Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Этническая принадлежность



Седов В. В., идентифицирует памятники пражской культуры с раннесредневековой, славянской племенной группой дулебов.. Средневековые византийские источники ассоциируют эти территории с хорватами. В 565-567 годах через территорию пражской культуры проходила миграция аваров. Согласно источников X века, говорится что часть хорватов переселилась в первой половине VII века в Далмацию, вступив в противостояние с аварами. Древнерусские летописи рассказывают об этнической связи племен кривичей (полочан), наряду с древлянами, полянами (днепровскими), и дреговичами, от осевших на территории Белоруссии племен белых хорватов, сербов и хорутан, пришедших в VI—VII веках

Пеньковская (антская) культура — славянская раннесредневековая археологическая культура VI — начала VIII века, распространённая на территории Молдавии и Украины от бассейна реки Прут до Полтавской области, где она вытесняется салтово-маяцкой культурой .

История изучения

Памятники пеньковской культуры впервые были обнаружены в середине 1950-х годов в Потясминье работами Кременчугской новостроечной экспедиции под руководством Д. Т. Березовца. Экспедиция исследовала культуру у села Пеньковки, названую позже пеньковской культурой. С тех пор было обнаружено множество подобных поселений. Их исследовали такие археологи как Баран В. Д., Приходнюк О. М., Русанова И. П., Седов В. В. и многие другие.

География

К наиболее исследованным памятникам пеньковской культуры относятся поселения Вильховчик, Будище, Игрень-Подкова и группа могильников в окрестностях села Большая Андрусовка в Поднепровье; поселения Хитцы, Заньки, Бельск, Полузорье, Сушки на левобережье Днепра; поселение Скибницы, Семенки, Кочубеевка и металлургический комплекс возле села Гайворон. на Южном Буге.

Ареал распространения пеньковской культуры охватывает обширное пространство Восточноевропейского пограничья лесостепи и степи от Северского Донца на востоке до Молдавии на западе. В северном направлении от Прута до Правобережного Поднепровья он соприкасается с пражской культурой, а на левобережье Днепра — с родственной колочинской. На территории современной Украины сейчас известно более 300 памятников пеньковской культуры.

Жилища

Пеньковцы селились близ рек в неукреплённых поселениях, состоящих как правило из полуземлянок. Поселения располагались гнёздами, по 3-5 селищ, на расстоянии 5-7 километров. Площадь селищ не превышала 2-3 гектаров. За редким исключением, количество жилищ было не больше 30, при этом использовалось одновременно не больше 12-15. Полуземлянки наблюдаются двух видов — каркасные и срубные. Каркасная полуземлянка представляла собой яму 0,6-0,8 метров, по периметру которой находились укрепляющие жилище столбы. Кровля была покрыта брёвнами. Срубная полуземлянка представляла собою яму тех же примерно размеров, но внутри неё находился деревянный сруб. Каркасные постройки считаются более ранними по времени, а срубные более поздними. Форма жилищ обычно прямоугольная, иногда овальная. В овальной форме также сказывается кочевническое влияние. Крышу жилища обычно покрывали соломой или камышом, в дальнейшем засыпая крышу землёй.

Вход в жилище обычно располагался с южной или восточной стороны. Отапливалось жилище очагом или печью-каменкой. Для ранних жилищ характерны очаги, а для поздних каменные печи. Обычно очаг или печь находились в противоположном углу от входа. Очаг обычно делался из крупных и мелких кусков песчаника. В его строении видны ещё кочевнические настроения. Печи-каменки делались также из песчаника. Камни между собой скреплялись глиною, а иногда вообще ничем не скреплялись. Иногда в основу печи клали большую каменную плиту.

Хозяйственные ямы представляют собой углублённые в почву на 0,7 −0,9 метров ямы. Они служили для хранения различных продуктов. В них часто находят керамику, кости и тому подобное. Количество хозяйственных ям обычно превышает количество жилищ (примерно на одно жилище 4-5 хозяйственных ям). На поселениях, исследованных широкими площадями, известны очаги и печи за пределами сооружений. Очаги глинобитные или каменные, диаметром около 1 м, печи близкие по конструкции к бытовым. Они размещались вблизи жилищ и использовались в летнее время как кухни. Не исключено, что над летними кухнями сооружались перекрытия, следы от которых не сохранились.

Ремесло

  • Керамика: По особенностям материальной культуры пеньковская культура близка к пражской. Керамика представлена горшками, мисками и сковородами.
  • Изделия из кости: Пеньковцы из кости изготавливали гребни, иголки и шила.
  • Металлургия: Культура обладала кузнечными центрами. Найдены ножницы для резки железа, следы ковки и термообработки.

Погребения

Погребальный обряд представлен трупосожжениями (что отличает данную культуру от предшествующей черняховской). Трупосожжения производились на стороне с последующим погребением в ямах. Погребения делятся на урновые и безурновые. Погребальный инвентарь крайне бедный: бронзовые украшения — трапециевидные и спиральные подвески, браслеты, стеклянные бусы, серьги, фибулы. Погребения, как правило, располагались в 0,5-1 километров от селищ на низких или возвышенных участках местности. Курганы отсутствовали, что отличает эту культуру от исторических кривичей и вятичей.

Хозяйство

Основу хозяйства составляло пашенное земледелие и приселищное животноводство. Практиковалась и ручная обработка земли приусадебных участков железными теслами-мотыжками. Культивировали несколько видов пшеницы и ячменя, а также просо, овёс, рожь и коноплю.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.