Министерство образования и науки Российской Федерации
Тольяттинский государственный университет
Гуманитарно-педагогический институт
Кафедра «Истории и философии»
Е.А. Тимохова
ИСТОРИЯ ЮЖНЫХ И ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН
Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины
«история южных и западных славян» для студентов
направления подготовки 0307.00.62 «история»
(профиль «историческое краеведение»).
Тольятти 2012
УДК 94
ББК 63.3
И 90
Тимохова Е.А. «История южных и западных славян». Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины «история южных и западных славян» для студентов направления подготовки 0307.00.62 «история» / сост. Е.А. Тимохова. - Тольятти: ТГУ, 2012. -199 с.
Рецензент:
Учебно-методическое пособие содержит рекомендации по изучению дисциплины, список основной учебной литературы и источников, планы семинарских занятий с темами докладов, заданиями и дополнительной литературой, а также вопросы к зачетам и экзамену, тесты, глоссарий.
Рекомендовано научно-методическим советом Тольяттинского государственного университета.
Курс освещает основные вехи политической, экономической, социальной, культурной истории южных и западных славян с древнейших времен до начала ХХI в. в рамках традиционного страноведческого подхода. Задачи курса:
1. Выявить закономерности, общие и специфические черты развития славянских народов в эпоху Средневековья, Новое и Новейшее время.
2. Представить конкретные события истории славянских народов в контексте особенностей и характерных черт тех конфессионально – культурных и государственно-политических систем, в рамках которых протекала история отдельных южно – и западнославянских стран.
3. Выявить динамику политики модернизации в славянских странах Центральной и Юго-Восточной Европы на разных этапах развития.
4. Сформировать у студентов представление о месте и роли южных и западных славян во всемирной истории.
5. Познакомить студентов с новейшей литературой по проблемам славянской истории, актуальными вопросами современной отечественной и зарубежной славистики.
В результате изучения дисциплины (учебного курса) студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:
- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК – 2);
- способность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
- способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
- готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этнонациональные, религиозные и культурные различия (ОК-11);
- способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК 12);
- способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1);
- способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области археологии и этнологии (ПК-2);
- способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК 3);
- способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области теории и методологии исторической науки (ПК 4);
- способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК 5);
- способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК 6);
- способность к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК 7);
- способность к работе в архивах и музеях, библиотеках, владением навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК 9);
- способность к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК 10).
В результате изучения дисциплины (учебного курса):
- студент должен знать:
· Основные факты и события истории южных и западных славян в контексте всеобщей истории;
· основные тенденции и особенности развития южных и западных славян с древнейших времён до начала XXI в.;
· ключевые понятия по курсу;
· наиболее актуальные проблемы исторической славистики.
- студент должен уметь:
· профессионально работать с историческими источниками и литературой;
· анализировать, сравнивать исторические события и явления, сопоставлять данные разных источников;
· критически воспринимать концепций различных историографических школ;
· применять знания российской, всеобщей истории, теории и методологии истории при анализе исторических событий.
- студент должен владеть навыками:
· анализа исторических концепций и литературы;
· работы с исторической картой;
· составления обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по темам и проблемам курса;
· поиска необходимой информации в печатных изданиях, электронных каталогах и сетевых ресурсах.
Учебно-методическое пособие по дисциплине «История южных и западных славян» предназначено для студентов по направлению подготовки «история» (бакалавриат). Курс изучается в течение трех семестров. Изучение дисциплины, согласно учебному плану, предусматривает следующее распределение часов по видам учебных занятий:
Название специальности (направления)
5 семестр
Лекц.
(час.)
Лаб.
(час.)
Прак.
(час.)
Формы контроля
«история»
-
зачёт
6 семестр
-
зачёт
7 семестр
-
экзамен
Пособие содержит методические рекомендации по изучению дисциплины, список основной учебной литературы и источников, планы семинарских занятий с темами докладов, заданиями и дополнительной литературой, а также вопросы к зачетам и экзамену, тесты, глоссарий. Пособие отражает авторский курс и составлено в соответствии с ФГОС ВПО. Особое внимание при подборе тематики занятий уделено рассмотрению дискуссионных в историографии проблем истории южных и западных славян. При изучении дисциплины предусмотрено использование интерактивных форм проведения занятий.
Учебно-методическое пособие призвано оказать помощь студентам в изучении дисциплины «истории южных и западных славян». В рамках семинарских занятий студенты углубляют свои знания по курсу, приобретают навыки самостоятельной работы с историческими источниками и специальной литературой. Подготовку к семинарским занятиям следует начинать с ознакомления с материалами учебника по теме. Далее необходимо приступить к изучению фундаментальной монографической литературы, а также статей, опубликованных в журналах «Славяноведение», «Новая и новейшая истории», «Вопросы истории». Особое внимание следует уделить анализу исторических источников, опубликованных в сборниках и хрестоматиях.
Изучение широкого спектра специальной литературы и материалов исторических источников позволит студентам углубить знания по темам курса и сформировать самостоятельный взгляд на исторические события.
Раздел I. Южные и западные славяне в Средние века и Раннее Новое время (VI - XVIII вв.).