В процессе подготовки, организации поведения выборов как главы государства, так и депутатов в различные представительные и законодательные органы государственной власти и местного самоуправления между гражданами, различными политическими партиями массовыми движениями кандидатами, возникают общественные отношения, которые нуждаются в правовой регламентации. Для этого в конституционном праве существует институт избирательного права.
Понятие «избирательного права» употребляется в двух смыслах: объективном и субъективном.
В объективном смысле – избирательное право представляет собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации и проведения выборов.
Эти нормы находят отражение в конституциях практически всех государств, а также в текущем законодательстве, регламентирующем эти соответствующие вопросы. Нормы избирательного права подразделяются на материальные, закрепляющие принципы выборов, права граждан, политических партий, трудовых коллективов, массовых движений и процессуальные, определяющие порядок, процедуру проведения выборов.
Субъективное избирательное право – это предусмотренная правовыми нормами возможность каждого гражданина, достигшего определенного возраста, принимать участие в выборах. Различается активное избирательное право – право избирать, и пассивное – право быть избранным.
Систему источников избирательного права составляют все источники конституционного права, в которых содержатся избирательно-правовые нормы. В первую очередь, это конституции, где закреплены принципы избирательного права, отправные начала в формировании выборных органов, избрании должностных лиц, срок полномочий и т.д. Иногда может указываться разновидность используемой избирательной системы (мажоритарной, пропорциональной), порядок определения результатов выборов, компетенция органов в избирательном процессе и др.
После конституций особое место принадлежит специальным избирательным законам, которые иногда имеют форму кодексов (Франция, Бельгия, Аргентина).
К числу источников также можно отнести регламенты палат парламента, акты главы государства, постановления исполнительных органов, решения судебных органов и т.д.
Понятие и значение принципов избирательного права.
В настоящее время большинство зарубежных конституций провозглашают основными принципами формирования выборных органов государства всеобщее, равное и свободное избирательное право при тайном голосовании.
Всеобщность.
Избирательное право формально провозглашается всеобщим, то есть принадлежащим всем гражданам без какой-либо дискриминации.
Однако это правило ограничено определенными исключениями, а также требованиями (избирательными цензами), от соответствия которым зависит обладание гражданами пассивным и активным избирательным правом.
Исключения касаются, прежде всего, тех лиц, которые отбывают наказание в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда, и граждан, признанных судом недееспособными.
Избирательные цензы.
- Имущественный ценз, т.е. требование иметь определенное имущество или уплачивать определенную сумму налога, чтобы получить право избирать. Этот ценз в разных формах действует в таких странах как Австралия, Колумбия, Мексика, Новая Зеландия, ЮАР и др.
- В Австралии, Колумбии, Бразилии и некоторых других странах право голоса ограничено цензом грамотности. Лица, признанные неграмотными, не включаются также в списки избирателей в ряде штатов США.
- Очень широко распространен в зарубежных государствах ценз оседлости, требующий, чтобы избиратель проживал в течение определенного срока (от 1 месяца до 2 лет) в местности, где происходит голосование. Ценз оседлости сегодня активно используется в целях ограничения избирательного права так называемых иностранных рабочих, доля которых в рабочей силе ведущих зарубежных стран довольно значительна, а также для дискриминации малообеспеченных групп населения, вынужденных кочевать по стране в поиске работы.
- Специальный ценз касается военнослужащих. Они не голосуют и не могут быть избраны в таких странах, как Аргентина, Голландия, Гондурас, Колумбия, Мексика, Турция, Эквадор и др.
- Что касается возрастных цензов, то в последнее время под влиянием общего подъема демократического движения произошли определенные изменения. Большинство ведущих капиталистических государств понизили возраст, необходимый для реализации активного избирательного права, до 18 лет.
- Ценз пола, расовый ценз. Данные цензы существовали ранее, однако в настоящее время признаны дискриминационными и не применяются.
- Моральные цензы – требуют от граждан «хорошего поведения», «хорошего образа жизни».
В некоторых странах существуют особые ограничения. Например, в Мексике избирательного права лишены наркоманы, в Голландии – лица, лишенные родительских прав, в Англии – банкроты. Особые требования предъявляются в отдельных странах для натурализованных граждан: они получают право голоса спустя определенное количество лет после получения гражданства.
Для того чтобы гражданин государства мог участвовать в голосовании, ему недостаточно удовлетворять избирательным цензам, а необходимо еще быть включенным в списки избирателей. Различают две системы регистрации избирателей: необязательную и обязательную. При действии системы необязательной регистрации (страны Латинской Америки, США, Великобритании и др.) избиратели должны сами позаботиться о том, чтобы их включили в списки. Система обязательной регистрации (Бельгия, Швейцария, Италия, Индия, Франция, Япония и др.) предполагает ответственность государственных органов за включение граждан в списки избирателей.
С рядом дополнительных требований и более жестких ограничений связано предоставление пассивного избирательного права (права быть избранным).
Прежде всего, для кандидатов на выборные должности повсеместно, за очень редкими исключениями, устанавливается более высокий возрастной ценз.
В июне 2000 года в Конституцию Сирийской Арабской Республики было внесено изменение, снижающее минимальный возраст для кандидата в президенты с 40 до 34 лет. Эта поправка, принятая сразу после смерти президента Хафеза Асада, позволила его сыну Башару возглавить страну.
При предоставлении пассивного избирательного права значительно чаще применяется ценз оседлости и носит он обычно более жесткий характер.
К кандидатам на выборные должности применяется ряд дополнительных требований - запрещается занятие определенных должностей, устанавливается необходимость исповедания определенной религии или любой религии и т.д. Так, Конституция Аргентины ранее содержала требование об обязательной принадлежности президента и вице-президента к католической церкви.
Ряд стран ограничивает пассивное избирательное право для священнослужителей, военнослужащих, судей, госслужащих (неизбираемость).
Несовместимость – см. самостоятельно!
Иногда предъявляются особые требования. Например, в Гватемале, учитывая историю страны, пережившей не один военный переворот, конституция оговаривает, что на пост президента и вице-президента не могут претендовать лица, возглавившие перевороты и революции, приведшие к изменению конституционного строя.
Конституция Бенина предъявляет следующие требования к кандидатуре на пост президента: он должен быть не старше 70 лет, быть высоконравственным и честным, обладать удовлетворительным физическим и психическим здоровьем (состояние здоровья подтверждается консилиумом из трех врачей, назначаемых конституционным судом).
Конституция Кот-Д`Ивуара предъявляет жесткие требования к кандидатам в президенты: их родители должны быть уроженцами Кот-д`Ивуара; максимальный возраст кандидатов не должен превышать 75 лет; их физическое и психическое здоровье должно быть подтверждено специальной медицинской коллегией из трех человек, назначаемой конституционным советом по представлению совета работников медицины. Кроме того, кандидатам вменяется в обязанность высокая нравственность и честность.
Выдвижение кандидатов осуществляется, как правило, политическими партиями. Причем, для малых партий выдвижение кандидатов подчас затруднено требованием залога. Дело в том, что в ряде зарубежных стран выдвинутая кандидатура регистрируется только в том случае, если будет внесена установленная законом сумма денег в качестве избирательного залога.
Залог возвращается, если кандидат собрал установленное законом минимальное (во Франции - 5%) число голосов. Иногда для получения пассивного избирательного права требуется внести избирательный залог в довольно крупной сумме.