Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 1. Социология как наука. Специфика социологического знания (4 ч.)



СОЦИОЛОГИЯ

 

учебно-методическое пособие

план семинарских занятий

контрольно-измерительные материалы

 

Волгодонск 2011

Составители:

Канд. философ. наук, доц. кафедры ‹‹Социально-культурный сервис и гуманитарные дисциплины›› ВИС ЮРГУЭС

В.С. Чураков,

Канд. философ. наук, доц. кафедры ‹‹Социально-культурный сервис и гуманитарные дисциплины›› ВИС ЮРГУЭС

Г.В. Шелудько

Рецензенты:

Канд.социол.наук., доц., ‹‹Социально-культурный сервис и гуманитарные дисциплины›› ВИС ЮРГУЭС

А.В.Лавров

Канд.социол.наук., доц.. зав.кафедрой ‹‹Социально-культурный сервис и гуманитарные дисциплины›› ВИС ЮРГУЭС

Н.И.Гусев

Учебно-методическое пособие разработано для студентов всех направлений (бакалавриата) для ВИСФ ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС» в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначено для оказания методической помощи студентам дневной формы обучения при выполнении самостоятельной работы и подготовке к семинарским занятиям по дисциплине «Социология»


ОГЛАВЛЕНИЕ

Ведение…………………………………………………………………….4

Учебно-тематический план семинарских занятий………………………7

Задания для самостоятельной работы……………………………………22

Тесты для проверки остаточных знаний………………………………...25

Вопросы к зачету …………………………….. …………………………..33

Основная литература………………………………………………………..37

Дополнительная литература…………………………………………………38

Методические разработки ВИС ГОУ ВПО ЮРГУЭС………………… …..40

 

 

Введение

Предлагаемое учебно-методическое пособие рассчитано на изучение дисциплины «Социология» студентами факультета «Сервис» Волгодонского института Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса в течение 18 часов лекций и 18 часов практики. В связи с тем, что занятия ведутся в группах студентов, обучающихся по сервисным специальностям всех направлений бакалавриата, то в данном учебно-методическом пособии сделан акцент на социальную сущность сервисной деятельности и факторы, влияющие на социальное поведение людей, а также на связь экономических, культурных и политических характеристик социума. Сформулированные ниже цели курса – это оптимальный объем содержания социологического образования. Он соответствует реальным рамкам учебного времени, потребностям и познавательным возможностям учащихся 17-20 – летнего возраста.

Целевая установка

Преподавание дисциплины «Социология» в соответствии с требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования направлено на изучение студентами достижений мировой, отечественной социологической мысли и законов социального развития. Курс «Социология» призван дать целостное представление об обществе, выработать навыки соединять абстрактные теоретические разработки с конкретными прикладными задачами, направленными на актуальные исследовательские проблемы социальной жизни. Цель курса – сформировать у будущих специалистов социологическое мышление, понимание социологических проблем, источников их возникновения и возможных путей решения.

В ходе реализации цели данного курса планируется решение следующих задач:

1) подробно изучить основные понятия социологии;

2) ознакомиться с историей развития социологии;

3) дать характеристику обществу как системе;

4) ознакомиться с основными теориями социализации личности;

5) сформировать основы мировоззренческой, нравственной, правовой и экономической культуры;

6) содействовать воспитанию гражданственности и уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей;

7) ознакомиться с основными моделями социальной стратификации;

8) получить комплексное представление о важных социальных, экономических и политических проблемах;

9) понять сущность процессов организации и развития социума, роль в этом развитии человека.

10) ознакомиться с методологией социологического исследования;

11) развить умение ориентироваться в потоке разнообразной социальной информации и в типичных жизненных ситуациях;

12) привить студентам навыки к самостоятельному и систематическому
совершенствованию системы социологических знаний.

В результате изучения дисциплины студент должен достигнуть следующих уровней подготовленности.

2. Иметь представление:

1. об объективно-предметной области социологического знания, факторах социального развития личности и социального функционирования предприятий и организаций;

2. о функционировании и воспроизводстве общества как целого единства;

3. об основных социальных институтах, обеспечивающих функционирование социальных отношений;

4. об основных этапах культурно-исторического развития обществ, механизмах и формах социальных изменений.

3. Знать:

1. типологию, основные источники возникновения и развития социальных движений, факторы социального развития, типы социальных организаций и уметь их анализировать;

2. механизмы возникновения и разрешения социальных конфликтов;

3. культурно-исторические типы социального неравенства и стратификации, иметь представление о горизонтальной и вертикальной социальной мобильности.

4. Уметь:

1. ориентироваться в социальных процессах;

2. применять в практической деятельности основные социальные законы;

3. анализировать основные проблемы стратификации российского общества, возникновения классов, причины бедности и неравенства, взаимоотношений социальных групп, общностей и этносов.

5. Быть ознакомленным:

1. с основами социологического анализа;

2. с методикой проведения социологических исследований и навыками обработки эмпирической социологической информации;

3. с основными этапами развития социологической мысли и современными направлениями социологической теории;

4. с представлением об обществе как надындивидуальной реальности и целостной саморегулирующейся системе.

6. Иметь представленияопроведении социологических исследований.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Социология как наука. Специфика социологического знания (4 ч.)

1. Система законов, понятий и категорий социологии

2.Связь социологии с другими науками

3.Уровни социологического знания

4.Методы социологического исследования

ПОНЯТИЯ: социология, общество, макросоциология, микросоциология, фундаментальные социологические теории, теории среднего уровня, прикладная социология, социальные отношения, социальная среда, социальное управление, социальное прогнозирование, социальная проблема, респондент, интервьюер, официальный документ, личный документ, контент-анализ, единица счета, смысловая единица содержания, экспериментальная группа, контрольная группа, включенное наблюдение, не включенное наблюдение.

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

1. Сравнить значимость знаний по социологии для главы правительства, менеджера в офисе,
продавца, предпринимателя, школьного учителя, рабочего, водителя, программиста, артиста.

2. Составьте таблицу, показывающую как на практике в жизни города (организации) могут быть реализованы основные функции социологии,

3. Составьте анкету, изучающую:

1) уровень экономической активности населения;

2) отношение к своей организации (фирме);

3) отношение к своей работе и квалификации.

ЛИТЕРАТУРА

1.Анурин, В.Ф. Общая социология [Текст]: Учеб. пособ. для вузов/ В.Ф. Анурин — М: Академический Проект, 2003.– 496с.

2.Кравченко, А. И. Социология [Текст]: Учебник для вузов/А.И. Кравченко.–2-е изд.– М: Академический Проект, 2003.– 508с.

3.Кравченко, А. И. Социология [Текст]: Учебник / А.И.Кравченко; Моск. Гос. Ун-т им. М.В. Ломоносова.– М.: Проспект, 2003.– 536с.

4.Кравченко, А.И. Социология [Текст]: Доп. МО РФ в кач-ве учебника для вузов/ А.И. Кравченко, В.Ф Анурин – СПб.: Питер, 2003.– 432с.

5.Кравченко, А. И. Социология [Текст]: Доп. Мин. образования в кач-ве учебника для студентов несоциологических специальностей естественно-научных, технических и гуманитарных вузов/А.И.Кравченко, В.Ф.Анурин.— СПб.: Питер, 2005.– 432с.

6.Кравченко, А.И. Социология [Текст]: Учебник для вузов /А.И.Кравченко.– М.: Академический проект, 2001.–508с.

7.Мостовая, И.В. Зачет по социологии в кармане [Текст]: /И.В. Мостовая.– М., Ростов н/Д.: АСТ, Феникс, 1999.– 320с.

8.Немировский, В.Г. Общая социология [Текст]: Учеб.пособ.рек.УМО вузов России по классическому университетскому образованию в кач-ве учеб.пособ.для студентов вузов/В.Г.Немировский.– Ростов н/Д.: Феникс, 2004.– 320с.

9.Общая социология [Текст]: Учеб. пособие для вузов/А.Г.Эфендиев, Е.И.Кравченко, Г.В.Пушкарева и др.; Под общ. ред.А.Г.Эфендиева.– М.:ИНФРА-М, 2002.– 654с.

 

 

ДОКЛАДЫ

1. История социального самопознания

Литература: Козлова, О.Н. История социального самопознания [Текст] /О.Н.Козлова. //Социально-гуманитарные знания. – 2003. –№2.

2. Социальные функции науки в условиях кризиса.

Литература: Кара-Мурза, С.Г. Социальные функции науки в условиях кризиса [Текст] / С.Г.Кара-Мурза // Социально-гуманитарные знания. –2003. –№4.

3. О социологическом знании.

Литература: Козлова, О.Н. О социологическом знании [Текст] / О.Н.Козлова.// Социально-гуманитарные знания. 2003. №1.

4. Методика социометрии Я.Л. Морено.

Литература: Золотовицкий, Р.А. Социометрия Я.Л. Морено: мера общения [Текст] /Р.А.Золотовицкий. // СОЦИС.– 2002.– №4.

Залегина, В.В. «Социометрическая оптимизация» сценария деловой игры [Текст] / В.В.Залегина.// СОЦИС.– 2002. –№4.

5. Категории социологии.

Литература: Ольховников, К.М. Категории социологии: образ мышления и словарь исследования [Текст] /К.М.Ольховников, Г.П.Орлов// СОЦИС.– 2004.– №2.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.