Федеральные органы государственной охраны — государственные органы, созданные для обеспечения защиты объектов государственной охраны.
Федеральные органы государственный охраны состоят из Федеральной службы охраны Российской Федерации (ФСО России), Управления специальной связи и информации ФСО России в федеральных округах, центров специальной связи и информации ФСО России, подразделений связи специального назначения ФСО России, образовательных, научно-исследовательских и иных организаций, подведомственных ФСО России, которые обеспечивают деятельность федеральных органов государственной охраны. Также в 1996 году в состав ФСО вошла служба безопасности Президента Российской Федерации.
Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России) - федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, который обеспечивает безопасность объектов государственной охраны, осуществляет полномочия на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер.
На Федеральные органы государственный охраны возлагаются обязанности: выявлять, предупреждать и пресекать противоправные посягательства на объекты государственной охраны и охраняемые объекты; организовывать и проводить охранные, режимные, технические и иные мероприятия по обеспечению безопасности объектов государственной охраны; поддерживать общественный порядок, необходимый для обеспечения безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания; обеспечивать сопровождение или эскортирование автотранспортных средств, в которых следуют объекты государственной охраны; проводить мероприятия по развитию президентской связи, обеспечению ее надежности, информационной безопасности; производить шифровальные работы и др. Для осуществления возложенных на них обязанностей Федеральные органы государственный охраны имеют право: осуществлять оперативно-розыскную деятельность; проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, производить при подходе (проезде) к охраняемым объектам и при выходе (выезде) с них личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, досмотр транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств; принимать при необходимости меры по временному ограничению или запрещению движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, по недопущению транспортных средств и граждан на отдельные участки местности и объекты, а также по отбуксировке транспортных средств; использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность сотрудников Федеральные органы государственный охраны; в случаях, определяемых законом, применять физическую силу, специальные средства, оружие и т.д. Документы и материалы, содержащие сведения о кадровом составе Федеральные органы государственный охраны, о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, о тактике, методах и средствах осуществления деятельности Федеральные органы государственный охраны, составляют предмет государственной тайны и подлежат защите.
К объектам государственной безопасности принадлежат: лица, подлежащие государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом. К охраняемым объектам: здания, строения и сооружения, в которых размещены федеральные органы государственной власти, прилегающие к указанным зданиям, строениям и сооружениям территории и акватории, подлежащие защите в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также здания, строения и сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, находящиеся в оперативном управлении федеральных органов государственной охраны.
Также Федеральная служба охраны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации, предоставляемых федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и другим государственным органам.
Функции и задачи федеральных органов Государственной охраны требует повещенного контроля над их исполнением.
Руководство федеральными органами государственной охраны осуществляют Президент Российской Федерации, а также Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий.
Права и полномочия Федеральной службы охраны отражены в двух документах – Законе о гос. охране и Положении о ФСО. Контроль за деятельностью федеральных органов государственной охраны согласно Федеральному Закону «О Государственной Охране» от 24 апреля 1996 года осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и судебные органы в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы в связи с осуществлением ими депутатской деятельности вправе получать сведения о деятельности федеральных органов государственной охраны в порядке, установленном федеральным законодательством.
Непосредственно управлением Федеральных органов государственный охраны занимается Директор ФСО, заместитель директора ФСО и коллегия ФСО.
Сущность управления федеральными органами государственной охраны заключается в:
- контроле, надзоре и руководстве за выполнением функций и обязанностей федеральных органов государственной охраны, а именно обеспечении безопасности объектов государственной охраны, выявлении угроз объектам государственной охраны, выявлении противоправных посягательств на данные объекты, защита охраняемых объектов,
- участие в пределах полномочий в борьбе с терроризмом, обеспечение специальной связи и информатизации и др.
- определении основных направлений государственной политики в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, разработке целевых, комплексных и иных федеральных и региональных программ развития подразделений федеральных органов государственной охраны;
- объединение и координация отраслевых систем управления входе взаимодействия с другими силами обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от форм собственности;
- обеспечение организационного единства функционирования всех структурных подразделений федеральных органов государственной охраны;
- реализация программ и задач, связанных с межотраслевым сотрудничеством, имеющих смежное или общегосударственное, межрегиональное и региональное значение.
Назначение управления федеральными органами Государственной охраны заключается в поддержании нормального режима функционирования федеральных органов государственной охраны, обеспечении безопасности и целостности самих федеральных органов государственной охраны, обеспечении материально-технической базы и организация кадровых ресурсов ФСО, обеспечение непрерывности и эффективности работы федеральных органов государственной охраны.