Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Эпоха викингов и ранее средневековье в Швеции.



Эрик Нюлен

Около 800 г. на Балтике усиливается процесс, наметившийся еще в предшествующее время. Часть населения покидает свои старые места обитания. Решающим условием, по-видимому, был устойчивый рост населения, который под воздействием благоприятных экологических факторов, может быть улучшения климата, около 800 г. достиг значительных размеров. Однако оборотной стороной демографического роста стали возникшие экономические трудности22. Необходимо учитывать также и другой фактор: примерно с 500-х гг. в скандинавских землях начинается зарождение государственности. Свейская держава как историческая реальность все яснее выступает из сумрака времен.

Из более поздних, но достоверных источников мы знаем, каким образом концентрация власти воздействовала на общество с давними традициями свободы и демократии (хотя и не совсем в современном смысле). В Норвегии процесс государственной консолидации привел к переселению свободных бондов в Исландию, куда они плыли со своими семьями и челядью, чтобы избежать гнета конунга Харальда Прекрасноволосого, объединявшего страну. То, что произошло в Норвегии, в большей или меньшей степени должно было иметь место и в других странах; в этой связи особенно примечательно, что внутренняя организация Свейской державы достигла большой устойчивости и прочности.

Силы, вызванные к жизни этими процессами, были весьма активны. Как и где они действовали?

Два атрибута эпохи называют обычно в связи с экспансией, которую мы называем походами викингов: оружие, которым сражались (цв. илл. 20), и корабли, перебрасывавшие дружины воинов через моря в далекие страны (цв. илл. 6). Нужно добавить и третий, правда неразрывно связанный с первыми двумя: весы с гирьками-разновесками, атрибут торговца (цв. илл. 8).


8. Весы для взвешивания серебра, коробка для весов и серебрянные монеты.

Тремя основными видами оружия были меч, топор и копье. Их считают нередко специфически северными, "норманнскими"; но в действительности это вооружение - общеевропейское (хотя можно выделить и собственно скандинавские его формы). При вполне практичном назначении их украшали, инкрустировали медью и серебром. Мечи по сравнению с предшествующим периодом (когда было распространено роскошное оружие) отличаются подчеркнуто функциональным оформлением. Развившиеся на основе позднеримской "спаты", двулезвийного широкого меча, оружия всадников, в эпоху викингов они использовались, и весьма искусно, главным образом пешими воинами. Меч считался ритуальным оружием, которое часто наследовалось от отца к сыну; ему приписывались сверхъестественные свойства. Более употребительным оружием был широкий, обычно неорнаментированный боевой топор (секира). Копье, божественный атрибут Одина, бога воинов, в связи со своим сакральным значением украшалось серебряной насечкой, часто на него наносили изображения зверей, имевшие магический смысл. Корабли в Скандинавии, что само по себе примечательно, очень поздно получили парусную оснастку, хотя парус должен был стать известен значительно раньше, во времена тесных контактов с "классическими" народами древности, владевшими навыками парусного мореплавания; о таких контактах отчетливо свидетельствуют находки на Севере импортов римского времени. Корабли викингов оснащались наряду с веслами съемной мачтой с парусом и могут быть обозначены скорее как морские гребные суда. Парус повышал их скорость и делал возможными дальние рейды. В то же время малая осадка судов - их важнейшее свойство - давала возможность приставать к любому берегу в мирных или военных целях23.

В Швеции до сих пор не было найдено ни одного корабля удовлетворительной сохранности, относящегося к эпохе викингов; однако находки в погребальных курганах Норвегии, особенно в Гокстаде и Усеберге, а также затопленная датская флотилия кораблей, нагруженных камнями в устье Роскильде-фьорда позволяют сравнить их конструкции с письменными данными, сохранившимися в сагах и судебниках. Среди кораблей Роскильде-фьорда имеется готландский торговый корабль, полностью отвечающий требованиям, определенным в средневековом "Законе гутов".

На готландских поминальных стелах немало изображений кораблей викингов под парусом с массой деталей, которые позволяют реконструировать такелаж и функции кораблей.

Сквозь призму современных исследований, создается, может быть, не столь драматичная, но многосторонняя картина эпохи викингов - этого активного и беспокойного периода. Многие предприятия, начинавшиеся на Балтийском побережье, затевались как торговые поездки, но в соответствии с обстоятельствами и возможностями могли перерасти в разбойничий набег или завоевательный поход, сопровождавшийся захватом земель и попытками их колонизации. Здесь легко можно установить обусловленное географическим положением разделение "сфер интересов". Свеи, подчинившие себе южноскандинавских готов-гаутов, ётов (или объединившиеся с ними) и, вероятно, близких им готландцев-гутов, устремлялись на Восток; датчане и норвежцы - на Запад24. Интенсивность трансбалтийских связей отразилась в археологическом материале, выявленном в последние годы серией исследований торговых мест. Два из них располагались на Готланде, представлявшем собою своего рода выдвинутый на восток аванпост скандинавской культуры. Благодаря изобилию находок эти поселения открывают большие возможности для изучения эпохи. Одно из них, находящееся в естественной гавани Павикен на западном побережье острова, на протяжении ряда лет исследовалось директором Государственного морского исторического музея Пером Лундстрёмом (илл. 61). Павикен формируется на исходе вендельского периода, расцвет его приходится на эпоху викингов; в этом торговом центре хорошо представлены также следы ремесленной деятельности25. Кроме того, здесь ремонтировали, а возможно даже и строили суда. Торговые связи простирались как на Восток, так и на Запад. Благоприятное положение Павикена в естественно защищенной лагуне, откуда для легких судов начинались водные пути в глубь островной области, обеспечивало его важное значение.


61. Павикен на Готланде (план)

 

Одновременно заселялись прибрежные местности, которые как своего рода пограничные зоны оставались необжитыми, может быть из стратегических соображений26. Этот процесс развернулся, по-видимому, в связи с подчинением Готланда власти свейских конунгов, позже развившейся в средневековое государство. Следствием этого стала организация в Свейской державе государственного военно-морского ополчения, ледунга. На его основе обеспечивалась значительно большая безопасность по сравнению с предшествующим временем. Стали возможными прочные договоры, гарантирующие защиту мореплавания, как об этом повествует "Сага о гутах", предваряющая "Закон гутов". Именно таким образом, например, готландец Авайр Страбайн из Альвы заключил договор со шведским конунгом. Основанные на общинном устройстве торговые центры могли возникать только вдоль побережья Готланда, на которое распространялось береговое право; примером такого центра представляется Павикен. Кроме того, появляются небольшие гавани для судов с малой осадкой, принадлежащие усадьбам путешественников-"фарманнов". Они обнаружены на восточном побережье Готланда, в лагуне Богевикен, где ныне находится современная гавань и рыночное местечко Слите.

Здесь, близ усадьбы Пильгорд, стоял известный рунический камень, надпись на котором сообщает о поездке по русским рекам к Черному морю: "Ярко окрашенные, установлены эти камни: Хакбьярн [и его] брат Хродвисл, Эйстейн [и] Эймунд вместе установили эти камни по Хравну к югу от Ровстейна. Они добрались вплоть до Айфора. Вифиль вел [отряд]"27. "Айфор" - это название одного из днепровских порогов, описание которых имеется в сочинении византийского императора Константина Багрянородного "De administrando imperio" - "Об управлении империей", - написанном в 949-952 гг.

О том, что готландцы совершали путешествия не только на Восток, свидетельствует другая руническая надпись, высеченная на маленьком точильном бруске, найденном в местечке Тиманс близ Рума. Там, кроме двух имен, Ормика и Ульфар, перечислены названия народов и стран: "Греки, Иерусалим, Исландия, Серкланд" ("страна сарацинов", обобщенное обозначение мусульманских земель), где, видимо, побывал владелец вещи, вместе с которой он был похоронен28.

В окрестностях и на территории Висбю, который позднее был важным центром Ганзейского союза, открыты следы деятельности торговых общин эпохи викингов, представлявших собою исходную стадию развития этого средневекового центра. Это - два могильника X в.; один из них, в Коппарсвике к югу от города, был практически полностью исследован и дал чрезвычайно богатые находки29; второй севернее города, - в Густафсвике. Вместе с многочисленными находками в пределах городских стен эти памятники свидетельствуют о выдвижении торговли в качестве ведущего занятия уже в эпоху викингов (илл. 62).


62. Висбю на Готланде (план)

 

До сих пор исследована лишь одна из тех многочисленных усадеб, в которых жили эти бонды, купцы и путешественники; раскопки ее еще продолжаются. Она находится у Бурге в Люммелунде и была открыта благодаря находке клада, крупнейшего из примерно семисот на этом богатом острове. Около 11 кг серебра было спрятано, по каким-то неизвестным нам причинам, в одном из больших помещений усадебного дома; часть клада составляют новгородские серебряные гривны с кириллическими буквами, поступившие с территории Древней Руси, может быть из самого Новгорода - Хольмгарда скандинавских саг; основная же масса - это украшения и тысячи серебряных монет. Клад, который можно датировать сороковыми годами XII в., содержал главным образом монеты и вещи эпохи викингов. Его интерпретация, однако, преждевременна, пока не исследован полностью усадебный комплекс с остатками остальных построек30.

На соседнем острове Эланд, поблизости от шведского побережья, недавно исследованы два памятника, значение которых весьма велико для обсуждающихся здесь вопросов. Один из них - раскопанное патриархом шведской археологии, профессором Моргеном Стенбергером в последние годы его жизни и его учениками городище Экеторп на южной оконечности острова. Необычайное обилие находок позволяет поэтапно восстановить жизнь этого укрепленного поселения, обнесенного кольцом каменных стен. Оно возникло не позднее эпохи Великого переселения народов и пережило расцвет в эпоху викингов и раннее средневековье. Большая часть поздних материалов имеет четкие славянские и балтийские соответствия. Так же как в Павикене, в эпоху викингов здесь занимались ремеслом в мастерских, вынесенных за пределы основных укреплений из соображений пожарной безопасности31 (илл. 18).

Поселение другого типа открыл У. Э. Хагберг на западном побережье Эланда. В Чёпингсвике у Боргхольма располагалось открытое, неукрепленное торговое поселение, может быть находившееся под защитой пока неисследованного укрепления, предшествовавшего средневековому замку Боргхольм. Важнейшие находки из этого памятника указывают на начавшееся, но затем прерванное формирование довольно обширного поселения, в центре которого была построена необычно крупная церковь. Многочисленные находки рунических камней и их фрагментов в стенах этой церкви свидетельствуют о значении этого места, так же как и украшения и другие вещи из культурного слоя торгового поселения. Представляют интерес обломки кости с руноподобными знаками, напоминающими "случайные начертания" новгородских берестяных грамот. Результаты раскопок позволяют сделать вывод и об экспорте обрабатывавшегося здесь известняка для церковного строительства в континентальной части Швеции32.


63. Торговое поселение Лёддечёпинг в Южной Швеции.

 

Поселения городского типа зарождаются и в материковой Швеции (илл. 63). Самое известное из них - Бирка, город викингов в начале пролива, соединяющего озеро Меларен с Балтийским морем. Помимо полученных в результате раскопок XIX в. материалов огромного могильника, здесь начаты новые исследования так называемой "черной земли", мощного культурного слоя внутри городского вала, служившего для защиты населения, обосновавшегося поблизости от небольшого укрепленного городища, Борга. С внешней стороны вала располагается огромное, большей частью уже исследованное курганное поле "Хемланден"33 (илл. 64).


64. Бирка (план)

 

Город, в котором действовал в IX в. бременский миссионер Ансгарий, как будто привлекал особое внимание шведских конунгов, но в следующем столетии, еще до того, как в Швеции утвердилось христианство, он был заброшен.

Обращение язычников, в котором конкурировали друг с другом восточная и западная христианские церкви, было трудным, однако не столь драматичным, как его обрисовывает позднейшая житийная литература средневековья. Прекрасный золотой "молоточек Тора", символ язычества, изготовлен в той же технике филиграни, что и маленькое распятие из Бирки. Он был найден недавно в Сигтуне, городе, который стал преемником Бирки в качестве центра торговли на оз. Меларен. Таким образом, в торговых поселениях символы язычества и христианства сосуществовали. Однако центром религиозной и политической власти на протяжении всей эпохи викингов оставалась Упсала. Здесь была королевская резиденция, здесь совершались грандиозные жертвоприношения, описанные Адамом Бременским. Здесь также стоял языческий храм с идолами трех богов (Одина, Тора и Фрейра) в роще, где во время ежегодных кровавых празднеств на ветвях священных деревьев вешали жертвенных животных и людей.


5. Поясные бляшки и подвески, Ворбю, о. Готланд

Конунг был сакральным главой культа, верховным жрецом и как таковой должен был приносить важнейшие жертвы - человеческие. Объединение функций духовной и политической власти, преобладавшее в Свейской державе, показательно и покоится на весьма древней традиции. Создается впечатление, что свеи ранее других племен и народов Северной Европы достигли стабилизации королевской власти и возникновения государственной организации. Экономической основой сравнительно раннего "государственного объединения" могло быть развивающееся горнорудное дело, которое в предшествующий, вендельский период не только уже зародилось, но и достигло значительного подъема34. Решающую роль здесь играли рудоносные зоны западнее и севернее оз. Меларен, особенно обширные в области Даларна. Эксплуатация месторождений горных и болотных руд и контроль над транспортировкой железного сырья по водным путям к оз. Меларен, а затем через Хельгё и позднее - Бирку на восток создавали экономическую основу для невиданной ранее на Севере концентрации политической власти шведских конунгов. Уже давно обсуждается значение рудников Даннемура в связи с усилением экономической основы власти шведских конунгов и вытекающих отсюда организационно-политических возможностей35. Важным звеном в ходе этого процесса был Готланд, где обнаружена масса кладов серебра эпохи викингов (цв. илл. 5) и колоссальное количество ранних арабских серебряных монет. Положение острова способствовало превращению его в перевалочный пункт при экспорте железа из области оз. Меларен и других мест континентальной Швеции на Восток и Юг по русским рекам. На Готланде металл можно было перерабатывать в легко транспортируемые полуфабрикаты, преимущественно клинки мечей. Это было бы встречным откликом на поток восточного серебра, достигший острова (Он составлял сравнительно небольшую часть "серебряного потока", несколько ранее, в течение VIII-начала IX в. распространившегося по рекам Русской равнины и обеспечившего начальные этапы денежного обращения в формирующемся раннефеодальном обществе Древней Руси. - Прим. перев.)36. Железо по сравнению с пушниной, воском и прекрасными рабынями, что ранее обычно рассматривалось как основные статьи торговли, было повседневно необходимым товаром и представляется поэтому наиболее реальным предметом товарообмена; однако, вероятно в силу именно экзотического характера других названных видов экспорта, они чаще упоминаются в письменных источниках (Впрочем, в списке "экзотических товаров" из Руси, поступавших на Восток скорее всего в качестве транзита из западноевропейских мастерских, в сочинениях арабских географов названы именно мечи. - Прим. перев.).

Готландские клады свидетельствуют, что в денежном обращении с конца Х в. преобладает центрально- и западноевропейское серебро с весьма ощутимой долей английского (поступавшего в Скандинавию с 990-х гг. в качестве регулярной дани, так называемых "датских денег"). Однако уже названный клад в Бурге-Люммелунде показывает, что восточные связи и в раннем средневековье оставались интенсивными и выгодными: значительную его часть составляют русские серебряные слитки (новгородские гривны), что соответствует известиям о Готском дворе в Новгороде.

В материальной культуре Скандинавии традиции эпохи викингов сохраняются вплоть до XIII в., несмотря на то что в XI в. западная часть Балтики подверглась христианизации37. В это время на Балтийском море начинает действовать новый коммуникационно-технический фактор: появляются суда с глубокой осадкой, способные транспортировать тяжелые грузы. В экономике начинаются значительные изменения, которые вели в конечном счете к концентрации все более доходной торговли в хорошо оборудованных гаванях с фарватерами, причальными устройствами и оборонительными сооружениями. Некоторые из старых портовых городов были перенесены к более глубоким гаваням, другие перестроены в соответствии с изменившимся судоходством38.

Оживленная деятельность, плодотворные контакты, дальние путешествия отразились также и в искусстве эпохи викингов. Характерная для Севера и давно уже господствовавшая "звериная орнаментика" прогрессирует и развивается в различные стилистические школы или направления, иногда сменяющие друг друга, чаще же - сосуществующие в более или менее ограниченных локальных вариантах. Здесь Швецию следует рассматривать в более широком общескандинавском контексте. К начальному периоду развития искусства эпохи викингов относится курганное погребение в корабле из Усеберга в Норвегии с великолепным комплексом, состоящим из корабля, повозки, саней и другой утвари, покрытой резьбой по дереву, представляющей древнейшие и наиболее крупные произведения "звериной орнаментики". Финальный этап этого искусства представлен норвежскими деревянными церквами в технике "ставкирки" XIII в.; этот тип здания с XI в. был распространен на Севере повсеместно и обнаружен, в частности, в Лунде, в эту эпоху принадлежавшем датчанам (илл. 65). Оба памятника, Усеберг и Лунд, дали непревзойденные по своему великолепию образцы блистательного расцвета и заката "звериной орнаментики"39.


65. Церковь Господа в Лунде, ок. 1060 г. (реконструкция)

Развиваясь от мотива "хватающего зверя" усебергской резьбы через звериные маски стиля Борре (вторая половина IX-X вв.) и от более натуралистичных сплетающихся драконьих тел стиля Еллинге (конец IX - начало XI в.) к извивающимся змеям и драконам стиля рунических камней (XI в.), звериный орнамент достиг вершины, когда церковь поставила языческую символику себе на службу, сплетая ее в единый и неразрывный узор с романскими элементами и растительной орнаментацией раннесредневекового христианского искусства (илл. 66). На пути к этой вершине, воплотившейся в деревянных резных порталах норвежских храмов, северное искусство воплотилось также в сотнях рунических камней, высеченных и установленных в области оз. Меларен.


66. Флюгер из Челлунге (Готланд) обнаружен на шпиле старинной церкви, куда он перенесен, возможно, с мачты корабля викингов

Их краткие надписи часто сообщают о дальних путешествиях на Восток. Рисунки здесь скупы, но в качестве дополнительного изобразительного средства, для усиления смысла и содержания, причудливо извивающиеся тела змеев некогда были окрашены исчезнувшими теперь яркими красками. Орнаментика рунических камней - это не просто украшение: для тех, кто понимал многозначность символики вечной борьбы извивающихся драконов и змеев, она была наполнена особым, ныне нам недоступным содержанием.

Этот стиль относится к XI в., и многие из рунических камней можно рассматривать как памятники христианской пропаганды переходного времени. Краткие, состоящие часто из стереотипной формулы надписи с именами и умершего, и того (или тех), кто воздвиг камень, вероятно, можно также оценивать и как правовой документ, утверждающий вступление в наследство. Как первые документы после долгой бесписьменной эпохи, они представляют для нас особую ценность40.

Конец эпохи викингов и начало средневековья, несмотря на свою относительную близость к нашему времени, - наиболее темный и трудноисследуемый период ранней истории Севера. Причина такого как будто парадоксального явления сравнительно ясна.

Прежде всего, это - скудость находок, обусловленная христианизацией, изменившей представления о загробной жизни и погребальные обычаи. Но без погребальных комплексов, вещи из которых дают основу для построения хронологической шкалы, единственный материал поступает из культурных слоев поселений, стратиграфию которых удается установить лишь в редких случаях.

Обращение к новой религии на Севере не было единовременным процессом. В целом христианизация распространялась с Запада на Восток. В бассейне Балтийского моря заметный упадок старых погребальных обычаев, отразившийся в уменьшении количества вещей в захоронениях, охватил прежде всего области к востоку от больших озер Швеции Венерн и Веттерн. В сохранности наиболее ранних произведений средневекового искусства играли определенную роль различные факторы, прежде всего экономического характера. Там, где хозяйственные связи оставались сравнительно прочными и развивались непрерывно, церкви и другие монументальные постройки в соответствии с меняющимися вкусами и требованиями художественной моды периодически перестраивались, при этом уничтожались старые детали и части зданий. Только там, где растущая нужда прерывала новое строительство и предотвращала изменения, старые постройки могли сохраниться. В других же случаях до наших дней дошло лишь то, что было выполнено в непреходящем материале (как рунические камни), да и то обычно только во фрагментарном состоянии.


67. Женские погребения с наборами украшений из Бирки и могильника Ире на Готланде.

Благоговение и чувство традиции играли весьма скромную роль. Поэтому итоговая картина этих столетий оказывается разрозненной и нередко обманчивой. Как пример можно указать на то, что рядовые находки (украшения и детали одежды) XII в. вокруг оз. Meларен и в других частях материковой Швеции часто (и при этом неверно) рассматриваются как вещи восточного, островного (готландского) происхождения, поскольку именно там сохранилось большое количество таких вещей в погребениях41 (илл. 67). Однако христианские погребальные обряды в это переходное время далеко не всегда исключали наличие погребального инвентаря, на это указывают так называемые "кладбищенские находки" Готланда. В раннем средневековье здесь под захоронения отводили пространство только к северу от церкви, где сохранились поэтому очень ранние христианские погребения. Это исключительно женские захоронения, что, в частности, указывает на весьма древние корни сохраняющегося и в наше время на Готланде обычая хоронить мужчин к югу, а женщин к северу от церковного входа. С южной стороны церквей, где в основном размещаются кладбища, ранние мужские захоронения разрушены более поздними, в то время как женские могилы к северу от церкви сохраняются вплоть до нашего времени. Находки в этих погребениях состоят исключительно из деталей одежды. Полностью отсутствуют сопровождающие сосуды с припасами. Однако на синхронных христианским кладбищам, но еще языческих могильниках Готланда, как установил Густав Тротциг, такие сосуды обычны42. Довольно часто металлическая окись позволяет зафиксировать в таких сосудах даже остатки съестных припасов. Это указывает как будто на то, что в рассматриваемое время (в середине XI в.) на Готланде христиане и язычники жили бок о бок и что христианские погребальные обычаи допускали помещение в могилу деталей одежды и украшений, но не жертвенной пищи.

Примечательно в этой связи, что наборы украшений отличаются исключительным великолепием и часто содержат вещи, полностью или частично выполненные из драгоценных металлов. Речь идет прежде всего о серебряных изделиях, причем такого качества, которое в более раннее время известно только по кладам. Может быть, это последнее перед окончательным и глубоким утверждением христианских погребальных норм разрешенное церковью выражение социального статуса.

Готландские могильники могут быть названы как один из примеров нарастающей скудости археологических материалов, ведущей к "равновесию" их видов и распространения, характеризующих заключительный этап "языческой эпохи". Другой пример такого рода - недавно открытые под церковью в Лександе, Даларна, богатые могилы эпохи раннего средневековья43. Особый интерес представляют находки тканей, указывающие на значительно более тесные взаимосвязи между областями к востоку и западу от Балтийского моря, нежели это считалось ранее.

Хотя завершенную и полную картину развития материальной культуры дать пока еще невозможно, процессы, ведшие к формированию государственной территории и образованию государства в Швеции, и некоторые факты этого пути засвидетельствованы. Важнейший источник - письменное наследие церковной организации, которое может быть сопоставлено с данными древнесеверной литературы, развивавшейся в средневековой Исландии44. Именно оттуда мы знаем о древнем королевском роде Инглингов, долго правившем свеями. Достоверность этих преданий подтверждается хвалебной песнью одного из норвежских скальдов, придворных поэтов IX в., где упоминается о родстве его господина с этим королевским родом. Надпись на знаменитом руническом камне из Еллинга в Дании сообщает, что в X в. существовало противостояние между Швецией и Датской державой, к этому времени объединенной и христианизированной конунгом Харальдом Гормссоном. В полулегендарном, однако упомянутом на одном из рунических камней сражении в долине р. Фюрис, поблизости от Упсалы, конунг Эйрик, который после битвы получил прозвище Победоносный, одержал верх над претендентом на трон, происходившим из этого же королевского рода. Это был Стюрбьёрн по прозвищу Сильный, поддержанный датскими войсками45.

Южношведские области Сконе, Халланд и Блекинге в эту эпоху, что вполне логично с культурно-географической точки зрения, относились к Дании. Пролив Эрезунд был не границей, а, напротив, важной коммуникационной линией, так как поездки по спокойным водам бывали много проще, чем по холмистой и негостеприимной суше. К северу от Сконе, наоборот, лесные массивы Смоланда образовывали труднопреодолимую естественную и культурную границу между землями, принадлежавшими Дании и Швеции. На востоке границы Свейской державы были неопределенными. Археологические материалы указывают на то, что еще до эпохи викингов свеи пытались закрепиться на противоположном берегу Балтийского моря. Характер и интенсивность этих связей, однако, остаются предметом дискуссий. Весьма лестным для шведского национального самосознания было утверждение средневековых источников, что Киевская Русь получила начала государственности из коренной области шведов (См. раздел "Русь и варяги". - Прим. перев.). Результаты современных исследований ни в коей мере не подтверждают теорию о политическом превосходстве свеев46. Напротив, твердо установлено, что торговля вела за собою тесные культурные контакты между шведами и славянами, балтами, финнами. Выходцы из Швеции оседали в торговых центрах Восточной Европы, что ясно проявляется в многочисленных находках скандинавских украшений и оружия вдоль речных путей. Но столь же ясно из материала следует, что они быстро включались в новую культурную среду и теряли свое этнокультурное своеобразие. Исторической реальностью были также политические контакты между господствующими слоями Швеции и Руси: князьями и конунгами, их дворами и дружинами, военно-феодальной знатью. Первый шведский конунг, обращенный в христианство и принявший крещение, Олав Шётконунг, был для своего времени монархом "современного образа мыслей": он покровительствовал торговле в Сигтуне, начал там чеканку первой шведской монеты; выдав замуж свою дочь Ингигерд, он стал тестем киевского великого князя Ярослава Мудрого47. Его другая дочь вышла замуж за норвежского конунга Олава по прозвищу Толстый; после того как позднее, в 1030 г., он пал "мученической смертью" в битве при Стикластаде в попытке вернуть утраченный престол и был канонизирован, его стали называть Олавом Святым. Олав посетил Новгород, чтобы получить военную помощь от свояка, киевского князя, которому принадлежали верховные права на этот город. Во время своей поездки через Балтийское море Олав принял участие в христианизации Готланда, так что с тех пор его почитают как покровителя этого острова48.

Итак, по мере того как рассеивается тьма над ранней историей стран Балтийского моря, мы можем констатировать тесное взаимодействие и оживленный обмен между различными областями балтийского побережья, которые продолжались, приобретая все более четкие контуры, в исторические времена; драматическим развитием этих связей стала осуществленная под прикрытием "крестовых походов" шведская аннексия Финляндии в XII-XIII вв. В этом устойчивом взаимодействии между странами на берегах Балтики нет какого-либо заметного разрыва при переходе от эпохи викингов к средневековью.

ПЛЕМЕНА ФИНЛЯНДИИ

Аарни Эря-Эско

Состав населения Финляндии, его языковые отношения и основы культуры в целом формировались главным образом в начале ранне-римского времени в Европе, т. е. в первые два столетия н. э. Финляндия находилась тогда под воздействием мощных культурных импульсов из Прибалтики (с территории Литвы, Латвии и Эстонии). Результаты этого воздействия прослеживаются в материалах археологических памятников, первоначально сосредоточенных небольшими группами близ морских бухт и в устьях рек и постепенно, в течение следующих столетий распространяющихся все более плотной сетью по территории страны.

Основу коренной области доисторической Финляндии составило население, заселившее юго-западное побережье в раннеримское время. В позднеримском железном веке (III-IV вв.) плотность населения возрастает и начинается его продвижение в глубь страны, в озерные области.

Прибалтийский облик финской культуры сохраняется до конца римской эпохи, пока продолжались оживленные контакты через Финский залив с родственными прибалтийско-финскими племенами Эстонии и прибрежья Рижского залива. Однако с III в. н. э. в торговых связях наблюдаются изменения, которые позднее, в начале эпохи Великого переселения народов, привели к сдвигу в их ориентации. Повсеместно в инвентаре погребений появляются вещи, чуждые культуре Прибалтики, но широко распространенные в Скандинавии. Они указывают на растущее значение в торговле со странами Северной Европы западных провинций Римской империи. Главным торговым речным путем вместо Вислы ("Янтарного пути" раннеримской эпохи) в этот период становится Рейн, по которому осуществлялись связи с Северным морем, Ютландией и Балтикой.

Быстрый переход финнов от восточноприбалтийских связей, имевших столь длительную традицию, в сферу балтийской торговли и к установлению контактов прежде всего с Готландом объясняется, несомненно, становлением единой экономики региона; при этом и сами финны располагали достаточными товарными ресурсами. Поблизости от области их расселения лежали обширные, богатые пушниной лесные пространства, что позволяло им с не меньшими, нежели у их скандинавских соседей, возможностями включиться в западноевропейскую торговлю.

Находки VII в. свидетельствуют, что с этого времени культурные и торговые связи финнов становятся все более оживленными и многосторонними. Начинается эпоха самостоятельного развития финской культуры.

Наряду с западными устанавливаются торговые связи с финно-угорскими племенами Восточной Европы, откуда в Финляндию поступали, например, пермские поясные пряжки и бляшки, представительную подборку которых можно видеть в погребении из Паппиланмяки и Эура1; наборные пояса, заимствованные волжскими финнами у кочевников, стали характерным этнографическим элементом прикамских культур. Из Волго-Камского и Волго-Окского междуречья происходит. ряд украшений, таких, как шейные гривны и фибулы. Следует упомянуть также некоторые топоры среднерусских форм, относящиеся к этому периоду. В бассейне Камы в эту эпоху существовала древняя и яркая культура (Ее влияние достигало побережья Северного Ледовитого океана и Зауралья, а на юге - Среднего и Нижнего Поволжья, существовали связи с населением прикаспийских степей и Кавказа. - Прим. перев.). Путешествия камских поставщиков пушнины и торговцев охватывали значительную часть территории Северной России, а если принять во внимание археологические находки, достигали и Финляндии2. Возможно, оковка, найденная в Хуиттинене и украшенная изображением бактрийского верблюда, попала в Финляндию с берегов Камы именно в результате торговли. Это изделие проделало наиболее далекий путь из всех вещей восточного происхождения на территории Финляндии этой эпохи3.

Несколько аварских вещей, обнаруженных в юго-западной Финляндии, в Перниё4 и Райсио, указывают на связи между Финляндией и Венгрией, через Киев и Прибалтику5. Не исключено, однако, что эти предметы поступили в Финляндию по западным торговым путям.

В меровингскую эпоху (V-VIII вв.) были заселены те же области, что и в предшествующий период. С началом эпохи викингов (IX - первая половина XI в.) картина, однако, меняется: полностью запустела южная часть Восточной Ботнии, поблизости от современного города Вааса, относившаяся к богатейшим и густо заселенным местностям. Наоборот, последовательно направлено на восток освоение озерной области из средней Финляндии. В карельском Приладожье, областях к северо-западу, северу и северо-востоку от Ладожского озера возникает карельская культура железного века, быстро достигшая расцвета.

Запустение Восточной Ботнии все еще остается загадкой для науки. Предполагается, что население оттуда могло продвинуться к Ладожскому озеру, после того как начали действовать восточные торговые пути (По Волхову и другим рекам Приладожья с выходами на Волгу, уже в последние десятилетия VIII в. сложившиеся в Волжско-Балтийский путь, соединявший Балтийское и Каспийское моря. - Прим. перев.); торгово-политический центр в связи с этим окончательно сместился с Ботнического залива (В низовьях Волхова, недалеко от впадения его в Ладожское озеро, возникла в составе племенного княжения ильменских словен Старая Ладога, с середины VIII в. - устойчивый центр славяно-финско-скандинавских контактов. - Прим. перев.). С другой стороны, на территории Карелии наиболее ранние определимые находки имеют, по-видимому, юго-западнофинляндское происхождение и свидетельствуют о связях карельского населения с западнофинским в прибрежной зоне Финского залива. В связи с этим интересно отметить, что постоянное движение викингов к Неве, Ладоге и затем вдоль Волхова к Новгороду не привело к новому заселению южной Финляндии, хотя большая часть маршрутов этих дружин проходила вдоль северного берега Финского залива и культурное развитие Финляндии, как и всей Скандинавии, указывает на многосторонние и оживленные торговые связи. Наряду с обильным притоком импортов происходит быстрый подъем местного производства. Возрастает количество самобытных форм украшений и многообразие их вариантов. Типично финским украшением стали круглые выпуклые фибулы, отлитые из бронзы6. Они были существенной составной частью древнего костюма финской женщины. Такие фибулы найдены также в могильниках на Аландских островах, в Бирке, на Готланде и даже на о. Рюген. Известно также несколько экземпляров, происходящих из Прибалтики и Северной Руси. Эти фибулы носили попарно на плечах (так же как в предшествующий период-равноплечные фибулы), они сохранялись в обиходе до XI в. Изготовленные в технике бронзового литья круглые выпуклые фибулы были сравнительно крупными и довольно тяжелыми. Массивными были и другие западнофинские украшения: равноплечные, подковообразные фибулы, браслеты7. Все это - массовая продукция местных кузнецов, незнакомых с тонкостями ювелирного дела, такими, как чернь или плакировка драгоценными металлами (цв. илл. 21). Тяжесть украшений и преобладание бронзы в уборе финских женщин подчеркивались еще и множеством бронзовых спиралек, сплошными орнаментальными лентами окаймлявших передники и накидки8. Украшения из драгоценных металлов в финляндских находках эпохи викингов практически отсутствуют. Исключение составляют относящиеся к мужскому наряду крупные серебряные декоративные булавки из Сальтвика на Аландах и Лайтила в юго-западной Финляндии9; обе происходят с Британских островов. Стоит упомянуть также золотой браслет из Метсяпиртти на Карельском перешейке10, аналогичные серебряные браслеты в большом количестве известны в Скандинавии и на Британских островах, включая Шотландию. В этот период Финляндии достигла продукция процветающих франкских мастерских. Появились подражания в местном оружейном производстве. Но в первую очередь эти импорты указывают на высокую покупательную способность местного населения. Весьма многочисленны в Финляндии знаменитые клинки, подписанные именем Ульфберт, которые на протяжении многих поколений изготавливались на Рейне11. Впервые в стране становятся известны весы и гирьки, которыми пользовались для взвешивания драгоценных металлов при платежах. К эпохе викингов относятся найденные в многочисленных могильниках западной Финляндии серебряные монеты, прежде всего арабские, позднее, но в значительно большем количестве - немецкие и англосаксонские. Их носили как украшение (пробив отверстие для подвешивания) либо же, разрубив на части, использовали для платежа, точно так же как серебро в слитках или кусках (серебряный лом, как и рубленые монеты, принимали на вес).


21. Финно-угорские бронзовые шумящие подвески (в кургане № 6 д. Заозерье в южном Приладожье были прикреплены цепочками к скандинавским овальным фибулам)

Оборонительная система, состоявшая из ряда городищ, строительство которых началось, возможно, еще в меровингскую эпоху (в VII-VIII вв.), служит доказательством начала политической и военной организации крупных областей, объединявших разрозненные сельские общины.

С середины XI в. распространенный ранее обычай сожжения мертвых вытесняется обрядом трупоположения. При этом значительно лучше сохраняется одежда и погребальный инвентарь. Только с этого времени становится возможной научная реконструкция древнефинской одежды и убора западнофинских и карельских женщин. Украшения становятся более вычурными. Серебро повсеместно применяется, серебряные украшения проникают в глухие и отдаленные районы, вплоть до Лапландии. Среди вещей много импортов, прежде всего с Готланда, но также и более дальних, из Центральной и Южной Европы. К ним относятся и некоторые серебряные изделия славянского происхождения12.

Распространение погребений по обряду трупоположения и вещей с христианскими орнаментальными мотивами позволяет предположить, что уже в XI в. финны познакомились с новой религией. Может быть, некоторые из них были даже крещены. Около 1155 г. шведский король Эйрик IX, названный Святым, и упсальский епископ Генрих, англичанин по происхождению, предприняли первый "крестовый поход" в юго-западную Финляндию. Епископ Генрих, позднее провозглашенный святым покровителем Финляндии, уже на следующий год был убит в Кёйлиё. Примечательно, что епископу пришлось расстаться с жизнью именно при Эура-Кёйлиё, где, как можно предположить по распространению обряда трупоположения, к этому времени уже жили христиане. Средневековая поэтическая легенда повествует, что епископ был убит на льду озера Кёйлиё крестьянином по имени Лалли. Трудно сказать, так ли это было на самом деле. Не только погребальный обряд и устройство так называемых рядовых могильников с погребениями, расположенными ровными рядами, но и многочисленное оружие и другие находки высокого качества указывают, что названная область была значительно более развитой, нежели другие районы Финляндии. На основании археологического материала можно выдвинуть предположение, что именно в местности Эура-Кёйлиё имелись организованные вооруженные силы, которые смогли оказать захватчикам более сильное сопротивление, нежели то, на которое они рассчитывали13. С учетом неизбежных тенденциозных и поэтических упрощений, характерных для народной баллады, содержание предания о смерти епископа Генриха, вероятно, следует истолковать таким образом: в Кёйлиё между вторгнувшимися шведами и финнами состоялась решающая и жестокая битва, в которой и нашел смерть епископ-крестоносец.

Развитие западной Финляндии, в XI в. достигшее высокого уровня благодаря оживленной торговле, после завоевания страны шведами было прервано. Напротив, приладожская Карелия, все теснее входившая в сферу интересов русского Новгорода, пользуется относительно большой независимостью (По данным советских исследователей, в основанной позднее для защиты русской Карелии новгородцами крепости Корела (совр. Приозерск) соседствовали русская и карельская городские общины; известны знатные боярские роды карельского происхождения; в Новгороде найдены берестяные грамоты на карельском языке. - Прим. перев.). Именно в эпоху "крестовых походов" шведских рыцарей в западную Финляндию в Карелии достигает наивысшего расцвета декоративно-прикладное искусство, давшее лучшие образцы древнефинской орнаментики. Карельские изделия XII-XIII вв. имеют разнообразные и оригинальные формы, свидетельствующие о самостоятельности и высоком уровне культуры. Примерами могут служить овально-выпуклые фибулы, крупные серебряные подковообразные фибулы (илл. 68) и сплетенные из тонкой серебряной проволоки головные украшения - застежки "сюкеро"14.


68. Подковообразная серебряная фибула, Хиттола, Карельская АССР.

В карельский народный костюм вошли также и прекрасные круглые серебряные дисковидные фибулы готландского происхождения15. Приладожско-карельская культура оказала значительное воздействие как на среднюю Финляндию, так и на северные отдаленные области, вплоть до дальних уголков Лапландии, а равным образом и на восточные и северо-восточные районы, входившие, как и Карелия, в состав Древнерусского государства. В свою очередь эта культура на ранних этапах испытывала влияние западной Финляндии и Готланда, а позднее все более сильное - культуры Новгорода Великого. Оттуда поступали предметы церковного обихода, украшения, иконки, крестики - свидетельства влияния православной церкви16.

Церковное влияние Новгорода отразилось не только в украшениях. В результате тесных связей с Русью среди карел распространяется православие; и решающим стал 1227 г., когда, по сообщениям русской летописи, новгородский князь Ярослав Всеволодович крестил множество карел. Воздействие христианизации распространялось и далее на запад, о чем свидетельствует проникновение в финский язык ряда славянских слов церковно-христианского значения, таких, как risti (крест), pappi (поп, священник), pakana (поганый, язычник) и raamatti (грамота, в значении "Библия"). Несмотря на то, что позднее в Финляндии верх одержала римско-католическая церковь, слова эти сохранились.

Раннее распространение славянской культуры на север и запад от новгородских владений устанавливается также по орудиям труда17. Восточнофинский серп, режущий, в противоположность западнофинскому - рубящему, сначала, на рубеже XI-XII вв., появляется в Карелии, а оттуда распространяется далее на север и на запад. Карелы этот новый, более прогрессивный тип серпа переняли у новгородцев. Когда шведы в начале XIV в. подчинили западную Карелию и перекрыли древний торговый путь по Вуоксе и Ладоге в озерную область средней Финляндии, основав замок Выборг (Там находилось более раннее карельское поселение, открытое в последние годы советским археологом В. А. Тюленевым. - Прим. перев.)18, карельская культура, пережившая непродолжительный расцвет, приходит в упадок. Самостоятельное развитие прекращается, возрастает влияние Новгорода. По Ореховецкому миру 1323 г. была установлена граница между русскими и шведскими владениями; определилось противостояние России и Швеции, сохранявшееся в течение последующих пяти столетий.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.