Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Неумение точно воспринимать и оценивать социальные роли людей



 

Немало проблем в сфере межличностных отношений возникает из-за того, что, общаясь друг с другом, люди нарушают известные правила и нормы ролевого взаимодействия. Некоторые из этих правил, например, следующие:

1. Если человек в общении с другим человеком уже взял на себя определенную роль, то этот, другой, так или иначе должен учитывать данный факт и брать на себя соответствующую роль, согласованную с ролью своего собеседника. В противном случае – при рассогласовании ролей собеседников в общении – нормального взаимодействия между ними не получится, и они вряд ли добьются взаимопонимания.

2. Для того чтобы добиться взаимопонимания в общении с партнером, человек, знающий его роль, должен использовать один из следующих способов:

– принять эту роль и просто подстроиться под нее;

– постараться изменить роль другого человека таким образом, чтобы она соответствовала его собственной роли;

– найти компромисс между двумя этими способами действий, т.е., изменяя роль партнера, одновременно менять и свою собственную роль.

3. Человек, как участник процесса общения, должен осознать ту реальную роль, которую он играет сам, а также уметь распознавать роли, играемые другими людьми.

4. Лишь в крайнем случае человек должен стремиться изменить роль другого человека в общении с ним. В большинстве же других случаев ему следует постараться принять роль другого человека такой, какая она есть, и, по возможности, подстроиться под нее.

5. Собственное ролевое поведение в общении каждого человека с другими людьми должно быть достаточно гибким для того, чтобы он умел хорошо общаться с ними.

Во время приема клиента и проведения с ним психодиагностической беседы перед психологом-консультантом стоит важная задача: определить меру соответствия и степень соблюдения данным клиентом всех, сформулированных выше, правил. Если обнаружится, что все или хотя бы некоторые из них нарушаются, то это будет означать, что у клиента действительно есть проблемы.

К сожалению, специальных психологических тестов, прямо подходящих для этой цели и позволяющих разносторонне оценивать ролевое поведение клиента, на данный момент времени не существует, и поэтому психологу-консультанту приходится опираться в основном на косвенные данные, на результаты своего наблюдения за поведением клиента во время личной беседы с ним и на реакции клиента на задаваемые ему вопросы.

Среди этих вопросов могут быть, к примеру, следующие1:

1 Перед тем как задавать клиенту все эти вопросы, психолог-консультант должен объяснить ему, что такое роль человека в общении с людьми и что такое ролевое поведение.

 

• Могли бы вы достаточно точно определить те роли, которые вы обычно играете в общении с другими людьми?

• Как вы думаете, насколько хорошо вам удается играть эти роли и те, которые ждут от вас окружающие люди?

• Всегда ли вас устраивают те роли, которые в общении с вами берут на себя другие люди?

• Насколько успешно вам удается изменять роли других людей, если они вас почему-то не вполне устраивают?

Следует также иметь в виду, что существует несколько различных ролевых психологических теорий, и, интерпретируя ролевое поведение клиента, психологу-консультанту следует опираться на все эти теории. В этой связи хотелось бы предостеречь начинающего психолога-консультанта от типичных ошибок, которые он может допустить, практически решая данный вопрос.

Первая такая ошибка – это кажущаяся простота вопроса. Неопытному психологу-консультанту может показаться, что для оценки и интерпретации ролевого поведения нет необходимости хорошо знать социально-психологическую теорию ролей, что для этого достаточно обычного жизненного опыта и житейского представления о ролях.

К сожалению, интерпретация, основанная на опыте и на житейских представлениях, может оказаться недостаточно точной, научно не вполне обоснованной.

Вторая типичная ошибка состоит в том, что, зная лишь одну из теорий ролей и не имея представления о других теориях, психолог-консультант опирается только на нее.

В этом случае возникает опасность односторонности, ограниченности предлагаемых им интерпретаций и выводов.

Третья типичная ошибка может заключаться в том, что, будучи знакомым сразу с несколькими теориями ролей, психолог-консультант все же предпочитает иметь дело только с одной из них, которая с его точки зрения является более правильной. В этом случае неизбежно будет повторяться, но в более смягченной форме, предыдущая ошибка в интерпретации.

Для того чтобы свести к минимуму возможность возникновения всех этих ошибок, психологу-консультанту следует знать и опираться в своих выводах на все теории ролей, так как каждая из них несет в себе определенную долю истины1.

1 Указанные возможные ошибки и связанные с ними недостатки в интерпретациях и рекомендациях, предлагаемых клиенту, характерны для тех ситуаций психологического консультирования, когда психологу-консультанту приходится обращаться к использованию научных теорий.

 

Как научить человека правильно воспринимать и оценивать роли, принятые в общении им самим и другими людьми?

Это вполне возможно сделать, но лишь при обязательном соблюдении следующих условий:

• если данный человек будет знать те роли, в которых он сам и другие люди могут выступать в общении с окружающими людьми;

• если ему, кроме того, будут известны признаки, ориентируясь на которые, он мог бы точно идентифицировать исполняемую человеком роль, отличая ее от других возможных ролей;

• если ему удастся приобрести достаточный опыт наблюдения за собой и иными людьми в общении друг с другом, т.е. опыт, позволяющий ему самому правильно воспринимать и оценивать коммуникативные роли людей.

Первое из указанных условий можно соблюсти, рассказав клиенту о тех ролях, которые люди чаще всего берут на себя, общаясь с другими людьми. При этом можно рекомендовать клиенту найти и самостоятельно ознакомиться с соответствующей научной и научно-популярной литературой.

Второе из условий практически реализуется тем же самым путем.

Что же касается третьего условия, то добиться соответствия ему можно, поработав некоторое время с клиентом, оценив его роли в общении с другими людьми и предложив ему самому сделать это в отношении себя и других людей.

Упражнения

1. Выберите кого-либо из своих знакомых в качестве потенциального клиента. Дайте ему рекомендации по усилению его интереса к людям.

2. Повторите для себя основные этапы проведения психологического консультирования, связанные с решением проблемы неумения человека привлекать к себе внимание со стороны окружающих людей.

3. Назовите основные причины, в силу которых у человека может проявиться неумение высказывать комплименты в адрес других людей и неспособность правильно реагировать на комплименты.

4. Перечислите возможные причины неспособности человека точно воспринимать и правильно оценивать социальные роли людей.

Практические задания

1. Выберите кого-либо в качестве клиента и, пользуясь рекомендациями, изложенными в данной главе, выясните, есть ли у него проблемы, связанные с отсутствием интереса к людям.

2. Определите касающиеся лично вас, субъективные причины недостаточного умения привлекать к себе внимание со стороны других людей (если, конечно, это неумение характерно для вас).

3. Выберите кого-либо в качестве потенциального клиента и проведите с ним психологическую консультацию на тему неумения высказывать комплименты и правильно реагировать на них.

4. Проведите психологическое консультирование кого-либо, кто, па ваш взгляд, не умеет правильно воспринимать и оценивать социальные роли людей, которые они берут на себя в процессе общения.

Ключевые слова

Социально-перцептивное психологическое консультирование. Личное общение людей.

Интерес человека к людям. Психологическое подкрепление в системе межличностных отношений.

Объективные и субъективные причины неумения человека привлекать к себе внимание людей. Эпатажные средства привлечения к себе внимания. Гипертимность. Истеричность.

Комплиментарное поведение. Аутотренинг.

Ролевое взаимодействие людей в общении. Социально-психологическая теория ролей.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.