Канд. философ. наук, доц. кафедры ‹‹Социально-культурный сервис и гуманитарные дисциплины›› ВИС ЮРГУЭС
В.С. Чураков,
Канд. философ. наук, доц. кафедры ‹‹Социально-культурный сервис и гуманитарные дисциплины›› ВИС ЮРГУЭС
Г.В. Шелудько
Рецензенты:
Канд.социол.наук., доц., ‹‹Социально-культурный сервис и гуманитарные дисциплины›› ВИС ЮРГУЭС
А.В.Лавров
Канд.социол.наук., доц.. зав.кафедрой ‹‹Социально-культурный сервис и гуманитарные дисциплины›› ВИС ЮРГУЭС
Н.И.Гусев
Учебно-методическое пособие разработано для студентов всех направлений (бакалавриата) для ВИСФ ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС» в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначено для оказания методической помощи студентам дневной формы обучения при выполнении самостоятельной работы и подготовке к семинарским занятиям по дисциплине «Социология»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Ведение…………………………………………………………………….4
Учебно-тематический план семинарских занятий………………………7
Задания для самостоятельной работы……………………………………22
Тесты для проверки остаточных знаний………………………………...25
Вопросы к зачету …………………………….. …………………………..33
Основная литература………………………………………………………..37
Дополнительная литература…………………………………………………38
Методические разработки ВИС ГОУ ВПО ЮРГУЭС………………… …..40
Введение
Предлагаемое учебно-методическое пособие рассчитано на изучение дисциплины «Социология» студентами факультета «Сервис» Волгодонского института Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса в течение 18 часов лекций и 18 часов практики. В связи с тем, что занятия ведутся в группах студентов, обучающихся по сервисным специальностям всех направлений бакалавриата, то в данном учебно-методическом пособии сделан акцент на социальную сущность сервисной деятельности и факторы, влияющие на социальное поведение людей, а также на связь экономических, культурных и политических характеристик социума. Сформулированные ниже цели курса – это оптимальный объем содержания социологического образования. Он соответствует реальным рамкам учебного времени, потребностям и познавательным возможностям учащихся 17-20 – летнего возраста.
Целевая установка
Преподавание дисциплины «Социология» в соответствии с требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования направлено на изучение студентами достижений мировой, отечественной социологической мысли и законов социального развития. Курс «Социология» призван дать целостное представление об обществе, выработать навыки соединять абстрактные теоретические разработки с конкретными прикладными задачами, направленными на актуальные исследовательские проблемы социальной жизни. Цель курса – сформировать у будущих специалистов социологическое мышление, понимание социологических проблем, источников их возникновения и возможных путей решения.
В ходе реализации цели данного курса планируется решение следующих задач:
1) подробно изучить основные понятия социологии;
2) ознакомиться с историей развития социологии;
3) дать характеристику обществу как системе;
4) ознакомиться с основными теориями социализации личности;
5) сформировать основы мировоззренческой, нравственной, правовой и экономической культуры;
6) содействовать воспитанию гражданственности и уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей;
7) ознакомиться с основными моделями социальной стратификации;
8) получить комплексное представление о важных социальных, экономических и политических проблемах;
9) понять сущность процессов организации и развития социума, роль в этом развитии человека.
10) ознакомиться с методологией социологического исследования;
11) развить умение ориентироваться в потоке разнообразной социальной информации и в типичных жизненных ситуациях;
12) привить студентам навыки к самостоятельному и систематическому совершенствованию системы социологических знаний.
В результате изучения дисциплины студент должен достигнуть следующих уровней подготовленности.
2. Иметь представление:
1. об объективно-предметной области социологического знания, факторах социального развития личности и социального функционирования предприятий и организаций;
2. о функционировании и воспроизводстве общества как целого единства;
3. об основных социальных институтах, обеспечивающих функционирование социальных отношений;
4. об основных этапах культурно-исторического развития обществ, механизмах и формах социальных изменений.
3. Знать:
1. типологию, основные источники возникновения и развития социальных движений, факторы социального развития, типы социальных организаций и уметь их анализировать;
2. механизмы возникновения и разрешения социальных конфликтов;
3. культурно-исторические типы социального неравенства и стратификации, иметь представление о горизонтальной и вертикальной социальной мобильности.
4. Уметь:
1. ориентироваться в социальных процессах;
2. применять в практической деятельности основные социальные законы;
3. анализировать основные проблемы стратификации российского общества, возникновения классов, причины бедности и неравенства, взаимоотношений социальных групп, общностей и этносов.
5. Быть ознакомленным:
1. с основами социологического анализа;
2. с методикой проведения социологических исследований и навыками обработки эмпирической социологической информации;
3. с основными этапами развития социологической мысли и современными направлениями социологической теории;
4. с представлением об обществе как надындивидуальной реальности и целостной саморегулирующейся системе.
6. Иметь представленияопроведении социологических исследований.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Социология как наука. Специфика социологического знания (4 ч.)
1. Система законов, понятий и категорий социологии
2.Связь социологии с другими науками
3.Уровни социологического знания
4.Методы социологического исследования
ПОНЯТИЯ: социология, общество, макросоциология, микросоциология, фундаментальные социологические теории, теории среднего уровня, прикладная социология, социальные отношения, социальная среда, социальное управление, социальное прогнозирование, социальная проблема, респондент, интервьюер, официальный документ, личный документ, контент-анализ, единица счета, смысловая единица содержания, экспериментальная группа, контрольная группа, включенное наблюдение, не включенное наблюдение.
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:
1. Сравнить значимость знаний по социологии для главы правительства, менеджера в офисе, продавца, предпринимателя, школьного учителя, рабочего, водителя, программиста, артиста.
2. Составьте таблицу, показывающую как на практике в жизни города (организации) могут быть реализованы основные функции социологии,
3. Составьте анкету, изучающую:
1) уровень экономической активности населения;
2) отношение к своей организации (фирме);
3) отношение к своей работе и квалификации.
ЛИТЕРАТУРА
1.Анурин, В.Ф. Общая социология [Текст]: Учеб. пособ. для вузов/ В.Ф. Анурин — М: Академический Проект, 2003.– 496с.
2.Кравченко, А. И. Социология [Текст]: Учебник для вузов/А.И. Кравченко.–2-е изд.– М: Академический Проект, 2003.– 508с.
3.Кравченко, А. И. Социология [Текст]: Учебник / А.И.Кравченко; Моск. Гос. Ун-т им. М.В. Ломоносова.– М.: Проспект, 2003.– 536с.
4.Кравченко, А.И. Социология [Текст]: Доп. МО РФ в кач-ве учебника для вузов/ А.И. Кравченко, В.Ф Анурин – СПб.: Питер, 2003.– 432с.
5.Кравченко, А. И. Социология [Текст]: Доп. Мин. образования в кач-ве учебника для студентов несоциологических специальностей естественно-научных, технических и гуманитарных вузов/А.И.Кравченко, В.Ф.Анурин.— СПб.: Питер, 2005.– 432с.
6.Кравченко, А.И. Социология [Текст]: Учебник для вузов /А.И.Кравченко.– М.: Академический проект, 2001.–508с.
7.Мостовая, И.В. Зачет по социологии в кармане [Текст]: /И.В. Мостовая.– М., Ростов н/Д.: АСТ, Феникс, 1999.– 320с.
8.Немировский, В.Г. Общая социология [Текст]: Учеб.пособ.рек.УМО вузов России по классическому университетскому образованию в кач-ве учеб.пособ.для студентов вузов/В.Г.Немировский.– Ростов н/Д.: Феникс, 2004.– 320с.
9.Общая социология [Текст]: Учеб. пособие для вузов/А.Г.Эфендиев, Е.И.Кравченко, Г.В.Пушкарева и др.; Под общ. ред.А.Г.Эфендиева.– М.:ИНФРА-М, 2002.– 654с.
ДОКЛАДЫ
1. История социального самопознания
Литература: Козлова, О.Н. История социального самопознания [Текст] /О.Н.Козлова. //Социально-гуманитарные знания. – 2003. –№2.
2. Социальные функции науки в условиях кризиса.
Литература: Кара-Мурза, С.Г. Социальные функции науки в условиях кризиса [Текст] / С.Г.Кара-Мурза // Социально-гуманитарные знания. –2003. –№4.