Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социальная защита молодежи



План:

1.Социально-демографический портрет молодежи.

2. Сущность и принципы молодежной социальной защиты.

3. Социальные служб в решении молодежных проблем

4. Структура и задачи социальной службы для молодежи.

1. Социально-демографический портрет молодежи.Страна, в которой не заботятся о детях и молодежи не имеет будущего. И если в ближайшее время не произойдет существенных изменений, мы обречены на вымирание. В кризисных условиях больше всего подвержены крушению идеалов, обострению нигилизма, апатии молодежь т.к. система ценностей подвижна, мировоззрение не устоявшееся, что приводит к потере нравственного и духовного здоровья нации.

Для того, чтобы оказать помощь молодежи нужны знания основных тенденций развитии молодежной культуры, психологических особенностей и т.д. Социология молодежи изучает молодежь как социальную общность, особенности ее социализации, воспитания, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта старших поколений, особенности образа жизни, формирование жизненных планов, ценностных ориентации, выполнение социальных ролей. Эти знания необходимы социальным работникам для того чтобы эффективно построить работу. Молодежь- это социально-демографическая группа, переживающая период становлении социальной зрелости, входящая в мир взрослых, адаптации к нему. Границы этой группы различны и подвижны, но обычно к молодежи относят население в возрасте от 14 до 33 лет.

Нижняя возрастнаяграница определяется, в частности тем, что с 14лет наступает физическая зрелость и открывается дорога к трудовой деятельности, Верхней границей является возраст достижения трудовой и социальной стабильности (экономическая стабильность, профессиональное самоопределение), создания семьи, рождениядетей.

Молодежь переживает период социализации семейной и внесемейной. Социализация- процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе.

Современная молодежь характеризуется некоторыми особенностями и общими чертами. По данным переписи населения 1989г. молодежи от 14 до 30 лет в РФ насчитывалось 34,4 млн. чел. или 23,4%. При этом в80-е годы произошло снижение численности и доли молодежи в структуре населения. За 10 лет с 1979г. численность молодежи сократилась на 4,8 млн. чел. Эта тенденцияпродолжалась и в90-е годы и усиливается в связи с сокращением рождаемости и уменьшением количества браков.

Молодежь составляет 41% населения РФ в трудоспособном возрасте. В хозяйстве занято 22,3 млн. чел. Вместе с тем доля молодежи среди занятых снижается. Падает количество молодежи среди рабочих промышленности, строительства, транспорта. И, наоборот, растет доля молодежи в непроизводственной сфере.

Численность молодежи на селе за 10 лет сократилась на 19%н составляет лишь 18,5% сельского населения России. Продолжается миграция в город. Последнее время все ринулись в торговлю.

Внедрение рыночных отношений в нынешних формах обострили проблему социальной защищенности молодежи в сфере труда. Молодежь первыми попадают под сокращение. 38% всех безработных - молодые до 30 лет.

К числу этих тревожных тенденций современной ситуации в молодежной среде относится отставание уровня образования от уровня достигнутого развитыми странами, нарастание тенденции падения престижа общего и профессионально-технического образования.

Экономические реформы обострили проблему молодежи всфере быта. Заработок многих рабочих и служащих часто ниже, чем в целом у работников госсектора экономики. Создание семей и рождение детей ещё больше ухудшает положение молодёжи. В особенно сложном положении неполные семьи и семьи с детьми.

Ухудшается общее состояние здоровья молодого поколения. Растет количество молодых людей до 30 лет, заболевших раком.

По данным центра гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, только 8,5% школьников гармонично развиты, а здоровы около 25-30%. В то же время у 40-45% имеется функциональные расстройства, а 25-35% уже имеют хронические заболевания.

Только 12-15% юношей, призываемых в армию, здоровы. На многих территориях РФ растет число самоубийств среди молодежи.

В РФ зарегистрировано 42 тыс. инвалидов с детства. За период обучения в школе с 1 по8 класс количество здоровых детей снижается в 4-5 раз.

Особую проблему создает здоровье молодых женщин, в значительной степени осложненное высоким уровнем абортов. Высокая смертность при родах (50 женщин на 100 тыс. родившихся).

В последние годы обостряется проблема социально-психологического здоровья молодежи. Например, в Москве на 100 подростков трое нуждаются в продолжительном и регулярном стационарном лечении: 8-10 - в амбулаторном лечении, а около 25 - в оздоровлении психики.

Ежегодно среди молодежи регистрируется свыше 100 тыс. венерических заболеваний. Значительно сокращается материальная база для организации культурного досуга молодежи.

Резкий рост числа платных кружков и секций, существенная стоимость билетов на зрелищные мероприятия ещё больше ограничивает возможности молодежи.

Продолжает расти участие молодежи в массовых беспорядках, межнациональных конфликтах, включение в теневую экономику и организацию преступности. Обостряются проблемы пьянства, наркомании, токсикомании.

Наблюдается снижение возраста начала половой жизни. В России каждый десятый ребенок рождается у матери моложе 20 лет.

Решение молодежных проблем в России возможно лишь при наличии последовательной государственной молодежной политики.

2. Сущность и принципы молодежной социальной защиты.Дефицит внимания общества в сочетании с недостаточной социальной защищенностью превращает молодежь в дестабилизирующую общественную силу. Вместе с тем, молодежь - это будущее страны и её потенциал необходимо использовать эффективно.

Государственная молодежная политика - это деятельность государства по созданию социально-экономических, правовых, организационных гарантий и условий для социального становления и развития молодых граждан, наиболее .... Раскрытия их потенциала.

Система формирования и реализации государственной молодежной политики включает: • специальное законодательство о государственной молодежной политике;

• государственное регулирование молодежной политики;

• плановое и финансовое обеспечение государственной молодежной политики.

Разработка и реализация государственной молодежной политики осуществляется на двух уровнях: общероссийском и региональном и заключается она в первую очередь на создании для молодежи благоприятных условий для производственной деятельности, позволяющей реализовать её трудовой потенциал, самим зарабатывать средства, необходимые для оплаты досуга, нормального питания, жилищно-бытового устройства и др. Вместе с тем, требуются субсидии (государственные и негосударственные) для помощи наименее социально-защищенным группам молодежи (инвалиды, сироты, неполные семьи и т.д.).

Создан комитет по делам молодежи при Правительстве РФ и 79 комитетов и управлений, отделов по делам молодежи в составе администраций краёв, областей, республик в составе РФ. В поле их деятельности находятся следующие проблемы:

• занятости молодежи, в т.ч. выпускников учебных заведений и демобилизованных воинов;

• включенности молодежи в производительные формы деятельности, в т.ч. фермерство,

• формирование системы социальных служб для индивидуальной работы с молодежью,

• профилактики преступности и безнадзорности среди несовершеннолетних,

• поддержки социально-значимых программ молодежных и детских организаций,

• участие в организации досуга, развитии творчества, организации летнего отдыха детей и подростков.

Одной из основных проблем проведения государственной политики является ее психологическое восприятие и сведение ее к чисто затратной, распределительной, убогой и потребительской, не стимулирующей молодых людей к самообеспечению, новым видам производительной и творческой деятельности, а ставящей их в положение "вечно молодого", полностью зависящего от родителей и "дающего" государства.

Другой проблемой является сохранившийся ведомственный подход к молодому человеку, когда с точкой зрения государственных органов он не рассматривается в комплексе своих проблем, потенций, взглядов, среды, а фигурирует как "учащийся", "пациент", "военнообязанный", "нуждающийся в пособии", "правонарушитель" и т.д., к которому эти органы зачастую применяют взаимоисключающие меры.

Мировоззренческие и исторические проблемы создают трудности в осуществлении государственной молодежной политики.

3. Социальные служб в решении молодежных проблем. Решение молодежных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, деятельности социальных служб.

Социальная работа среди молодежи рассматривается как обеспечение наиболее благоприятных социально-экономических условий развития каждого молодого человека, способствующее социальному становлению личности, обретению его всех видов свобод и ... участие индивида в жизни общества.

Решается задача по созданию и развитию комплекса специализированных служб и учреждений по оказанию подросткам и молодежи разнообразны медико-социальных, психолого-педагогических, реабилитационных и социально-правовых услуг.

Так, открыты центры социального здоровья семьи и детей в Москве, Костроме, Петрозаводске, Томске и других городах, развиваются службы психологической, медико-социальной помощи семье и подросткам, открываются «телефоны доверия», консультационные центры. Центры действуют в 30 регионах России.

Для детей и подростков, испытывающих жестокое обращение в семье и насилие, создаются социальные приюты.

С начала 1992 года на базе приемников-распределителй для несовершеннолетних создали центры социальной реабилитации детей и подростков, организуются приюты для детей, оказавшихся вне внимания семьи и интернатов.

Ведется работа по созданию служб, направленных на ресоциализацию подростков с девиантным поведением. Кроме этого создаются центры (комиссии) социальной реабилитации и адаптации подростков.

Обеспечением полноценного физиологического и интеллектуального развития личности, подготовка молодого поколения к самостоятельной и трудовой жизни ставят задачу создания системы социальных служб, призванных заниматься этими проблемами, в том числе психологической службы. В настоящее время она представлена психологами в детских садах и школах, семейной психологической службой, организационно оформленной в виде городских или районных психологических консультаций; социальной службой, центральной фигурой которой является социальный работник.

Базисными видами деятельности специалистов указанных служб является психолого-педагогическая, психолого-диагностическая и коррекционная работа, а также консультационная деятельность.

В системе психологического консультирования различают:

5. Возрастно-психологическое консультирование (контроль за психологическим развитием ребенка);

6. Семейное психологическое консультирование (оказание помощи населению по широкому кругу семейных проблем);

7. Психолого-педагогическое консультирование преподавателей и воспитателей;

8. Консультационная работа социального работника, в функции которого входят прежде всего задачи представления интересов и прав клиента в широком социальном окружении.

Специалист, работающий в области социального консультирования, должен в совершенстве владеть основными принципами, которые впервые были сформулированы

8. В. Стол иным . Это 6 принципов:

9. Принцип анализа подтекста (требование различать несколько слоев в запросе-жалобе клиента и выделение способов с этими слоями)

10. Принцип отказа от конкретных рекомендаций (ибо человек должен сам принять решение о своей судьбе)

11. Принцип стереоскопического диагноза (именно в семейном консультировании наиболее необходим учет мнений более, чем одной сторон)

12. Принцип системности (выделение системной единицы анализ, будь то индивидуальное сознание, или же семья, как целое, или же индивидуальный жизненный путь как целое)

13. Принцип уважения личности клиента (отказ от установки переделывания, перевоспитания личности, установка на приятие, понимание клиента)

14. Принцип профессиональной направленности и личности клиента (различение дружеских и профессиональных отношений, поиск и установление границы, где кончается клиент и начинается просто человек и т.д.)

Основными направлениями деятельности медицинских учреждений, оказывающих помощь детям и подросткам, являлись до недавнего времени сугубо медицинскими проблемами. Это санитарно-просветигельская работа среди девочек, их родителей и педагогов, осуществление профилактических осмотров для выявления «групп риска» и больных, оказание лечебно-профилактической помощи девочкам и девушкам с гинекологическими заболеваниями и т.д.

Однако масса проблем интимной жизни детей, право на которую отрицалось взрослыми, заставляет сегодня медицинские учреждения вводить в свои штаты психологов, психотерапевтов, социальных работников, открывать «телефон доверия».

В настоящее время во многих регионах России открыты центры социальной помощи семьи и детям. Работа с подростками идет через «телефон доверия» и консультирование, когда подростки анонимно обращаются за помощью к специалисту - психологу, врачу-гинекологу, сексопатологу и т.д.

Получили развитие и центры здоровья подростков, планирования семьи, консультации «брак и семья».

Активно формируются и интенсивно развиваются в России службы планирования семьи и полового воспитания. Под планированием семьи подразумеваются такие методы, которые помогают отдельным лицам или супружеским парам достичь определенной цели; избегать нежелательных рождений; способствовать появлению желанных детей, регулировать интервалы между беременностями, контролировать время рождения детей с учетом возраста родителей, определить число детей в семье.

В странах Запада реализуются две основные модели молодежной политики: во-первых, так называемая, неоконсервативная, характерная для США и ряда других стран. Она предусматривает помощь лишь отдельным, наименее защищенным и неблагополучными» категориями молодежи при жесткой регламентации порядка расходования средств. Во-вторых, - социал-демократическая, характерная для ряда стран и Центральной и Северной Европы. Она исходит из принципа ответственности государства за интеграцию всей молодежи в обществе и предусматривает переход от помощи отдельным категориям молодежи к социальным программам, доступным для всех молодых людей.

По данным ЮНЕСКО с 1975 года принято свыше 100 документов по проблемам молодежи.

4. Структура и задачи социальной службы для молодежи. В Федеральном законе "Об основах социального обслуживания населения РФ" комплексная система социального обслуживания населения, включая молодежь, предусматривает предоставление социально-экономических, медико-социальных, психологических, социапыю-бытовых, правовых и иных социальных услуг гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации (многодетные, неполные семьи, семьи, в которых проживают инвалиды, одинокие и пожилые люди, дети-сироты, безработные, лица без определенного места жительства, выпускники детских домов и ряд других). Социальная служба - это предприятие, учреждение, организация и другие юридические лица различных форм собственности, осуществляющие социальное обслуживание, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию без образования юридического лица.

Система социальной защиты молодежи в субъектах РФФ имеет следующую структуру учреждений социального обслуживания.

1 .Обязательный минимум для каждого города, района, куда входят:

а) центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной социальной помощи);

б) центр социальной помощи семье и детям;

в) социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;

г) социальная гостиница;

д) социальный приют для детей и подростков.

2. Дополнительная сеть в городах и районах, куда входят:

а) центр психолого-педагогической помощи;

б) центр экстренной психологической помощи по телефону;

в) дом милосердия;

г) реабилитационные центры для лиц с ограниченными возможностями ( в том числе для детей и подростков).

3.Республиканские, краевые, областные, окружные, межрайоннные учреждения, куда входят:

а) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

б) дома-интернаты: детские, психоневрологические, специальные;

в) общежития для лиц с ограниченными возможностями.

Изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах выступает ключевым элементом при формировании системы их социального

обслуживания. Согласно исследованиям молодежь нуждается прежде всего в бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе телефона доверия и далее - в сексологической консультации, центре помощи молодой семье, общежитии- приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома.

При этом молодые рабочие отдают предпочтение пунктам правовой защиты и юридического консультирования,, молодежной бирже труда, центру помощи молодой семье; учащиеся - телефону доверия, сексологической консультации, бирже труда. Одной из главных проблем молодых рабочих является трудоустройство, хорошо оплачиваемая и интересная работа. Переход к рынку предполагает коренное преобразование стимулов и мотивов экономической активности людей, формирование готовности и способности молодого поколения жить и работать в новых условиях.

Изучение отношения к труду различных категорий молодежи показало, что для большинства молодых людей очень важно в жизни иметь интересную работу, хорошие отношения в трудовом коллективе, хорошие условия труда. На это указали от 67 до 75% опрошенны. Несколько меньшее значение придается необходимости Ощущать устойчивость своего служебного положения, возможности проявить свои способности -только 50% опрошенных. Наконец, наименьшую по степени важности оценку получила возможность профессионального роста, служебной карьеры - 35%.

Понятно и выдвижение учащейся молодежью в число приоритетных центров "Телефона доверия". Это вызывается возросшей конфликтностью нашего бытия, отсутствием зачастую понимания в семье, школе, неумением найти настоящих друзей и просто общаться. Лишь 10-17% респондентов считают, что атмосфера в школах и училищах нормальная, благоприятная, почти каждый второй указывает на отсутствие понимания между педагогами и учащимися,65% признали, что духовной близости ни с кем из педагогов не чувствуют. Более 50% не удовлетворены своим статусом в семье: одни жалуются на ощущение одиночества, другие - на чрезмерную опеку со стороны взрослых, третьих не устраивает необходимость подчиняться старшим.

При организации социальных служб для молодежи очень важно Четко определить их задачи. Так, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних включает в себя четыре отделения: отделение диагностики, социальной реабилитации, дневного пребывания и стационар. В задачи отделения диагностики входит : выявлять дезадаптированных детей и подростков, создавать банк данных о них; выявлять и анализировать факторы социальной дезадаптации детей, ее формы и стадии; изучать состояние здоровья, особенности личностного развития и поведения детей и подростков; разрабатывать индивидуальные программы социальной реабилитации несовершеннолетних, комплекс мероприятий, направленных на вывод их из сложной ситуации и создание условий для нормальной жизнедеятельности. Основными задачами отделения социальной реабилитации являются: организация поэтапного выполнения программ социальной Реабилитации несовершеннолетних; восстановление утраченных контактов с семьей, внутри семьи; оздоровление межличностных отношений несовершеннолетних, восстановление их социального статуса в коллективе сверстников, устранение психотравмирующих ситуаций, выработка навыков общения со взрослыми и сверстниками на основе норм нравственности; содействие в получении специальности и работы; оказание комплексной медико-педагогической и правовой помощи; решение вопросов устройства детей и подростков.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.