(переходы, обусловленные технологическим процессом в течение смены по горизонтали или вертикали - по лестницам, пандусам и др., км)
Самый простой способ определения этой величины - с помощью шагомера, который можно поместить в карман работающего или закрепить на его поясе, определить количество шагов за смену (во время регламентированных перерывов и обеденного перерыва шагомер снимать). Количество шагов за смену умножить на длину шага (мужской шаг в производственной обстановке в среднем равняется 0,6 м, а женский - 0,5 м), и полученную величину выразить в км.
Пример. По показателям шагомера работница при обслуживании станков делает около 12000 шагов за смену. Проходимое ею расстояние составляет 6000 м или 6 км (12000 • 0,5 м). По этому показателю тяжесть труда относится ко второму классу.
Общая оценка тяжести трудового процесса
Общая оценка по степени физической тяжести проводится на основе всех приведенных выше показателей. При этом в начале устанавливается класс по каждому измеренному показателю и вносится в протокол, а окончательная оценка тяжести труда устанавливается по показателю, отнесенному к наибольшей степени тяжести. При наличии двух и более показателей класса 3.1 и 3.2 общая оценка устанавливается на одну степень выше.
ПРОТОКОЛ
оценки условий труда по показателям тяжести трудового процесса
Ф. И. О._____________________________, пол________________
1 Физическая динамическая нагрузка (кг м):
1.1 региональная - перемещение груза до 1 м
1.2 общая нагрузка: перемещение груза
• от I до 5 м
• более 5 м
2 Масса поднимаемого и перемещаемого вручную груза (кг):
2.1 при чередовании с другой работой 2.2. постоянно в течение смены
2.3 суммарная масса за каждый час смены:
• с рабочей поверхности;
• с пола
4 Статическая нагрузка (кгс ■ с):
4.1 одной рукой
4.2 двумя руками
4.3 с участием мышц корпуса и ног
5 Рабочая поза
6 Наклоны корпуса (количество за смену)
7 Перемещение в пространстве (км)
7.1 по горизонтали
7.2 по вертикали
Окончательная оценка тяжести труда
Оценка напряженности труда проводится на основе учета всех приведенных в таблице 2 показателей.
Таблица №2. Классы условий труда по показателям напряженности трудового процесса
Показатели тяжести трудового процесса
Классы условий труда
Оптимальный
Допустимый
Вредный (напряженный труд)
Напряженность труда легкой степени
Напряженность труда средней степени
1 степени
2 степени
1. Интеллектуальные нагрузки:
1.1. Содержание работы
Отсутствует необходимость принятия решения
Решение простых задач по инструкции
Решение сложных задач по инструкции
Творческая деятельность с применением алгоритмов, единоличное руководство в сложных ситуациях
1.2. Восприятие сигналов (информации) и их оценка
Восприятие сигналов, но не требуется
коррекция действий
Восприятие сигналов с последующей коррекцией действий и операций
Восприятие сигналов с последующим сопоставлением фактических значений параметров с их номинальными значениями. Заключительная оценка фактических значений параметров
Восприятие сигналов с последующей комплексной оценкой связанных параметров. Комплексная оценка всей производственной деятельности
1.3 Распределение функций по степени сложности задания
Обработка и выполнение задания
Обработка, выполнение задания и его проверка
Обработка, проверка и контроль за выполнением задания
Контроль и предварительная работа по распределению заданий другим лицам
1.4. Характер выполняемой работы
Работа по
индивидуальному плану
Работа по установленному графику с возможной его коррекцией по ходу деятельности
Работа в условиях дефицита времени
Работа в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат
2. Сенсорные нагрузки
2.1 Длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены)
До 25
26-50
51-75
Более 75
2.2. Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за I ч работы
До 75
76-175
176-300
Более 300
2.3. Число производственных объектов одновременного наблюдения
До 5
6-10
11-25
Более 25
2.4 Размер объекта различения (при расстоянии от глаз работающего до объекта различения не более 0,5 м) в мм при длительности сосредоточенного наблюдения (% времени смены)
более 5 мм -
100%
5—1,1 мм-
более 50 %;
—0,3 мм - до 50 %;
менее 0,3 мм -
до 25 %
I—0,3 мм-более
50 %;
менее 0,3 мм -
25—50 %
менее 0,3 мм -более 50 %
2.5. Работа с оптическими приборами (микроскопы, лупы и т. п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% времени смены)
До 25
36-50
51-75
Более 75
2.6. Наблюдение за экранами видеотерминалов (часов в смену):
- при буквенно-цифровом типе отображения информации;
—при графическом типе отображения информации
До 2
До 3
2-3
3-5
3-4
5-6
Более 4
Более 6
2.7. Нагрузка на слуховой анализатор (при производственной необходимости восприятия речи или дифференцированных сигналов)
Разборчивость слов и сигналов от 100% до 90%. Помехи отсутствуют
Разборчивость слов и сигналов от 90 % до 70 %. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 3,5 м
Разборчивость слов и сигналов от 70 % до 50 %. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 2 м
Разборчивость слов и сигналов менее 150 %. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 1,5 м
2.8. Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемое в неделю)
До 16
16-20
20-25
более 25
3. Эмоциональные нагрузки
3.1. Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки
Несет ответственность за выполнение отдельных элементов заданий. Влечет за собой дополнительные усилия в работе со стороны работника
Несет ответственность за функциональное качество вспомогательных работ (заданий). Влечет за собой дополнительные усилия со стороны вышестоящего руководства (бригадира, мастера и т. п.)
Несет ответственность за функциональное качество основной работы (задания). Влечет за собой исправления за счет дополнительных усилий всего коллектива ((группы, бригады (и т. п.)
Несет ответственность за функциональное качество (конечной продукции, работы, задания. Влечет за собой повреждение оборудования, остановку технологического процесса, и может возникнуть опасность для жизни
3.2. Степень риска для собственной жизни
Исключена
Вероятна
3.3. .Степень ответственности за безопасность других лиц
Исключена
Вероятна
4. Монотонность нагрузок
4.1. Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или в многократно повторяющихся операциях
более 10
9—6
5—3
менее 3
4.2.Продолжительность (в с) выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций
более 100
100—25
24—10
менее 10
4.3. Время активных действий (в % к продолжительности смены). В остальное время -наблюдение за ходом производственного процесса
20 и более
19—10
9—5
4 и менее
4.4. Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса в % от времени смены)
менее 75
76—80
81—90
более 90
5. Режим работы
5.1. Фактическая продолжительность рабочего дня
6-7 ч
8-9 ч
10-12 ч
свыше 12 ч
5.2. Сменность работы
Односменная работа (без ночной смены]
Двухсменная работа (без ночной смены]
Трехсменная работа (в ночную смену)
Нерегулярная сменность работы в ночное время]
5.3. Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность
Перерывы регламентированы, достаточной продолжительности: 7 % и более рабочего времени
Перерывы регламентированы, достаточной продолжительности: от 3 до 7 % рабочего времени
Перерывы не регламентированы и недостаточной продолжительности: до 3 % рабочего времени
Перерывы отсутствуют
Задача
Оцените тяжесть труда Ивановой И. И. , работающей укладчицей хлеба на Хлебозаводе.
Краткое описание выполняемой работы.
Работница вручную в позе стоя (до 75 % времени смены) укладывает готовый хлеб с укладочного стола в лотки. Одновременно берет 2 батона (в каждой руке по батону), весом 0,4 кг каждый (одноразовый подъем груза составляет 0,8 кг), и переносит на расстояние 0,8 м. Всего за смену укладчица укладывает 550 лотков, в каждом из которых по 20 батонов. Следовательно, за смену она укладывает 11000 батонов. При переносе со стола в лоток работница удерживает батоны в течение трех секунд. Лотки, в которые укладывают хлеб, стоят в контейнерах, и при укладке в нижние ряды работница вынуждена совершать глубокие (более 30°) наклоны, число которых достигает 200 за смену.
Расчет:
п.1.1. – физическая динамическая нагрузка: 0,8 кг• 0,8 м- 5500 (т к. за один раз работница поднимает 2 батона) = 3520 кем - класс 3.1;
п.2.2 - масса одноразового подъема груза: 0,8 кг - класс 1;
п. 2.3 - суммарная масса груза в течение каждого часа смены -0,8 кг- 5500 = 4400 кг и разделить на 8 ч работы в смену = 550 кг -класс 3.1;
п. 3.2 - стереотипные движения (региональная нагрузка на мышцы рук и плечевого пояса): количество движений при укладке хлеба за смену достигает 21000 - класс 3,1;
пп.4.1—4.2 - статическая нагрузка одной рукой: 0,4 кг • З с= 1,2 кгс, т. к. батон удерживается в течение 3 с. Статическая нагрузка за смену одной рукой 1,2 кгс • 5500 = 6600 кгс, двумя руками -13200 кгс (класс 1);
п 5.- рабочая поза: поза стоя до 80 % времени смены - класс 3.1;
п. 6- наклоны корпуса за смену - класс 3.1;
п. 7 - перемещение в пространстве: работница в основном стоит на месте, перемещения незначительные, до 1,5 км за смену.
Вносим показатели в протокол.
Показатели
Фактические значения
Класс
1 Физическая динамическая нагрузка (кг м):
1.1 региональная - перемещение груза до 1 м
1.2 общая нагрузка: перемещение груза
• от I до 5 м
• более 5 м
3.1
2 Масса поднимаемого и перемещаемого вручную груза (кг):
2.1 при чередовании с другой работой
2.2. постоянно в течение смены
2.3 суммарная масса за каждый час смены:
• с рабочей поверхности;
• с пола
4 Статическая нагрузка (кгс ■ с):
4.1 одной рукой
4.2 двумя руками
4.3 с участием мышц корпуса и ног
5 Рабочая поза
Стоя до 80%
3.1
6 Наклоны корпуса (количество за смену)
3.1
7 Перемещение в пространстве (км)
7.1 по горизонтали
7.2 по вертикали
1,5
Окончательная оценка тяжести труда3.2
Итак, из 9 показателей, характеризующих тяжесть труда, 5 относятся к классу 3.1. Учитывая пояснения раздела 8 (при наличии 2 и более показателей класса 3.1, общая оценка повышается на 1 степень), окончательная оценка тяжести трудового процесса укладчицы хлеба – класс 3.2.