Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА



БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

УТВЕРЖДАЮ

Декан юридического факультета

С.А. Балашенко

«___»________________2011 г.

Регистрационный № УД-___/баз.

 

 

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА СЕМЬИ И ДЕТСТВА

 

Учебная программа (рабочий вариант)

для специальностей

1-86 01 01 Социальная работа (Социально-педагогическая деятельность)

1-86 01 01-05 Социальная работа (Социальное проектирование)

Факультет _______________гуманитарный_________________________

(название факультета)

Кафедра теории и истории государства и права

(название кафедры)

Курс (курсы) _________3_______________________

Семестр (семестры) ___6______________________

Лекции 34 Зачёт _ 6 ______

(количество часов) (семестр)

Практические (семинарские)

занятия 18

(количество часов)

Лабораторные

занятия (КСР) 10

(количество часов)

Всего аудиторных

часов по дисциплине 62

(количество часов)

Всего часов Форма получения

по дисциплине 62 высшего образования дневная

(количество часов)

 

 

Составители: к.ю.н., доцент Калинин С.А.; к.ю.н. Червякова Т.А.

 

2011 г

 

Учебная программа составлена на основе базовой программы по дисциплине “СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА СЕМЬИ И ДЕТСТВА ” для студентов высших учебных заведений по специальностям 1-86 01 01 Социальная работа (Социально-педагогическая деятельность), 1-86 01 01-05 Социальная работа (Социальное проектирование), утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 24 июня 2011 (регистрационный номер УД-4477/ баз.)

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Белорусского государственного университета

«….»………...2011 г., протокол №….

(дата, номер протокола)

 

Заведующий кафедрой

________________ С.А. Калинин

(подпись) (И.О.Фамилия)

 

 

Одобрена и рекомендована к утверждению Учебно-методической комиссией юридического факультета Белорусского государственного университета

«….»………...2011 г., протокол №….

(дата, номер протокола)

 

Председатель

________________ О.И. Чуприс

(подпись) (И.О.Фамилия)

 

 


 

СоставителИ:

Калинин Сергей Артурович – заведующий кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета Белорусского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент;

Червякова Татьяна Анатольевна– преподаватель кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Белорусского государственного университета, кандидат юридических наук.

 

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой теории истории государства и права юридического факультета Белорусского государственного университета

(протокол № ___ от ____________ 2011 г.);

Научно-методическим советом Белорусского государственного университета

(протокол № __ от _____________ 2011 г.)

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Спецкурс «Социально-правовая защита семьи и детства» предусмотрен программой подготовки студентов, обучающихся по специальности 1-86 01 01 Социальная работа (специализации «1-86 01 01-01 Социальная работа (Социально-педагогическая деятельность) и 1-86 01 01-05 Социальная работа (Социальное проектирование)). В рамках данной учебной дисциплины изучаются брак и семья как фактор стабильности общества, культура, психология и быт семьи, сущность и содержание социальной защиты семьи и детства, личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов, родителей и детей, порядок выявления, учета и устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в социально-опасном положении, усыновление (удочерение), опека, попечительство и иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, международные и национальные механизмы защиты прав ребенка, основы ювенальной юстиции, особенности правового положения несовершеннолетних и их ответственности, а также ряд актуальных проблем современного детства (алкоголизм, наркомания, табакокурение, СПИД, суицид, влияние деструктивных сект).

Целью преподавания дисциплины «Социально-правовая защита семьи и детства» является подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих глубокими знаниями в сфере социально-правовой защиты семьи и детства, а задачами:

получение теоретических знаний в области правовых основ государственной политики в сфере социальной защиты семьи и детства;

приобретение навыков по применению этих знаний в практической деятельности.

Методология реализации цели и задач основана на стационарном методе изучения студентами отдельных вопросов курса, а также действующего законодательства и текущим и последующим контролем знаний.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:основные положения законодательства в области охраны семьи и детства; характер, содержание и особенности социальных проблем современных семей и детей.

уметь: самостоятельно применять полученные знания к конкретным жизненным обстоятельствам.

Спецкурс рассчитан на 34 лекционных часа, 18 часов семинарских занятий и 10 часов занятий по КСР. Форма итогового контроля – зачет. Содержание учебной дисциплины структурировано по принципу модульного подхода, который предполагает разбивку учебного материала на относительно самостоятельные разделы. Самостоятельная работа студентов планируется в рамках учебных часов, отведенных на изучение дисциплины «Социально-правовая защита семьи и детства», и предусматривает ознакомление с научной, учебной, методической литературой, нормативными правовыми актами, подготовку рефератов, докладов и презентаций.

 

 


Содержание учебного материала

№п/п Наименование разделов, тем Количество часов*
    Аудиторные Самост. работа
    Лекции Практич., семинар. Лаб. занят. КСР
1. РАЗДЕЛ I. Предмет и система курса
2. Тема 1.Предмет и система курса «Социально-правовая защита семьи и детства».      
3. РАЗДЕЛ II. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА СЕМЬИ
4. Тема 2.1.Брак и семья как фактор стабильности общества.    
5. Тема2.2.Культура, психология и быт семьи.    
6. Тема2.3.Личные неимущественные права и обязанности супругов. Имущественные права и обязанности супругов.    
7. Тема2.4.Прекращение брака.      
8. Тема 2.5.Социальная защита семьи.    
9. Раздел III. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ДЕТСТВА
10. Тема 3.1.Защита детства.    
11. Тема 3.2.Международные и национальные механизмы защиты прав ребёнка    
12. Тема 3.3.Установление происхождения детей.    
13. Тема 3.4.Личные неимущественные права и обязанности родителей и детей.    
14. Тема3.5..Имущественные правоотношения родителей и детей.    
15. Тема 3.6.Порядок уплаты (взыскания) алиментов.    
16. Тема 3.7.Выявление, учет и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей находящихся в социально-опасном положении. Усыновление (удочерение).    
17. Тема 3.8.Опека, попечительство и иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.      
18. Тема 3.9.Ювенальное право (юстиция).    
19. Тема 3.10.Особенности правового положения и ответственности несовершеннолетних.    
20. Тема 3.11.Актуальные проблемы современного детства.    
21. Итого по дисциплине:  
               

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

Номер раздела, темы, занятия     Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов Количество аудиторных часов Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)   Литература   Формы контроля Знаний
лекции практические (семинарские) занятия лабораторные занятия контролируемая самостоятельная работа студента
РАЗДЕЛ I. Предмет и система курса
1. Тема 1. Предмет и система курса «Социально-правовая защита семьи и детства». Социально-правовая защита семьи и детства как отрасль знания, как учение о жизнедеятельности и проблемах семьи и детства, их роли в обществе и государственной политике. Методологическая основа курса «Социально-правовая защита семьи и детства» и его место в системе общественных наук. Источники и система курса. История развития общественной мысли о семье и детстве.     ––   3.1. – 1-15. 3.2.1. – 1,4, 5-7,9,10,16,17,20. 3.2.2. – 30,32. опрос
РАЗДЕЛ II. Социально-правовая охрана семьи
2. Тема 2.1. Брак и семья как фактор стабильности общества. Определение и сущность понятий «семья» и «брак» в современной науке и праве. Исторические формы брака. Исторические перемены в функционировании семьи. Определение понятия «функция семьи». Характеристика основных функций семьи. Типология семьи. Структура семьи. Жизненный цикл семьи. Родительство. Отцовство и материнство. Прородительство. Общая характеристика брака по семейному праву. Условия заключения брака. Брачный договор. Порядок регистрации заключения брака. Основания и порядок снижения брачного возраста. Основания и порядок и признания брака недействительным. Правовые последствия признания брака недействительным.       3.1. – 1-15. 3.2.1. – 1,4, 5-7,9,10,16,17,20. 3.2.2. – 6. опрос, КСР    
3. Тема 2.2. Культура, психология и быт семьи. Роль отца и матери в семье. Общение в семье. Культура межличностных отношений в семье. Психологическое здоровье современной семьи. Факторы разрушающие семью. Социальные проблемы семьи. Быт семьи. Влияние быта на жизнь, психологию и формирование личности.       3.1. – 1-15. 3.2.1.–1,4,5-7,9,10,16,17,20. 3.2.2. – 22, 23. опрос, КСР
4. Тема 2.3. Личные неимущественные права и обязанности супругов. Имущественные права и обязанности супругов. Личные права и обязанности супругов. Право выбора супругами фамилии при заключении брака. Общая характеристика имущественных правоотношений супругов. Общая совместная собственность супругов и определение в ней долей супругов при ее разделе. Сделки между супругами. Раздел общего имущества супругов. Особенности раздела имущественных прав. Договорный режим имущества супругов . Обращение взыскания на имущество супругов. Права и обязанности супругов по взаимному содержанию.   ––   3.1. – 1-15. 3.2.1. –9,10,16. 3.2.2. – 8, 25. опрос
5. Тема 2.4. Прекращение брака Основания прекращения брака. Порядок расторжения брака. Заключение супругами при расторжении брака соглашения о детях. Особый порядок расторжения брака. Время прекращения брака при разводе. Оформление расторжения брака. Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака. Правовые последствия прекращения брака. Восстановление брака в случае явки супруга, объявленного умершим или признанного безвестно отсутствующим.   ––   3.1. – 1-15. 3.2.1.–1,4,5-7,9,10,16,17,20. 3.2.2. – 18,21. опрос
6. Тема 2.5. Социальная защита семьи. Сущность и содержание социальной защиты. Государственные гарантии и социальные стандарты в системе социальной защиты населения. Роль и место социальных служб в социальной защите населения. Сущность государственной семейной политики Формирование и реализация государственной семейной политики в Республике Беларусь. Демографические аспекты состояния и развития семьи. Демографический кризис. Концепция демографического развития.     ––   3.1. – 12-15. 3.2.1.–1,4,5-7,9,10,16,17,20. 3.2.2. – 18,21. опрос, тестирование
РАЗДЕЛ III. Социально-правовая охрана детства
7. Тема 3.1.Защита детства. Понятие «детство». Права ребёнка как общечеловеческая ценность. Государственная политика защиты детей и социальное воспитание в истории Республики Беларусь с древнейших времён до новейшего времени. Защита прав ребёнка в социально-педагогической деятельности. Защита прав несовершеннолетних.       3.1. – 1-15. 3.2.1.–1,4,5-7,9,10,16,17,20. 3.2.2. – 18,21. опрос, КСР
8. Тема 3.2. Международные и национальные механизмы защиты прав ребёнка. Конституционные основы правового статуса ребенка. Международная защита прав ребёнка: основные международно-правовые документы и контрольные органы. Национальный механизм защиты прав ребенка в Республике Беларусь: закрепление прав и обязанностей ребенка в национальном законодательстве Республике Беларусь; государственные органы по охране детства в Республике Беларусь. Основные правовые гарантии защиты и обеспечения реализации прав ребенка. Основные направления государственной политики в области защиты правого положения семьи и ребенка.       3.1. – 1-15. 3.2.1–1,4,5-7,9,10,16,17,20. 3.2.2. – 18,21. опрос, КСР
9. Тема 3.3.Установление происхождения детей. Основания возникновения прав и обязанностей родителей и детей. Общий порядок установления материнства и отцовства. Запись о родителях, если материнство и (или) отцовство не установлены. Добровольное признание отцовства. Установление происхождения детей, родившихся в результате применения методов вспомогательных репродуктивных технологий. Суррогатное материнство. Установление материнства и отцовства в судебном порядке. Оспаривание записи о родителях.       3.1. – 1-15. 3.2.1. – 9,10,16. 3.2.2. – 11-13,33. опрос, КСР
10. Тема 3.4. Личные неимущественные права и обязанности родителей и детей. Понятие и виды личных неимущественных прав и обязанностей родителей и детей. Фамилия, собственное имя и отчество ребенка. Гражданство ребенка. Место жительство ребенка. Обязанности родителей по защите прав и законных интересов детей. Права и обязанности родителей по воспитанию детей. Разрешение споров, связанных с воспитанием детей. Социально опасное положение ребенка и ответственность родителей за ненадлежащее воспитание и содержание детей. Осуществление и защита родительских прав. Основания, порядок и последствия лишения родительских прав. Отобрание ребенка без лишения родительских прав. Восстановление в родительских правах.   ––   3.1. –11,12,16. 3.2.1. – 2,7,11,13-15,18. 3.2.2. – 9. опрос  
11. Тема3.5. Имущественные правоотношения родителей и детей. Имущественные права и обязанности родителей по управлению делами и имуществом несовершеннолетних детей, обязанности родителей по предоставлению содержания несовершеннолетних детей. Обязанности родителей по содержанию нуждающихся в помощи нетрудоспособных совершеннолетних детей. Виды заработка (дохода), подлежащих учету при удержании алиментов. Обязанности родителей по возмещению расходов на содержание детей находящихся на государственном обеспечении, опекунских, приемных семьях. Изменение размера алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей. Освобождение от уплаты алиментов. Обязанности детей по содержанию родителей. Соглашение об уплате алиментов.   ––   3.1. –11,12,16. 3.2.1. – 2,7,11,13-15,18. 3.2.2. – 17, 20. опрос  
12. Тема 3.6. Порядок уплаты (взыскания) алиментов. Уплата алиментов в добровольном порядке, в соответствии с брачным договором и Соглашением о детях. Взыскание алиментов судом на основании исполнительного листа или судебного приказа. Сроки, в течение которых могут быть предъявлены и удовлетворены требования о взыскании алиментов. Определение о задолженности по алиментам. Освобождение от уплаты или уменьшении задолженности по алиментам. Прекращение алиментных обязательств.       3.1. –11,12,16. 3.2.1. – 2,7,11,13-15,18. 3.2.2. –17, 20. опрос, КСР
13. Тема 3.7. Выявление, учет и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в социально-опасном положении. Усыновление (удочерение). Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в социально-опасном положении Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей Учет детей, подлежащих усыновлению и лиц, желающих усыновить детей. Национальный центр усыновления. Понятие и значение усыновления Порядок и условия усыновления Правовые последствия усыновления Основания, порядок и последствия отмены усыновления   ––   3.1. – 11,16. 3.2.1. –9,12. 3.2.2. –15. опрос
14. Тема 3.8. Опека, попечительство и иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Понятие опеки и попечительства и основания их установления Порядок назначения опекуна, попечителя Права и обязанности опекунов и попечителей Прекращение опеки и попечительства Понятие приемной семьи. Права и обязанности приемных родителей. Патронатное воспитание Детские дома семейного типа, детские деревни (городки).   ––   3.1. –13. 3.2.1. – 9,12. 3.2.2.– 15. опрос  
15. Тема 3.9. Ювенальное право (юстиция). Предпосылки создания ювенального права его основные понятия и источники. Спорные стороны ювенального права. Особенности правовой защиты несовершеннолетних и необходимость ее усиления. Понятие ювенального права, его предмет, метод и система. Наука ювенального права. Ювенальная политика Белорусского государства.   ––   3.1. – 12,14. 3.2.1.–1,3,5-7,9,10,16,17,20. 3.2.2. –27,31. опрос
16. Тема 3.10. Особенности правового положения и ответственности несовершеннолетних. Правовое положение несовершеннолетних в сфере гражданских отношений. Правовое положение несовершеннолетних в сфере трудовых отношений. Ответственность несовершеннолетних по административному праву. Правовое положение несовершеннолетних в сфере уголовно-правовых отношений. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних. Правовое положение несовершеннолетних в сфере уголовно-исполнительных отношений. Правовое положение несовершеннолетних в сфере гражданско-процессуальных отношений. Правовое положение несовершеннолетних в сфере уголовно-процессуальных отношений.   ––   3.1. – 12,14. 3.2.1.–1,3,5-7,9,10,16,17,20. 3.2.2. –29. опрос
17. Тема 3.11. Актуальные проблемы современного детства. Проблема детского и подросткового алкоголизма. Проблема наркомании среди несовершеннолетних. Проблема табакокурения среди несовершеннолетних. Проблема СПИДа среди детей и подростков. Детский и подростковый суицид. Влияние деструктивных сект на детей и подростков.         3.1. – 12,14. 3.2.1.–1,3,5-7,9,10,16,17,20. 3.2.2. –3. опрос, КСР
                   

Информационная часть

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.