5 — Дом Лобанова-Ростовского — Здание военного министерства.
6 — Особняк Миллера.
7 — Министерство государственных имуществ, дом 4.
8 — Министерство государственных имуществ, дом 13.
9 — Особняк Зубова — Российский Институт истории искусств.
10 — Мариинский дворец.
11 — Доходный дом Китнера.
12 — Доходный дом Шиля.
13 — Дом Мятлевых.
14 — Гостиница «Англетер».
15 — Дом Германского посольства.
16 — Гостиница «Астория».
дание конногвардейского манежа было построено в 1804—1807 годах под руководством архитектора Джакомо Кваренги в стиле русский классицизм. Здание зажато между улицей Якубовича и Конногвардейским бульваром, главный фасад обращён на Сенатскую и Исаакиевскую площади. На 1807 год длина здания составляла 60 саженей, ширина — 16[и. 19]. Манеж играет немалую роль в формировании архитектурного ансамбля прилегающих площадей, перспективы Адмиралтейского проспекта. В 1931 году здание переоборудовали под гараж для МГБ. С 1970-х по настоящее время здание используется как выставочный центр, где регулярно проводятся фестивали, биеннале, ежегодные выставки.[а. 4]
Основной фасад искусно обработан портиком, представляющим собой лоджию, ограниченную дорическим ордером и состоящим из 8 колонн, фриза и треугольного фронтона. Фронтон украшен скульптурами работы Трискорни. Ранее фронтон был украшен также терракотовыми барельефами Иенсена, которые впоследствии были удалены с фасада. Здание — двухэтажное (с 1931 года), по углам оформлено пилястрами, завершено антаблементом. Стены и колонны кирпичные, но отштукатуренные. Кровля железная.[а. 4]
В 1806 году Кварнеги заказал в Италии уменьшенные копии знаменитых мраморных Диоскуров — Кастора и Поллукса, установленных в Риме перед Квиринальским дворцом. Каждая композиция представляет собой юношу (Кастора или Поллукса), укрощающего коня. Скульпутрные группы известны во многом из-за своей пластичности и монументальности. Обе фигуры были закончены Паоло Трискорни в 1810, однако доставлены в Россию в Кронштадт только в августе 1816. В 1817 году Диоскуры были установлены на гранитные постаменты с двух сторон от главного фасада манежа.[и. 19] В период с 1840 по 1954 год Диоскуры стояли у фасада, противоположного основному.[а. 4]
Исаакиевский собор
Исаакиевские собор и площадь. Вид со стороны Мариинского дворца
Основная статья: Исаакиевский собор
Исаакиевский собор (ранее — Исакиевский, сокр. Исаакий) выполнен в стиле поздний классицизм по проекту архитектора Огюста Монферрана. Собор возводился в период с 1818 по 1858 годы. В настоящее время достигает в высоту 101,5 метра, позолоченный купол храма видно почти отовсюду в историческом центре. По размерам купол Исаакиевского собора усутпает только куполам соборов Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне и Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. Будучи крупнейшим храмом города на Неве, собор (наравне с Петропавловским собором и Адмиралтейством) является вертикальной архитектурной доминантой не только прилегающих площадей, но и всего города. Возведение собора ознаменовало новый этап в развитии строительных технологий в России. Существующий храм — четвёртый по счёту храм в честь Исаакия Далматского, построенный в Санкт-Петербурге. В 1928 году в связи с советской антирелигиозной кампанией храм закрыли. В период с 1930 по 1937 год в Соборе размещался Антирелигиозный музей. За время Великой Отечественной войны Исаакий разрушен не был, однако пострадал, в связи с чем впоследствии реставрировался. Службы в Соборе возобновились в 1992, но проходили нерегулярно. В 2002 году службы стали регулярными. В настоящее время в Исаакиевском соборе действует одноимённый государственный музей.[э. 4][37]
Исаакиевский собор — восьмистолповый, крестово-купольный храм. Собор с четырёх сторон обрамляется четырьмя восьмиколонными портиками. Вместе с портиками размеры собора составляют 111,5 × 97,6 × 111,5 метра[э. 4]. Центральная часть собора подчёркивается подкупольным квадратом, образованным четырьмя опорными пилонами, поставленными шире остальных. Благодаря этому главный купол чётко вписывается в квадрат пилонов и исключается его провисание. По углам основного объёма установлены четыре колокольни, как бы врезанные в стены, но распололожены ближе к центральному куполу.[37] Цоколь собора облицован гранитом, стены и пилоны — гранитом и песчаником. В портиках и вокруг барабана было установлено 72 гранитные монолитные колонны[38]. Декоративная наружная скульптура, капители выполнены из бронзы, кровля — медная. Купол тоже медный, но позолоченный.[а. 5] В апреле 1839 года начались работы под руководством французского скульптора Германа по созданию 24 бронзовых статуй, «высотой каждая в 4 аршина, изображающие святых греко-российского исповедания».[а. 6] Статуи призваны были смягчить переход от барабана к куполу.[39]
На Исаакиевскую площадь выходит южный фасад храма. На южном фронтоне портика при входе в музей — барельеф на тему священного писания — «Поклонение волхвов» (1839—1844, скульптор Витали): в центре на троне — 6-метровая фигура Богородицы с Младенцем на руках в окружении волхвов; по правую руку от Богородицы, склонив голову, стоит её муж — святой Иосиф; по левую — старик с ребёнком, направленные в сторону центральной фигуры.[39][а. 7] На углах южного фронтона также установлены фигуры православных апостолов: святого Матфея, святого Андрея и святого Филлиппа.[39][а. 8] В 1844—1845 по проекту А. В. Логановского в нишах южного портика были установлены рельефы «Избиение младенцев» и «Ангел, извещающий пастухов о рождении Христа». Эти рельефы отличаются не только мастерски выдержанными пропорциями, но и перегруженностью мелкими деталями и фигурами.[39] Южные (выходящие на Исаакиевскую площадь) двери были изготовлены в период с 1841 по 1846 год из дуба и бронзы всё тем же скульптором Витали. Массивные двери оформлены рельефами («Спор Христа с фарисеями» и «Бегство в Египет»), в центр створок помещены статуи Архангела Михаила и Александра Невского.[и. 36][а. 9]
Исаакиевский сквер
Исаакиевский сквер имеет трапецевидную форму. Площадь сквера составляет 0,77 га, за что последний был прозван в народе «пяточком»[40]. Обнесён низким поребриком (бордюром) из красного гранита. В центре сквера — газон и крупная круглая клумба, разделённые дорожками. По краям расположены зелёные насаждения: подстриженные деревья, кустарники. Регулярный партерный сквер является типичным образцом садово-паркового ансамбля второй половины XIX века.[а. 3][31]
Сквер открылся 19 июля 1860 года. В течение последующих лет он претерпел ряд изменений (перепланировка 1865—1567; вырубка деревьев в 1910; перепланировка 1911—1912).[а. 3][э. 11]
Памятник Николаю I
Основная статья: Памятник Николаю I (Исаакиевская площадь)
Памятник Николаю I — конный монумент в центре Исаакиевской площади, установленный в честь российского императора Николая I. Является образцом архитектурного стиля необарокко. Памятник сооружался в 1856—1859 годах.[15][э. 12]
Дом Лобанова-Ростовского — Здание военного министерства (№ 2)
Основная статья: Дом Лобанова-Ростовского
Дом Лобанова-Ростовского А. Я. Адмиралтейский просп., 12, Исаакиевская пл., 2, Вознесенский просп., 1 1817—1820 гг., арх. Монферран О., ск. Трискорни П.] Особняк Миллера (№ 3)
Особняк К. Л. Миллера (а также доходный дом) были перестроены в 1879—1880 годах архитектором, академиком Фердинандом Логиновичем Миллером в архитектурном стиле эклектика на основе старых построек конца XVIII века.[и. 37]
В 2005—2007 годах в рамках городской программы проходил реставрационный ремонт лицевого фасада особняка[и. 38].
Расположен по адресу Исаакиевская пл., 3 Якубовича ул., 2.