СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА
КАК ЗАЛОГ БЕЗОПАСНОСТИ РАБОТНИКА
Того, кто не задумывается о далеких трудностях, поджидают близкие неприятности (Конфуций)
Выполнил:
Курсант 3 А курса ВЮИ ФСИН России,
Бондарь Иван Игоревич
Домашний адрес: г. Владимир,
ул. Большая Нижегородская д.67Е (общежитие).
Место регистрации: Новгородская область, г. Боровичи, ул. Порожская, д. 94, кв. 1, 174406
E-mail: alicemeather@gmail.com
Тел.: 8-910-181-32-08.
Владимир, 2014
Актуальность социального проекта. Ст. 23 Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что каждый имеет право на благоприятные условия труда. Ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах гарантирует человеку условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены. Аналогичная норма содержится в ст. 37 Конституции Российской Федерации.
Проблемам обеспечения безопасных условий и охраны труда, в том числе путем проведения специальной оценки условий труда посвящены статьи 209 и 212 ТК РФ. Безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов. Обязанность по реализации всей этой деятельности закреплена ст. 212 ТК РФ за работодателем. Порядок проведения специальной оценки условий труда установлен Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», согласно которому последняя является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По информации, представленной Государственной инспекцией труда во Владимирской области в 2014 г., аттестация рабочих мест (которая в последующим была заменена оценкой условий труда) проводится незначительным количеством работодателей и в основном только теми, кто стал объектом проверки с их стороны.
Это означает, что работодатели не стремятся обеспечить создание безопасных условий труда для своих работников, в том числе по причине значительных финансовых затрат на ее проведение, несмотря на то, что государство компенсирует часть затрат работодателя (до 20 процентов), если последний до 1 августа следующего за отчетным периодом года представил надлежащим образом оформленные документы).
Проведенный анализ законодательства в области охраны труда и посещение Комиссией по правам человека при губернаторе области в ноябре-декабре 2012 г. работодателей организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности позволил прийти к выводу, что в настоящее время работодатели и работники объективно не защищены от неправомерных действий по оценке условий труда со стороны организаций, осуществляющих ее оценку. Объясняется это тем, что на федеральном уровне не разработан порядок приостановления или отзыва аккредитации аттестующих организаций. А предусмотренный законодательством штраф за недостоверность проведенных исследований, несмотря на его увеличение с 1 января 2014 г. (для юридических лиц с 30 до 50-80 тыс. руб.) незначителен по сравнению с теми суммами, которые платит работодатель организации для оценки условий труда на рабочем месте (стоимость оценки условий труда одного рабочего места составляет в среднем от 6 тыс. руб.).
Нередкими являются случаи, когда после проведения плановой проверки Государственная инспекция труда во Владимирской области выносит работодателю предписание о необходимости повторного проведении процедуры аттестации (оценки условий труда), что влечет дополнительные финансовые затраты со стороны работодателей и необходимость обращения в суд для восстановления нарушенных прав. Предотвратить возникновение подобной ситуации позволило бы включение в договор об оказании услуг по поведению оценки условий труда пункта, предусматривающего оплату оставшейся суммы только в случае получения положительного экспертного заключения по результатам государственной экспертизы условий труда материалов и документов, которая, без необходимости проведения лабораторных исследований (измерений) факторов производственной среды, осуществляется бесплатно. К тому же надлежащим образом оформленные материалы и документы после проведения экспертизы исключат их возврат из-за представления недостоверной информации в Фонд социального страхования для возмещения части расходов, понесенных работодателем на проведение аттестации рабочих мест, а также позволят избежать случая, когда выделенные на текущий финансовый год бюджетные средства на финансовое обеспечение предупредительных мер к 1 августа текущего года будут полностью распределены, что также является основанием для отказа в финансовом обеспечении.
Не исключено также, что работодатели вступают в сговор с организациями, оказывающими услуги по оценке условий труда, по присвоению класса условий труда, не соответствующего действительности, что позволит избежать ими выплаты компенсации работникам за вредные и (или) опасные условия труда.
Изложенное свидетельствует, что отсутствие законодательно регламентированного механизма приостановления или отзыва у организаций аккредитации на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда (оценки условий труда) приводит к безнаказанности этих организаций за осуществление неправомерных действий в области оценки условий труда на рабочих местах.
Усугубляет ситуацию то обстоятельство, что инспекторы федеральной службы труда после проведения плановой проверки организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности не используют предусмотренный законодательством механизм направления материалов и документов по аттестации рабочих мест по условиям труда (оценке условий труда), в случае выявления фактов ненадлежащего ее проведения, в Департамент по труду и занятости населения Администрации Владимирской области для проведения государственной экспертизы условий труда, ограничиваясь вынесением предписания работодателю с требованием устранить выявленные нарушения, в результате чего неправомерные действия организаций, которые проводили оценку условий труда, оказываются безнаказанными.
Кроме того, нормы Административного регламента исполнения Департаментом по труду и занятости населения Администрации Владимирской области государственной функции по осуществлению государственной экспертизы условий труда, утвержденный постановлением Губернатора Владимирской области от 8 декабря 2008 г. № 852, нуждаются в совершенствовании. В частности, не разработаны механизмы привлечения внештатных экспертов для проведения государственной экспертизы условий труда, порядок и нормативы оплаты их услуг, а также аккредитованных в установленном порядке исследовательских (измерительных) лабораторий. Кроме того, в Административном регламенте не предусмотрено право экспертов на посещение работодателей для проведения лабораторных исследований (измерений) факторов производственной среды, истребование документов в процессе экспертизы, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда. Отсутствует механизм обмена информацией с Государственной инспекцией труда во Владимирской области, который позволил бы привлечь недобросовестных работодателей и организации к установленной законом ответственности.
Важно отметить, что, несмотря на то, что на федеральном уровне отсутствует порядок приостановления или отзыва аккредитации аттестующих организаций, практике известные случаи, когда Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации принималось решение об отзыве аккредитации и исключении из реестра недобросовестных аттестующих организаций по результатам проверок Роструда.
С учетом изложенного получение государственным инспектором службы труда экспертного заключения Департамента о несоответствии условий труда нормативным требований охраны труда в результате недобросовестного оказания услуг аттестующей организацией и направление этих материалов в Роструд с ходатайством приостановить или отозвать аккредитацию позволило бы защитить работодателей, а также обеспечить права работников на безопасные условия труда, предотвратить случаи производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Таким образом, из-за несовершенства законодательства и правоприменительной деятельности в настоящее время в проведении оценки условий труда заинтересован только сам работник и профессиональные союзы, а аттестующие организации преследуют, прежде всего, цель получение прибыли за счет снижения стоимости оказываемых услуг, не соответствующей реальным затратам, которые могла бы понести аттестующая организация в случае надлежащего исполнения обязанностей. Указанное отрицательно влияет на эффективность правового регулирования, состояние законности и правового порядка, правосознание, правовую культуру общества, правомерное поведение граждан. Учитывая изложенное, очевидно, что обеспечить право человека на безопасные условия труда можно только путем координации усилий контролирующих и надзирающих органов как федеральных, так и региональных.
Цель проекта заключается в научной разработке комплекса мер, направленных на решение правовых и организационных проблем проведения оценки условий труда работодателем с привлечением аккредитованных в установленном порядке организаций.
Эмпирическую базу проекта составили данные официальной статистики, опубликованные аналитические материалы, а также результаты конкретно-социологических исследований, проведенных автором в 2013 г.
Основные этапы проекта: 1)Выявление дефектов правового регулирования в сфере оценки условий труда на федеральном и региональном уровнях; 2)Определение проблем организационного характера, препятствующих слаженной работе ответственных субъектов в механизме государственного контроля за оценкой условий труда на рабочих местах;3)Выработка практических рекомендации по совершенствованию законодательства и механизма взаимодействия субъектов, осуществляющих государственный контроль за оценкой условий труда.
С учетом изложенного, для реализации цели проекта необходимо: Прокуратуре Владимирской области:
– направить проект протеста в Генеральную прокуратуру Российской Федерации на п. 2 Положения о государственной экспертизе условий труда в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. № 244, который противоречит ст. 216.1 ТК РФ.
Указанный пункт Положения сокращает число субъектов, имеющих право обратиться с запросом в уполномоченные структуры для проведения государственной экспертизы условий труда, в частности, не называя органы Фонда социального страхования и ограничивая органы исполнительной власти только органами государственного контроля за соблюдением требований охраны труда.
Внесение изменений в п. 2 Положения позволит устранить существующую коллизию правовых норм, тем самым обеспечить гармонизацию российского законодательства.
– направить проект искового заявления в защиту неопределенного круга лиц в Генеральную прокуратуру РФ, в котором просить Суд обязать Министерство труда и социальной защиты РФ разработать: 1) порядок приостановления или отзыва аккредитации аттестующих организаций, а также 2) порядок подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда,
что позволит предупредить нарушение закона со стороны аттестующих организаций, создаст дополнительный, более нежелательный для них, механизм привлечения к ответственности, а также обеспечить защиту прав и законных интересов работников, работодателей, развитие здоровой конкуренции в сфере оказания услуг по оценке условий труда на рабочих местах, укрепление законности и правопорядка на территории Российского государства.
Законодательному Собранию Владимирской области:
– предусмотреть в бюджете статью расходов на оплату услуг аккредитованных в установленном порядке исследовательских (измерительных) лабораторий, привлекаемых Департаментом для проведения лабораторных исследований (измерений) факторов производственной среды.
Государственной инспекции труда во Владимирской области:
– использовать предусмотренный законодательством механизм взаимодействия с Департаментом труда и занятости населения Администрации Владимирской области для проведения последним государственной экспертизы материалов и документов по аттестации рабочих мест на соответствие (несоответствие) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
– предусмотреть в бюджете статью расходов на оплату услуг аккредитованных в установленном порядке исследовательских (измерительных) лабораторий, привлекаемых Департаментом для проведения лабораторных исследований (измерений) факторов производственной среды.
– несмотря на отсутствие разработанного порядка приостановления или отзыва аккредитации аттестующих организаций, направлять в случае получение экспертного заключения о несоответствии условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, информацию в Федеральную службу по труду и занятости с ходатайством о приостановлении или отзыве аккредитации.
– разъяснить государственным инспекторам службы труда, что заключение работодателем договора на оказание услуг по оценке условий труда на рабочих местах с аккредитованной в установленной порядке аттестующей организацией, не освобождает работодателя от ответственности за ее непроведение, поскольку фактически рабочие места оказываются не аттестованными.
Губернатору Владимирской области:
– внести изменения в Административный регламент исполнения Департаментом по труду и занятости населения Администрации Владимирской области государственной функции по осуществлению государственной экспертизы условий труда, утвержденный постановлением Губернатора Владимирской области от 8 декабря 2008 г. № 852:
· Включить п. 2.4.1 прим.1 и изложить в следующей редакции:
«В том случае, если Заказчик не имеет возможности получить у работодателя и предоставить необходимые для государственной экспертизы условий труда документы и другие материалы, Департамент имеет право запросить их и безвозмездно получить у работодателя»,
что позволит обеспечить Департаменту исполнение государственной функции, а заказчикам государственной экспертизы условий труда реализовать их право на обращение и защиту со стороны государства.
· Включить п. 3.5.4 прим.1 и изложить в следующей редакции:
«Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда имеют право беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц), запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления данной экспертизы документы и другие материалы.
Посещение организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, осуществляется с учетом следующих особенностей:
а) доступ для экспертов Департамента в эти организации осуществляется в порядке, определяемом федеральными органами исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и уполномоченным органом управления использованием атомной энергии по согласованию с Департаментом;
б) посещение с целью осуществления государственной экспертизы откладывается во время маневров или учений, в период проведения контртеррористической операции, при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций до окончания соответствующих мероприятий или ликвидации указанных последствий»,
что позволит получить необходимый комплект документов для проведения государственной экспертизы условий труда, обеспечить проведение лабораторных исследований (измерений) факторов производственной среды аккредитованной в установленном порядке исследовательской (измерительной) лабораторией, учитывая особенности деятельности отдельных федеральных органов исполнительной власти.
· Включить п. 3.7.3 и изложить его в следующей редакции:
«Департамент, в случае установления аккредитованными в установленном порядке исследовательскими (измерительными) лабораториями, привлекаемыми для проведения лабораторных исследований (измерений) факторов производственной среды, фактов ненадлежащего проведения аттестации рабочих мест аккредитованной аттестующей организацией, направляет копию экспертного заключения о несоответствии условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в Государственную инспекцию труда во Владимирской области»,
что позволит привлечь работодателя и аттестующую организацию к административной ответственности за недостоверность проведенных исследований и оценок, восстановить нарушенные права работодателя, работников на безопасные условия труда, предотвратить случаи производственного травматизма и профессиональных заболеваний, возникновения аварийных ситуаций.
Департаменту по труду и занятости населения Администрации Владимирской области:
– во исполнение п. 3.4.1. Административного регламента исполнения Департаментом по труду и занятости населения Администрации Владимирской области государственной функции по осуществлению государственной экспертизы условий труда привлекать в случае необходимости для проведения экспертизы внештатных специалистов, обладающих соответствующими объекту экспертизы знаниями,
что позволит достичь качества оказания государственной функции по осуществлению государственной экспертизы условий труда в случае, если штатные специалисты не достаточно обладают/не обладают соответствующими объекту экспертизы знаниями.
– вести реестр привлекаемых для государственной экспертизы условий труда внештатных специалистов, разработать порядок оплаты их труда, критерии отбора, исходя из обладания соответствующими объекту экспертизы знаниями.
Это позволит достичь прозрачности в выборе внештатного специалиста, оплате его услуг.
– обеспечить обмен информацией и ведение учета организаций, структурных подразделений Администрации Владимирской области, Законодательного Собрания области, органов местного самоуправления, которые провели аттестацию рабочих мест (оценку условий труда), что позволит планировать и организовывать мероприятия по улучшению условий и охраны труда в регионе.
– подготовить и направить информацию для всех структурных подразделений Администрации Владимирской области, органам местного самоуправления о необходимости предусматривать в бюджете статью расходов на оплату услуг аккредитованных в установленном порядке исследовательских (измерительных) лабораторий, привлекаемых Департаментом для проведения лабораторных исследований (измерений) факторов производственной среды.
Органам местного самоуправления:
– предусмотреть в бюджете статью расходов на оплату услуг аккредитованных в установленном порядке исследовательских (измерительных) лабораторий, привлекаемых Департаментом для проведения лабораторных исследований (измерений) факторов производственной среды.
– обеспечить проведение оценки условий труда на рабочих местах муниципальных предприятий.
Ожидаемые результаты проекта:
Во-первых, возрастет эффективность деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации ст. 212 ТК РФ, поскольку содержит в себе возможности инспекторам федеральной службы труда надлежащим образом исполнять возложенные обязанности по осуществлению функции контроля и надзора в сфере труда. Так, в ходе анализа Комиссия по правам человека при губернаторе области установила, что на территории региона инспекторы службы труда после проведения плановой проверки организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности ограничиваются вынесением предписания об устранении нарушений трудового законодательства по проведению процедуры аттестации рабочих мест только в адрес работодателя, а неправомерные действия аттестующих организаций остаются безнаказанными.
Во-вторых,разработка порядка отзыва лицензии на проведение оценки условий труда устранит условия для ее проведения ненадлежащим образом, что, в свою очередь, устранить условия для возникновения:
– производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
– угрозы для жизни людей, особенно на тех предприятиях, где присутствуют вредные и (или) опасные условия труда;
– аварий на производстве (например, взрыв на шахте, на предприятии, деятельность которого связана с применением токсичных веществ и т.д.), что может нанести ущерб не только этому предприятию, его работникам, но и органам государственной власти, местного самоуправления, окружающей природной среде;
– ситуаций, при которых работодатель может быть лишен финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Эти ситуации подробно изложены в Приказе Минтруда России от 10.12.2012 № 580н (ред. от 24.05.2013) «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами».
В-третьих, ожидается исключение фактов коррупционной направленности в сфере оказания услуг по оценке условий труда (сговор работодателя и аттестующей организации по присвоению класса условий труда, не соответствующего действительности).