Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования

Методические указания для студентов ОДО

По выполнению практических, лабораторных занятий и различных видов самостоятельной работы

 

Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования

Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование

Профиль: Дошкольное образование

2 курс, 4 семестр; 3 курс, 5 семестр

преп. к.п.н., доцент: Терентьева Л.И.

Планы семинарских занятий

Семинар 1

Тема:Методика ознакомления дошкольников с предметным миром

Вопросы для обсуждения:

1. Определить содержание понятий: свойства, качества, предметный мир, назначение, строение, материал.

2. Задачи и содержание работы по ознакомлению детей с предметным миром в образовательных программах.

3. Методика ознакомления с предметным миром детей дошкольного возраста.

А) Первичное ознакомление с предметами.

Б) Ознакомление со свойствами и качествами предметов.

В) Формирование видовых и родовых понятий.

Литература:

1. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988. – С. 3-14.

2. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1988. – С.107-117.

3. Образовательные программы «Детство», «Программа воспитания и обучения в детском саду», «От рождения до школы».

4. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. - СПб, 2002.

5. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления с социальной действительностью. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. - М.: Академия, 1998. - 160 с.

6. Логинова В.И. Знакомство со свойствами и качествами предметов // Дошкольное воспитание. - 1965. - № 2.

7. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. В.Н. Аванесовой, Н.Н. Поддьякова. – М.: Просвещение, 1981. – С.7-22, 156 -159.

8. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду / Под ред. А.П. Усовой, Н.П.Сакулиной. – М.: Просвещение, 1965. – С.152.

Задания:

1. Составить терминологический словарь понятий.

2. Проанализировать задачи и содержание ознакомления дошкольников с предметным миром, представленные в разных образовательных программах воспитания и развития детей в детском саду, занести данные в таблицу:

Задачи и содержание ознакомления дошкольников с предметным миром

 

Возрастная группа Программа воспитания и обучения в д/с (2005) Детство От рождения до школы
Младшая      
Средняя      
Старшая      
Подготовит.      

Сделать вывод по таблице: В какой образовательной программе наиболее полно представлены задачи и содержание работы по ознакомлению детей с миром предметов. Почему вы так считаете?

3. Подготовить сообщение на 10-15 минут по вопросу № 3 в практическом плане. Раскрывать методику на конкретных предметах.

 

Семинар 2

Тема: Методика развития эстетического восприятия, эмоций и чувств

У дошкольников

Вопросы для обсуждения:

1. Содержание понятий: «эстетическое восприятие», «эстетические чувства», «эстетическая оценка и суждение», «эстетическое воспитание», «эстетическое развитие», «эстетический вкус», «эстетический идеал», их связь и отличие.

2. Классификация методов эстетического воспитания (Н. А. Ветлугина, В. И. Логинова)

3. Методы и приемы развития эстетического восприятия, эмоций и чувств.

4. Педагогические условия реализации задач эстетического воспитания в ДОУ.

Литература:

1. Брыкина Е. Содержание и методика проведения занятий по эстетическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 5. – С. 4-53, № 6. – С. 5-11.

2. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1988. – Ч. 1. – С. 230 - 253.

3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 1998. – С. 163-168.

4. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении.- М., 1993, 1997.

5. Стрелкова Л.П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка //Эмоциональное раз дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. – М., 1985.

6. Художественное творчество в детском саду /под ред. Н.А.Ветлугиной. – М., 1974. – С. 5 – 17.

7. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Н.А. Ветлугиной.- М.: Просвещение, 1985.- С. 112-121, 189-205.

Задания:

1. Выписать определения понятий.

2. К вопросу 2 из ист. 2 и 7 выписать методы эстетического воспитания, указать их направленность.

3. Продумать и привести конкретные примеры методов по развитию у дошкольников эстетического восприятия, эмоций и чувств.

4. Привести примеры фраз из художественных произведений, которые повлияют на развитие эстетических эмоций детей.

5. Из ист. 4 выписать принцип организации развивающей среды, реализация которого будет способствовать эстетическому развитию детей.

6. В программах «От рождения до школы» и «Детство» (ОО «Художественное творчество») выделить задачи, направленные на развитие эстетического вкуса у дошкольников. На основе анализа данного содержания и конкретных примеров доказать, что к концу дошкольного возраста дети способны давать элементарное эстетическое суждение.

 

Семинар 3-4

Тема: Методика формирования общественного сознания личности ребенка, поведения, и стимулирования детской деятельности.

Вопросы для обсуждения: 1 сем.

1. Понятие «Сознание», «Общественное сознание», особенности его формирования в дошкольном возрасте.

2. Особенности метода убеждения как одного из основных способов влияния на сознание ребенка:

а) рассказы и этические беседы как приемы убеждения, их особенности воздействия на сознание в дошкольном возрасте.

б) внушение: общая характеристика; условия, обеспечивающие успех внушения; приемы внушения.

в) объяснение и разъяснение, цель их использования, особенности воздействия.

2 сем.

3. Пример взрослых как метод воспитания общественного сознания ребенка, опыта общественного поведении его разновидности и формы проявления.

4. Методы организации деятельности и опыта общественного поведения: требование, упражнения, общественное мнение, приучение, поручение, воспитывающие ситуации.

5. Методы стимулирования деятельности и поведения дошкольников: соревнование, поощрение, оценка и наказание, требования к их использованию. Особенности их использования в дошкольном возрасте.

Литература:

1. Загвязинский В.И. Теория обучения и воспитание: учебник для бакалавров / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. – М.: Юрайт, 2012. – С.190 – 207.

2. Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Теория воспитания дошкольников: учеб.пособие для студ. высш. пед.учеб.заведений – М., 2010. С. 35 – 42.

3. Материалы к программе морального воспитания детей 5-7 лет // Дошкольное воспитание 1999.- № - 4. – С. 15-19; 1999.- № 5.- С. 21-26.

4. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М., 1986.

5. Пономаренко Т. Положительная предвосхищающая оценка как одно из средств нравственного воспитания дошкольников// Дошкольное воспитание 1996.- № - 3. – С. 15.

Задание: На каждый метод и прием привести пример из методической литературы.

 

Семинар 5

Тема: Воспитание патриотизма и этики межнационального общения в дошкольном возрасте.

Вопросы для обсуждения:

1. Основные понятия: «народ», «национальность», «национальное самосознание», «патриотизм», «гражданственность», «интернационализм», «толерантность», «этика межнационального общения».

2. Содержание работы педагогов по формированию основ национального самосознания у дошкольников и о людях другой национальности в современных программах образования дошкольников.

3. Основные составляющие (уровни) патриотизма. Средства патриотического воспитания.

4. Методы и приемы воспитания патриотизма у дошкольников.

5. Современный подход к воспитанию у детей этики межнационального общения. Принцип выбора народов и последовательность ознакомления детей с их культурой.

6. Методика воспитания у детей доброжелательного отношения к людям разных национальностей.

Литература:

1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. – СПб., 2011.

2. Лебедева О.В. Этапы патриотического воспитания детей // Управление ДОУ № 1, 2005.

3. Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Теория воспитания дошкольников: учеб.пособие для студ. высш. Пед.учеб.заведений – М., 2010. С. 35 – 42.

4. Сакавичене О. Патриотическое воспитание дошкольников // Ребенок в детском саду. № 2, 2006.

5. Суслова Э.К. Художественная литература как средство воспитания симпатии и уважения к людям разных национальностей // Дошкольное воспитание. -1991. - № 9.

6. Суслова Э.К. Ботнарь В.Д. Игры драматизации – основа знакомства с культурой других народов // Дошкольное воспитание. -1994. - № 3.

7. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

8. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие / Козлова С.А., Куликова Т.А. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2006. - 432 с.

9. Козлова С. А. Я – человек: программа приобщения ребенка к социальному миру. – М. - 2005. - 44 c.

Задания:

1. К вопросу 2 дать анализ программ: «От рождения до школы» и «Детство» по проблеме семинара. Выписать задачи в таблицу 1, дать их анализ.

Таблица 1

Задачи и содержание по воспитанию патриотизма у дошкольников

группа Программы  
  От рождения до школы Детство
2 мл.    
Средняя    
Старшая    
Подгот.    
       

 

Провести анализ задач и ответить на следующие вопросы:

· с какого возраста начинаем формировать у детей чувства патриотизма, отзывчивости к людям другой национальности, их культурой.

· усложнение задач от группы к группе.

· В какой программе наиболее полно представлены задачи по исследуемой проблеме.

2. Подобрать художественные произведения (сказки), в которых раскрываются вопросы воспитания добрых чувств к людям разных национальностей. Доказать цитатами.

3. Из изученной литературы выписать пословицы разных народов с педагогическим смыслом, поговорки о Родине, патриотизме.

А) О сущности счастья;

Б) О разумном воспитании;

В) Пословицы, почитающие ум, знание, науку;

Г) О нравственных качествах (трудолюбие, любовь, дружба, гостеприимство, правдивость, честь и достоинство.

Задание можно оформить в таблицу.

Педагогический смысл пословиц

Педагогический смысл Пример н/мудрости народность
     

 

Семинар 6

Тема: Половое и гендерное воспитание дошкольников.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятия «Половое воспитание», «Полоролевое воспитание», «Гендерное воспитание», их составляющие.

2. Задачи полоролевого воспитания.

3. Гендерные отличия мальчиков и девочек (анатомо-физиологические особенности, эмоциональная сфера, развитие речи, формирование интересов, характерные черты мальчиков и девочек)

4. Содержание предметно-развивающей среды в полоролевом воспитании дошкольников.

5. Методы полоролевого воспитания.

Литература:

1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. – СПб., 2011.

2. Деркунская В.А., Харчевникова А.Н. Как и во что играют мальчики и девочки // Дошкольная педагогика. – 2008. - № 7.

3. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. – М., 1998. –С. 11 - 33.

4. Градусова Л.В. Гендерная педагогика. - М., 2011,176 с.

5. Красоткина И. По разному или одинаково думают мальчики и девочки? // Дошкольное воспитание. -2003. - № 12.

6. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

7. Фромм А. Азбука для родителей. - Л., 1991. – С. 194 – 204.

Задания:

1. Из изученной литературы выписать детские вопросы об анатомических различиях полов, «Откуда берутся дети», продумать на них ответы.

2. Обосновать использование методов полоролевого воспитания.

3. Разработайте проект стенда для родителей на тему «Особенности полового воспитания мальчиков и девочек», обозначив отдельные рубрики.

4. Из образовательных программ «От рождения до школы» и «Детство» выписать задачи полоролевого воспитания, дать их анализ.

Таблица 1

Задачи полоролевого воспитания дошкольников

группа Программы  
  От рождения до школы Детство
2 мл.    
Средняя    
Старшая    
Подготовительная    
       

 

Семинар 7

Тема: Взаимодействие воспитателя и детей как основа воспитательной ситуации.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «Педагогическое взаимодействие», его особенности.

2. Основные модели педагогического взаимодействия. Их характеристика.

3. Характер отношений между взрослыми и детьми.

4. Совместная деятельность педагога с детьми как способ реализации педагогического взаимодействия.

Литература:

1. Аманашвили Ш.А. В школу – с 6 лет. – М., 1986.

2. Загвязинский В.И. Теория обучения и воспитание: учебник для бакалавров / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. – М.: Юрайт, 2012. – С. 202 – 207.

3. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. – 1989. - №5. – С.10.

4. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. – М., 1992, с. 7 –117.

5. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 1997. С. 238.

6. Маралов В.Г. Психология педагогического взаимодействия воспитателя с детьми. - М., 1992, с. 3-31.

Задания:

1. Из источника № 4 выписать аспекты проявления любви к ребенку.

2. Из источника № 5 выписать правила общения с ребенком.

3. Продумать и написать примеры взаимодействия педагога и детей.

Семинар8

Тема:Методика формирования системных знаний о труде взрослых и трудового обучения в дошкольном возрасте.

Вопросы для обсуждения:

1. Цель, задачи трудового воспитания дошкольников.

2. Методика формирования системных знаний о труде взрослых.

3. Методика трудового обучения в разных возрастных группах.

4. Методика руководства поручениями, дежурством и коллективным трудом в возрастных группах.

5. Методы, способствующие развитию партнерских и доброжелательных отношений в процессе дежурства и коллективного труда детей.

Литература:

1. Воспитание дошкольников в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой. – М.: Просвещение, 1983. – С.147-196.

2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. – СПб., 2011.

3. Крулехт М.В. Взаимосвязь средств трудового воспитания в педагогическом процессе детского сада. – СПб., 1995. – 76 с.

4. Крулехт М.В. Обучение детей навыкам хозяйственно-бытового труда // Дошкольное воспитание 1988.- № 12.

5. Логинова В. Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых // Дошкольное воспитание 1978.- № 10.- С. 56-63.

6. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. – М., 1987 – С. . 48-54.

Задание:

1. Законспектировать ист. № 6 по плану:

· Раздел 1: Цель, задачи трудового воспитания. Центральная и функционирующая связи в содержание системных знаний о труде.

· Раздел 2: Особенности организации занятия по ознакомлению с трудом взрослых (мл. гр.) и наблюдения конкретных трудовых процессов (ср. гр.). Выписать методы и приемы, предлагаемые автором по ознакомлению с трудом взрослых.

· Раздел 3: Цель обучения дошкольников трудовой деятельности. Последовательность обучения целостному трудовому процессу от младшей до подготовительной группы, методы и приемы обучения.

 

Семинар 9

Тема: Методика формирования познавательной активности и субъектной позиции дошкольника в образовательном процессе ДОУ

Вопросы для обсуждения:

1. Характеристика познавательной активности дошкольников в исследованиях отечественных педагогов и психологов.

2. Характеристика основных методов и приемов формирования познавательной активности у дошкольников (дидактические игры, игры-головоломки, моделирование, проблемные и поисковые ситуации, опыты, вопросы проблемного характера и т.д.).

3. Роль различных видов деятельности в формировании познавательной активности у детей (поисковая, творческие игры, конструирование, экспериментирование).

4. Мотивация дошкольников как стимул их интеллектуального развития. Обеспечение субъектной позиции ребенка на занятии.

5. Сущность индивидуального подхода при обучении детей. Сходство и различие между индивидуальным и дифференцированным подходами, их место в образовательном процессе.

Литература:

1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб, 2014. – С. 22 - 26.

2. Гризик Т. Методические рекомендации по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 1999. - № 5. – С. 6-14.

3. Годовикова Д. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. – 1986. – № 1. – С. 28-32.

4. Поддъяков Н.Н., Парамонова Л.А. Некоторые новые проблемы умственного воспитания // Дошкольное воспитание - 1985. № 2. С. 52 -58.

5. Крулехт М.В. О программе «Детство» // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 5. – С. 21.

6. Ращикулина Е. Игры-головоломки в развитии мышления дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1999. – № 3. – С. 27.

7. Турченко В.И. Дошкольная педагогика – М., 2012. - С. 28 – 35.

8. Щербакова Е., Голицын В. К вопросу о развитии познавательной активности // Дошкольное воспитание - 1991. № 10.

Задание:

1. Выписать определения понятий: «Умственная активность», «Познавательная активность», «Мотивация», виды мотивов в дошкольном возрасте.

2. На основе изучения литературы найти аргументы к доказательству необходимости и возможности воспитания познавательной активности у детей дошкольного возраста.

3. Характеризуя методы и приемы развития умственной активности дошкольников привести конкретные примеры, в частности, смоделировать проблемную ситуацию, которая стимулировала бы познавательную активность у дошкольников.

4. Самостоятельно подобрать литературу по данной теме.

 

Семинар 10

Тема: Личность педагога дошкольного учреждения на современном этапе.

Вопросы для обсуждения:

1. Раскрыть содержание понятий: учитель, воспитатель, профессиональные функции, профессиограмма,, педагогические способности.

2. Педагогическое мастерство, компоненты педагогического мастерства.

3. Функциональные характеристики современного педагога, его личностные качества.

4. Педагогический такт, его проявления.

Литература:

1. Воспитателю о личностном общении / В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина. – М.: Просвещение, 1993. – 167 с.

2. Высокое призвание // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 6. – С. 41.

3. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1988. – Часть 2. – С.

4. Захарова И. Набросок психологического портрета будущего воспитателя // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 12. –С. 83-85.

5. Звезды о воспитателях // Обруч. – 1996. - №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6.

6. Комарова Т.С. Воспитатель детского сада … Каким он должен быть // Дошкольное воспитание. – 1990. - № 3.

7. Латышева Н.Е. О формировании педагогической позиции будущего воспитателя // Дошкольное воспитание. 1995 (6). - №3.

8. Михайленко Н., Короткова Н. О воспитателе детского сада // Дошкольное воспитание. – 1990. - № 3.

9. Семушина Л. О профессиональных умениях и навыках // Дошкольное воспитание. – 1976. - № 10. –С.65-68.

10. Сербина А. Давайте спросим себя: довольны ли мною дети? // Дошкольное воспитание. – 1988. - №10.

11. Смятский С. Принцип гуманизма и его реализация //Дошкольное воспитание. – 1996. - № 8.

12. Ткачев С. Гуманизация педагогики // Дошкольное воспитание. – 1996. - №3.

13. Шепель В. Технология привлекательности // Обруч. – 1997. - №1.

Задания:

На основе изученной литературы и собственной позиции написать сочинение на тему «Портрет современного педагога», в котором раскрыть важные профессиональные и личностные качества, необходимые воспитателю. Подготовиться к защите своих позиций на семинаре.

2. Каждому студенту подобрать 3-4 высказывания (писателей, ученых, общественных деятелей) о значимости личности педагога, уровня его педагогического мастерства в воспитании и развитии детей.

3. Разделившись на подгруппы, студенты каждой подгруппы составляют:

1) 1-я подгруппа - 10 вопросов, которые могли бы задать абитуриенту педагогического института дошкольного факультета для определения целесообразности его приема в институт;

2) 2 подгруппы - разрабатывают, придумывают «идеальную» модель воспитателя ДОУ,

3) 2 подгруппы - аналогичную модель выпускника дошкольного факультета.

Модели должны быть представлены графически, и иметь текстовой вариант.


Планы лабораторных занятий

 

Лабораторное занятие 1.

Тема: Методика ознакомления дошкольников со свойствами и качествами предметов

Цель:Учить студентов ставить педагогические задачи, подбирать методы и приемы по ознакомлению с предметным миром.

Вопросы для повторения:

1. Понятия: свойства, качества, предметный мир, назначение, строение, материал.

2. Методика ознакомления с предметным миром детей дошкольного возраста.

Литература:

1. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988. – С.3-14.

2. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1988. – С. 107-117.

3. Логинова В.И. Знакомство со свойствами и качествами предметов. // Дошкольное воспитание. – 1965. - № 2. – С. 23-28.

4. Образовательные программы «Детство», «От рождения до школы».

5. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. В.Н. Аванесовой, Н.Н. Поддьякова. – М.: Просвещение, 1981. – С. 7-22, 156 -159.

6. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду / Под ред. А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной. – М.: Просвещение, 1965. – С.152.

Выполнение задания на занятии:

1. Каждый студент выбирает для себя предмет, его признаки, с которыми познакомит детей.

2. Из программных документов выбрать задачи, относительно возраста детей и предмета.

3. Выбирая методы и приемы ознакомления, составить схему конспекта занятия.

4. Презентовать составленный конспект на занятии.

На занятие принести:Программные документы, предметы для ознакомления.

 

Лабораторное занятие 2.

Тема:Методика режимных процессов (организации и проведения утреннего приема, питания, прогулок, сна в разных возрастных группах).

Вопросы для повторения:

1. Режим дня в детском саду, его психолого-педагогические основы. Принципы составления режима.

2. Воспитательное и оздоровительное значение режима, Особенности организации режима в разных группах.

3. Методика организации и проведения утреннего приема.

4. Особенности организации приема пищи.

5. Методика проведения прогулок.

Литература:

1. Богина Т.Л. Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду. – М., 1987.

2. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1988., ч.1. – С. 82 - 86.

3. Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ. –М., 2010 – 80 с. (к. 16).

4. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду. - М., 2005.

Выполнение задания на занятии:

Разделившись на 5 подгрупп (по количеству возрастных групп, начиная с 1 младшей), студенты каждой подгруппы подбирают из литературы или составляют самостоятельно методы и приемы организации детей для проведения режимных процессов. Каждая подгруппа составляет по своему возрасту таблицу 1: «Особенности организации детей и методика проведения режимных процессов».

 

Последовательность режимных процессов Методы и приемы организации детей для проведения режимных процессов
А) прием детей - организация деятельности Б) питание В) прогулка Г) сон  

 

5. Каждой подгруппе студентов иметь на занятии: Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду. - М., 2005., программу «Детство». –СПб., 2011.

 

Лабораторное занятие 3

Тема:Создание педагогических (воспитывающих) ситуаций, стимулирующих к освоению опыта общественного поведения

 

Цель:Учить студентов составлять сюжеты воспитывающих ситуаций, направленных на освоение опыта общественного поведения.

Вопросы для повторения:

1. Методы организации деятельности и опыта общественного поведения: требование, упражнения, общественное мнение, приучение, поручение, воспитывающие ситуации.

2. Методы стимулирования деятельности и поведения дошкольников: соревнование, поощрение, оценка и наказание, требования к их использованию. Особенности их использования в дошкольном возрасте.

Литература:

1. Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Теория воспитания дошкольников: учеб.пособие для студ. высш. пед.учеб.заведений – М., 2010. С. 35 – 42.

2. Материалы к программе морального воспитания детей 5-7 лет // Дошкольное воспитание 1999.- № - 4. – С. 15-19; 1999.- № 5.- С. 21-26.

3. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М., 1986.

4. Пономаренко Т. Положительная предвосхищающая оценка как одно из средств нравственного воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание 19969.- № - 3.

5. Козлова С. А.Я – человек: программа приобщения ребенка к социальному миру.М. - 2005. - 44 c.

Выполнение задания на занятии:

1. Каждый студент выбирает тему для воспитывающей ситуации, направленной на:

· осознание собственной значимости (кому-то нужен),

· формирование положительного образа себя – это человек, который соблюдает определенные нормы морали и ценит в себе это качество,

· отрицательное отношение к нарушению норм, возникающих в повседневной жизни,

· Отношение к собственным положительным качествам: доброта, честность, ответственность, помощь другим.

2. Определить педагогическую задачу, решаемую в процессе воспитывающей ситуации.

3. Продумать содержание воспитывающих ситуаций.

4. Презентовать данные ситуации.

На занятие принести:указанную литературу.

 

 

Лабораторное занятие 4

Тема: Программа знаний для дошкольников о культуре народов республик СНГ

Цель: Учить студентов отбирать содержание знаний для старших дошкольников о культуре людей другой национальности.

Вопросы для повторения:

1. Современный подход к воспитанию у детей этики межнационального общения. Принцип выбора народов и последовательность ознакомления детей с их культурой.

2. Методика воспитания у детей доброжелательного отношения к людям разных национальностей.

Литература:

1. Гришина Г., Ряховская К. Народные подвижные игры // Дошкольное воспитание. -1990. - № 6.

2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. – СПб., 2011.

3. Жуковская Р.И. О народах нашей страны // Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Роной край / под ре. С.А. Козловой. – М., 1990.

4. Суслова Э.К. Художественная литература как средство воспитания симпатии и уважения к людям разных национальностей // Дошкольное воспитание. -1991. - № 9.

5. Суслова Э.К. Ботнарь В.Д. Игры драматизации – основа знакомства с культурой других народов // Дошкольное воспитание. -1994. - № 3.

6. Суслова Э.К. Общение с людьми разных национальностей – важнейшее средство интернационального воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. -1990. - № 6.

7. Суслова Э.К. Когда живется дружно, что может лучше быть! // Дошкольное воспитание. -1991. - № 11-12.

8. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

9. Халикова Р.Ш. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание. -1988. - № 5.

Выполнение задания на занятии:

1. Выбрать народность для ознакомления дошкольников с нею.

2. Определить последовательность преподнесения знаний дошкольникам об этой народности из следующего списка:

· Место жительства

· Быт народности (жилище, предметы быта, национальные кушанья, обычаи, традиции, труд и его специфика),

· Язык, народное творчество (сказки, пословицы, поговорки, загадки, потешки, подвижные игры и игрушки, музыка, колыбельные песни),

· Искусство (песни, танцы, национальные костюмы, произведения художественной литературы и искусства, декоративно-прикладное искусство),

· Общечеловеческие нравственные качества

· Игры и развлечения детей (игрушки, народная игрушка, национальная кукла)

3. Составить конкретную программу знаний по ознакомлению дошкольников людьми другой национальности.

4. Презентовать программу на занятии.

Подготовка к занятию: Определиться с выбором народности, подобрать художественную литературу и другие материалы соответственно списка, принестиуказанную литературу.

 

Лабораторное занятие 5

Тема: Методика организации и проведения труда с дошкольниками

Цель: Учить студентов создавать конспект организации и проведения труда с дошкольниками.

Вопросы для повторения:

1. Средства трудового воспитания.

2. Формы организации трудовой деятельности.

3. Методы, приемы организации и проведения труда в детском саду.

Литература:

1. Комарова Т.С. Трудовое воспитание в детском саду: программа и метод. рекомендации: для занятий с детьми 2-7 г.г. / Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

2. Крулехт М.В. Взаимосвязь средств трудового воспитания в педагогическом процессе детского сада. – СПб., 1995. – 76 с.

3. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.А.Козлова, Н.К. Ледовских, В.Д. Калишенко и др.; Под ред.С.А. Козловой. - М., 2002.

Выполнение задания на занятии:

1. Определить вид труда.

2. Отобрать программное содержание для данного вида труда.

3. Выбирая методы и приемы проведения труда, составить конспект.

4. Презентовать составленный конспект на занятии.

 

Лабораторное занятие 6

Тема: Организация ситуаций успеха для осуществления учебно-познавательной деятельности детей.

Цель:Учить студентов продумывать ситуации успеха для осуществления учебно-познавательной деятельности детей.

Вопросы для повторения:

1. Понятия: «Ситуации успеха», «Мотивация».

2. Технологические операции создания ситуации успеха.

3. Вербальные способы выражения положительной реакции на ответы, действия и деятельность детей, способствующие их эмоциональной поддержке.

Литература:

1. Теория воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. М., 2010. – С.72.

2. Яфаева В. Г.Ситуация успеха как стимул и фактор интеллектуального развития дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2012.-№ 2. (к. 16).

Выполнение задания на занятии:

1. Определить вид учебной деятельности, для которой создается ситуация успеха: рисование, конструирование, лепка, составление рассказа, посадка растений и т.д.

2. Выбрать условия для создания ситуации успеха:

· «Внесение мотива» - объясняется, ради чего, ради кого совершается эта деятельность, то его внимание смещается с цели на мотив.

· Доброжелательность окружающих: расположенность сидящих, улыбки, дружеские подбадривания коллектива, ожидание исполнения и интерес к будущему результату - «Нам это очень надо, потому что…», «Для тебя это важно, потому что…», «Поменяйтесь местами те, кто…», «Ты мне нравишься», «Солнце светит для тех, кто…».

· Снятие страха – особая операция, необходимая для каждого ребенка, жаждущего успеха и пугающегося неудачи - «Это совсем не трудно… Если даже не получится, ничего страшного, мы поищем другой способ…» или же «Мы все тебе поможем».

· Завуалированная помощь («скрытая инструкция») - «Ты помнишь, конечно, что лучше начать с…» или «Обычно удобнее приступить с…», или же «Здесь, вероятно, главное…».

· Дружеское положительное подкрепление – авансирование: оглашение достоинств, которые еще не успел проявить ребенок, но которыми его наделяют окружающие: «У тебя, такого умного (сильного), непременно получится…».

· оценка продукта деятельности ребенка - «Особенно удалось тебе…», «Больше всего мне нравится, как ты…».

3. Продумать содержание ситуаций успеха.

4. В данное содержание включить из ниже представленного списка психолого-педагогические приемы создания ситуаций успеха:

· Эмоциональные поглаживание.

· Прием «Даю шанс».

· Прием «эмоциональный всплеск».

· Прием «обмен ролями».

· Прием «Заражение».

· Прием «Эврика».

· Прием «умышленная ошибка»

5. Презентовать составленные ситуации на занятии.

Задание на дом:

1. Изучить ист. 2. Выписать виды мотиваций для дошкольников.

2. Самостоятельно подобрать литературу по данной теме.

 

Лабораторное занятие 7 - 8

Тема: Просмотр, анализ и создание образовательных ситуаций для реализации задач ОО Познание.

Цель: Закрепить умение анализировать учебную деятельность дошкольников и составлять конспект образовательной деятельности.

Вопросы для повторения:

1. Формы организации обучения детей.

2. Структура проводимых мероприятий.

3. Методы и приемы обучения дошкольников.

4. Выписать содержание понятий: «образовательная ситуация», «развивающая ситуация», «педагогическая ситуация.

Литература:

1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

2. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие / Козлова С.А., Куликова Т.А. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2006. - 432 с. - (Педагогическое образование).

3. Теория воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. М., 2010. – С.72.

Выполнение задания на занятии:

Часть 1.

1. Просмотр видеофильма «Организация учебной деятельности детей».

2. В процессе просмотра вести запись, в которой указывать части деятельности, виды деятельности детей, обращение к детям, ответы детей п форме:

 

Группа, форма организации, длительность ситуации по времени Структурные части образовательной ситуации   Методы и приемы мотивации детей, перехода от одной образов/области к другой. Активность детей Примечание (рекомен- дации)
         

 

3. Дать анализ деятельности:

· Создание мотивации для привлечения детей к образовательной деятельности,

· Какова тема и цель (методическая задача) образовательной ситуации?

· Соответствует ли логика построения образовательной деятельности его цели (соответствие последовательности подобранных педагогом учебных заданий цели и задачам занятия). Организация познавательной деятельности детей: какие задания преобладали: тренировочные, репродуктивные, частично-поисковые или творческие?

· Какова внутренняя структура образовательной ситуации: наличие проблемной ситуации или преимущественно занятие построено на использовании объяснительно-иллюстративного метода. Сочетание образовательных областей. Какая деятельность детей преобладала: подражательная, воспроизводящая или поисковая (продуктивная)?

· Грамотно ли педагог использовал математическую терминологию, насколько четко и логично ставил вопросы? Как реагировал на ответы детей? Какие приемы организации помощи использовал?

· Целесообразно ли распределены виды деятельности детей, учтены ли требования к охране их здоровья?

· Как учтены индивидуальные особенности детей в группе? Как организована индивидуализация работы детей?

· Какие формы и средства организации учебной деятельности использованы педагогом (как сочетаются фронтальные, групповые и индивидуальные формы; какая наглядность, ее эстетическое оформление и ее действенность при формировании понятий и способов действий).

· Осуществление контакта со всеми детьми. Какими приемами педагог создавал ситуацию успеха, реализовал свое сотрудничество с детьми и детей между собой?

· Какие моменты образовательной деятельности показались особенно удачными? Не совсем удачными?

· Каков итог деятельности? Какие рекомендации можно дать педагогу по улучшению методики проведения такого рода деятельности в будущем?

Часть 2.

1. Выбрать область знаний для реализации с дошкольниками.

2. Определить программное содержание образовательной деятельности.

3. Продумать интеграцию образовательных областей.

4. Составить конспект образовательной деятельности.

5. Презентовать конспект на занятии.

На занятие принести:Образовательные программы для дошкольников «От рождения до школы» и «Детство».


Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования

Варианты контрольных работ

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.