Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Государственный строй России при первых царях династии Романовых. внутренняя политика



После смуты российская государственность возродилась как сословно-представительная монархия. При Михаиле Романове (1613-1645) сохранились ведущие позиции аристократического совета при царе - боярской думы. Она была пополнена за счет введения в ее состав новых членов из числа родственников монарха. Отец царя Филарет после возвращения из польского плена стал не только патриархом Московским и Всея Руси, но и фактическим соправителем сына. Его официально также именовали «Великим государем».

В условиях после смутных лет значительна была роль Земских соборов. Умиротворить страну, изыскать необходимые средства для государства - эта задача решалась при авторитетной поддержке Земских соборов. В дальнейшем этот орган созывался все реже. Однако для выработки курса политики (в том числе внешней) Соборы заседали в 1639 и 1642 гг., в последнем случае нужно было решить судьбу взятого у турок донскими казаками Азова. Не исключено, что восшествие на престол Алексея Михайловича (1645-1676) состоялось на представительном собрании «всяких чинов людей», т. е. на Земском соборе.

Острая внутриполитическая обстановка 1648 г., серия народных восстаний, необходимость выработки нового законодательства вызвала к жизни Земский собор 1648 - начала 1649 гг. Животрепещущий вопрос об отношениях с восставшей против владычества Речи Посполитой Украиной стал предметом обсуждения на Земском соборе 1653 г., предопределившем длительную войну с двуединой соседней монархией. Затем наступает период, когда созыв сколько-нибудь значимых Земских соборов прекращается. Даже в непростой обстановке недовольства денежной реформой конца 50-х - начала 60-х гг. XVII в. царское правительство как бы не замечает заявлений своих подданных о необходимости посоветоваться со «всей землей».

Вместо этого продолжается укрепление центрального аппарата власти, правительство созывает совещания с представителями сословий (но порознь). С этой поры есть основания говорить о перерастании сословно- представительной монархии в абсолютную, что характеризовало вторую половину царствования Алексея Михайловича, правление его сына Федора Алексеевича (1676-1682), а также время правительницы Софьи и начало деятельности Петра I (1682-1699). В течение XVII в. развивалась система центральных учреждений - приказов, число которых не было постоянным и колебалось в широких пределах - от 40 до 60 и более. К существовавшим ранее прибавилась группа военных приказов по родам войск (Рейтарский, Иноземский, Пушкарский), а также территориальных, связанных с расширением государственной территории (Малороссийский, Смоленский, Сибирский, Калмыцких дел и др.).

По-прежнему на первом месте в госаппарате находились приказы Польский, Разрядный, Поместный.

Значительно выросли штаты чиновников. Со временем формировался слой потомственных канцелярских служащих всех рангов. Большой вес имели уже не столько бояре - главы ведомств, сколько дьяки, в особенности думные.

Необычным стало учреждение «Приказа Великого государя тайных дел» (1654). Это - личная канцелярия царя Алексея, куда были вхожи лишь немногие чиновники этого учреждения, а бояре и другие ближние люди были отстранены от участия в его работе. Царь вполне самостоятельно решал здесь важные государственные вопросы, принимал людей, выслушивал доклады, отправлял в полки и по линии внешних связей свои указания. Тайный приказ выполнял также функции политического сыска, боролся с распространением раскола в церкви и, кроме

В плане комплектования кадров управленцев заметной вехой стала отмена местничества в 1682 г., что обозначало определенное отступление от средневекового принципа родовитости, ранее определявшего место человека в иерархии «чинов». В известной мере подготавливались условия для последующего введения петровской «Табели о рангах». Но в придворных кругах продолжал действовать фаворитизм, при распределении важных государственных постов смотрели на степень родства с царствующей особой и его супругой. Это порождало конфликты в правящих верхах (Милославские - Нарышкины и пр.).

В числе значительных государственных мужей XVII в. выделялись руководители внешнеполитического ведомства России - А. Л. Ордин, Нащокин, А. С. Матвеев, В. В. Голицын. Иные царские вельможи получали нелестные характеристики современников. Осведомленный подьячий Посольского приказа Г. К. Котошихин о некоторых боярах писал, что они не могут дать совета царю, т. к. «Государь жалует их не по уму, а по великой породе».

Некоторые внутриполитические меры правительства потерпели крах. Так, не оправдала надежд на пополнение казны финансовая реформа 1646 г. (введение повышенного соляного налога при отмене основных прямых сборов), а также чеканка медной монеты по курсу серебряной (следствием последней был «Медный бунт» 1662 г. в Москве). Более удачно прошла перемена в системе налогообложения (1679-1681), когда вместо посошных сборов была введена подворная подать.

Положительные результаты дала перестройка управления вооруженными силами по окружной реформе 1680 г.

Немалым достижением стало упорядочение таможенных сборов путем отмены множества мелких пошлин и их объединения в рублевую пошлину. Эта реформа поставила всех торговых людей в одинаковые условия независимо от места совершения купли-продажи. Ранее местные торговцы имели льготное обложение перед иногородними. Незадолго до начала Северной войны Петр I приступил к изменению управления городами (1699). Но сделать этого не успел.

На протяжении XVII в. существенно не изменились органы местного управления. Во всех уездах государства (а их к концу XVII в. было около 150) действовали назначаемые правительством воеводы из дворян сроком на 2-3 года.

Воеводы командовали гарнизонами, выполняли административные функции и одновременно являлись судьями по всем делам, не требовавшим вмешательства вышестоящих органов. В больших городах воевод назначали из титулованной знати, в остальные обычно определялись дворяне в чине стольников. Местные царьки держали себя достаточно свободно, не гнушались взятками и поборами с населения. Должность воеводы почиталась в служебной среде. В Разрядном приказе шла борьба между претендентами. Но воевода, согласно принятому порядку, не мог править в уезде, где находились его поместья или вотчины.

В некоторых местностях черносошного крестьянства управленческие дела возлагались на выборных «земских судеек» из тяглого населения. Назначением должностных лиц в Сибирь занимался Сибирский приказ. В небольших острогах вместо воевод были приказчики из детей боярских или казачьих начальников (голов, сотников и т. д.).

Несколько особняком стояли органы таможенной службы. Их возглавляли торговые люди - таможенные и кабацкие головы, в помощь из местных жителей выбирали целовальников. Велось особое делопроизводство, составлялись книги, выписи и другие документы. Москва нередко требовала на ревизию таможенные материалы.

Низшим звеном управления были крестьянские и посадские старосты, работавшие под контролем местной общины - «мира». В крепостных владениях повседневное управление обычно было в руках назначаемых господином приказчиков.

- Возвращение из плена Филарета Никитича Романова. Его политика Летом 1619 г. возвратился из плена в Москву отец царя Михаила, Филарет Никитич. В Москве тогда не было патриарха, потому что патриарший сан после смерти патриарха Гермогена (1612) и избрания на царство Михаила берегли для государева отца. Тотчас по возвращении Филарета в столицу он был поставлен в патриархи и получил титул «Великого государя», самый почетный в то время, которым именовали только царя. Таким образом, в Москве стало два государя и установилось двоевластие. Превосходя сына твердостью характера и опытностью в делах, Филарет занял первое место в правительстве. По отзывам современников, он был очень властный человек, держал все дела в своих руках и пользовался таким влиянием, что и сам царь не выходил из его воли. До самой своей кончины (1633) он правил государством с редкими энергией и твердостью. При нем лишились своего значения Салтыковы и вообще не стало сильных фаворитов.

В первые же дни после приезда в Москву Филарет собрал Земский собор и говорил с земскими людьми о дальнейшем порядке управления. Был предположен ряд мер для того, чтобы улучшить администрацию и достигнуть справедливой равномерности в службе и в податях для всего населения государства. То, что было постановлено на Соборе, Филарет исполнял потом с большими твердостью и настойчивостью, хотя ему и не удалось достигнуть намеченных целей.

В смутное время, когда война и грабежи охватили все государство, во все города были посланы из Москвы военные власти, «воеводы», которым временно были вверены не только военные, но и все гражданские дела. Воеводы заменили таким образом самоуправление своим единоличным управлением. Они почти везде злоупотребляли своей властью, брали взятки, чинили насилия.

Жалобы на них в Москву, в «приказы», не достигали цели, потому что приказные дьяки в Москве покрывали воевод и тоже требовали себе «посулов» и «взяток», разоряя просителей.

Великие государи, узнав об этом, принимали разные меры против чиновничьего и воеводского произвола и насилия. Был, между прочим, устроен особый «приказ», в котором приближенные к государям бояре должны были рассматривать дела о служебных злоупотреблениях и о всяких обидах и насилиях «сильных» людей. Но поскольку эта мера не помогла и в некоторых областях воеводы, в надежде на безнаказанность, продолжали самоуправство и насилия, то решено было отозвать воевод, а жителям в городах предоставить по-старому выбирать себе губных старост из дворян. Однако эта попытка восстановить самоуправление тоже не имела полного успеха.

В городах было тогда мало годных к делу служилых дворян, т. к. все они обыкновенно бывали на государевой службе, в войске или в служебных посылках. Поэтому губных старост не из кого было выбирать, и горожане продолжали жаловаться на плохое управление. И в самой Москве продолжались злоупотребления дьяков; дела тянули в бесконечной «волоките», требовали взяток и решали дело в пользу того, кто больше дал. Таким образом, несмотря на большие старания, вывести административные непорядки Филарету не удалось.

Равномерность в распределении государственных повинностей также не была вполне достигнута при Филарете и Михаиле. Вместе с Земским собором в 1619 г. «Великие государи» постановили произвести полную опись всех населенных земель государства в «дозорных книгах» и «писцовых книгах» и на основании этих книг определить точно, какие повинности может нести в пользу государства каждый землевладелец. Совершив эту опись, постановили следить за тем, чтобы все городские и сельские жители служили и платили каждый в свою меру, по справедливости. Однако злоупотреблений в этом отношении было много. Служилые люди часто уклонялись от службы, а тяглые от платежей и повинностей, жалуясь на то, что они разорены смутою и не силах служить и платить. Желая помочь населению и в то же время поставить как следует свое войско и финансы, государи принимали ряд мер для устройства сословий.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.