Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Восточные славяне в VI - VIII вв.



В VI в. часть Центральной и Восточной Европы от Эльбы до Днепра зани­мала пражская культура, уходившая корнями в пшеворскую. На западе она ох­ватывала территорию современных Польши, Чехии, Словакии, Австрии, час­тично восточной Германии, Югославии. Славянская принадлежность этой культуры бесспорна: она сложилась на территории, где, согласно письменным источникам, в VI в. расселялись славяне. Поселения пражской культуры неве­лики, большинство их не укреплено. Укрепленные городища пражского типа появляются лишь в VII в. Тип жилища - полуземлянки с каменными печами. Сородичей хоронили в бес курганных могильниках по обряду трупосожжения. Позднее появляются курганы. Основной археологический материал куль­туры - глиняная лепная посуда так называемого пражского типа.

Пражская культура, вероятно, объединяла ряд родственных племен. Уже в конце VI в. К югу от Припяти и до Днестра, в северо-западных областях Ук­раины и южных областях Белоруссии существовал особый вариант пражской культуры. Он получил название культуры корчак - по древнему поселению у с. Корчак под Житомиром. Здесь несколько поселений вместе располагались на приречных мысах. Такие группы поселений открыты у с. Корчак, Тетерев­ка, Райки и в других местах. Люди жили в полуземлянках, внутри находилась печь, сложенная из камней и глины. В VII в. появляются небольшие, круг­лые в плане городища, укрепленные невысоким валом: Хотомель, Бабка, Хильчицы.

Известны могильники двух типов: грунтовые и курганные. Основной об­ряд погребения - сожжение. Бескурганные урновые сожжения открыты на всем пространстве культуры. Урны ставили в неглубокие ямки, покрывали ка­менной плитой или глиняной сковородкой. В курганах же погребались остан­ки трупосожжения, произведенного на стороне. Курганы больше встречаются на восточной и юго-восточной окраинах ареала.

Для культуры корчак характерна неорнаментированная посуда, специфи­чecкaя по форме. Это мелкие, расширяющиеся в верхней части сосуды с ко­ротким прямым или слегка отогнутым венчиком. Среди образцов посуды миски и глиняные сковородки. На поселениях довольно часто находят глиня­ные биконические пряслица.

На основании археологических данных, а также данных славянской топо­нимики и летописных сведений культуру корчак связывают с существовавшим у восточных славян большим союзом племен дулебов, из которых вышли во­лыняне, древляне, дреговичи и поляне.

Рядом находилась область пеньковской культуры: на Днепре и его прито­ках, в междуречье Днестра и Прута, на Южном Буге. Пеньковские древности представлены в основном поселениями. Жилища, открытые на этих поселени­ях, разнообразны: наземные, углубленные прямоугольные с очагом или пе­чью-каменкой, округлые. Могильники обнаружены лишь в немногих пунктах - около с. Андрусовка на Днепре и около с. Дмитриевка на Северском Донце, где найдены останки сожжений, а также сравнительно много украше­ний, датированных VI-VIII вв.

Основную массу находок на поселениях пеньковского типа составляют ке­рамические комплексы. Преобладает лепная посуда различных типов: серая гончарная, посуда с округлым и биконическим туловом, расширяющимся по­середине, горшки с округлыми плечиками.

В начале VII в. началось передвижение с севера носителей культуры типа корчак. Местное население было ассимилировано, но элементы пеньковской культуры сохранялись вплоть до VIII в.

В третьей четверти I тысячелетия н. э. обозначился перелом в социаль­но-экономическом развитии славянских племен. Резко увеличилось количество железных орудий труда, прежде всего земледельческих, возникли металлургиче­ские центры, распространилась керамика, изготовленная на гончарном круге.

В это время славяне расширяли свою территорию к северу - в верховья Днепра, в бассейн Западной Двины и осваивали смежные с Поднепровьем земли, а также Волго-Окский бассейн. Однако на вновь осваиваемых славяна­ми землях в ряде мест оставалось местное население - балтское и финно-угор­ское на северо-востоке.

Вероятно, что в последней четверти I тысячелетия н. э. Киевское Поднеп­ровье, Гомельщину, Могилевщину и земли по Десне населяли прямые потом­ки зарубинецких племен. Постепенно изменяясь, позднезарубинецкая куль­тура приобретала черты славянской раннесредневековой культуры. Эти процессы изучены по материалам Новобыковского и Нижнетошицкоro мо­гильников и Колочинского городища на Гомельщине. Такой же процесс пере­растания позднезарубинецкой культуры в раннеславянскую шел на Десне и Сейме. В Верхнем Поднепровье на землях балтов, куда расселились славяне, известны также археологические памятники середины и второй половины I ты­сячелетия н.э., которые сочетают в себе как славянские, так и балтские эле­менты. При меры такого типа - смешанные культурные древности на Лахтеев­ском и Демидовском городищах около Смоленска. В культуре балтов распро­страняются славянские элементы: посуда, железные предметы. К концу I тыся­челетия н. э. культура балтов приобрела славянский облик. Очевидно, к этому времени балты утратили и свой язык.

Таким образом, восточнославянская культура в середине и третьей четвер­ти I тысячелетия н. э. была явлением новым, сложившимся уже после круше­ния Рима, в эпоху Великого переселения народов. Она впитала многие дости­жeния предшествующих культур, а также вобрала в себя балтские, аварские, аланские и другие элементы.

В середине и второй половине 1 тысячелетия н. э. в результате расселения древних славян на территории балтов и разложения первобытно-общинных отношений складываются новые образования - территориально-политиче­ские союзы, знаменующие собой конец первобытной истории и процесс зарождения феодальных отношений. Восточнославянские объединения конкретно упоминаются в «Повести временных лет». Они стали называться по племенам, возглавлявшим их. Внутри союзов складывается свой диалект языка, своя культура, особенности хозяйства и представление о своей территории. В верховьях Днепра в это время создается объединение славянских племен - кри­вичей. Их этническим признаком являются височные кольца с завязанными концами, которые находят в курганах Х в.

На Оке, в верховьях Дона, по Угре жили древние вятичи. В их землях кур­ганы особого типа: высокие, с остатками деревянных оградок внутри - в них помещались останки трупосожжения. В верховьях Немана и по Березине в бо­лотистом полесье обитали дреговичи, по Сожу и Десне - радимичи. В низовь­ях Десны, по Сейму расселились на большой территории северяне, к юго-за­паду от них, по Южному Бугу - тиверцы и уличи. На самом севере славянской территории по Ладоге и Волхову жили словены. Многие из этих племенных союзов, особенно северные, существовали и после образования Киевской Ру­си, так как процесс разложения первобытных отношений у них протекал мед­леннее.

Различия между восточнославянскими племенами прослеживаются не только в конструкции курганов. Еще в конце XIX в. археолог А.А. Спицын за­метил, что височные кольца - часто встречающиеся у славян женские укра­шения, вплетавшиеся в волосы,- весьма специфичны. По височным кольцам достаточно хорошо изучена территория расселения вятичей, кривичей, полян, северян и других племенных объединений. В могилах племенного объедине­ния радимичей височные кольца были семилучевые - от нижнего полукруга кольца отходило семь лучей; у древлян они были сделаны в виде перстня; се­веряне височные кольца делали из проволоки, загнутой внизу в плотную пло­скую спираль; дреговичи украшали их приделанными бусинками из медных шариков; височные кольца вятичей были семилопастными - состояли из се­ми плоских лопастей, припаянных к нижней части кольца.

Конец VIII в. на левобережье Днепра и в междуречье среднего течения Днепра и Верхнего Дона представлен археологическими памятниками ромен­ско-боршевской культуры. Ее характеризуют полностью раскопанное Ново­троицкое городище на р. Псел в Сумской области, городища Титчиха и Бор­шевское в Воронежской области. Поселения были расположены на высоких мысах, укреплены валом и рвом. Люди жили в полуземлянках с бревенчатыми стенами. Внутри жилищ были устроены глинобитные печи. Рядом с жилым помещением находились ямы для хранения зерна. По остаткам зерен на дне ямы установлено, что жители поселков сеяли пшеницу, ячмень, рожь, просо. Земледелие было плужным: на поселениях найдены плужные ножи и лемехи. Хлеб убирали железными серпами, а зерно размалывали ручными жерновами. Здесь разводили коров, лошадей и свиней. В культурных слоях поселений найдены привозные вещи и среднеазиатские монеты, свидетельствующие о развитии торговых связей.

Несколько отличались по своей планировке городища в верховьях Дона.

Например, древнее славянское поселение у с. Боршево состояло более чем из 200 небольших прямоугольных жилищ, в которых селились отдельные семьи. Стены выкладывали из деревянных плах, в углу ставили каменную печь. Хо­зяйственный комплекс включал в себя жилой дом, хлебные ямы, погреба и ре­месленную мастерскую.

Роменско-боршевская культура имеет ряд особенностей. Во-первых, ее лепная посуда особых форм, часто украшена по плечикам геометрическим узором из отпечатков гребенчатого штампа или узором в виде перевитой ве­ревки. Такой тип посуды отличается от распространенного в правобережном Приднепровье одновременно с ним, и от более древней посуды. Во-вторых, роменско-боршевские поселения занимали отроги высоких и крутых речных берегов, укреплялись валом и рвом, в то время как на остальной территории поселения были неукрепленными.

Многие предметы роменско-боршевской культуры имеют прямые аналоги в культуре Древнерусского государства.

В VIII в. на правобережье Днепра, на Житомирщине, складывается лу­ка-райковецкая культура, унаследовавшая достижения пражской культуры. Ос­новной археологический материал - керамика: горшки со слабовыпуклым ту­ловом и глиняные сковороды. Сначала керамика была лепная, без орнамента, позже появился гончарный круг, сосуды стали украшать параллельными на­резными линиями. Орнамент типичный для восточнославянской керамики. Для этой культуры характерны неукрепленные поселения, расположенные на небольших возвышенностях. Хорошо изучено поселение у с. Райки в Житомирской области. Жилища представлены полуземлянками, внутри которых были печи из камня и глины.

Отмеченные особенности в культуре славян возникли, по-видимому, при взаимодействии с другими этносами, на территории которых расселились славяне. Так, восточные балты во второй половине 1 тысячелетия н. э. как бы «вросли» в восточнославянское население и были реальной культурно-этни­ческой силой, оказавшей влияние на славян. Развитие этих территориаль­но-политических союзов шло по пути превращения их в государственные об­разования.

В ходе раскопок установлено, что уровень развития производительных сил на обширной территории расселения восточных славян не был одинаковым. У славянских племен, обитавших в лесостепной и степной зонах юга России, в Среднем Поднепровье в первые века 1 тысячелетия н. э. было развито произ­водительное пашенное земледелие, они знали основные виды зерновых и ого­родных культур. У обитателей лесной зоны существовало трудоемкое и мало­производительное подсечное земледелие, орудиями которого были топор, косарь (большой нож для рубки кустарника) и мотыга. Позже распространяет­ся соха. Различие между плугом и сохой, этими двумя основными сельскохо­зяйственными орудиями производства, состоит в том, что соха рыхлит землю, а плуг отрезает и переворачивает пласт.

Таким образом, процесс развития хозяйства и разрушения первобытно-об­щинных отношений протекал наиболее интенсивно на юге восточнославян­ских земель, в районе Среднего Поднепровья, где политическая обстановка в соседних степях стимулировала образование государства. В этом процес­се - сложения Древнерусского государства у восточных славян - приняли участие племена, известные по корчажской, лука-райковецкой, роменско­-боршевской культурам.

Литература

Алексеева п.и. Этногенез восточных славян по данным антропологии. М., 1973. Вопросы древней и средневековой археологии Восточной Европы. М., 1978.

Древние славяне и их соседей. М., 1974.

Древняя Русь и славяне. М., 1978.

Кропоткин В.В. Экономические связи Восточной Европы в 1 тысячелетии н. э. М., 1967.

Ляпушкин и.и. Славяне Восточной Европы накануне образования Древнерусского государства (VIII - первая половина IХ в.). Л., 1968.

Могильники черняховской культуры. М., 1979. Раннесредневековые восточнославянские древности. Л., 1974.

Рыбаков Б.А. Первые века русской истории. М., 1964.

Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв.// Археология СССР. М., 1982. Седов В.В. Длинные курганы кривичей // СЛИ. 1974.

Седов В.В. Новгородские сопки // СЛИ. М., 1970.

Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1979. Седов В.В. Славяне. М., 2003.

Славяне и их соседи в конце I тысячелетия до н. э.- первой половине I тысячелетия н. э. / /

Археология СССР. М., 1993.

Славяне и Русь. Киев, 1979.

Средневековые древности Восточной Европы. М., 1980.

Финно-угры и славяне. Л., 1979.

Формирование раннефеодальной славянской народности. М., 1981. Черняховская культура // МИА. М., 1960. N 82.


КУЛЬТУРА ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН ПЕРИОДА ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Большинство исследователей сходятся в мнении, что первоначально Рус­ская земля занимала территорию по притокам Днепра - Роси, устью Сулы на юге и до Трубчевска на северо-востоке. Здесь известно несколько десятков поселений конца I тысячелетия н. э. с остатками углубленных в землю пря­моугольных жилищ-полуземлянок. На этой территории открыто большое ко­личество кладов. Типичным для росов является Пастырское городище VII-VIII вв. Поселение было застроено наземными постройками с глинобит­ными печами и небольшими полуземлянками. Жители занимались не только сельским хозяйством, но и ремеслом: кузнечным, гончарным, ювелирным. Это подтверждают остатки сгоревших кузницы и горна, служивших для изго­товления железа. Ремесленный характер производства зафиксирован на горо­дищах Хотомель, Алчедар, Гнилопять. Фактически они представляли собой административные центры ближайшей округи и феодальной власти, места со­средоточения ремесла и торговли. В начале IX в. на базе союза славянских племен древлян, дреговичей, радимичей, частично северян и кривичей офор­милось качественно новое образование - Древнерусское государство.

Оно возникло как результат многовекового исторического развития вос­точных славян. Племенное объединение полян, очевидно, составило его осно­ву, что зафиксировано археологическими исследованиями. Более развитое, чем в других славянских землях, комплексное хозяйство полян было основано на плужном земледелии и домашнем скотоводстве. Их укрепленные поселе­ния отличались высоким уровнем развития ремесла. Здесь уже несколько сто­летий существовал племенной союз, шли процессы объединения отдельных племен, сложения единого языка, культуры, отмечена имущественная и соци­альная дифференциация; из недр первобытнообщинного строя выделяется феодальный класс дружинников, формируется аппарат власти. Нельзя не учи­тывать и выгодное географическое положение Киева как центра полян. Опре­деленную роль сыграл внешний фактор - постоянная угроза со стороны оби­тавших в степях кочевых народов. Все это привело к созданию Древнерусского государства с центром в Киеве. Таким образом, период племенных союзов за­кончился образованием Киевской Руси, в состав которой вошли восточные славяне лесостепной зоны с их древней земледельческой культурой, земли Полесья и форпосты славян на водных путях на север.

Процесс формирования феодального класса и княжеской власти отмечен еще до образования Киевской Руси, но с возникновением государства он не завершился. К IX - XI вв. относятся так называемые дружинные курганы на Смоленщине, Черниговщине, около Ярославля и Киева. В этих языческих курганах похоронены не только представители феодального класса, дружин­ники, но и торговцы. Курганные могильники открыты большей частью на сложных участках торговых путей - так называемых волоках.

Гнездовские курганы у Смоленска расположены в месте сближения Запад­ной Двины с Днепром на пути «из варяг в греки». Здесь был волок из Днепра в р. Ловать. Путь возник в начале IX в. В Гнездове тоже было поселение при во­локе, где жили плотники, ремесленники, земледельцы и торговцы. Могильник представляет собой поле, на котором насчитывается около трех тысяч курга­нов. Большинство курганов небольшие, около метра. Среди них выделяется высокий курган. Под его насыпью вскрыты остатки костра, на котором был сожжен, вероятно, князь и несколько женщин, может быть, рабынь. Сохрани­лись железные бляшки, мечи и шлем. Рядом, в специальном кургане, был по­хоронен конь. В 700 раскопанных гнездовских курганах обнаружен один и тот же обряд погребения - сожжение, которое совершалось либо на стороне, ли­бо на том месте, где позднее возводился курган. Большая группа курганов не содержала никаких вещей, не было даже следов погребения. Эти курганы на­сыпались в честь воинов и путешественников, погибших на чужбине.

Предметы позволяют охарактеризовать быт славян IX-X вв. Известны пружинные ножницы, служившие для хозяйственных целей. В Гнездове най­дены и древнейшие на Руси шарнирные ножницы с двумя соединенными бол­том лезвиями. Ножницами такой конструкции мы пользуемся до сих пор. Здесь обнаружена древнейшая на Руси железная складная бритва. В· быту древнерусская знать пользовалась питьевыми кубками, сделанными из оправ­ленных в серебряные оковки рогов.

Материалы гнездовских курганов свидетельствуют о торговых связях Руси со Скандинавией, Волжской. Болгарией, Ираном, Закавказьем. В курганах найдены весы, железные гири и замочки, красивые иранские бронзовые све­тильники. В качестве денег в IX-X вв. использовались среднеазиатские дир­хемы, которые встречаются в курганах и кладах. Интересно, что в обращении были как целые монеты, так и разрубленные на части, игравшие роль размен­ной монеты.

Три группы больших курганов, раскопанных под Ярославлем, близки смо­ленским. Они также возникли на торговом, волжском пути. В ярославских курганах отмечен тот же обряд погребения, такие же мечи, наконечники стрел и копья. На поселении рядом с курганным могильником найден клад из двух тысяч среднеазиатских дирхемов IX в.

Не меньшую ценность представляют курганы в Чернигове. Особый инте­рес вызывает Черная Могила, курган, расположенный в самом городе. Преда­ния гласят, что в кургане покоится князь Черный - основатель города. Под насыпью открыты остатки огромного костра, на котором, видимо, было сож­жено несколько покойников. В кургане обнаружены военные доспехи: две кольчуги, два шлема, два кубка из турьих рогов и украшенных серебряными обкладками, сабля и другие вещи. На оправе одного из рогов изображены мужчина и· женщина, стреляющие из луков. В Черной Могиле найдено много оружия и предметов из железа, серебра, золота и стекла. Определить дату по­явления кургана помогли две золотые византийские монеты второй половины Х в. Черниговские дружинные курганы расположены группами: один большой курган, а вокруг него несколько маленьких, в которых, очевидно, погребены простые воины.

Сохранилось описание похорон русского купца в г. Болгаре, оставленное арабским дипломатом Ибн-Фадланом. Согласно автору, прах был положен на ладью, которую поставили на костер. Рядом положили оружие и вещи. При погребении убили коня, петуха, быка, была умерщвлена и любимая рабыня покойного. Все это сожгли и над остатками костра насыпали огромный холм, на вершине которого поставили столб с надписью. Описание похорон совпа­дает с данными археологических раскопок.

Материал из дружинных курганов дает возможность сторонникам так на­зываемой норманнской теории утверждать, что государство на Руси было соз­дано варягами и скандинавами. Действительно, в описываемый период суще­ствовал торговый путь «из варяг в греки», на землях восточных славян встреча­ются и погребения норманнов в курганах VIII-X вв., в частности в дружин­ных.

Набор вещей, которые найдены в дружинных курганах, характеризует уро­вень развития культуры, ремесла, экономических связей и военного дела. Рус­ские дружинники пользовались мечами длиной до 1 м, с широким лезвием, с прямым в виде бруска перекрестием. Такие мечи предназначались для рубя­щего действия. Вдоль лезвия меча (посередине) проходила ложбинка. Пере­крестие и навершие меча обычно украшались серебряным узором. Но эти ме­чи нельзя назвать скандинавскими. Такие - каролингского типа - мечи были широко распространены в Европе, в том числе и на Руси. В курганах найдены черешковые ромбовидные наконечники стрел и копий. У скандинавов нако­нечники копий были ланцетовидные. В то время у восточных славян появи­лись шлемы-шишаки с вытянутым верхом - типично русские, скандинавские шлемы - полукруглые. Необходимыми доспехами были кольчуги - специ­альные защитные рубашки из отдельных металлических колечек, которые на Руси появились даже несколько раньше, чем в странах Западной Европы.

К эпохе сложения классового общества относится возникновение пись­менности. Особую ценность представляет находка первой древнерусской над­писи. На поверхности одного из гнездовских сосудов - корчаги начала Х в.­процарапано слово: «гороукша» или «гороухша». Одни ученые считают, что в сосуде находилась горчица, для других - это нефть для разжигания погре­бального огня. Гнездовская надпись подтверждает вывод филологов о том, что древнерусская письменность существует с Х в. В этом же кургане обнаружены обычные для Х в. монеты и меч.

Курганы крестьян-общинников расположены в разных частях Древней Ру­си небольшими группами и имеют вид земляных насыпей. Многие курганы IX-X вв. содержат останки трупосожжения. Под влиянием христианства этот языческий обряд постепенно исчезает сначала в среде горожан, а потом и в сельской местности, где он существовал очень долго. В крестьянских курганах отсутствуют предметы роскоши, привозные вещи. Здесь встречаются орудия труда: железные серпы и ножи.

Ценным археологическим источником являются женские украшения из бронзы и серебра. Они свидетельствуют о том, что с возникновением феодаль­ных отношений и разрушением старых племенных границ продолжали суще­ствовать различия в традиционной культуре. Головной убор русских крестья­нок украшали металлические нашивки, височные кольца, на руках они носили перстни и браслеты, выполненные с учетом местных особенностей. Найденные бусы сделаны из горного хрусталя и сердолика.

Основным населением Древней Руси были земледельцы. Однако поселе­ния деревенского типа изучены пока плохо, так как они не имели укреплений и многие из них .были разрушены. Поселения, как правило, располагались на высоких берегах небольших рек, в поймах которых были пашни и луга. Сель­ские поселения возникали и на водоразделах, где обрабатывались лесные уча­стки. Сеяли пшеницу, рожь, овес, ячмень, горох, чечевицу, просо, из техни­ческих культур возделывали лен и коноплю, выращивали капусту и другие овощи. По находкам костей животных выяснено, что в IX-XII вв. разводили коров, овец, свиней и лошадей. Из птиц были известны куры, утки и гуси. Среди хозяйственного инвентаря большое количество древнерусских серпов, коротких кос-горбуш, зернотерок, железных наконечников, наральников для почвообрабатывающих орудий. Подъем сельского хозяйства, его техническое оснащение были тесно связаны с развитием ремесла и торгового обмена.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.