Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Неспособность клиента подчиняться другим



 

В жизни неспособность человека подчиняться другим людям очень часто сочетается с неумением руководить людьми. И, напротив, этот недостаток довольно редко встречается у тех людей, которые сами являются хорошими лидерами. Это связано с тем, что, став хорошим лидером, человек начинает лучше понимать, как должен вести себя подчиненный и исполнитель, начинает больше ценить в других людях умение подчиняться. Соответствующие ценностные ориентации он, естественно, переносит и на себя.

В связи с этим консультант-психолог, столкнувшись со случаем проявления клиентом неумения подчиняться другим людям, должен в первую очередь обратить свое внимание на способность клиента быть лидером. И если у клиента обнаружатся недостатки и в этом плане, то нужно будет одновременно учить его быть хорошим лидером и подчиненным.

В чем же конкретно у человека может проявляться неумение подчиняться другим? Во-первых, в том, что он вольно или невольно сопротивляется тому, чтобы кто-то им руководил вообще. Во-вторых, в том, что данный человек всегда стремится все делать по-своему, даже если это у него получается хуже, чем могло бы получиться, если бы он последовал советам других людей. В-третьих, в том, что человек почти всегда подвергает сомнению то, что говорят другие

люди. В-четвертых, в любом деле, где имеется свобода выбора, он старается взять на себя роль лидера, руководить людьми, направлять их, поучать, командовать.

Если в работе с клиентом психолог-консультант обнаруживает у него один или несколько из указанных выше признаков, то это свидетельствует о том, что у данного человека могут быть проблемы, связанные с неумением подчиняться другим людям.

Для того чтобы далее успешно работать над решением этих проблем, психологу-консультанту необходимо уточнить, почему клиент ведет себя так, какие чувства он испытывает в тех случаях, когда им пытаются руководить другие люди, каким образом он оправдывает свое непокорное и непокладистое поведение.

Иногда для этого бывает достаточно задать клиенту следующую серию вопросов:

• Как часто вами пытаются руководить другие люди?

• Пытаются ли они вами манипулировать?

• В каких ситуациях это происходит чаще всего?

• Что конкретно эти люди делают для того, чтобы оказать на вас влияние?

• Какие ощущения при этом возникают у вас?

• Каким образом вы сопротивляетесь оказанию на вас психологического давления?

• Что вам удается или не удается реально сделать в этом плане?

• Можете ли вы объяснить, почему вам не нравится, когда вами пытаются руководить другие люди?

Если неспособность клиента подчиняться другим людям проявляется в том, что он просто сопротивляется оказанию на него психологического давления, то клиенту необходимо предложить подумать над тем, насколько разумным на самом деле является такое поведение, не приведет ли оно к неблагоприятным последствиям прежде всего для него самого.

В качестве доказательства неразумности такой негативистской установки можно привести следующие аргументы:

Во-первых, все люди в жизни, коль скоро они вынуждены жить сообществом, должны уметь не только руководить, но и подчиняться. Без этого нормальная человеческая жизнь невозможна.

Во-вторых, определенные выгоды есть не только в том, чтобы руководить людьми, но и в том, чтобы исполнять роль подчиненного. С последней из ролей связана меньшая ответственность за происходящее и гораздо меньшая напряженность труда.

В-третьих, отказ от подчинения другим противопоставляет, изолирует данного человека, лишает его поддержки, ограничивает возможности его роста и развития в психологическом плане.

Если неумение человека подчиняться другим проявляется в том, что он слишком часто и необоснованно подвергает сомнению, оспаривает мнения других людей, то самый эффективный способ избавить его от этого недостатка состоит в следующем.

Клиенту желательно предложить некоторое время побыть лидером, и в отношении его самого, как лидера, начать вести себя так, как он обычно себя ведет по отношению к другим лидерам. Подобный психологический эксперимент, проведенный с клиентом в консультации, где роль непокладистого подчиненного исполняет психолог-консультант, обычно убеждает клиента в неправильности его поведения.

В иных случаях можно обратиться и к другим методам психокоррекции данного недостатка. Среди таких методов можно назвать, например, следующие:

• Вместо поведения, которое проявляется в критике и в сопротивлении другим людям, предложить и продемонстрировать иную форму поведения, направленную на соглашение и поиск компромисса, одновременно объяснив, почему вновь предложенная форма поведения лучше, чем прежняя.

• Предложить клиенту выслушать по этому же поводу мнение других людей, которым он лично доверяет.

• Предложить клиенту выслушать возражения тех людей, чье мнение он сам подвергает сомнению и чьему влиянию активно сопротивляется.

• Предложить клиенту самому выявить и объективно оценить как положительные, так и отрицательные последствия того, что предлагает он сам, и что советуют ему сделать другие люди.

В том случае если клиент, не прислушиваясь к мнению других людей, почти всегда стремится делать все по-своему, с клиентом в психологической консультации нужно поработать иначе. Во-первых, следует попросить клиента разумно объяснить, почему он столь часто отвергает предложения других людей. Во-вторых, желательно, чтобы клиент доказал, что то, что он предлагает сам, лучше, чем то, что предлагают другие люди. При этом клиент должен продемонстрировать умение видеть рациональное зерно в том, что предлагается другими людьми. Если он только критикует их предложения, то это означает, что он подходит к оценке мнений других людей явно предвзято.

Если обнаружится, что во всех ситуациях клиент предпочитает брать на себя роль лидера и избегает подчиняться другим, то, прежде всего, желательно будет внимательно разобраться в том, почему он это делает. Вполне вероятно, что суть дела заключается в его законлексованности или в чрезмерно завышенной самооценке. В таком случае необходимо будет заняться коррекцией личности клиента.

Вполне может оказаться, что у клиента просто не хватает нужных специальных умений и навыков, необходимых для подчинения

другим людям.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.