Министерство образования и науки Самарской области
Специальность СПО:060101 Лечебное дело
Раздел учебного плана:общий гуманитарный и социально-экономический цикл
Дисциплина:ОГСЭ.01 Основы философии
Раздел 1.Требования к результатам освоения дисциплины в части « должен знать» согласно ФГОС СПО по специальности 060101 Лечебное дело, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2009 г. № 472
№ п/п
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
Основные категории и понятия философии
Роль философии в жизни человека и общества
Основы философского учения о бытии
Сущность процесса познания
Основы научной, философской и религиозной картин мира
Об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды
О социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий
Раздел 2. Кодификация тестовых заданий
№ п/п
Требования к результатам освоения дисциплины в части «должен знать»
Номер варианта
Номера вопросов
Основные категории и понятия философии
1,2,3,23,24
1,2,3,23,24
Роль философии в жизни человека и общества
11,15,20,22,
11,15,20,22
Основы философского учения о бытии
12,17,19,25
12,17,19,25
Сущность процесса познания
5,14,21,26
5,14,21,26
Основы научной, философской и религиозной картин мира
4,6,9,27,28
4,6,9,27,28
Об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды
8,10,13,29
8,10,13,29
О социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий
7,16,18,30
7,16,18,30
Министерство образования и науки Самарской области
Специальность СПО:060101 Лечебное дело
Раздел учебного плана:общий гуманитарный и социально-экономический цикл
Дисциплина:ОГСЭ. 01 Основы философии
Вариант-№1
Блок А
№ п/п
Задание (вопрос)
Эталон ответа
Инструкция по выполнению заданий № 1-2: соотнесите содержание столбца 1 с содержанием столбца 2. Запишите в соответствующие строки бланка ответов букву из столбца 2, обозначающую правильный ответ на вопросы столбца 1. В результате выполнения Вы получите последовательность букв. Например,
№ задания
Вариант ответа
1-В,2-А,3-Б
1.
Установите соответствие между философскими учениями и их определениями.
Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве …
1. человека;
2. природы;
3. космоса;
4. бога.
7.
Чувственное познание отличается от рационального тем, что:
1. первое оперирует фактами, второе – рациональными аргументами;
2. первое эмоционально, второе – нейтрально;
3. первое базируется на ощущениях, второе – на доводах разума;
4. первое более адекватно, чем второе.
8.
Ценность человеческой деятельности для гуманистов эпохи Возрождении определялась …
1. происхождением;
2. социальной принадлежностью;
3. личными заслугами;
4. соответствием общественным нормам.
9.
Представитель философии Нового времени:
1. Френсис Бекон;
2. Джон Локк;
3. Уильям Оккам;
4. Томас Мор.
10.
Индивид в философии понимается, как:
1. синоним понятия «человек»;
2. родовое понятие, т.е. выражающее общие черты, присущие человеческому роду; 3. устойчивая система социально-значимых черт, характеристика человека как члена общества; 4. совокупность физических способностей отдельного человека.
11.
Причина неравенства в человеческом обществе, по Ж-Ж. Руссо:
1. собственность;
2. власть;
3. наследственность;
4. воспитание.
12.
Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, в философском направлении -
1. объективный идеализм; 2. субъективный идеализм; 3. диалектический материализм; 4. экзистенциализм.
13.
У кого из русских мыслителей XIX в. идея соборности является центральной?
1.у просветителей;
2. у западников;
3. у славянофилов;
4. у экзистенциалистов.
14.
Мыслитель философии жизни, рассматривавший волю как главный принцип жизни и познания:
1. А. Шопенгауер;
2. О. Шпенглер;
3. В. Дильтей;
4. А. Бергстон.
15.
Какая из указанных ниже характеристик не отражает основные виды связей общества и природы?
1. генетическая (связь происхождения);
2. онтологическая (связь существования и сосуществования);
3. политическая;
4. духовная (связь познания).
16.
Учёный, доказавший зависимость биологической и общественной жизни от влияния Космоса:
1. Циолковский;
2. Чижевский;
3. Вернадский;
4. Флоренский.
Форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений:
1. абстракция;
2. понятие;
3. интеграция;
4. конкретизация.
19.
Наиболее сложной формой отражения является:
1.раздражимость;
2.сознание;
3.чувствительность;
4.психика.
20.
Общественный прогресс – это:
1. уровень развития общества;
2. состояние общества в целом на определенном этапе развития;
3. поступательное движение общества от простых форм к более сложным;
4. производственное развитие.
Блок Б
№ п/п
Задание (вопрос)
Эталон ответа
Инструкция по выполнению заданий № 21 - 30: в соответствующую строку бланка ответов запишите краткий ответ на вопрос, окончание предложения или пропущенные слова.
21.
Достоверное знание о мире невозможно, утверждают:
Скептики
22.
Эпоха, в которой человек рассматривался как часть мирового порядка, установленного Богом:
Средневековье
23.
Материалистическая теория эволюции органического мира называется:
Дарвинизм
24.
Наиболее видный представитель антропологического дуализма души и тела:
Платон
25.
«Философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях» есть:
Материя
26.
Способность постижения истины путём непосредственного её усмотрения без обращения к логическим аргументам:
Интеллект
27.
Философ, который разделил действительность на «мир вещей в себе» и «мир явлений»:
И. Кант
28.
Центральная проблема в философии французского Просвещения -
Человек
29.
Феномен, к которому относится данное определение: «Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, трансляции от одного поколения к другому»:
Культура
30.
Проблемы, от решения которых, зависит, выживаемость всего человечества называются -
Глобальными
Министерство образования и науки Самарской области
Специальность СПО:060101 Лечебное дело
Раздел учебного плана:общий гуманитарный и социально-экономический цикл
Дисциплина:ОГСЭ. 01 Основы философии
Вариант-№2
Блок А
№ п/п
Задание (вопрос)
Эталон ответа
Инструкция по выполнению заданий № 1-2: соотнесите содержание столбца 1 с содержанием столбца 2. Запишите в соответствующие строки бланка ответов букву из столбца 2, обозначающую правильный ответ на вопросы столбца 1. В результате выполнения Вы получите последовательность букв. Например,
№ задания
Вариант ответа
1-В,2-А,3-Б
1.
Установите соответствие между понятиями и определениями.
1-Б,2-В,3-А
Понятия
1. Сенсуализм;
2. Рационализм;
3. Истина;
Определения
А. верное, правильное отражение действительности, критерием которого в конечном счёте является практика;
Б. учение, признающее ощущение основой достоверного познания;
В. философское направление, признающее разум основой и главной формой познания.
2.
Установите соответствие между философами и эпохами, к которым они относятся.
1-Б,2-А,3-В
Философы
1. Сократ;
2. Фома Аквинский;
3. Ф. Бэкон.
Эпохи
А. средневековье;
Б. античность;
В. новое время.
Инструкция по выполнению заданий № 3-20: выберите букву/ цифру, соответствующую правильному варианту ответа и запишите ее в бланк ответов.
3.
Термин «философия» означает:
1. рассуждение;
2. любовь к мудрости; 3. компетентное мнение;
4. логика.
4.
Кто из античных философов учил, что всё развивается, что первопричина мира и его первооснова – это огонь, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды?
1. Фалес;
2. Демокрит;
3. Платон;
4. Гераклит.
Исходная, простейшая форма чувственного познания:
1.восприятие;
2.измерение;
3.ощущение;
4.представление.
8.
Индивидуальное сознание – это:
1. выражение повседневных нужд и потребностей людей;
2. отражение индивидуального бытия конкретной личности;
3. система знания, присущая выдающейся личности;
4. психологическое образование, представляющее собой систему социально значимых черт человека.
9.
Антисхоластичность, как характерная черта эпохи Возрождения, выразилось в …
1. принятии философии Средневековья;
2. развитии атеистических воззрений;
3. критике Средневековой философии;
4. утверждении авторитета церкви.
10.
Совокупность неповторимых черт, отличающих данного индивида от всех других
1. индивидуальность;
2. персона;
3. человек;
4. личность.
11.
Сущность проблемы биологического и социального в человеке состоит в вопросе:
1. о приоритете материальных, либо духовных потребностей;
2. о взаимодействии и соотношении генов и воспитания;
3. о формах борьбы за существование в человеческом обществе;
4. о соотношении сознательных и бессознательных факторов в детерминации человеческих поступков.
12.
Атомистическую гипотезу строения материи впервые выдвинул:
1. Августин;
2. Спиноза;
3. Демокрит;
4. К. Маркс.
13.
Русский мыслитель … в работе «Самопознание» заявил, что положил в основание философии не бытие, а свободу.
1. В.С. Соловьев;
2. Н.А. Бердяев;
3. А.И. Герцен;
4. Н. Федоров.
14.
Мыслитель, считавший «волю к власти» стимулом и основой общественной жизни:
1. В. Дильтей;
2. О. Шпенглер;
3. Ф.Ницше;
4. Г. Зиммель.
15.
Способность человека оперировать образами окружающего мира, идеально воспроизводить действительность в мышлении называется:
1. сознанием;
2. познанием;
3. отражением;
4. ощущением.
16.
Представитель русского космизма:
1. Вернадский;
2. Леонтьев;
3. Катков;
4. Циолковский.
17.
Утверждение, соответствующее метафизическому пониманию материи:
1. материя вечна, несотворённа и неуничтожима;
2. материя тождественна веществу;
3. материя создана Богом;
4. материя в своей основе состоит из идеальных форм.
18.
Определяющие отношения между людьми в марксистской философии:
1. производственно-экономические;
2. политические;
3. правовые;
4. идеологические.
19.
Высшая форма движения материи – это
1. механическое движение;
2. биологическое движение;
3. социальное движение;
4. физическое движение.
20.
Постепенные изменения в обществе и природе
1. революция;
2. стагнация;
3. инфляция;
4. эволюция.
Блок Б
№ п/п
Задание (вопрос)
Эталон ответа
Инструкция по выполнению заданий № 21 - 30: в соответствующую строку бланка ответов запишите краткий ответ на вопрос, окончание предложения или пропущенные слова.
21.
Проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в мышлении человека – это …
Знание
22.
Совокупность естественных условий существования человека и общества:
Природа
23.
Философское учение о развитии бытия и познания, основанное на разрешении противоречий -
Диалектика
24.
Метод, разработанный З. Фрейдом:
Психоанализ
25.
Равноправие материального и духовного первоначал бытия провозглашает -
Дуализм
26.
Критерий истины в марксистской философии:
Практика
27.
Кто из названных учёных-философов впервые установил, что солнечная активность влияет на самочувствие людей?
Чижевский
28.
Философ, определявший всемирную историю как «разумное, необходимое обнаружение мирового духа»:
Гегель
29.
Согласно Шпенглеру, завершающая стадия в развитии культуры - это
Цивилизация
30.
Проблемы войны и мира, демографическая и экологическая в современном мире, носят название … проблем.
Глобальных
Раздел 3. Список использованной литературы
1. Алексеев П.В. Панин А.В. Философия. Учебник для ВУЗов – М.:ТЕИС, 2010, 430 с.
2. Билялова Э.Р., Гайнуллин Р.В. Смысл жизни. Жизнь и смерть в духовном опыте человека. Учебное пособие. М.: ВУНМЦ, 2009, 254 с.
3. Волкогонова О.Д. Основы философии. / О.Д. Волкогонова, М.Н. Сидорова - М.: ИД «ФОРУМ-ИНФРА М», 2009,480 с.
4. Горелов А.А. Основы философии. / А.А. Горелов - М.: Академия, 2010, 256 с.
5. Гуревич И.С. Введение в философию. М., 2009, 425 с.
4. Кохановский В.П. Основы философии. /В.П. Кохановский, Л.А. Жаров, П. Яковлев – Ростов-на-Дону, Феникс, 2010, 320 с.
5. Философия. Учебное пособие. / Под ред. В.Н. Лавриненко.- М.: Юрист, 2009, 506 с.
6. Хрусталев Ю.М. Основы философии. / Ю.М Хрусталев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010, 304 с