Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Современный герб Минска



Для чего строились ратуши? В первую очередь здание ратуши строилось для заседаний магистрата – органа самоуправления города.

В ратуше обычно размещались канцелярия, городская казна, архив с книгами административных предписаний рады и ее судебных решений, грамоты с привилеями, выданными городу. Основное помещение ратуши – магистратский зал. Часть помещений (подвалы и первые этажи) отводилась под "хлебные магазины", склады товаров приезжих купцов, помещения для обработки сукна; в них хранили городские весы и бочки, которыми измеряли зерно (бочка мерная). И если сомневался особо недоверчивый покупатель в количестве приобретенной пшеницы, то заходил в городскую ратушу, где хранилась, помимо других мерных эталонов, специальная бочка, и перемерял вес купленного зерна. И не дай Бог было уличить купца-продавца в недобросовестности – на защиту обиженного покупателя тотчас вставал суд. Он-то, не откладывая дела в долгий ящик, и восстанавливал справедливость – в соответствии с дарованным горожанам Магдебургским правом. (Весы из Минской ратуши хранятся в Национальном музее истории и культуры Беларуси.)

В ратушах проходили заседания магистратов, судов, городские торжества, театральные представления.

Традиционно здание непосредственно ратуши было двухэтажным и низким. Зато башни, которые их венчали, имели более изысканные пропорции, были богато декорированы. Обычно на башнях помещались часы, колокол и наблюдательная площадка. Кстати, колокол и часы были символами самостоятельности города. Правда, встречались ратуши и без башен.

В нашем городе ратуша появилась в связи с приобретением Минском Магдебургского права в числе пятнадцати крупнейших городов Великого Княжества Литовского. «На вечныя часы права нямецкае, што завецца майтборскiм» даровал нашему городу Великий князь литовский Александр Казимирович 14 марта 1499 года. В тексте жалованной грамоты на Магдебургское право Минску предлагалось построить ратушу с лавками, хлебными ларьками, постригальной камерой (для раскроя тканей, предназначенных для продажи).

Пока неизвестно, было ли построено в то время здание ратуши, а если и было, то где оно находилось. Предполагается, что она была деревянной и сгорела. Однако ее остатки так и не были найдены во время археологических раскопок, но исследователи считают, что местонахождение здания за столетия не менялось.

Историки первое упоминание о действующей Минской ратуше относят к 1583 году, когда в расположенную в ней тюрьму посадили некоего подданного из имения Городец. В документах того времени значится, что деревянная ратуша расположена в центре города (на территории современной площади Свободы). Каменное здание ратуши соорудили в 1582 г. Первоначальный архитектурный облик каменной ратуши неизвестен. Архивные документы сообщают, что она сильно пострадала в 1640 году от пожара и была перестроена. Здание пережило и страшную для Беларуси войну с Московией 1654 — 1667 годов, когда в ВКЛ погиб каждый второй житель. Московский царь Алексей Михайлович Романов, приказавший своим стрельцам и наймитам жечь и убивать всех и все подряд, как ни странно, минскую ратушу пощадил.

Вновь отстроенная минская ратуша была значительным сооружением и имела выразительный архитектурный облик. В 1656 году в одном из донесений царю московскому воевода В. Яковлев отмечает, что она «добре велика, каменная».

Чех Б. Таннер, побывавший в Минске в 1678 году, писал: «Главное украшение площади - ратуша, стоящая в середине, окруженная множеством лавок».

К середине XVIII века здание сильно обветшало. В 1744 году, благодаря усилиям минского войта С. Буржинского, ратушу реконструировали.

После присоединения Минска к Российской империи главный городской символ реконструировался несколько раз: в 1797(8), 1819 и 1847 годах.

Еще через пятьдесят лет ратуша вновь была перестроена. Автором проекта является губернский архитектор Федор Александрович Крамер. Строительные работы были завершены в 1797 г. Предполагается, что Ф.Крамер сохранил конструктивную основу старого здания, добавив портики с балконами. На плане города 1793 г. ратуша показана как прямоугольное двухэтажное сооружение с выступающей за плоскость главного фасада башней. Венчал ее сложный по форме купол. Ратуша имела на фасаде часы и колокол. Таким образом, в конце ХУШ века зданию ратуши придаются черты классицизма. Это было прямоугольное сооружение, украшенное башней со шпилем. Его фасады имели скромную обработку, только торцы зданий были оформлены портиками и колоннами. Восстановленное здание увенчала 32-метровая башня с часами и гербом города, изображающим вознесение Богородицы.

В 1819-м возле ратуши был заложен небольшой сквер.

На площади перед ратушей проводились праздники. Под звон бубнов со своими штандартами, в костюмах, соответствующих цветам каждой гильдии, выходили цехи. Тут проходили и шумные ярмарки, на которых можно было купить всяческие товары и заключить выгодные сделки, увидеть выступления скоморохов, дрессированных медведей, посмотреть, как странствующие актеры разыгрывают мистерию о царе Ироде. Не меньшей популярностью пользовалась и батлейка – белорусский кукольный театр. Эти традиции исчезли к началу Х1Х в.

В первой половине XIX века в здании ратуши находились суд, гауптвахта, полиция, архив, музыкальная школа, которой руководил известный минский музыкант и педагог В. Стефанович. По праздничным дням на открытой галерее второго этажа ратуши часто играл городской оркестр. С 1844 года в этом здании располагался городской театр, интерьер которого был оформлен росписями минского живописца И. Кураткевича. Современники вспоминали: «Ратушный театр был невелик, но довольно изящно отделан». На сцене театра не раз выступал великий русский трагик В. Каратыгин.

В 1851 году российский император Николай І подписал указ о сносе минской ратуши, который в 1857-м был исполнен. Снос имел такое обоснование: якобы ратуша, «занимая собой часть главной площади, стесняет ее и закрывает вид соборной церкви и вновь строящихся присутственных мест». По версии современников ратуша была уничтожена потому, что "напоминала жителям о старинных обычаях, о магдебургском праве". Ни один минчанин не пожелал участвовать в разборе ратуши даже за деньги. К ее сносу привлекли солдат и заключенных Пищаловского замка.

В связи с восстановлением архитектурного облика Верхнего города решено по сохранившимся чертежам 1835 года восстановить Минскую ратушу.

(Показ фотографии ратуши 1835 г.).

 

Главный фасад ратуши. Обмер 1835 г.

 

О восстановлении ратуши впервые заговорили в 1980 году. Но воплотить в жизнь эту идею удалось только спустя два десятилетия по инициативе и при финансировании Минского городского исполнительного комитета. (Решение о строительстве ратуши Минский горисполком принял в 2002 году, а уже в 2003 архитектурный ансамбль Верхнего города, композиционным центром которого стало новое здание, приобрел логическую завершенность.)

В 80-е годы ХХ в. на месте, где стояла ратуша, были проведены масштабные археологические исследования. Во время раскопок было установлено, что каменное здание ратуши начали возводить в конце XVI в. на пустом месте. Стены возводились техникой мешаной кладки, при которой использовались большие кирпичи и камни вперемешку, пол был керамическим. Были найдены остатки печи XVII в., украшенной кафелем с растительным орнаментом. Удалось установить, что окна были застеклены круглыми стеклами из зеленого стекла, вставленные в металлический переплет. Крыша первоначально была покрыта плоской черепицей, которая позже была заменена на волнистую.

 

(Показ фотографии раскопок ратуши 70-80 гг. ХХ в.).

 

Возрождение ратуши на прежнем месте произошло в начале ХХI века. Архитекторы и строители использовали старые рисунки и постарались придать зданию старинный и в то же время изысканный, европейский вид. Им это удалось в полной мере.

Проект восстановления ратуши разрабатывался под руководством главного архитектора Сергея Багласова, главного конструктора Андрея Мельничука и главного архитектора проекта Виктора Янковенко. Это был исключительно сложный случай в практике проводившихся в то время в Беларуси реставрационных работ. Были собраны и проанализированы все исторические документы, графические и живописные изображения ратуши, хранящиеся в архивах Минска, Вильнюса, Варшавы, Санкт-Петербурга. Среди них – проект и рисунок Ф. Крамера, чертеж ограды, фиксационный чертеж архитектора К.Хрщановича 1835 г., акварель Ю.Пешки начала 1820-х гг., акварель Г.Герасимовича 1839 г. Примерно 15 лет понадобилось специалистам, чтобы подготовить проект реставрационных работ, основанный на археологических исследованиях и материалах отечественных и зарубежных архивов. Проект оказался весьма сложным в осуществлении, так как при прокладке линии метрополитена на глубине примерной 15 метров был построен канализационный коллектор. Поэтому пришлось забить примерно 200 свай в основание фундамента здания.

 

Остатки минской ратуши, выявленные при раскопках конца 1970 - начала 1980-х годов.
Фото из книги З. Позняка "Эхо давнего времени".

13 сентября 2002 года, накануне празднования Дня города, председатель Минского горисполкома Михаил Павлов заложил первый камень и капсулу с обращением к потомкам в фундамент восстанавливаемого здания. Строительство благословил Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси.

Минская ратуша воссоздана на своем историческом месте. Ее облик тот же, что и в начале Х1Х в. Даже толщина стен, как прежде, полуметровая. Внутренняя планировка ратуши сохранила основные элементы исторического предшественника, который стоял на этом же месте два века назад. На втором этаже, где раньше заседал магистрат, для совещаний и приема почетных гостей открыт ратушный зал.

Реконструирован и прилегающий к ратуше сквер: как и 100 лет назад, проложены две овальные аллеи с высаженными пирамидальными тополями, о них расходятся пешеходные дорожки, поставлены чугунные фонари и скамейки в стиле ретро. Территория вокруг отстроенного исторического здания вымощена булыжником. Перед входом в здание установлена скульптурная композиция Владимира Жбанова. "Карета губернатора", выполненная в натуральную величину. В будущем планируется на одной из аллей сквера разместить тематическую скульптурную выставку "Жители древнего Минска", где можно будет сфотографироваться на память с одним из известных белорусских деятелей ХIХ века: художником В. Ваньковичем, писателем В.Дуниным-Марцинкевичем, композитором С. Монюшко.

11 сентября 2004 года во время празднования Дня города восстановленная ратуша приняла первых посетителей: официальных лиц, звезд спорта, журналистов. Живая классическая музыка в исполнении струнного квартета словно перенесла в те далекие времена, когда вместо шума машин слышался стук подков о мощеную булыжником площадь, когда дамы с кавалерами совершали прогулки по скверу и звуки города не могли заглушить колокольный перезвон соборов.

4 ноября 2004 г. состоялось торжественное открытие ратуши. В торжественной церемонии открытия Минской городской ратуши принял участие Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко. В Книге почетных гостей Минской ратуши Глава государства сделал запись, в которой отметил, что «возрождение городского символа свидетельствует о стабильности и миролюбии нашего государства, о созидательном характере народа, о стремлении минчан сохранять и умножать достояние города».

Двери ратуши гостеприимно распахнуты перед минчанами и гостями города. И мы с Вами сейчас пройдем внутрь ратуши и познакомимся с ее внутренним обликом.

 

(провести группу в фойе ратуши и расположить перед копией привелея Минска на Магдебургское право)

Мы с вами с фойе первого этажа ратуши.

По традиции в ратуше хранились герб, печать и, конечно же, дарованный городу привилей о Магдебургском праве – пергаментная грамота с вислыми печатями.

Перед Вами копия привелея Минска на Магдебургское право от 14 марта 1499 года, оригинал которого хранится в Вильнюсе.

 

(Показ копии привелея Минска на Магдебургское право от 14 марта 1499 года.).

 

В нем говорится: «У імя святой непадзельнай Троіцы, амінь.

Калі б учынкі людскія, якія пачынаюцца, не былі на пісьме навечна замацаваны і да ведама будучаму слушным сведчаннем не былі пацверджаны, яны з часам адышлі ў нябыт. Дзеля гэтага высокія княжата на радзе вырашылі, каб з-за беспарадку і зменлівасці будучым справам не было ніякай шкоды, уклалі і замацавалі гэта на пісьмо, як знак сведчання, каб гэта навечна засталося.

Таму дзеля вечная памяці мы, Аляксандр, з Божай ласкі князь літоўскі, рускі, жамойцкі і іншых (зямляў) пан і дзедзіч, чынім да ведама гэтым нашым лістом, хто яго пабачыць або ў час чытання пачуе, усім цяперашнім і будучым, каму будзе патрэбным ведаць яго (змест), што жадаючы памножыць усеагульнае дабро і палепшыць становішча нашага горада Менска, каб нашыя людзі, якія там жывуць, дзякуючы добраму і справядліваму ладу, былі заахвочаны, гэты наш горад Менск з права літоўскага і рускага, якое спачатку там было ўстаноўлена, на права нямецкае, так званае Магдэбургскае пераводзім навечныя часы.

Пастанаўляем і даем ім магчымасць паводле гэтага Магдэбургскага права чыніць поўнае кіраванне і ўсе законы, ліквідуюы ў гэтым горадзе ўсе ранейшыя правы, законы і звычаі, якія Магдэбургскае права стрымліваюць, уціскаюць або яму перашкаджаюць.

Таму паводле гэтага Магдэбургскага права нашым лістом устаноўлена войтаўства… Жадаем таксама, каб усе жыхары згаданага горада Менска карысталіся гэтым правам Магдэбургскім і ў кожнай справе і ва ўсім яго прытрымліваліся. …»

Далее в привелее оговариваются все ньансы управления городом.

Что же такое Магдебургское право?

Магдебургское право – право независимого города, жители которого освобождались от феодальных повинностей, от суда и власти воевод и других государственных лиц. По Магдебургскому праву, город его получивший, имел право создать собственный орган управления, магистрат, который был распорядительным, исполнительным и судебным органом. Во главе магистрата – выборный орган местного самоуправления – стоял войт, назначающий бургомистров для контроля за исполнением принятых решений.

По мере роста Минска как торгово-ремесленного центра городские общины стремились создать свою отдельную от повета или волости систему управления и судебно-административную власть. Город стремится получить самоуправление. В то время система городского самоуправления, ее органы власти и суда, права и обязанности горожан, регламентировались нормами так называемого Магдебургского права. Сущностью этого права является освобождение горожан от подсудности и власти великокняжеских чиновников-наместников, старост, воевод и самоуправства местных феодалов.

Магдебургское право возникло в ХIII в. в г. Магдебурге (отсюда и название) и действовало в городах Восточной Германии, Центральной и Восточной Европы. В то время это была самая совершенная система городского самоуправления.

В Беларусь Магдебургское право пришло из Польши. В Великом Княжестве Литовском привилеи, или грамоты на магдебургское право государственным городам давали великие князья, частнособственническим - владельцы городов или по их ходатайству – великие князья.

Помимо самоуправления, Магдебургское право "давало городам судебный иммунитет, налоговые льготы, право владения землей, льготы в ремесленной и торговой деятельности. В городах создавались выборные органы самоуправления и городского суда (магистрат), устанавливался порядок выбора городской власти и ее функции, основные нормы гражданского и криминального права для горожан, нормы судопроизводства, налогообложения, торговой деятельности, деятельности ремесленных цехов и купеческих объединений".

Из городов, расположенных на территории современной Беларуси, первую грамоту на Магдебургское право получил Брест (1390), затем Гродно (в 1391 – неполное, в 1496-м – полное), Слуцк (1441), Полоцк (1498), Минск (1499). В ХVI-ХVIII вв. Магдебургское право получили почти все крупные и средние города Беларуси, а также местечки.

В 1499 г. (14 марта) Минск получает самоуправление по Магдебургскому праву. В королевской грамоте для жителей был дан ряд привилегий, особенно в торговле, определены доходы городской общины, регламентированы налоги и повинности, которые требовались от горожан на пользу государства. Городу подарили дополнительно земли «ку осаженью и размноженью людей», были подтверждены права горожан пользоваться лесам в границах трех миль вокруг города, а также окружающими пастбищами. Город получил разрешение построить баню и городскую мельницу, которая так и не была построена на протяжении всего ХУ1 в. из-за недостатка средств. Королевским привилеем провозглашалось создание в Минске своих, независимых от наместников, органов управления и суда; все жители передавались под юрисдикцию органа городской власти, который создавался, – магистрата и обязаны были судиться только по нормам Магдебургского права.

Управление городом осуществлялось радой, которая состояла в Минске из 12 человек. Во главе ее стояли два бургомистра, которые избирались из числа членов рады. Рада с бургомистрами и называлась магистратом. Магистрат выполнял судебные и полицейские функции, следил за торговлей, правильностью меры и веса, собирал налоги и т.д. Членами городского магистрата были, как правило, представители богатой и влиятельной группы мещанства.

Кроме рады, в городе устанавливалась должность войта. Войты не выбирались горожанами, а назначались великим князем из числа богатых шляхтичей. Войтовство нередко дарилось королем пожизненно, а иногда даже с правом передачи по наследству. Так в 1503 г. должность минского войта получил Иван Новокрещенный на таких условиях: «Войтовство минское…держати…вечно и непорушно ему самому и его жоне и их детям и его ближним и напотом будучим их шчадком». И далее в этой же королевской грамоте сказано, что минский войт Иван Новокрещенный по своему усмотрению может войтовство подарить или продать.

Полномочия войта были очень широкими, особенно в судопроизводстве. Он вместе с лавочниками рассматривал главным образом криминальные дела. Войт фактически стоял во главе все других органов городского управления.

Пользуясь этим правом, магистрат Минска отстаивал город от произвола феодалов, войта, феодальной администрации замка, противостоял росту частновладельческих юридик. Так что мы можем по праву гордиться своим прошлым: пращуры наши жили по законам, на которые равнялось прогрессивное человечество. В то время это была самая совершенная система городского самоуправления.

С 1785 г. большую часть функций магистрата стала выполнять городская дума. В конце ХУШ в. в результате трех разделов Речи Посполитой территория Беларуси была присоединена к Российской империи и стала называться не Литвой, а Северо-Западным краем. В 1795 г. было отменено Магдебургское право. Для Минска Магдебургское право было "упразднено" правительствующим Сенатом 15 апреля 1866 года. Городовое положение 1870 г. упразднило и сам магистрат.

Подводя итоги, следует отметить, что создание городского самоуправления в Минске по Магдебургскому праву обеспечило определенные юридические гарантии экономической деятельности и собственности горожан, а это способствовало формированию городского сословия, характерного для развитого феодального общества, развитию самого города. Этот период знаменуется расцветом ремесел и созданием цехов ремесленников.

 

(Повернуть группу так, чтобы хорошо были видны хоругви минских ремесленников)

 

Перед Вами гербы средневековых цеховых ремесленников – хоругви, исполненные художницами Натальей Суховерховой и Светланой Терентьевой в технике аппликации с применением цветного льна.

Развитие ремесленного производства – один из основных факторов роста феодального Минска. Высокий уровень развития ремесел, достигнутый в предыдущий период (ХП – ХШ вв.) стал основой для дальнейшего развития и специализации. По археологическим материалам и отдельных письменным источникам известно, что среди ремесленников Минска Х1У – ХУ вв. были, как и в ХШ в., кузнецы, гончары, раскройщики, портные, кожевенники, плотники, столяры, бондари, резчики по дереву и кости, камнетесы, золотых и серебряных дел мастера, оружейники и другие. Как и в предыдущий период, одной из важнейших отраслей минских ремесел была обработка металла, в первую очередь кузнечное дело. Кузнецы-универсалы производили самые разнообразные предметы из железа, стали, бронзы, главным образом, орудия труда, различные инструменты, многочисленные бытовые вещи, необходимые не только горожанину, но и крестьянину. В грамоте 1499 года говорится, что минские ремесленники делали «нароги, и серпы, и защепки, и сокеры, и иные речи».

Значительного уровня развития достигло ювелирное дело. В грамоте 1499 года упоминаются минские ювелиры («золотори»), которые «под присудом городским мешкають». Из цветных металлов ремесленники-ювелиры изготавливали браслеты, кольца, застежки, пряжки, пуговицы и др.

Большое развитие также имело гончарное ремесло. Высокого уровня достигли обувное и швейное ремесло. Ремесленники шили даже обувь на каблуках. Высоко развиты были столярное, плотническое и бондарное дело.

Письменные и археологические источники не позволяют определить точное количество ремесленных специальностей в Минске. Как можно предполагать по точным данным, в ХУ в. их насчитывалось более двух десятков, причем многие ремесленные профессии были достаточно широкого профиля (например, кузнецы, деревообработчики, гончары и др.). Такие профессии постепенно дифференцировались на более узкие специальности, в результате чего общее количество профессий увеличивалось.

Известные данные второй половины ХУ1 в. и первой половины ХУП в. свидетельствуют о том, что в городе было более 60 видов ремесел. Производством изделий из металла были заняты ремесленники 16 профессий: апличники (производили крючки и застежки для одежды), котельщики, кузнецы, латунщики, мастера по отливу из бронзы, медники, мечники, оловянники, оружейники, пушкари, сабельники, слесари, часовых дел мастера, ювелиры, производители шпор и стремян, ножевщики.

Так же было и в других ремеслах. Продукты питания и виноделия поставляли мастера 8 профессий (броварники, медовары, мельники, мясники, пекари, пивовары, пирожники, солодовники). Деревообрабатывающее производство насчитывало 7 профессий (бондари, каретники, колесники, пильщики, плотники, столяры, токари). Производством кожи и выработкой меха занимались ремесленники 7 профессий и т.д.

К другим профессиям, часть из которых только условно можно отнести к ремеслам, относились адвокаты, аптекари, банщики, воскобойники, салотопы, скоморохи, учителя, парикмахеры.

Многие профессии требовали не только длительной практики, но и технических знаний, художественного вкуса. Например, мастер-каменщик должен был владеть знаниями архитектора, и прежде чем приступить к работе, должен составить чертеж. Котельщик, создавая медные котлы, так качественно паял шов, что, даже проводя ногтем по шву, невозможно было его определить.

Сложной, замысловатой конструкцией отличались замки слесаря, а если минский мастер делал меч, он закалял его, шлифовал до зеркального блеска, покрывал инкрустацией ручку, гравировал на ней герб города. Такое изделие представляло собой настоящее произведение искусства, которое отличалось стойкостью, надежностью, строгой симметрией линий, красотой украшения.

В ХУ1 в. отличительной чертой городского ремесла стало производство мастером каждой профессии небольшого ассортимента изделий. Ремесленника-универсала заменил мастер довольно узкой специализации. Такие важные изменения были вызваны процессом дифференциации ремесленного производства, дроблением одной профессии на ряд более узких. В этом проявлялся общий рост производительных сил, углубление общественного разделения труда, развитие товарного производства и обмена.

Ремесленники Минска были объединены в корпорации – цеха. Первое упоминание об организации цехов в Минске относится к 1552 году. В королевской грамоте Минску говорилось: «Теж войт и бурмистры места нашего тамошнего, на каждое ремесло старост обравши, установити мають, абы кождый в месте тамошнем мешкаючий, от сего часу всякое ремесло в цех уписавшисе робил, а хто бы смел ремесло робити и его вживати не вписавшися в цех, такого ремесло от войта и бурмистра на ратуш забирано бытии маеть». С этого предписания видно, что раньше в Минске ремесленных цехов не было, причиной чего могло быть небольшое количество ремесленников.

На протяжении первой половины ХУ1 в. концентрация ремесел, количество ремесленников в городе настолько выросли, что стала возможной организация цехов. В 1591 г. уже существовал цех металлистов, который объединял кузнецов, слесарей, мечников, оружейников, ножевщиков, часовых дел мастеров и ювелиров. В 1592году возник цех портных. В 1609 г. в цех объединились обувщики. В 1622 г. свой цех основали рымары. В 1635 г. врачи создали цех парикмахеров, в 1636 г. в цехи объединились гончары, каменщики, плотники.

Как и в городах Европы, в цехах Минска система правил регламентировала производства и продажу изделий, прием новых членов, учеников, подмастерьев, обучение и переход в подмастерья, отношения между мастером, подмастерьем и учеником. Уставы минских цехов значительно отличались от немецких и французских ХШ-Х1У вв. или польских цехов Х1У – ХУ вв. В этом отразились в первую очередь те конкретные условия, в которых оказалось ремесло белорусских городов во второй половине ХУ1 первой половине ХУП вв. Цехи в белорусских городах застали тут значительную дифференциацию профессий, которая значила, что городское ремесло уже тесно связано с рынком и представляет собой развитое товарное производство. Кроме этого, юридическое положение ремесленников также было неодинаковым. Не все ремесленники подчинялись городскому самоуправлению. Значительную часть ремесленников составляли подданные феодалов. Это усложняло контроль цехов над ремеслом города.

В этом Минск был схож со столицей ВКЛ – Вильней, с которой город был тесно связан и торговлей. Это и отразилось в стремлении минских цехов строить свои уставы по образцу виленских цехов. Однако, заимствуя ряд отдельных норм и правил, минские ремесленники строили свои организации в соответствии с условиями, которые сложились в своем городе.

Главным в уставах минских цехов было требование качества и единообразия ремесленных товаров. Но выражено это требование было не скрупулезной регламентации технологии производства, как это встречается в уставах западноевропейских цехов ХШ-Х1У вв., а в общем требовании, чтобы изделия производились из одинакового сырья и имели хорошее качество. Чтобы противодействовать конкуренции среди мастеров, уставы минских цехов запрещали им выпускать изделия не своей специальности, переманивать друг у друга подмастерьев, перехватывать заказчиков. Уставы же западноевропейских цехов, чтобы не допустить этого, регламентировали еще и объем производства, что служило наиболее выразительным доказательством узости рынка и ограниченности сбытовых возможностей городских ремесленников Западной Европы. Такая регламентация в уставе минских цехов, как и для других белорусских городов, встречается очень редко. Только у металлистов Минска каждому мастеру предписывали иметь только один станок и один магазин, а устав гончаров, каменщиков и плотников разрешал мастеру брать одновременно не более двух заказов.

В уставах предусматривалось, чтобы у городского мастера не было на городском рынке внешнего конкурента. Цехи Минска категорически запрещали иногородним и сельским ремесленникам, купечеству под угрозой конфискации товара выпускать на городской рынок изделия, которые выпускали минские мастера. Исключение было для ярмарочных дней, но даже и тогда цехи гончаров и рымаров требовали, чтобы тот, кто привез изделия, которые выпускают минские мастера, продавали их «по сходной цене» членам цеха, а не непосредственно покупателю.

Важнейшим моментом в регламентации производства были нормы количества подмастерьев и учеников. Все уставы цехов Минска содержали статьи о количестве подмастерьев и учеников, которые может иметь мастер. Меньше всего учеников было у гончаров и мечников – по одному на мастера, больше всего у кузнецов, котельщиков и слесарей – по три-четыре. Мастерам большинства профессий уставы разрешали иметь по два ученика.

Во всех уставах минских цехов предусматривалась сложная процедура продвижения по лестнице внутрицеховой иерархии: ученик, подмастерье, мастер.

Сроки обучения были разными. У гончаров, например, ученики в возрасте от шести до десяти лет обучались шесть лет, старше десяти лет - четыре года. При поступлении ученик платил вступительный взнос – три литовских гроша. У каменщиков, слесарей, плотников, мечников, седельников, портупейщиков срок обучения был четыре года, у ювелиров, шапочников, кожевенников – пять лет. Большинство же профессий определяло срок обучения в три года. Цехи значительно завышали срок обучения. Чтобы освоить ремесло, достаточно было половины определяемого срока. Но ученик был дешевой рабочей силой – ему не выдавалась заработная плата, он получал только еду и жилье от мастера. Таким образом, эксплуатируя ученика, который освоил ремесло, мастер в избытке покрывал все затраты на него.

Продвижению по иерархической лестнице препятствовал целый ряд требований. Во многих цехах, чтобы стать подмастерьем нужно было сдавать специальный экзамен («подмастерский обычай»). Но для того, чтобы заслужить это право, нужно было отработать на своего мастера 12 недель, в течение которых мастер платил ему «по своей воле». Затем нужно было принять городское право, это значит принести присягу на верность городу. К присяге же обычно допускали только имевшего свою «оседлость с плацем» в городе, т.е. имевшего в городе свой дом и земельный участок. Некоторые цехи (парикмахеры) устанавливали промежуточный уровень от ученика к подмастерью – полуподмастерье. Только через полгода работы полуподмастерье переходил в подмастерье. Другие обязывали своих учеников после окончания срока обучения отправляться на выучку в другие города (это называлось «вандроўка») и только после возвращения, отработав у своего мастера год и приняв городское право, ученик становился подмастерьем.

Еще сложнее был переход подмастерьев в мастера. Все цехи требовали от подмастерья, который желал стать мастером, определенного времени работы у мастера (от одного до трех лет), выпуска на протяжении определенного уставом времени нескольких уникальных изделий своего ремесла (это называлось «рабіць штуку»), выплаты определенной суммы в кассу цеха, угощения («коляции») мастеров цеха. Большой преградой перехода в мастера был денежный взнос и угощение. Сумма взноса была разной: от двухлетнего заработка и более.

Сложная система правил ставила ученика и подмастерья в такое положение, при котором продвижение по лестнице внутрицеховой иерархии наталкивалось на непреодолимые препятствия.

Но, несмотря на это, цеховая корпорация играла большую положительную роль: она вносила определенную организацию в процесс производства, определяла твердую систему ремесленной выучки, которая содействовала подготовке высококвалифицированных мастеров, строго следила за качеством изделий. Цеховая организация содействовала превращению ремесла в наследственное занятие, которое передавалось от отца к сыну, формируя своего рода династии ремесленных умельцев, с которых возникли первые кадры профессионалов в разных областях.

Торговые и ремесленные цехи города имели свои профессиональные праздники, которые проводились у ратуши. Каждый цех имел свой штандарт и бубны, поэтому праздничные шествия членов цеха, одетые в яркие жупаны и куртки, с оружием, знаменами и музыкальными инструментами выглядели ярко и торжественно. В начале 19 века эти традиции постепенно угасли.

 

(обратить внимание на произведения искусства на стенах фойе)

В здании ратуши находятся произведения живописи, графики, монументального искусства, отражающие основные этапы многовековой истории города. Здесь в фойе на стенах помещены пять литографий Виктора Стащенюка – своеобразная реконструкция памятников архитектуры Минска, в том числе домов художника Валентия Ваньковича и композитора Станислава Манюшки, базилианских монастырей, Верхнего города. В экспозиционном зале 1-го этажа, куда мы с Вами сейчас пройдем – Вы увидите на стенах офорты, линогравюры, рисунки с видами белорусской столицы.

 

(провести группу в экспозиционный зал 1-го этажа, расположить перед гобеленом «Ратушная площадь»)

Центральное место в экспозиционном зале 1-го этажа занимает гобелен «Ратушная площадь». Он расположен на уровне глаз и создает впечатление присутствия на городской площади Х1Х в. В центре композиции – здание ратуши. Вокруг него – архитектурные памятники, сохранившиеся или уже утраченные. На открытой взору зрителя площади показана размеренная жизнь губернского города: неторопливо прогуливаются дамы с кавалерами, неподалеку остановилась открытая коляска, люди беседуют, что-то продают торговцы…Авторы гобелена сознательно использовали прием сфумато (от итал. «sfumato» - затушеванный). Фигуры людей на переднем плане, здания вдали словно размыты, кажется, что они исчезают в тумане времени. Работа получилась необычайно нежной и утонченной по цветовой гамме, цельной по композиционному строению.

Этот большой и сложный гобелен «Ратушная площадь» создали известные художники-монументалисты Валерий Давгало и Геннадий Жарин. Художники грамотно, учитывая сложную конфигурацию фойе с его лестничным проходом, выстроили пространство.

Сюжетную линию гобелена «Ратушная площадь» дополняют два живописных полотна заслуженного деятеля искусств Беларуси Владимира Товстика: «Минск. Рынок Верхнего города» и «Губернский город Минск начала ХХ века». Яркие, насыщенные по цвету, более точные в обозначении портретных характеристик, эти работы кажутся увеличенными, выхваченными из ткани гобелена сюжетными сценками. В многолюдье рыночной площади художник выделяет выразительные фигуры двух мастеровых – женщины и мужчины, концентрирует внимание на вещах, которые они несут на головах.

На фоне осенней желто-красной листвы Владимир Товстик изображает красивых горожанок и статных кавалеров. Можно даже прочитать название газеты в руках одного из героев картины: «Минский листокъ». Эти образы, словно сошедшие со старых открыток или первых фотоснимков, передают размеренный ритм тогдашней жизни города. Художник владеет редким даром наполнять городской мотив глубоким чувством и содержанием, почти повествованием. Правильно найденные цветовые соотношения, которые то тонко соединяются, то даны в контрастных сопоставлениях, создают достоверный и вместе с тем обобщенный образ города.

Этот зал ратуши украсили офорты, линогравюры, рисунки с видами белорусской столицы народного художника Беларуси Арлена Кашкуревича, заслуженного деятеля искусств Беларуси Людвига Асецкого, известных белорусских графиков Владимира Басалыги, Николая Купавы, Семена Геруса, Леонида Марченко, Василия Ткачука. Минск на этих графических листах уютный и необъятный одновременно, все зависит от темы: дом писателя Якуба Коласа, усадьба Адама Русецкого, городской каток, вид на реку Свислочь, на Соборную площадь…

 

(группу провести по лестнице вниз в цокольный этаж)

Из экспозиционного зала 1-го этажа лестница ведет в подвальную часть ратуши. Сейчас здесь расположен большой многофункциональный зал со световым фонарем. За счет этих подземных помещений увеличен внутренний объем здания.

Для зала цокольного этажа коллектив авторов (Геннадий Осташенок, Алексанлр Баглай, Юрий Гудинович, Валерий Давгало, Николай Дубатовка) создал шесть горизонтальных и 12 вертикальных уникальных монументально-декоративных панно «Из истории Минска»,которые Вы видите на стенах зала, где гравировка совмещается с травлением по цветному металлу. Это уникальная, очень кропотливая, ювелирно точная работа. Художники использовали стиль резных гравюр средневековья.

В шести больших пространственных композициях (80х180) и 12 вертикальных аллегорических портретах наиболее типичных представителей своего времени (80х30) запечатлены многоликие образы исторического прошлого нашего города, начиная с Х1 в. – битвы на Немиге. Каждая часть панно насыщена большим количеством деталей, многочисленными орнаментами, символами белорусской геральдики, образцами одежды разных времен. Завершается эта уникальная изобразительная серия картиной развернутой планировки центра Минска начала минувшего столетия.

Все 18 сюжетов триптихов с историческими, архитектурными и этнографическими деталями основаны на тщательном изучении авторами документальных реалий, которые дошли до нас в проектных и обмерных чертежах, картах, письменных источниках, археологических памятниках, старых рисунках и акварелях и т.д.

Наряду с эпическими пейзажными и архитектурно-урбанистическими мотивами авторы обращаются и к уникальной белорусской геральдике, и к национальному растительному и геометрическому орнаменту, используют и фигуративные жанрово-бытовые сценки, ювелирно проработанные под полузабытый «шарм» (стиль) стародавних резцовых гравюр ХУ-ХУШ вв.

Вместе с тем это не научно-скрупулезные, протокольные зарисовки-свидетельства «как это было», а рукотворные эмоционально-насыщенные изобразительные поэмы о богатой и живой истории нашего древнего города, талантливо интерпретированные и воспроизведенные художниками с высоты сегодняшнего дня. От художников не требовалось точного документирования исторических событий – они создавали образные повествования о том, как могли жить, работать, воевать наши предки. .

Времен связующая нить – такова основная концепция этой художественной сюиты.

В этом зале проходят важные для города и страны торжественные мероприятия: под стеклянным куполом чествуют лауреатов звания «Минчанин года» и участников международных форумов, деятелей культуры и звезд спорта. Ежегодно именно в Ратуше торжественно открывается Праздник города, и выступают с концертами лучшие творческие коллективы страны.

На втором этаже, где раньше заседал магистрат, для совещаний и приема почетных гостей открыт ратушный зал (зал приемов).

(группу провести на второй этаж, остановиться в фойе 2-го этажа)

Мы с вами в фойе 2-го этажа. Его интерьеры украшают посвященные сегодняшнему дню столицы живописные полотна народных художников Беларуси «Ноктюрн» Гавриила Ващенко и «Солнечный день» Леонида Щемелева, «Парк Горького» заслуженного деятеля искусств Владимира Товстика. Таким видят наш город художники.

Направо дверь ведет в зал приемов.

Перед Вами зал приемов. Когда-то в этом зале заседал магистрат, в настоящее время здесь проводят официальные мероприятия. В центре его расположен стол, за которым проходят официальные приемы, подписываются документы, вокруг него 29 стульев. Площадь зала более 100 м2. Стены этого зала в будущем украсят портреты почетных граждан столицы.

В витрине представлены подарки и награды Минска: диплом Первого Международного смотра-конкурса «Лучший город СНГ», датированный 3-4 апреля 2008 года, памятные подарки г. Москвы (Россия), г. Триполи (Ливия), г.Вены (Австрия), г. Багдада (Ирак), Киева (Украина), г.Дамаска (Сирия) и другие.

 

О Минской ратуше ходят легенды. Наиболее известная из них связана с именами могущественного магната Кароля Радзивилла по прозвищу Пане Коханку и его друга Михала Володковича, необузданного буяна. Когда Володковичу захотелось войти в состав минского магистрата, Радзивилл привел на заседание городской рады своих солдат, и пан Михал стал одним из правителей города. Но это не изменило его характер: он продолжал пить и приставать к местным красавицам. Выбивал окна, мог кого-нибудь ранить, разогнать святых отцов, шедших на похороны. Когда в 1759 г. доминиканец Облачинский начал на кафедральном соборе обвинять Володковича, тот весьма своеобразно отомстил монаху: во время следующей службы привел на площадь медведей, обезьян и ряженых цыган и выставил горожанам бочку с вином. И вот однажды пан Михал устроил скандал на заседании трибунала, стал махать саблей и случайно рассек распятие, стоявшее на судейском столе. Вконец обозленные минчане посадили Володковича в темницу ратуши и приговорили к смертной казни за святотатство. До последнего дня тот не знал, что его ждет, шутил и строил планы на будущее. Пане Коханку мчал на подмогу с конным отрядом, но не успел спасти друга. Володковича расстреляли. А после его смерти в ратушу начал приходить призрак. Говорят, что душа злодея еще долго появлялась по ночам возле ратуши и требовала справедливого возмездия. Ратушу уничтожили, а сейчас, когда ее восстановили, поговаривают, что призрак появился опять.

Другая легенда связана с исчезновением ратушных часов. Говорят, что их приобрел один из российских помещиков, получивших земли в новой части империи. Он решил удивить соседей и приказал крепостным воздвигнуть недалеко от усадьбы деревянную часовую башню «высотою до неба». Когда та была возведена под купол и на ней уже установили исчезнувший с ратуши механизм, башня вдруг рухнула, погребая под собой строителей. Первые городские часы при этом разбились вдребезги.

Заключение

Трудно представить Минск без этого удивительного памятника архитектуры. Многое изменилось в городе за более чем девять веков лет его существования, многое кануло в Лету. Но с каждым новым десятилетием мы все бережнее ценим сохранившиеся реликвии – будь то столетнее дерево или старинная постройка. Каждая дошедшая до нас из глубины веков вещь несет информацию о времени и людях, о нравах и традициях прошлого. Соприкосновение с историей дает возможность почувствовать, что ты причастен к той единой цепи, которая тянется из поколения в поколение, связывая своими звеньями прошлое с будущим.

И вот уже более 400 лет площадь Свободы украшает минская ратуша. Жесткий ритм будней как бы замирает у этого памятника, хранящего размеренную мудрость предков. В волнующем перезвоне колоколов окружающих площадь православных и католических храмов сливаются культурные традиции и современное стремление к гармонии. Здесь минчане с особой силой чувствуют себя гражданами своего города.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арлоў У., Сагановіч Г. Дзесяць вякоў беларускай гісторыі (862 – 1918).

2. Беларуская энцыклапедыя: ў 18 т. Т.1-10. – Мн.: Беларуская энцыклапедыя, 1996-2000.

3. Iгнатоўскi У.М. Кароткi нарыс гiсторыi Беларусi. – Мн.: Беларусь, 1992.

4. Гісторыя Мінска. – Мн., 1967.

5. Мінская ратуша. Фотаальбом. – Мн., ЮНІПАК, 2008.

6. Энцыклапедыя гісторыі Беларусі. Т. 1-6. – Мн.: Беларуская энцыклапедыя, 1993 – 2004.

7. http://minsk-old-new.com/minsk-2846.htm

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.