Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 8. Слияния и поглощения

Тема 7. Ценовая дискриминация

План

1. Понятие ценовой дискриминации

2. Ценовая дискриминация первой степени

3. Ценовая дискриминация второй степени

4. Ценовая дискриминация третьей степени

Раскройте основные понятия темы:

Причины возникновения ценовой дискриминации. Условия эффективности ценовой дискриминации. Типы ценовой дискриминации: совершенная ценовая дискриминация (первый тип); ценовая дискриминация в зависимости от объема покупки (второй тип дискриминации), примеры схем двухчастных тарифов; ценовая дискриминация по группам потребителей (третий тип дискриминации), экспорт как метод ценовой дискриминации третьего типа.

Практика ценовой дискриминации. Связанные продажи. Определение комбинаций объема покупки/цены (нелинейное ценообразование); схема оптимального ценообразования фирмы. Сезонное ценообразование. Скидки как метод ценовой дискриминации. Межвременная дискриминация Парадокс Коуза. Способы предотвращения снижения прибыли в долгосрочном и краткосрочном периодах. Проблема лизинга. Планируемое устаревание товара.

Воздействие ценовой дискриминации на экономическое благосостояние. Воздействие на распределение доходов. Воздействие на экономическую эффективность. Ценовая дискриминация и естественная монополия. Воздействие ценовой дискриминации на конкуренцию. Особые проблемы географической ценовой дискриминации. Ценообразование на основе системы базисных пунктов. Пространственное ценообразование и эффективность.

Основные понятия

Ценовая дискриминация - продажи одинаковых товаров разным покупателям одной и той же фирмой осуществляются по разным ценам и при этом различия в цене не обусловлены различиями в издержках или качестве товара. Цель любой ценовой дискриминации состоит в том, чтобы перевести потребительский излишек в прибыль фирмы.

Условия эффективной ценовой дискриминации - условия, при которых ценовая дискриминация способствует росту прибыли фирмы. К ним относятся: наличие в фирмы рыночной власти; способность фирмы отделить одну группу потребителей от другой в соответствии с разной готовностью потребителей платить за товар; Способность фирмы исключить арбитраж - перепродажу товара со стороны потребителей, покупающих его по низкой цене, потребителям, покупающим его по высокой цене.

Совершенная ценовая дискриминация (первый тип дискриминации) - ценовая политика, которая позволяет фирме заставить всех покупателей платить за товар в размере максимальной готовности платить.

Ценовая дискриминация в зависимости от объема покупки (второй тип ценовой дискриминации) - ценовая политика, используемая тогда, когда фирма знает, что существует несколько типов потребителей, но она не в состоянии различить каждый тип. Характерными чертами дискриминации второго типа являются: снижение средней цены товара с ростом объема продаж; самостоятельный отбор потребителей.

Ценовая дискриминация по группам потребителей (третий тип дискриминации) - ценовая политика , при которой по отношению к каждой группе потребителей назначаются различные цены.

Двухчастная цена (тариф) - ценовая политика, которая основана на использовании фиксированной платы, не зависящей от количества продаваемого товара, и части оплаты в зависимости от количества покупаемого товара.

Однородная цена - ценовая политика, при которой все единицы продукции продаются по одинаковым ценам.

Взаимосвязанные продажи - политика продаж, при которой какой-либо товар продается при условии покупки другого товара.

Нелинейное ценообразование - ценовая политика (разновидность ценовой дискриминации второго типа), при которой фирма, в противоположность двухчастному тарифу, может прямо устанавливать разные цены на продукцию в зависимости от готовности покупателя платить за товар, в результате расходы потребителя на приобретение данного товара изменяются непропорционально изменению количества покупаемого товара.

Сезонное ценообразование - ценовая политика (разновидность ценовой дискриминации третьего типа), при которой фирма устанавливает цены на товары в зависимости от времени продажи товара (день - ночь, осень - зима и т.п.).

Сегментация рынка - разделение покупателей на отдельные категории в соответствии с их ценовыми предпочтениями.

Жизненный цикл товара - условное наименование стадий выпуска товара на рынок, каждая из которых характеризуется разным объемом продаж.

Межвременная дискриминация - ценовая политика на рынке товаров длительного пользования при наличии "эффекта репутации", когда фирма назначает на первоначальном этапе продаж высокую цену на новый товар (его купят те, кто оценивает товар высоко), затем фирма может постепенно снижать цену, захватывая все новые сегменты рынка, привлекая тех потребителей, которые оценивают товар ниже. К концу жизненного цикла товара фирма может охватить продажами всех потенциальных потребителей.

Парадокс Коуза - явление, при котором вынужденное снижение цены товаров длительного пользования со временем ведет при непрерывных ценовых корректировках к нулевой прибыли производителя-монополиста.

Цена "проникновения"- относительно невысокая цена нового товара, позволяющая фирме быстро завоевать рынок.

Цена "снятия сливок" - относительно высокая цена нового товара, позволяющая фирме получить большую прибыль в короткие сроки.

Эффект "странных цифр" - психологическое предпочтение товара, цена которого оканчивается на 0 или 9.

Лидер по потерям - товар, цена которого в силу его особой притягательности для покупателя устанавливается ниже его предельных издержек для привлечения покупателей в данный магазин.

Эффект «якоря» - выбор потребителем места покупки в зависимости от его оценки ряда специфических товаров "лидеров по потерям".

Лизинг- использование оборудования фирмой на правах аренды.

Вопросы для повторения

1. Почему возникает необходимость ценовой дискриминации?

2. Что такое ценовая дискриминация? Какие критерии используются для классификации типов ценовой дискриминации?

3. В чем особенности совершенной ценовой дискриминации? Приведите примеры дискриминации этого типа.

4. Каковы основные черты и типы дискриминации количества?

5. В чем особенности дискриминации в отношении ценовой эластичности разных потребителей? Взаимосвязанных продаж?

6. Всегда ли эффективна ценовая дискриминация? Каково воздействие совершенной ценовой дискриминации на общественное благосостояние, цена, объем спроса? Каковы последствия для общественного благосостояния второго и третьего типа ценовой дискриминации?

7. Какие психологические особенности ценообразования учитываются фирмой?

8. В чем особенности рынка товаров длительного пользования? С какими трудностями сталкивается фирма на рынке товаров длительного пользования?

9. Какие стратегии ценообразования используются современными фирмами? В чем заключаются особенности каждой стратегии?

10. Как меняются величина цены и методы ценообразования в ходе жизненного цикла товара?

Проблемы и задачи

1. Предположим, что эластичность рыночного спроса на продукцию вашей фирмы -1,50. Предельные издержки производства постоянны и составляют 75 долл., средние общие издержки (АТС) на текущую продукцию находятся на уровне 200 долл. Определите вашу оптимальную цену на единицу продукта, если:

а) вы монополист;

б) вы конкурируете с одной фирмой, как в модели олигополии по Курно;
в) вы конкурируете с 19 другими фирмами, как в модели олигополии по Курно.

2. Вы - менеджер монополии, которая продает продукт двум группам потребителей в различных частях страны. Эластичность спроса первой группы -2, второй группы -6, Предельные издержки (МС) вашего производства составляют 1- долларов.

А) Определите ваши оптимальные наценки и цены при ценовой дискриминации третьей степени.

Б) Каковы условия, при которых ценовая дискриминация третьей степени увеличивает прибыли?

3. Вы - менеджер монополии. Обратная функция спроса потребителя продукта вашей фирмы P = 100 - 20Q, а ваши издержки C (Q) = 20Q

А) определите оптимальную двухчастную ценовую стратегию.
Б) Сколько дополнительной прибыли вы заработаете, используя двухчастную ценовую стратегию вместо того, чтобы назначить потребителю цену за единицу товара?

4. Монополия рассматривает возможность продажи нескольких единиц гомогенного товара как одного пакета. Потребительский спрос на товар

Qd = 50 - 0,25P

Предельные издержки производства (МС) равны 120 долл.

А) Определите оптимальное число единиц товара для набора

Б) Какую цену следует назначить фирме за набор?

5. Вы - менеджер фирмы, который производит продукты Х и Y при нулевых издержках. Вы знаете, что различные типы потребителей оценивают ваши два товара по-разному, но вы не можете отличить этих покупателей друг от друга по время продажи. Но все же вы знаете, что есть три типа покупателей (по 1000 чел в каждой группе) со следующими оценками двух продуктов

Тип покупателя Продукт Х Продукт Y
60 долл. 50 долл.

А) Каковы прибыли вашей фирмы, если вы назначаете цену 25 долл. за продукт Х и 50 долл за продукт У?

Б)Каковы ваши прибыли, если вы назначаете цену 60 долл. за продукт Х и 140 долл за продукт У?

В)Каковы ваши прибыли, если вы назначаете цену 110 долл за связку, включающую 1 ед товара Х и 1 ед товара У?

Г) Каковы ваши прибыли, если вы назнаваете цену 175 долл. за такую связку, но при этом одновременно продаете индивидуально Х - за 60 долл, У - за 140 долл.?

 

Тема 8. Слияния и поглощения

План

1. Слияния и поглощения как фактор структуры рынка

2. Преимущества и недостатки слияний и поглощений как стратегии развития компании

3. Слияния и поглощения на российском рынке

4. Роль антимонопольного регулирования при контроле слияний и поглощения

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.