: · древнеримскому мыслителю; · древнекитайскому мыслителю; · древнегреческому мыслителю; · древнерусскому мыслителю; · средневековому мыслителю; · мыслителю эпохи Возрождения. · 1.52. Слова «всего больше нужно ценить не жизнь как таковую, а жизнь достойную» принадлежат: Пифагору; Эмпедоклу; Протагору; Сократу; Платону; Аристотелю.
1.53. Специфика нравственности русского человека, по мнению С.А. Рачинского, проявляется в: · стремлении к свободе; · милосердии; · гордыне; · полярности нравственных ориентиров; · скептицизме; · цинизме.
1.54. «Духовная жажда» у подростка, по мнению С.А. Рачинского, формируется в результате: · изучения ремесел; · изучения произведений современных европейских писателей; · изучения классиков политической и экономической мысли; · изучения фольклорных традиций; · изучения литературного языка и произведений классиков; · изучения основ права.
1.55. В США наибольшая степень доверия к деловому партнеру обозначается следующей фразой: · «Разделяй и властвуй»; · «После нас хоть потоп»; · «Американское гостеприимство»; · «Техасское рукопожатие»; · «Конец – делу венец»; · «Рука руку моет».
1.56. Этика отношения бизнеса к обществу проявляется в: · стремлении извлечь максимальную выгоду; · стремлении выжить, остаться «на плаву»; · стремлении к социальной ответственности; · стремлении к популизму; · стремлении к благотворительности; · стремлении к пропаганде знаний.
1.57. Найдите два признака, которые не являются составляющими понятия «этичная корпорация»: · забота о соблюдении законов; · содействие законотворчеству; · соблюдение фундаментальных норм общественной морали; · уважение к законам иностранных государств; · девиантное поведение; · преклонение перед слабым полом.
1.58. Какие формы общественного сознания Вам известны: · политология и социология; · культура; · философия и этика; · техника; · психология; · история.
1.59.Мораль – это: · часть философии; · форма общественного сознания, регулирующая поведение людей в обществе; · конкретное функционирование моральных норм; · форма приветствия; · часть искусства; · позитивный настрой человека.
1.60.Сущность морального сознания проявляется в его принципах: · толерантность, индивидуализм, объективность; · коллективизм, консерватизм, принципиальность; · коллективизм, гуманизм, справедливость; · скептицизм, абстракционизм, сентиментализм; · сексуальность, чувственность, открытость; · коммунизм, партийность, идеология.
1.61. В эпоху Античности добродетель определялась такими качествами, как: · мужество, умеренность, мудрость; · вера, надежда, любовь; · скептицизм, образованность, воспитанность. · православие, самодержавие, народность; · ум, честь, совесть; · верность, долг, красота.
1.62. Составляющие понятия духовность: · сердечность, демократичность, открытость; · совесть, честь, долг; · эрудированность, любовь, красота; · воспитанность, сила, ловкость; · полнота чувств, мудрость, аккуратность; · скрытность, отвага, работоспособность.
1.63. О «пяти добродетелях» (человеколюбие, чувство долга, благопристойность, разумность и правдивость) размышлял: · Сенека; · Спиноза; · Конфуций; · Бэкон; · Маркс; · Толстой.
1.64. Только знания раскрывают причины явлений, расставляют все на свое место. Так считал: · Пифагор; · Моцзы; · Аристотель; · Ломоносов; · Пушкин; · Ильин.
1.65. «В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больных, будучи далек от всего умышленно неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, как свободными, так и рабами». Так считал: · Гиппократ; · Платон; · Сократ; · Пифагор; · Эпикур; · Пиррон.
1.66. «Человек есть мера всех вещей», - утверждал: · Эмпедокл; · Сенека; · Протагор; · Кант; · Фихте; · Фейербах.
1.67. Уважение к моральному закону развивает в нас чувство самоуважения. Об этом писал: · Людвиг Фейербах; · Иммануил Кант; · Иоганн Готлиб Фихте; · Карл Маркс; · Никколо Макиавелли; · Августин Блаженный.
1.68. Задача культурного человека – это: · искать разумный компромисс, не унижая себя; · действовать, сообразно обстоятельствам; · уступать грубости и хамству окружающих; · уважать только себя; · заботиться об интересах государства; · совершенствовать свою физическую форму.
1.69. Заповедь «Не навреди!» - основа профессиональной деятельности: · врача; · строителя; · педагога; · военного; · архитектора; · портного.
1.70. Ориентация на интересы людей, соблюдение принципа гостеприимства - основа профессиональной деятельности: · представителей страховых агентств; · представителей социально-культурного сервиса и туризма; · представителей корпорации менеджеров; · представителей профсоюза работников общественного питания; · представителей правоохранительных органов; · представителей местной власти.
1.71. Правила объективности и анонимности составляют базис профессии (этический код): · прогнозиста; · сейсмолога; · социолога; · дизайнера; · журналиста; · кинолога.
1.72. Непротивление злу силой – это принцип: · А.С. Пушкина; · Н.И. Пирогова; · С.А. Рачинского; · Л.Н. Толстого; · В.И. Ленина; · И.А. Ильина.
1.73. Философ, выступавший с критикой толстовского принципа о непротивлении злу силой, был: · Л.Фейербах; · И. Кант; · Н.И. Пирогов; · И.А. Ильин; · Ж. Ламетри; · Б. Спиноза.
1.74. Практической философией называют: · социологию; · культурную антропологию; · этику; · эстетику; · социальную антропологию; · философскую антропологию.
1.75. Укажите формы общественного сознания: · этика; · искусство; · наука; · религия; · философия; · право.
1.76. Сопоставьте определения и их сущностные характеристики:
1.77. Категории этики: · добро; · зло; · материальное; · духовное.
1.78. К основополагающим вопросам этики относятся: · как надо жить, чтобы жить нравственно; · можно ли осуществлять насилие над личностью; · что такое хорошо, и что такое плохо; · возможно ли преступать закон.
1.79. Укажите фундаментальные утверждения античной этики: · быть счастливым – быть нравственным; · возлюби ближнего, как самого себя; · все люди стремятся к счастью; · счастье есть отсутствие страданий и безмятежное состояние души.
1. 80. В эпоху Средневековья полагали, что источником и гарантом нравственного закона является: · монарх; · Бог; · законодательство; · церковь.
1.81. Этика Конфуция базировалась на принципах: · взаимности; · почитания старших; · вежливости; · образованности.
1.82. Сопоставьте названия и сущности нормативных программ:
1.83. Кому принадлежат слова: «Если в человеке естественность превосходит воспитанность, он подобен деревенщине. Если же воспитанность превосходит естественность, он подобен ученому-книжнику. После того, как естественность и воспитанность в человеке уравновесят друг друга, он становится благородным мужем»: · Августину Блаженному; · Фоме Аквинскому; · Иммануилу Канту; · Конфуцию.
1.84. Кому принадлежат слова: «Ничего недостаточно тому, кому достаточно мало»: · Л.Н. Толстому; · Эпикуру; · Аристотелю; · А. Швецеру.
1.85. В какой из религий нет четко зафиксированной в одном месте, компактно, этической программы: · Буддизм; · Иудаизм; · Христианство; · Ислам.
1.86. Укажите компоненты структуры морали: · моральное сознание; · моральная практика; · нравственная практика; · нравственное самосознание.
1.87. Сопоставьте определения и их характеристики:
1.88. Моральное сознание показывает стремление соединить самые ценные особенности людей в идеальном образе и формирует: · нравственный идеал политической системы; · нравственный идеал культуры поведения; · нравственный идеал личности; · нравственный идеал общества.
1.89. Нравственная практика означает: · особую сферу деятельности людей; · входит как составная часть во все виды деятельности человека; · охватывает лишь сферу семейных отношений; · находит свое выражение лишь в общественной деятельности.
1.90. Укажите, какие из положений верны: · в морали нет абсолютной истины и высшего судьи среди людей; · в морали присутствую абсолютные истины; · нравственные отношения окружающих к нам, в конечном счете, зависят только от нас самих; · нравственные отношения окружающих к нам, в конечном счете, зависят от объективных причин.
1.91. Кому принадлежит высказывание: - «…этика есть безграничная ответственность за все, что живет»: · М.А. Бакунину; · К. Марксу; · А. Швейцеру; · Леонардо да Винчи.
1.92. Укажите важнейшие принципы общечеловеческой морали: · коллективизм; · гуманизм; · справедливость; · доброта.
1.93. Отметьте функции морали: · гносеологическая; · аксиологическая; · воспитательная; · мировоззренческая.
1.94. Моральный суд должен существовать главным образом как: · оценка обществом деяний человека; · самооценка; · оценка другими людьми деяний человека; · следование законам права.
1.95. Мораль представляет собой: · божественное установление; · общебиологическое начало; · сугубо человеческое качество; · продукт цивилизации.
1.96. Мораль исходит из постулатов: · свободы воли; · всеобщей формы (закона) и не допускает исключений; · индивидуальности человека; · божественного предопределения.
1.97. Мораль можно определить как: · стремление к высшему благу; · стремление к наслаждению жизнью; · господство разума над страстями (желаниями); · взаимность отношений, выраженную в золотом правиле нравственности.
1.98. Сопоставьте исторические эпохи и понимание высшего блага:
1.99. Цель такого нормативного образца личности – как аскетизм: · телесное самоограничение; · достижение личного нравственного совершенства; · достижение нравственного совершенства других людей; · отказ от всего мирского.
1.100. К идеологам аскетизма относятся: · Августин Блаженный; · Л.Н. Толстой; · К.П. Победоносцев; · И. Бентам.
1.101. Укажите цели нравственного типа аскетизма: · господство веры над разумом; · свобода от материальных потребностей; · сосредоточенность над духовным пространством; · отрицание социального неравенства.
1.102. Одним из основателей нравственного типа ригоризма считается: · И.Фихте; · И.Кант; · Б.Спиноза; · Лоренцо Валла.
1.103. Соотнесите нравственные типы с их сущностным содержанием:
1.104. Кому принадлежат слова: - «Долг по отношению к себе заключается в том, чтобы внутренней сущностью человека было то собственно человеческое достоинство, кое возвышает его над всеми другими созданиями; долг человека не попирать в своем лице этого достоинства человечества в целом»: · И. Бентам; · К.П. Победоносцев; · И. Кант; · Дж. Милль.
1.105. Под категорическим императивом И. Кантом понимается: · любой моральный закон; · всеобщий обязательный нравственный закон; · образец для всеобщего законодательства; · обязательная составляющая внутренней сущности каждого человека.
1.106. Укажите основные максимы категорического императива И. Канта: · нравственные поступки должны доставлять удовольствие; · поступки человека должны быть ориентированы на всеобщее благо; · нравственные поступки должны включать в себя элементы пользы для совершающего их; · нужно поступать так, чтобы правило твоего поведения стало правилом для всех. 1.107. Моральное сознание предполагает дисгармонию влечения и долга, полагал: · Блаженный Августин; · Эпикур; · Ф. Энегльс; · И. Фихте.
1.108. В русской культуре примером ригоризма может служить концепция: · П.А. Кропоткина; · Л.Н. Толстого; · К.П. Победоносцева; · Н.А. Бердяева.
1.109. В основе какого нормативного образца личности лежит утверждение, что полезность (выгода) лежит в основе нравственности: · восточного традиционного; · нигилизма; · гедонизма; · утилитаризма.
1.110. Под принципом пользы, лежащим в основе нравственности, И. Бентам понимал: · индивидуалистическое удовольствие во всех его проявлениях; · действия и поступки, приносящие индивидууму максимальное благо; · наибольшее счастье наибольшего числа людей; · повышение образовательного ценза населения.
1.111. Факторы, препятствующие осуществления принципа пользы или человеческому счастью, согласно Дж. Миллю: · дурные государственные законы; · отсутствие демократических традиций в обществе; · себялюбие людей; · недостаток умственного развития.
1.112. Укажите позитивные черты утилитаризма: · стремление максимизировать удовольствие и минимизировать страдание для возможно большего числа людей; · возможность отказа от личного удовольствия и благополучия в пользу других (элементы героизма); · рождает привычку тщательно анализировать свои действия, превращая людей в ответственных и предусмотрительных; · постоянный нравственный рост человека.
1.113. Идеологом нигилизма считают: · В.И. Ленина; · Л. Фейербаха; · Ф. Ницше; · Диогена.
1.114. Для нигилистов характерно: · отрицание любых этических стандартов; · отрицание этических стандартов того общества, в котором живет представитель этого нравственного типа; · признание за образец этических стандартов Античности; · четкое оформление своих взглядов в программных документах.
1.115. Укажите российских идеологов нигилизма: · Н.Г. Чернышевский; · И.С. Тургенев; · П.А. Кропоткин; · Ф.М. Достоевский.
1.116. Мораль рабов и мораль рабов выделял: · Платон; · Аристотель; · Т. Гоббс; · Ф. Ницше.
1.117. Кому принадлежат слова: – «Право прибегать к силе человечество признает за теми, кто завоевал это право»: · М.А. Бакунину; · П.Л. Лаврову; · П.А. Кропоткину; · Л.Д. Троцкому.
1.118. Идея анархии свойственна нравственному типу: · ригоризм; · утилитаризм; · гедонизм; · нигилизм.
1.119. Кому принадлежит высказывание: «Истинная этика начинается там, где перестают пользоваться словами»: · А. Швейцеру; · Н. Макиавелли; · Александру II; · Конфуцию.
1.120. Объектом изучения профессиональной этики является: · содержание корпоративных этических кодексов; · конкретные проявления профессиональной морали; · преломление этических принципов в профессиональной сфере деятельности; · профессиональное разделение труда.
1.121. Моральные требования по отношению к характеру труда, коллегам по профессии, своей специальности возникли: · в эпоху неолита; · в цивилизациях Древнего Востока; · в эпоху Античности; · В эпоху Средневековья.
1.122. Повышенные моральные требования общество предъявляет к видам деятельности, связанным: · с охраной государства; · с воспитанием и образованием; · с жизнью и здоровьем людей; · с правосудием.
1.123. Принцип – «не навреди» - лежит в основе профессиональной этики: · судей; · педагогов; · поваров; · врачей.
1.124. К специфике этики специалистов сферы обслуживания относится: · верность духу и букве закона; · справедливость при наказаниях и поощрениях; · вежливость и предупредительность; · культура общения.
1.125. В сферу исследования профессиональной этикой входят следующие аспекты: · нравственно-общественный смысл профессии; · нравственные качества личности, необходимые для выполнения профессиональных функций; · нравственные образцы личности; · нравственные отношения внутри производственных коллективов.
1.126. Исходным понятием для профессиональной этики является понятие: · профессионального долга; · профессиональной чести; · профессионального достоинства; · профессиональной справедливости.
1.127. Сопоставьте определение и его сущностную характеристику:
1.128. Укажите два подхода к проблеме соотношения этики и бизнеса: · бизнес и этика несовместны; · этические аспекты необходимо учитывать при ведении бизнеса; · этические аспекты необходимо учитывать при ведении бизнеса лишь в крайних случаях; · этические аспекты необходимо по возможности учитывать при ведении бизнеса.
1.129. Этика бизнеса изучает: · аморализм предпринимателей; · нравственные параметры отношений людей в сфере предпринимательства; · нравственные параметры отношений организаций в сфере предпринимательства; · моральные требования к стилю работы.
1.130. Этическим нормам деловых взаимоотношений уделяли внимание: · Конфуций; · Сократ; · Аристотель; · Гиппократ.
1.131. В какую эпоху материальный результат, прибыль, как главный критерий человеческой деятельности, становятся доминирующими установками в обществе: · Античность; · Средневековье; · Ренессанс; · Новое время.
1.132. Какое из религиозных направлений пыталось вернуть в сферу предпринимательства традиционную мораль: · католицизм; · православие; · протестантизм; · манихейство.
1.133. Кому принадлежит одна из первых этико-экономических концепций, воплощенная автором в действительность: · К. Марксу; · И. Бентаму; · Ф. Бэкону; · Г. Форду.
1.134. В этико-экономическую концепцию Г. Форда входило: · благосостояние добывается только честным трудом; · произведенный продукт является источником морального удовлетворения; · произведенный продукт является источником лишь материального удовлетворения; · этичный только тот предприниматель, который, выплачивая высокую зарплату, создает тем самым условия для высокопроизводительного труда. 1.135. Этика отношения бизнеса к обществу проявляется прежде всего в: · принципе справедливости по отношению к партнерам; · социальной ответственности; · заботе о клиентах; · свободной конкуренции.
1.136. Укажите формы социальной ответственности: · пожертвования; · меценатство; · благотворительность; · высокая продуктивность бизнеса.
1.137. Социальная ответственность бизнеса подразумевает: · добровольную поддержку социальных программ со стороны бизнеса; · строгое соблюдение юридических норм представителями бизнеса; · всемерное стремление к повышение экономических показателей; · недопустимость понижения заработной платы работникам.
1.138. Социальная ответственность бизнеса может проявляться в сферах: · экологии; · образования; · науки; · религии.
1.139. Этика отношения с конкурентами заключается в: · ущемлении их деловых интересов; · саморекламе; · недопустимости дезинформации; · вторжением в их личную жизнь.
1.140. Этика отношений с партнерами ориентирует предпринимателей на: · признании их индивидуальности; · открытости критики; · обязательности по отношению к данному слову и взятых на себя обязательствах; · необходимости отстаивать свои экономические интересы любыми способами.
1.141. Найдите ключевые слова, определяющие суть отношений бизнеса в различных сферах:
1.142. Этика отношений с клиентами базируется на: · профессиональной компетенции; · экономической выгоде; · точности исполнения; · деловом этикете.
1.143. К признакам этичной корпорации относятся: · содействие законотворчеству; · заботится о безопасности производства; · стимулирует «трудоголизм» работников; · заботится о хорошем эмоциональном состоянии своих работников.
1.144. Укажите условия формирования этики бизнеса: · стабильность законодательства; · экономическая свобода; · политическая свобода; · этическая свобода.
1.145. Отметьте позитивные аспекты для организации от проведения активной социальной политики: · снижение конкурентоспособности; · увеличение издержек производства; · расширение рынков сбыта; · налоговые льготы.
1.146. Трудовой кодекс включает в себя вопросы: · этических отношений работодателя и работника; · гуманизации трудовых отношений; · повышения уровня жизни работников; · повышения производительности труда.
1.147. Этические трудовые отношения могут носить характер: · сотрудничества; · соперничества; · эксплуатации; · личной приязни.
1.148. Этические нормы в деятельности организации запрещают дискриминацию по: · стажу работы; · образованию; · воспитанию; · возрасту.
1.149. Укажите виды морали в области профессиональной нравственности: · дикого рынка; · цивилизованного рынка; · светская; · советская.
1.150. Для повышения этического уровня организации: · принимаются этические кодексы; · проводится этическое консультирование; · создаются комитеты по этике; · при неэтичном поведении сотрудникам понижают заработную плату.
1.151. Отметьте стили управления: · авторитарный; · тоталитарный; · демократический; · либеральный.
1.152. Для авторитарного стиля управления свойственно: · доброжелательное отношение к сотрудникам; · нетерпимость к критике; · дистанцирование от подчиненных; · непоследовательность в действиях.
1.153. Для демократического стиля управления свойственно: · ориентация только на работу; · принуждение, а не стимулирование деловой активности работников; · стремление избежать ответственности; · меньше осуществляет детальный текущий контроль, а больше заботится о конечном результате.
1.154. Для либерального стиля управления свойственно: · жестко контролирует подчиненных; · не проявляет инициативу, ожидая указаний и распоряжений сверху; · стремясь завоевать авторитет, раздает обещания и незаслуженные премии работникам; · сотрудники имеют самостоятельность, соразмерную их квалификации.
1.155. Методы управленческого воздействия: · личный пример; · наказание; · поощрение; · принуждение.
1.156. Условия эффективности поощрений: · целесообразность; · справедливым; · адресным; · гласным.
1.157. Цели такого управленческого воздействия как принуждение: · исправить их поведение; · побудить добросовестно исполнять свои обязанности; · наложить дисциплинарные взысканий; · заставить сотрудника искать новое место работы.
1.158. Методы завоевания руководителем авторитета: · быть компетентным в области производственных вопросов; · активизировать деятельность по защите своего авторитета; · иметь выдержку и хладнокровие; · быть самокритичным.
1.159. Успех переговоров специалистов в области социально-культурного сервиса и туризма зависит от: · умения слушать партнера; · знания особенностей национального характера партнера; · явного доминирования одной из сторон; · от качества замечаний в адрес партнера.
1.160. Сопоставьте национальные особенности, которые необходимо учитывать при ведении переговоров, с конкретными национальностями:
1.161. Сопоставьте национальные особенности, которые необходимо учитывать при ведении переговоров, с конкретными национальностями:
1.161. Возможные стили ведения деловых переговоров в конфликтной ситуации: · жесткий; · мягкий; · торговый; · сотруднический Блок 2
2.1. Если на конференции, переговорах и т.д. Вы выступаете с докладом, после которого Вам задают вопрос, Вам обязательно следует: · поблагодарить за вопрос человека, его задавшего; · прервать человека, его задавшего; · мило улыбнуться и сойти с трибуны; · не отвечать на вопрос; · задать ответный вопрос; · не отвечая на вопрос, перейти на другую тему.
2.2. Одно из важнейших правил делового этикета звучит так: · одевайтесь в соответствии с тенденциями современной моды; · одевайтесь в соответствии с занимаемым положением и рабочей обстановкой; · одевайтесь в соответствии с собственным мироощущением; · одевайтесь в соответствии с тенденциями молодежной моды; · одевайтесь в соответствии с принципами спортивной моды; · одевайтесь в соответствии с мнением окружающих.
2.3. Корпоративная культура базируется на следующих моментах: · гуманизм, профессионализм, ориентация на прибыль и качество товаров (услуг); · профессионализм, эгоизм, ориентация на сверхприбыль; · ориентация на желания сотрудников, приоритет мнения начальства, стремление во всем превзойти конкурентов; · либерализм, мнение клиентов, желание партнеров; · консерватизм, ориентация на интересы государства, партийность; · плюрализм, уважение к представителям различных профессий, альтруизм.
2.4. В культуре речи тесно переплетаются три аспекта: · этический, культурологический, коммуникативный; · этический, психологический, нормативный; · нормативный, коммуникативный и этический; · этический, эстетический, романтический; · педагогический, этический, дипломатический; · психологический, этический, новаторский.
2.5. В какое время возникло понятие «этикет»: · вместе с понятием этика; · в XVII веке; · в XIX веке; · в XX веке; · с возникновением христианства; · в VI веке до н.э.
2.6. Какие качества разрушают правила современного этикета: · развязность; · предприимчивость; · равнодушие; · скромность; · эгоцентризм; · деликатность.
2.7. Соотнесите вид этикета и его содержание
2.8. Учет чего вторичен при соблюдение людьми конкретного общества требований этикета: · традиций; · духовной культуры общества; · уровня нравственности в обществе; · воззрений прогрессивно мыслящих людей; · уровня воспитанности людей; · указов и распоряжений органов государственной власти о соблюдении правил поведения.
2.9. Каково главное этикетное требование к пр
Поиск по сайту: |