Учебное пособие: Соколов Я.В. Граждановедение 6 класс §13; Уголовный кодекс РФ (ст . 282)
Ход урока
Урок начинается с вводной беседы.
Напомнив о добрых сказках, о торжестве добра над злом, учитель говорит о том, что даже в сказках есть зло, нетерпимость, жестокость.
Вопросы для беседы.
ü Читали ли вы сказку Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок»?
ü Хорошо ли жилось утенку на птичьем дворе? Почему?
ü За что преследовали его обитатели двора?
ü Почему смеялись над Дюймовочкой жуки?
Обобщая ответы, учитель просит учащихся определить, какие права Дюймовочки и Утенка, провозглашенные Конвенцией о правах ребенка, нарушены (перечень прав приведён на с. 16 учебного пособия).
Рассмотрите рисунок на с. 101 учебного пособия. Что общего в отношении его «героев» к «недокозявкам» с отношением жуков к Дюймовочке или обитателей птичьего двора к Утенку?
Прочитайте текст учебного пособия (с. 99). Похожи ли, по вашему мнению, слова, произнесенные отцом, и речи героев рисунка? Чем?
Почему подобные слова и поступки вызывают у нас возмущение? Могут ли они быть чем-либо оправданы?
Понятие национализм является сложным для учащихся.
Предлагаются задания:
Задание 1.(с. 103) ( Достаточно рассмотреть 2-4 формулировки этого задания)
Задание 2. Прочитать вслух историю о неблагополучной семье (с.99) и ответить на вопросы вставки - задания.
Как правило, учащиеся говорят о том, что все люди и народы имеют право на уважение, что у них равные права.
Обобщая мнения ребят, учитель подчеркивает, что культурный человек не может судить о людях по их национальности, что хорошие и плохие, добрые и злые есть у всех народов. Нетерпимое отношение к другим нациям и народам - это проявление глупости и агрессивности.
Учитель предлагает посетить «выставку фотографий». Он показывает цветные фотографии, репродукции портретов людей разных национальностей и рас. Знакомство ребят с видеосюжетами «Клуба путешественников» и «Непутевых заметок», особенностями быта, традициями народов мира.
Ярким фрагментом урока является инсценировка, подготовленная с помощью ребят, представляющая национальные традиции, а также просмотр фрагментов видеофильма «путешествие по континентам». Завершается первая часть урока записью учащимися главной мысли урока, вынесенной в эпиграф.
Учительподчеркивает, что, к сожалению, существует немало людей, которые придерживаются иной точки зрения на равноправие наций и народов.
Учащиеся работают над определением понятия национализм (с.100).Его осмыслению способствует выполнение двух вставок- заданий, помещенных на этой же странице, и обсуждение рисунка на с. 101.
Вопросы к рисунку.
ü Почему враждуют герои рисунка?
ü В чем одни козявки обвиняют других?
ü Встречались вы с подобными проявлениями в жизни?
В словарь записывается новое слово националисты.
Националисты, поясняет учитель, убеждены в превосходстве и исключительности своей нации или народа, пренебрежительно относятся к другим. У таких людей искаженная психология, которую называют национализмом.
Из рассказа учителя о нацизме и фашизме, крайних формах проявления национализма учащиеся получают сведения о зарождении фашизма в Германии, об ужасах второй мировой войны, о Нюрнбергском процессе и его роли в осуждении фашизма как идеологии ненависти и войны. ( Просмотр видеофильма о Нюрнбергском процессе)
Сущность фашизма представлена в схеме пирамиды власти, созданной фашистами в Германии.
Пирамида власти в гитлеровской Германии.
Фюрер
Ближайшие
приспешники
Аристократия
Крупные помещики
и промышленники
Рабы
Недочеловеки
Учитель подводит учащихся к мысли о том, что попытки жить за счет других народов порождают войны, ненависть, они обречены на провал.
Учитель рассказывает о деятельности националистических организаций в наши дни. Например, о партиях националистического толка в Латвии, о движении латышских ветеранов войск СС. Националистические движения в Латвии имеют молодежные и детские подразделения. Требования сторонников нынешнего движения: « Русские прочь с нашей земли!», а русских сегодня в Латвии – 700 тысяч человек.
Важно сосредоточить внимание ребят на опасности проявлений фашизма в современной жизни.
Работа над понятием предполагает выполнение нескольких заданий.
Задания для учащихся.
§ Выполнить задание 3 (с.103). Комментарий к заданию дан выше.
§ Попытайтесь определить понятие «терпимость»
§ Прочитайте рассказ «Валам и его верная ослица» из раздела «Прочтите и подумайте» (с. 103-104) .Ответьте на вопросы к тексту.
Итогом разговорао сущности и опасности национализма станет комментированное чтение рассказа « Случай в школе».
Случай в школе.
На большой переменке Юрек сказал нам, что Шимек- еврей, а потом бегал за ним и кричал: «Еврей! Еврей!»
Шимек – это тот мальчик, у которого глаза цвета каштанов.
Не знаю как, но учительница узнала об этом и на уроке попробовала с нами поговорить о случившимся. Она говорила, что не все люди поляки, что среди нас живут русские, румыны, евреи. Спросила Шимека, не обижается ли он на Юрека. Шимек усмехнулся и сказал, что нет, потому что он на самом деле еврей, и что если бы он бегал за Юреком и кричал: «Поляк! Поляк!»- то Юрек тоже на него бы не обиделся.
На следующий день мы узнали, что у нас гость и что этим гостем является папа Шимека. Юрек покраснел, но учительница его успокоила, сказав, что папа Шимека хочет нам только что-то рассказать.
У папы Шимека на голове была смешная маленькая шапочка. Он сказал нам, что такая шапочка называется ермолкой и что это традиционный еврейский головной убор. А потом он сел и рассказал нам о своей религии и о праздниках, и о том, что тоже ходит с Шимеком в церковь, которая называется синагогой. Эти их праздники очень хорошие. Например, ханука: черезь восемь дней Шимек зажжет в окне свечу, а потом будет есть пончики. А на Новый год Шимек и его родители ходят около реки и бросают в нее все плохие поступки, которые сделали в уходящем году. Я бы тоже хотела немного бросить своих. Папа Шимека обещал нам пригласить своего приятеля Женю, который является белорусом и живет в Польше. Женя нам расскажет о православии и о церквях. Папа Шимека обещал также организовать нам в школе праздник пурим. Это очень радостный праздник, мы будем наряжаться, танцевать и играть, а мама Шимека напечет нам булочек с маком, о которых Шимек сказал, что они называются «уши Хамана».
Уже в классе не могут дождаться того дня. Как жаль, что нет у нас в классе китайца или араба. Вот было бы здорово!
Я знаю школы, в которых дети организуют дни, посвященные либо какой-то религии, либо - народу. Они собирают для этого всякую интересную информацию об обычаях, религиозных обрядах, традиционных нарядах; готовят народные кушанья, учат народные танцы.
Я видела однажды в Голландии день, посвященный Польше. Увеселение было отличное. Дети танцевали краковяк и объедались пончиками, которые помогли испечь мама Евы, родом из Польши.
Может быть, и вы в своих школах подготовите подобные мероприятия.
Мои права. Варшава. 1994. с. 14 - 15.
Беседа
- Ребята, скажите, а в нашей школе учатся ребята других национальностей?
- Среди вас есть ребята, которые дружат с ними?
- Что вы можете рассказать о ребятах из Азербайджана интересного? Если ничего о них не знаете, хотелось бы вам узнать?
- Приведите примеры из жизни, где вы встречались или могли бы встретиться с ребятами других национальностей.