Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема: «Бактериологический метод исследования. Исследование на бактерионосительство золотистого стафилококка у студентов фармацевтического факультета (4 этап)».

Кафедра микробиологии им. доц. Б.М. Зельмановича

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

По дисциплине «микробиология»

Для специальности 060301 – Фармация (очная форма обучения)

К ЛАБОРАТОРНОМУ ЗАНЯТИЮ № 7

ТЕМА: «Бактериологический метод исследования. Исследование на бактерионосительство золотистого стафилококка у студентов фармацевтического факультета (4 этап)»

 

 

Утверждены на кафедральном заседании

протокол № ____ от «___»____________ 20__ г.

 

Заведующий кафедрой

к.б.н., доцент_________________ Перьянова О.В.

 

Составители:

к.б.н., доцент_________________ Перьянова О.В.

к.б.н., доцент_________________ Хохлова О.Е.

 

 

Красноярск


Занятие № 6

Тема: «Бактериологический метод исследования. Исследование на бактерионосительство золотистого стафилококка у студентов фармацевтического факультета (4 этап)».

2. Форма организации занятия:лабораторное занятие.

3. Значение изучения темы: выделение отдельных видов бактерий из исследуемого материала, содержащего, как правило, смесь различных микроорганизмов, является одним из этапов любого бактериологического исследования. Бактериологический метод проводится с различными целями: диагностическими, эпидемиологическими; для определения санитарно-гигиенического состояния объектов окружающей среды, в т.ч. в фармацевтической практике. В силу своей специфичности он является «золотым стандартом» в микробиологической практике. Освоение данной темы позволит будущим провизорам профессионально решать стоящие перед ними задачи.

4. Цели занятия:

- общая: обучающийся должен обладать ОК: способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы медико-биологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1) и ПК: способностью и готовностью работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения) (ПК-48);

- учебная: знать принципы систематики микроорганизмов; понятия: вида микроорганизмов; интравидовых категорий (хемовар, серовар, фаговар, биовар); штамма, клона; цель и последовательность работы на 4 этапе бак. метода выделения аэробов;

уметь учесть результаты посева исследуемой культуры на «пестрый ряд», цитратную плазму; определить видовую принадлежность выделенной культуры; сделать заключение о бактерионосительстве стафилококка у студентов фармацевтического факультета;

владеть навыками интерпретации результатов бактериологического метода диагностики.

5. План изучения темы:

5.1. Контроль исходного уровня знаний:

Собеседование по контрольным вопросам:

1. Принципы систематики микроорганизмов.

2. Понятия вида микробов; интравидовых категорий (хемовар, серовар, фаговар, биовар); штамма, клона.

3. Цель и последовательность работы на IV этапе бакметода.

4. Определение видовой принадлежности микроорганизмов.

Тесты.


1. Таксоны прокариот (верно все, к р о м е):

а) штамм

б) вид

в) род

г) семейство

д) порядок

2. Ферменты микроорганизмов обеспечивают (верно все, к р о м е):

а) питание

б) дыхание

в) рост

г) размножение

д) морфологию

3. Свойство ферментов, позволяющее использовать их для идентификации микроорганизмов:

а) активность

б) толерантность

в) чувствительность

г) комплаентность

д) специфичность

4. Бактериологический метод используют при санитарно-бактериологи-ческом исследовании:

а) аптечной посуды

б) санитарной одежды персонала

в) воздушной среды аптеки

г) лекарственного сырья

д) всего вышеперечисленного

5. Время выдачи ответа баклабораторией при проведении бактериологического исследования зависит от:

а) времени забора материала

б) времени доставки материала

в) времени генерации выделяемого возбудителя

г) материальных возможностей лаборатории

д) профессиональной подготовки сотрудников

6. Время выдачи ответа баклабораторией при проведении бактериологического исследования на носительство золотистого стафилококка:

а) не позднее 3-х часов

б) 24-36 часов

в) 2-3 день

г) 3-4 день

д) 4-5 день

7. В ответе из бак. лаборатории при проведении бактериологического исследования в основном указывается:

а) семейство

б) род

в) вид

г) штамм

д) клон

8. О бактерионосительстве золотистого стафилококка аптечным работником свидетельствует:

а) заложенность носа

б) воспаление слизистой носа

в) подверженность ОРЗ

г) выделение культуры золотистого стафилококка от обследуемого

д) выделение культуры золотистого стафилококка от обследуемого в количестве >10³

9. Бактерионосительство золотистого стафилококка аптечным работником:

а) проблема только сотрудника

б) риск контаминиции лекарственных препаратов

в) снижает престиж учреждения

г) требует вмешательства юридических лиц

д) сделает невозможным лицензирование учреждения

10. Бактерионосительство золотистого стафилококка аптечными работниками осуществляется:

а) сотрудниками аптеки

б) сотрудниками ближайшего ЛПУ

в) специалистами Роспотребнадзора

г) членами профсоюза

д) специалистами лаборатории ООИ

11. Внутри вида микроорганизмы могут отличаться по (верно все, к р о м е):

а) окраске по Граму

б) вирулентности

в) антигенной структуре

г) биохимическим свойствам

д) чувствительности к бактериофагам

12. Для идентификация микроорганизмов по Берджи определяют (верно все, к р о м е):

а) морфологию

б) чувствительность к антибиотикам

в) отношение к окраске по Граму

г) отношение к молекулярному кислороду

д) тип метаболизма

13. Основной принцип идентификации бактерий по Бержди:

а) степень вирулентности

б) чувствительность к антибиотикам

в) строение клеточной стенки и отношение к окраске по Граму

г) отношению к молекулярному кислороду

д) наличие ядра

14. Бактериологический метод разработал и ввел в микробиологическую практику:

а) А. ван Левенгук

б) Р. Кох

в) Л. Пастер

г) Н.Ф. Гамалея

д) В.М. Аристовский

Составители тестов:

зав. кафедрой, доцент Перьянова О.В.

ст. преподаватель Степанова А.И.


 

Основные понятия и положения темы

Одной из мер профилактики контаминации лекарственных средств и оборудования в условиях аптеки является выявление носителей золотистого стафилококка среди персонала с последующей санацией. При проведении бактериологического обследования обязательным является исследование слизи из передних отделов носа; исследование слизи из зева проводят выборочно, прежде всего, при наличии воспалительных процессов в зеве.

5.3. Самостоятельная работа по теме:

1. Провести 4 этап бакметода выделения аэробов с целью установления бактерионосительства золотистого стафилококка среди студентов фармацевтического факультета:

1.1. учесть результаты посева исследуемой культуры на «пестрый ряд», цитратную плазму;

1.2. определить видовую принадлежность исследуемой культуры.

1.3. сделать заключение о наличии бактерионосительства золотистого стафилококка.

· Результаты занести в протокол.

 

Методические указания к выполнению исследовательского задания:

1. Проведите IV этап бакметода выделения аэробов с целью установления бактерионосительства золотистого стафилококка среди студентов фармацевтического факультета:

1.1. Учтите результаты посева исследуемой культуры в высокие столбики полужидкой среды Гисса с глюкозой и маннитом, цитратную плазму. Полученные результаты занесите в протокол.

Изменение цвета индикатора указывает на ферментацию углевода до кислоты, а наличие при этом разрыва питательной среды — на его ферментацию до кислоты и газа.

· Ферментация глюкозы до кислоты без газа в анаэробных условиях является характерным признаком представителей рода Staphylococcus, отличающих их от представителей рода Micrococcus.

· Ферментация маннита до кислоты без газа в анаэробных условиях является видовым признаком, характерным для Staphylococcus aureus.

1.2 Определите видовую принадлежность исследуемой культуры, используя определитель бактерий Берджи.

1.3 Сделайте заключение о наличии бактерионосительства золотистого стафилококка.

Выделение у обследуемого студента культуры S. aureus в количестве 103 и более микробных клеток, снимаемых с тампона (сливной и сплошной рост при посеве на ЖСА) является показателем высокой обсемененности, при которой происходит выделение возбудителя во внешнюю среду как при различных экспираторных актах, так и при спокойном дыхании. Следовательно, обследуемый является бактерионосителем золотистого стафилококка.

Для профилактики возможной контаминации объектов окружающей среды проводят санацию выявленных бактерионосителей, работающих в аптеке. Перед санацией необходима консультация у отоларинголога, т.к. у бактерионосителя возможны аллергические или хронические заболевания верхних отделов дыхательных путей, требующие специального лечения.

5.4. Итоговый контроль знаний:

- ответы на вопросы по теме занятия

· Какие признаки лежат в основе современной таксономии микроорганизмов? Дайте их характеристику.

· Сущность бак. метода и его значение в микробиологической практике.

· Цели I-IV этапов бак. метода и методика их выполнения.

 

- ситуационные задачи:

1. При плановом обследовании сотрудников аптеки, занимающихся изготовлением лекарственных препаратов, был выявлен бактерионоситель золотистого стафилококка.

- Какой метод использовался для выявления носительства золотистого стафилококка?

- Какие меры необходимо предпринять в данном случае?

- С какой целью проводится обследование сотрудников аптеки на носительство золотистого стафилококка?

2. При плановом обследовании аптеки было выявлено наличие золотистого стафилококка в дистиллированной воде, предназначенной для приготовления лекарственных средств.

- Назовите возможный источник контаминации дистиллированной воды.

- Какие меры необходимо предпринять в данном случае?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.