Пути формирования навыков
Тема: Формирование вычислительных умений и навыков
Вычислительный прием – система операций, последовательное выполнение которых приводит к нахождению результата арифметического действия.
Операции
основныевспомогательные
(сами являются (замены,
арифметическим преобразования,
действием) проговоры)
Теоретическая основа – то знание, которое определяет систему операций. Знание может использоваться в явном или неявном виде.
Вычислительное умение – развернутое осуществление действия, в котором каждая операция осознается и контролируется.
Вычислительный навык – это полностью или частично автоматизированное выполнение действия.
I. Подготовительный этап.
1. Усваивается теоретическая основа (если она будет использоваться в явном виде).
2. Отрабатывается каждая отдельная операция.
II. Знакомство с вычислительным приемом.
На этом этапе идет знакомство с системой операций.
Знакомство с вычислительным приемом (этапы фрагмента урока):
постановка цели учителем
1. Этап целеполагания
постановка учебной задачи (заканчивается
анализом вида примера и формулированием детьми либо темы, либо вопроса)
*2. Анализ вида примера
(с подбором других примеров данного вида)
Решение примера с помощью предметных моделей
(выделение системы операций с помощью предметной модели)
4. Знаковая модель способа решения примера
(развернутая запись примера)
Внешнеречевое проговаривание
*6. Анализ вида примера. Распространение нового способа решения на аналогичные случаи.
Прим. Под (* ) отмечены один и тот же этап, который можно использовать в разном месте.
III. Закрепление приема и формирование навыка
Процесс свертывания операций (сокращение объяснения и записи):
1) полное самостоятельное проговаривание;
вспомогательные операции ---- про себя
2) частичное свертывание
основные операции ----вслух
вспомогательные ---- во внутр. план
3) полное свертывание
основные ---- про себя
4) предельное свертывание (все операции – во внутренний план, ребенок называет ответ).
Показатели сформированности вычислительного навыка:
1) правильность;
2) осознанность;
3) автоматизм;
4) прочность;
5) рациональность;
6) обобщенность.
Пути формирования навыков
Прямой
Косвенный
Ø Выполнение большого количества однотипных упражнений.
Ø Основная цель – решить примеры.
Ø Основное внимание правильности и автоматизму.
Ø Задания вычислительного характера включены в другие виды заданий, напрямую несвязанные с решением примеров.
Ø Основное внимание - на I этапе обучения - осознанности. Другие показатели – следствие сформированности осознанности.
Поиск по сайту: