Экипаж торгового судна состоял не более чем из 5-10 человек, довольно беспомощных перед подвижными пиратскими судами с более многочисленной командой. Поэтому торговые суда крайне редко или почти никогда не плавали в одиночку, а предпочитали объединяться. Они скапливались в портовых местах и соединялись во флотилии. Это вело к образованию купеческих товариществ или гильдий, включавших постоянных участников таких предприятий. В скандинавских рунических надписях члены этих торговых товариществ называются "фелаги" (felagi)202, в отличие от членов военных дружин, "хускарлов" (huskarlar), упомянутых в надписях из Смоланда, Сёдерманланда, Упланда и с Готланда. Возможно, подобные торговые флотилии сопровождались и охранялись боевыми кораблями, судя по тому, что в Роскильдфьорде для перекрытия прохода одновременно были затоплены нагруженные камнями торговые и боевые суда: в приморском торговом месте Роскильде на о. Зеланд, следовательно, использовались корабли обоих типов. Точно так же в Ральсвике на о. Рюген, в одном и том же культурном слое IX-X вв. открыты друг возле друга остатки грузового судна и боевого корабля. Письменные источники, правда, ничего не сообщают о такого рода конвоях, но косвенные данные позволяют до пустить, что подобная практика существовала.
Корабельное сообщение и заморская торговля предъявляли высокие требования к купцу. Он должен был знать потребности различных общественных слоев местного населения и прежде всего обеспечить себе покровительство властей. Из-за длительности и сложности торговых поездок купцу нередко приходилось зимовать в чужой стране. В крупных экономических, политических и культурных центрах возникали колонии иноземных купцов и ремесленников. В этих колониях, называвшихся обычно "кварталами", "концами", "улицами" или "дворами", жили постоянные представители иноземных торговых городов. Они занимались мелкой торговлей, а также осуществляли связь с местным населением и заботились о пристанище для прибывающих земляков и компаньонов. Взаимосвязанные купеческие колонии в торговых городах разных народов Балтики - явление, совершенно закономерное в эпоху раннего средневековья. Они появились в Западной Европе после падения Римской империи и возникали затем повсюду, где торговля строилась на частных или товарищеских, "негосударственных" основаниях. Так было в большей части Европы. Константинополь, крупнейший европейский город позднеантичной эпохи, укрывал в своих стенах, помимо греков, также и многочисленных выходцев из Малой Азии (сирийцев, фригийцев и лидийцев), персов, согдийцев и евреев203. Общие процессы зарождения феодального строя и ранние ступени его развития создавали, следовательно, также основы для становления торговых эмпориев - опорных пунктов балтийской экономической системы.
I. Тоннаж и другие параметры найденных грузовых кораблей (по Д. Элльмерсу с дополнениями)
Место находки
Длина, м
Ширина, м
Высота борта, м
Осадка, м
Дата(век)
Способ передвижения
Щецин
8,1
2,2
0,7
0,45
IX
-
Мехелинки
9,3
2,5
0,8
0,55
XI-XII
без паруса
Гданьск - Орунья
2,3
0,9
0,6
IX-XI
без паруса
Ральсвик-1
3,4
1,4
IX-X
парус?
Ральсвик-4 (1980 г.)
≈ 12,5
≈ 3,3
≈ 1,0
≈ 0,5
IX
парус?
Харбров-1 - Ленброк
3,2
3,3
-
XI-XII
парус
Чарновско
13,8
3,4
0,85
0,5
XI
парус
Скульделёв-3
13,3
3,3
1,5
X-XI
парус
Гальтабек
4,0
1,9
-
XI-XII
парус
Скульделёв-1
16,5
4,6
2,5
-
X-XI
парус
Эльтанг
17,5
3,9
1,9
XI
парус
II. Тоннаж и другие параметры найденных боевых кораблей (по Д. Элльмерсу с дополнениями)
Место находки
Длина, м
Ширина, м
Высота борта, м
Осадка, м
Дата(век)
Способ передвижения
Усеберг
21,4
5,1
1,4
0,75
ок. 800
-
Гокстад
23,4
1,7
2,0
-
парус?
Скульделёв-2
≈ 28
4,2
-
-
X-XI
-
Туне
≈ 20
4,3
-
-
-
-
Ладбю
20,6
2,9
0,7
2,25
-
-
Скульделёв-5
≈ 18
2,6
1,1
-
X-XI
12 пар гребцов, парус
Хедебю
≈ 16
2,5
-
-
X
8-10 пар гребцов, парус
Фромборк
17,4
2,8
0,9
0,5
X
ок. 12 пар гребцов, парус
Ральсвик-2
9,5
2,5
1,0
-
IX-X
8-10 пар гребцов, парус
III. Дальность и продолжительность плавания между приморскими торговыми местами (подсчеты на основании данных о продолжительности плавания)