- сформировать у студентов представления о многовариантности подходов к изучаемым научным проблемам;
- помочь студентам в выборе дополнительной литературы при подготовке к аудиторным занятиям и педагогической практике по истории Татарстана.
2.Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Данный курс входит вгуманитарный, социальный и экономический цикл, в
вариативную часть ГСЭ .
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):
-готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям - ОК-14
-способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества. ОК-15
- способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5);
3. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
- особенности развития историографии истории татарского народа в соответствующие периоды;
- наиболее выдающихся историков, занимавшихся проблемами истории татарского народа и Татарстана;
- об особенностях подходов различных историков по ключевым проблемам развития науки;
- специальную историческую терминологию и лексику данной дисциплины.
в) уметь:
- определять новизну в историческом исследовании;
-анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые исторические и философские проблемы;
-использовать знания полученные на занятиях при написании докладов, курсовых и выпускных квалификационных работ, а также на занятиях по смежным дисциплинам и в ходе практической работы в педагогической и творческой сфере.
г) владеть:
- технологиями приобретения, использования и обновления знаний;
- способами ориентации в профессиональных источниках информации ( исторические монографии, статьи, журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);
4. Структура и содержание дисциплины.
Общая трудоемкость дисциплины составляет -40 ч.
из них 20 ч. аудиторных.
Тематическое планирование курса
№
Раздел дисциплины
Семестр
Неделя семестра
Виды учебной работы, включая
самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
Формы текущего контроля успеваемости
(по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лек
Сем
Сам
Сумм
1
Русская историография истории татарского народа XVIII –перв. пол Х1Х вв.
1,2
Конспект
2
Развитие исторических знаний у татар до февраля 1917 г.
3,4
Конспект
3
Развитие российской ориенталистики во второй половине Х1Х - начале ХХ в.
5,6
Сдача монографии
Контрольная работа
4
Историография истории Татарстана и татарского народа советского периода.
7,89
Конспект
Историография истории Татарстана и татарского народа современности
Тема 1. Русская историография истории татарского народа XVIII –перв. пол Х1Х вв. 4 ч.
Историография истории Татарстана – как предмет, цели и задачи курса. О природе исторического познания.
Зарождение тюркологии связано с расширением российских границ на восток, а также с появлением в России западных учёных.
Филипп Иоган Стралленберг. Изучение тюркских рун. Классификация урало-алтайских народов. Перевод «Родословного древа тюрок» Абул Гази.
1735г.- проект Керр учреждения восточной академии.
Готлиб Зигфрид Байер - перевод на латинский язык «Родословной тюрок» Абул Гази. Попытка расшифровать тюркские руны через кельтское письмо.
Герхард Фридрих Миллер - «Описание Сибирского царства и всех происшедших в нём дел от начала, а, особливо, от покорения его Российской державе по сии времена».
Пётр Симон Паллас- «Путешествие по Российской империи», «Собрание исторических сведений по истории монгольских народностей».
Татищев – «История Российская» борьба Руси со степью.
Никита Яковлевич Бичурин (1777-1853) - основоположник изучения народов Центральной Азии. Перевод китайских источников; «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древнейшие времена».
Казанский университет «колыбель» отечественной ориенталистики.
Карл Федорович Фукс – историк-краевед; «Краткая история г. Казани», « Казанские татары в статистическом и этнографическом отношении». Коллекция «восточных древностей» и документов.
Христиан Мартин (Христиан Данилович) Френ. Деятельность в Казанском университете. Работы: «О титулах и почётных прозвищах ханов Золотой Орды», « «Монеты ханов Улуса Джучиева или Золотой Орды», «О древнейшей монете волжских булгар».
Мирза Мухаммед Али (Александр Касимович) Казем – Бек (1801-!870)- адьюнкт, а затем профессор восточной словесности в казанском университете до 1849 г.
Илья Николаевич Березин (1818-1896)– тюрколог, иранист и путешественник. Биография: 1842-1845 путешествия на Ближний и Средний Восток, преподавание турецко-татарской словесности в Казанском университете (1846-55). Научные командировки в Оренбургскую губернию и в Тобольск с целью изучения наречий татар. 1862 - докторская диссертация « Очерк внутреннего устройства Улуса Джучиева» . 1855-1896- профессор Санкт-Петербургского университета. Основные работы: «Шейбанида». История монголо-тюрков на джагатайском диалекте, с переводом и примеч.», «Сборник летописей . Татарский текст с русским предисловием», «История Абуль-Гази», «Тарханные ярлыки Тохтамыша, Тимур-Кутлука и Саадет –Гирея, с ведением, переписью переводом и примечаниями», «Внутреннее устройство Золотой Орды : по ханским ярлыкам», «Джагатайские рукописи», «Ханские ярлыки И.Н.Березина», « Тарханные ярлыки, данные ханам Золотой Орды русскому духовенству», «Булгар на Волге», «Нашествие Батыя на Россию», «Очерк внутреннего устройства Улуса Джучиева».
Михаил Самсонович Рыбушкин - публицист, историк–краевед. «Краткая история г. Казани»- как исторический источник.
Развитие казанской школы востоковедения. Перевод «Восточного разряда» в 1855 г. в Санкт-Петербургский университет.