1. Кривая отраслевого спроса совпадает с кривой индивидуального спроса и имеет отрицательный объем продаж
2. Выбор объема производства монополистом происходит там, где его предельные издержки равняются его предельной выручке: MC=MR
3. Фирма-монополист сама устанавливает цену на рынке (price maker)
4. Монопольная цена всегда выше предельных издержек
5. Монополист всегда производит меньший объем товара, чем отрасль в условиях совершенной конкуренции (при прочих равных условиях)
Базовые формулы
Индекс концентрации
Индекс концентрации определяется, как сумма рыночных долей k крупнейших продавцов рынка:
где N – общее число фирм в отрасли
- для производства (продаж) i-й фирмы в общем объеме выпуска (сбыта) отрасли.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана
Индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI) определяется, как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рыгке:
где N – общее число фирм в отрасли;
- для производства (продаж) i-й фирмы в общем объеме выпуска (сбыта) отрасли.
Дисперсия рыночных долей
Дисперсия рассчитывается, как отклонение рыночных долей фирм рынка от среднего размера компании:
Где N – число фирм в отрасли
- средняя рыночная доля.
Коэффициент Джини
Коэффициент Джини (G) определяется, как процентная доля размера отрасли, приходящаяся на процентное число фирм, действующих на рынке:
Где D – кумулятивный процент размера отрасли (рынка),
N – кумулятивный процент числа фирм на рынке.
Индекс Джини представляет собой статистический показатель вида:
где - объем производства i-ой фирмы
– объем производства j-ой фирмы
N – общее число фирм
Индекс Холла-Тайдмана
Индекс Холла-Тайдмана – (НТ) рассчитывается на основе сопоставления рангов фирм рынка:
где R – ранг фирмы на рынке (самая крупная фирма имеет ранг 1)
– доля фирмы.
Коэффициент относительной концентрации
Коэффициент относительной концентрации (К) рассчитывается, как отношение долей крупнейших фирм рынка в общем числе компаний к долям продукции этих фирм в общем объеме выпускаемой (продаваемой) продукции:
где b – доля крупнейших фирм рынка в общем числе компаний, %;
a - доля продукции этих фирм в совокупном объеме выпускаемой (продаваемой) продукции, %.
Индекс Ротшильда
Индекс Ротшильда (R) строится на основе сопоставления эластичной кривой рыночного спроса какого-либо продуктового класса и кривой индивидуального спроса фирмы, выпускающей определенную товарную марку из этого класса:
где - ценовая эластичность кривой индивидуального спроса
Е – ценовая эластичность кривой совокупного спроса.
Индекс Лернера
Индекс Лернера (L)определяется как разница в ценах конкурентного и неконкурентного рынков по отношению к неконкурентной цене: