В VI в. часть Центральной и Восточной Европы от Эльбы до Днепра занимала пражская культура, уходившая корнями в пшеворскую. На западе она охватывала территорию современных Польши, Чехии, Словакии, Австрии, частично восточной Германии, Югославии. Славянская принадлежность этой культуры бесспорна: она сложилась на территории, где, согласно письменным источникам, в VI в. расселялись славяне. Поселения пражской культуры невелики, большинство их не укреплено. Укрепленные городища пражского типа появляются лишь в VII в. Тип жилища - полуземлянки с каменными печами. Сородичей хоронили в бес курганных могильниках по обряду трупосожжения. Позднее появляются курганы. Основной археологический материал культуры - глиняная лепная посуда так называемого пражского типа.
Пражская культура, вероятно, объединяла ряд родственных племен. Уже в конце VI в. К югу от Припяти и до Днестра, в северо-западных областях Украины и южных областях Белоруссии существовал особый вариант пражской культуры. Он получил название культуры корчак - по древнему поселению у с. Корчак под Житомиром. Здесь несколько поселений вместе располагались на приречных мысах. Такие группы поселений открыты у с. Корчак, Тетеревка, Райки и в других местах. Люди жили в полуземлянках, внутри находилась печь, сложенная из камней и глины. В VII в. появляются небольшие, круглые в плане городища, укрепленные невысоким валом: Хотомель, Бабка, Хильчицы.
Известны могильники двух типов: грунтовые и курганные. Основной обряд погребения - сожжение. Бескурганные урновые сожжения открыты на всем пространстве культуры. Урны ставили в неглубокие ямки, покрывали каменной плитой или глиняной сковородкой. В курганах же погребались останки трупосожжения, произведенного на стороне. Курганы больше встречаются на восточной и юго-восточной окраинах ареала.
Для культуры корчак характерна неорнаментированная посуда, специфичecкaя по форме. Это мелкие, расширяющиеся в верхней части сосуды с коротким прямым или слегка отогнутым венчиком. Среди образцов посуды миски и глиняные сковородки. На поселениях довольно часто находят глиняные биконические пряслица.
На основании археологических данных, а также данных славянской топонимики и летописных сведений культуру корчак связывают с существовавшим у восточных славян большим союзом племен дулебов, из которых вышли волыняне, древляне, дреговичи и поляне.
Рядом находилась область пеньковской культуры: на Днепре и его притоках, в междуречье Днестра и Прута, на Южном Буге. Пеньковские древности представлены в основном поселениями. Жилища, открытые на этих поселениях, разнообразны: наземные, углубленные прямоугольные с очагом или печью-каменкой, округлые. Могильники обнаружены лишь в немногих пунктах - около с. Андрусовка на Днепре и около с. Дмитриевка на Северском Донце, где найдены останки сожжений, а также сравнительно много украшений, датированных VI-VIII вв.
Основную массу находок на поселениях пеньковского типа составляют керамические комплексы. Преобладает лепная посуда различных типов: серая гончарная, посуда с округлым и биконическим туловом, расширяющимся посередине, горшки с округлыми плечиками.
В начале VII в. началось передвижение с севера носителей культуры типа корчак. Местное население было ассимилировано, но элементы пеньковской культуры сохранялись вплоть до VIII в.
В третьей четверти I тысячелетия н. э. обозначился перелом в социально-экономическом развитии славянских племен. Резко увеличилось количество железных орудий труда, прежде всего земледельческих, возникли металлургические центры, распространилась керамика, изготовленная на гончарном круге.
В это время славяне расширяли свою территорию к северу - в верховья Днепра, в бассейн Западной Двины и осваивали смежные с Поднепровьем земли, а также Волго-Окский бассейн. Однако на вновь осваиваемых славянами землях в ряде мест оставалось местное население - балтское и финно-угорское на северо-востоке.
Вероятно, что в последней четверти I тысячелетия н. э. Киевское Поднепровье, Гомельщину, Могилевщину и земли по Десне населяли прямые потомки зарубинецких племен. Постепенно изменяясь, позднезарубинецкая культура приобретала черты славянской раннесредневековой культуры. Эти процессы изучены по материалам Новобыковского и Нижнетошицкоro могильников и Колочинского городища на Гомельщине. Такой же процесс перерастания позднезарубинецкой культуры в раннеславянскую шел на Десне и Сейме. В Верхнем Поднепровье на землях балтов, куда расселились славяне, известны также археологические памятники середины и второй половины I тысячелетия н.э., которые сочетают в себе как славянские, так и балтские элементы. При меры такого типа - смешанные культурные древности на Лахтеевском и Демидовском городищах около Смоленска. В культуре балтов распространяются славянские элементы: посуда, железные предметы. К концу I тысячелетия н. э. культура балтов приобрела славянский облик. Очевидно, к этому времени балты утратили и свой язык.
Таким образом, восточнославянская культура в середине и третьей четверти I тысячелетия н. э. была явлением новым, сложившимся уже после крушения Рима, в эпоху Великого переселения народов. Она впитала многие достижeния предшествующих культур, а также вобрала в себя балтские, аварские, аланские и другие элементы.
В середине и второй половине 1 тысячелетия н. э. в результате расселения древних славян на территории балтов и разложения первобытно-общинных отношений складываются новые образования - территориально-политические союзы, знаменующие собой конец первобытной истории и процесс зарождения феодальных отношений. Восточнославянские объединения конкретно упоминаются в «Повести временных лет». Они стали называться по племенам, возглавлявшим их. Внутри союзов складывается свой диалект языка, своя культура, особенности хозяйства и представление о своей территории. В верховьях Днепра в это время создается объединение славянских племен - кривичей. Их этническим признаком являются височные кольца с завязанными концами, которые находят в курганах Х в.
На Оке, в верховьях Дона, по Угре жили древние вятичи. В их землях курганы особого типа: высокие, с остатками деревянных оградок внутри - в них помещались останки трупосожжения. В верховьях Немана и по Березине в болотистом полесье обитали дреговичи, по Сожу и Десне - радимичи. В низовьях Десны, по Сейму расселились на большой территории северяне, к юго-западу от них, по Южному Бугу - тиверцы и уличи. На самом севере славянской территории по Ладоге и Волхову жили словены. Многие из этих племенных союзов, особенно северные, существовали и после образования Киевской Руси, так как процесс разложения первобытных отношений у них протекал медленнее.
Различия между восточнославянскими племенами прослеживаются не только в конструкции курганов. Еще в конце XIX в. археолог А.А. Спицын заметил, что височные кольца - часто встречающиеся у славян женские украшения, вплетавшиеся в волосы,- весьма специфичны. По височным кольцам достаточно хорошо изучена территория расселения вятичей, кривичей, полян, северян и других племенных объединений. В могилах племенного объединения радимичей височные кольца были семилучевые - от нижнего полукруга кольца отходило семь лучей; у древлян они были сделаны в виде перстня; северяне височные кольца делали из проволоки, загнутой внизу в плотную плоскую спираль; дреговичи украшали их приделанными бусинками из медных шариков; височные кольца вятичей были семилопастными - состояли из семи плоских лопастей, припаянных к нижней части кольца.
Конец VIII в. на левобережье Днепра и в междуречье среднего течения Днепра и Верхнего Дона представлен археологическими памятниками роменско-боршевской культуры. Ее характеризуют полностью раскопанное Новотроицкое городище на р. Псел в Сумской области, городища Титчиха и Боршевское в Воронежской области. Поселения были расположены на высоких мысах, укреплены валом и рвом. Люди жили в полуземлянках с бревенчатыми стенами. Внутри жилищ были устроены глинобитные печи. Рядом с жилым помещением находились ямы для хранения зерна. По остаткам зерен на дне ямы установлено, что жители поселков сеяли пшеницу, ячмень, рожь, просо. Земледелие было плужным: на поселениях найдены плужные ножи и лемехи. Хлеб убирали железными серпами, а зерно размалывали ручными жерновами. Здесь разводили коров, лошадей и свиней. В культурных слоях поселений найдены привозные вещи и среднеазиатские монеты, свидетельствующие о развитии торговых связей.
Несколько отличались по своей планировке городища в верховьях Дона.
Например, древнее славянское поселение у с. Боршево состояло более чем из 200 небольших прямоугольных жилищ, в которых селились отдельные семьи. Стены выкладывали из деревянных плах, в углу ставили каменную печь. Хозяйственный комплекс включал в себя жилой дом, хлебные ямы, погреба и ремесленную мастерскую.
Роменско-боршевская культура имеет ряд особенностей. Во-первых, ее лепная посуда особых форм, часто украшена по плечикам геометрическим узором из отпечатков гребенчатого штампа или узором в виде перевитой веревки. Такой тип посуды отличается от распространенного в правобережном Приднепровье одновременно с ним, и от более древней посуды. Во-вторых, роменско-боршевские поселения занимали отроги высоких и крутых речных берегов, укреплялись валом и рвом, в то время как на остальной территории поселения были неукрепленными.
Многие предметы роменско-боршевской культуры имеют прямые аналоги в культуре Древнерусского государства.
В VIII в. на правобережье Днепра, на Житомирщине, складывается лука-райковецкая культура, унаследовавшая достижения пражской культуры. Основной археологический материал - керамика: горшки со слабовыпуклым туловом и глиняные сковороды. Сначала керамика была лепная, без орнамента, позже появился гончарный круг, сосуды стали украшать параллельными нарезными линиями. Орнамент типичный для восточнославянской керамики. Для этой культуры характерны неукрепленные поселения, расположенные на небольших возвышенностях. Хорошо изучено поселение у с. Райки в Житомирской области. Жилища представлены полуземлянками, внутри которых были печи из камня и глины.
Отмеченные особенности в культуре славян возникли, по-видимому, при взаимодействии с другими этносами, на территории которых расселились славяне. Так, восточные балты во второй половине 1 тысячелетия н. э. как бы «вросли» в восточнославянское население и были реальной культурно-этнической силой, оказавшей влияние на славян. Развитие этих территориально-политических союзов шло по пути превращения их в государственные образования.
В ходе раскопок установлено, что уровень развития производительных сил на обширной территории расселения восточных славян не был одинаковым. У славянских племен, обитавших в лесостепной и степной зонах юга России, в Среднем Поднепровье в первые века 1 тысячелетия н. э. было развито производительное пашенное земледелие, они знали основные виды зерновых и огородных культур. У обитателей лесной зоны существовало трудоемкое и малопроизводительное подсечное земледелие, орудиями которого были топор, косарь (большой нож для рубки кустарника) и мотыга. Позже распространяется соха. Различие между плугом и сохой, этими двумя основными сельскохозяйственными орудиями производства, состоит в том, что соха рыхлит землю, а плуг отрезает и переворачивает пласт.
Таким образом, процесс развития хозяйства и разрушения первобытно-общинных отношений протекал наиболее интенсивно на юге восточнославянских земель, в районе Среднего Поднепровья, где политическая обстановка в соседних степях стимулировала образование государства. В этом процессе - сложения Древнерусского государства у восточных славян - приняли участие племена, известные по корчажской, лука-райковецкой, роменско-боршевской культурам.
Литература
Алексеева п.и. Этногенез восточных славян по данным антропологии. М., 1973. Вопросы древней и средневековой археологии Восточной Европы. М., 1978.
Древние славяне и их соседей. М., 1974.
Древняя Русь и славяне. М., 1978.
Кропоткин В.В. Экономические связи Восточной Европы в 1 тысячелетии н. э. М., 1967.
Ляпушкин и.и. Славяне Восточной Европы накануне образования Древнерусского государства (VIII - первая половина IХ в.). Л., 1968.
Могильники черняховской культуры. М., 1979. Раннесредневековые восточнославянские древности. Л., 1974.
Рыбаков Б.А. Первые века русской истории. М., 1964.
Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв.// Археология СССР. М., 1982. Седов В.В. Длинные курганы кривичей // СЛИ. 1974.
Седов В.В. Новгородские сопки // СЛИ. М., 1970.
Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1979. Седов В.В. Славяне. М., 2003.
Славяне и их соседи в конце I тысячелетия до н. э.- первой половине I тысячелетия н. э. / /
Археология СССР. М., 1993.
Славяне и Русь. Киев, 1979.
Средневековые древности Восточной Европы. М., 1980.
Финно-угры и славяне. Л., 1979.
Формирование раннефеодальной славянской народности. М., 1981. Черняховская культура // МИА. М., 1960. N 82.
КУЛЬТУРА ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН ПЕРИОДА ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Большинство исследователей сходятся в мнении, что первоначально Русская земля занимала территорию по притокам Днепра - Роси, устью Сулы на юге и до Трубчевска на северо-востоке. Здесь известно несколько десятков поселений конца I тысячелетия н. э. с остатками углубленных в землю прямоугольных жилищ-полуземлянок. На этой территории открыто большое количество кладов. Типичным для росов является Пастырское городище VII-VIII вв. Поселение было застроено наземными постройками с глинобитными печами и небольшими полуземлянками. Жители занимались не только сельским хозяйством, но и ремеслом: кузнечным, гончарным, ювелирным. Это подтверждают остатки сгоревших кузницы и горна, служивших для изготовления железа. Ремесленный характер производства зафиксирован на городищах Хотомель, Алчедар, Гнилопять. Фактически они представляли собой административные центры ближайшей округи и феодальной власти, места сосредоточения ремесла и торговли. В начале IX в. на базе союза славянских племен древлян, дреговичей, радимичей, частично северян и кривичей оформилось качественно новое образование - Древнерусское государство.
Оно возникло как результат многовекового исторического развития восточных славян. Племенное объединение полян, очевидно, составило его основу, что зафиксировано археологическими исследованиями. Более развитое, чем в других славянских землях, комплексное хозяйство полян было основано на плужном земледелии и домашнем скотоводстве. Их укрепленные поселения отличались высоким уровнем развития ремесла. Здесь уже несколько столетий существовал племенной союз, шли процессы объединения отдельных племен, сложения единого языка, культуры, отмечена имущественная и социальная дифференциация; из недр первобытнообщинного строя выделяется феодальный класс дружинников, формируется аппарат власти. Нельзя не учитывать и выгодное географическое положение Киева как центра полян. Определенную роль сыграл внешний фактор - постоянная угроза со стороны обитавших в степях кочевых народов. Все это привело к созданию Древнерусского государства с центром в Киеве. Таким образом, период племенных союзов закончился образованием Киевской Руси, в состав которой вошли восточные славяне лесостепной зоны с их древней земледельческой культурой, земли Полесья и форпосты славян на водных путях на север.
Процесс формирования феодального класса и княжеской власти отмечен еще до образования Киевской Руси, но с возникновением государства он не завершился. К IX - XI вв. относятся так называемые дружинные курганы на Смоленщине, Черниговщине, около Ярославля и Киева. В этих языческих курганах похоронены не только представители феодального класса, дружинники, но и торговцы. Курганные могильники открыты большей частью на сложных участках торговых путей - так называемых волоках.
Гнездовские курганы у Смоленска расположены в месте сближения Западной Двины с Днепром на пути «из варяг в греки». Здесь был волок из Днепра в р. Ловать. Путь возник в начале IX в. В Гнездове тоже было поселение при волоке, где жили плотники, ремесленники, земледельцы и торговцы. Могильник представляет собой поле, на котором насчитывается около трех тысяч курганов. Большинство курганов небольшие, около метра. Среди них выделяется высокий курган. Под его насыпью вскрыты остатки костра, на котором был сожжен, вероятно, князь и несколько женщин, может быть, рабынь. Сохранились железные бляшки, мечи и шлем. Рядом, в специальном кургане, был похоронен конь. В 700 раскопанных гнездовских курганах обнаружен один и тот же обряд погребения - сожжение, которое совершалось либо на стороне, либо на том месте, где позднее возводился курган. Большая группа курганов не содержала никаких вещей, не было даже следов погребения. Эти курганы насыпались в честь воинов и путешественников, погибших на чужбине.
Предметы позволяют охарактеризовать быт славян IX-X вв. Известны пружинные ножницы, служившие для хозяйственных целей. В Гнездове найдены и древнейшие на Руси шарнирные ножницы с двумя соединенными болтом лезвиями. Ножницами такой конструкции мы пользуемся до сих пор. Здесь обнаружена древнейшая на Руси железная складная бритва. В· быту древнерусская знать пользовалась питьевыми кубками, сделанными из оправленных в серебряные оковки рогов.
Материалы гнездовских курганов свидетельствуют о торговых связях Руси со Скандинавией, Волжской. Болгарией, Ираном, Закавказьем. В курганах найдены весы, железные гири и замочки, красивые иранские бронзовые светильники. В качестве денег в IX-X вв. использовались среднеазиатские дирхемы, которые встречаются в курганах и кладах. Интересно, что в обращении были как целые монеты, так и разрубленные на части, игравшие роль разменной монеты.
Три группы больших курганов, раскопанных под Ярославлем, близки смоленским. Они также возникли на торговом, волжском пути. В ярославских курганах отмечен тот же обряд погребения, такие же мечи, наконечники стрел и копья. На поселении рядом с курганным могильником найден клад из двух тысяч среднеазиатских дирхемов IX в.
Не меньшую ценность представляют курганы в Чернигове. Особый интерес вызывает Черная Могила, курган, расположенный в самом городе. Предания гласят, что в кургане покоится князь Черный - основатель города. Под насыпью открыты остатки огромного костра, на котором, видимо, было сожжено несколько покойников. В кургане обнаружены военные доспехи: две кольчуги, два шлема, два кубка из турьих рогов и украшенных серебряными обкладками, сабля и другие вещи. На оправе одного из рогов изображены мужчина и· женщина, стреляющие из луков. В Черной Могиле найдено много оружия и предметов из железа, серебра, золота и стекла. Определить дату появления кургана помогли две золотые византийские монеты второй половины Х в. Черниговские дружинные курганы расположены группами: один большой курган, а вокруг него несколько маленьких, в которых, очевидно, погребены простые воины.
Сохранилось описание похорон русского купца в г. Болгаре, оставленное арабским дипломатом Ибн-Фадланом. Согласно автору, прах был положен на ладью, которую поставили на костер. Рядом положили оружие и вещи. При погребении убили коня, петуха, быка, была умерщвлена и любимая рабыня покойного. Все это сожгли и над остатками костра насыпали огромный холм, на вершине которого поставили столб с надписью. Описание похорон совпадает с данными археологических раскопок.
Материал из дружинных курганов дает возможность сторонникам так называемой норманнской теории утверждать, что государство на Руси было создано варягами и скандинавами. Действительно, в описываемый период существовал торговый путь «из варяг в греки», на землях восточных славян встречаются и погребения норманнов в курганах VIII-X вв., в частности в дружинных.
Набор вещей, которые найдены в дружинных курганах, характеризует уровень развития культуры, ремесла, экономических связей и военного дела. Русские дружинники пользовались мечами длиной до 1 м, с широким лезвием, с прямым в виде бруска перекрестием. Такие мечи предназначались для рубящего действия. Вдоль лезвия меча (посередине) проходила ложбинка. Перекрестие и навершие меча обычно украшались серебряным узором. Но эти мечи нельзя назвать скандинавскими. Такие - каролингского типа - мечи были широко распространены в Европе, в том числе и на Руси. В курганах найдены черешковые ромбовидные наконечники стрел и копий. У скандинавов наконечники копий были ланцетовидные. В то время у восточных славян появились шлемы-шишаки с вытянутым верхом - типично русские, скандинавские шлемы - полукруглые. Необходимыми доспехами были кольчуги - специальные защитные рубашки из отдельных металлических колечек, которые на Руси появились даже несколько раньше, чем в странах Западной Европы.
К эпохе сложения классового общества относится возникновение письменности. Особую ценность представляет находка первой древнерусской надписи. На поверхности одного из гнездовских сосудов - корчаги начала Х в.процарапано слово: «гороукша» или «гороухша». Одни ученые считают, что в сосуде находилась горчица, для других - это нефть для разжигания погребального огня. Гнездовская надпись подтверждает вывод филологов о том, что древнерусская письменность существует с Х в. В этом же кургане обнаружены обычные для Х в. монеты и меч.
Курганы крестьян-общинников расположены в разных частях Древней Руси небольшими группами и имеют вид земляных насыпей. Многие курганы IX-X вв. содержат останки трупосожжения. Под влиянием христианства этот языческий обряд постепенно исчезает сначала в среде горожан, а потом и в сельской местности, где он существовал очень долго. В крестьянских курганах отсутствуют предметы роскоши, привозные вещи. Здесь встречаются орудия труда: железные серпы и ножи.
Ценным археологическим источником являются женские украшения из бронзы и серебра. Они свидетельствуют о том, что с возникновением феодальных отношений и разрушением старых племенных границ продолжали существовать различия в традиционной культуре. Головной убор русских крестьянок украшали металлические нашивки, височные кольца, на руках они носили перстни и браслеты, выполненные с учетом местных особенностей. Найденные бусы сделаны из горного хрусталя и сердолика.
Основным населением Древней Руси были земледельцы. Однако поселения деревенского типа изучены пока плохо, так как они не имели укреплений и многие из них .были разрушены. Поселения, как правило, располагались на высоких берегах небольших рек, в поймах которых были пашни и луга. Сельские поселения возникали и на водоразделах, где обрабатывались лесные участки. Сеяли пшеницу, рожь, овес, ячмень, горох, чечевицу, просо, из технических культур возделывали лен и коноплю, выращивали капусту и другие овощи. По находкам костей животных выяснено, что в IX-XII вв. разводили коров, овец, свиней и лошадей. Из птиц были известны куры, утки и гуси. Среди хозяйственного инвентаря большое количество древнерусских серпов, коротких кос-горбуш, зернотерок, железных наконечников, наральников для почвообрабатывающих орудий. Подъем сельского хозяйства, его техническое оснащение были тесно связаны с развитием ремесла и торгового обмена.