Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема: Организация развивающей среды ДОУ



Методические указания для студентов

По выполнению заданий к семинарам, практическим и лабораторным занятиям, и различных видов самостоятельной работы

При подготовке к каждому занятию и при выполнении самостоятельной работы по всем темам необходимо изучить раздел (главу, часть), посвященную характеристике игры, в указанной ниже литературе:

1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2014. – Глава 5.

  1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. завед. – М.: Академия, 2012.

3. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. инст. / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1988. – Ч. 2.

4. Турченко В.И. Дошкольная педагогика: учебное пособие. – М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСИ», 2012.

 

Занятие № 1, 2 (семинар)

ТЕМА: РОЛЬ ИГРЫ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА.

Вопросы для обсуждения:

1. Роль игры в развитии мотивационно-потребностной сферы дошкольников.

2. Игра и преодоление «познавательного эгоцентризма».

3. Игра и развитие умственных действий.

4. Роль игры в развитии произвольности поведения дошкольников.

Литература (основная):

1. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка. Стенограмма лекции / Игра и развитие ребенка: хрестоматия / Сост. Л.Г. Соловьева, А.С. Михашина. – Архангельск: Поморский университет, 2008. – С.7-27.

2. Кравцов Г.Г. Игра как ведущая деятельность и форма организации жизни дошкольников // Игра и развитие личности дошкольника: Сб. науч. тр. – М., 1990.

3. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Гл.6. – С. 316-335.

Литература (дополнительная):

4. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Избр. психол. произведения: В 2 т. – М., 1983. – Т. 1. – С. 57-67.

  1. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. - М.: Просвещение, 1966. - С. 11-37.

Задания:

1. Составить терминологический словарь понятий «игра», «игровая деятельность», «ведущая деятельность», «мотивационно-потребностная сфера», «познвательный эгоцентризм»

2. Изучить литературу, сделать конспект источников 1 и 3, письменно ответить на все вопросы семинара.

3. Выделить условия для реализации возможностей игровой деятельности.

 

Занятие 3, 4 (семинар)

ТЕМА: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ИГРЫ

Вопросы для обсуждения:

1. Теории происхождения игровой деятельности, их характеристика.

2. Проблема роли и места игрушки в возникновении игры в психолого-педагогических исследованиях.

Литература:

1. Плеханов Г.В. Письма без адреса. Письмо 3.-М., 1956.- С. 63-88.

2. Эльконин Д.Б. Основные вопросы теории детской игры // Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М., 1966. – С 11-32.

3. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999. – С. 37-44, 74-175.

Задания к семинару:

1. Изучить литературу.

2. Дать характеристику теорий К. Гросса, Байтендайка, В. Штерна, Г.В. Плеханова, Е.А. Аркина. На основе изучения литературы заполнить таблицу 1.

Таблица 1

Характеристика теорий игры

Показатели для сравнения К. Гроос Ф.Бойтендайк В. Штерн Г.Плеханов Е.Аркин
1. Определение понятия «игра»          
2. Значение игры в развитии ребенка          
3. Этапы происхождения игры          
4. Сущность игры          
5. Роль и место игрушки в становлении игры          

 

3. Дать сравнительный анализ теорий происхождения игры по показателю: роль и место игрушки в становлении игры.

 

Занятие 5, 6 (семинар)

ТЕМА: СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

Вопросы для обсуждения:

1. Характеристика сюжетно-ролевой игры (сюжет, содержание, роль, правила).

2. Особенности сюжетно-ролевой игры младших дошкольников.

3. Своеобразие сюжетно-ролевой игры старших дошкольников

Литература:

1. Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра / Игра и развитие ребенка: Хрестоматия / Под ред. Архангельск, 2008.

2. Венгер Л.А. Игра в старшем дошкольном возрасте. Особенности сюжетно-ролевой игры / Хрестоматия Игра и развитие ребенка - Арх-ск, 2008.

3. Эльконин Д.Б.. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры / Хрестоматия Игра и развитие ребенка - Арх-ск, 2008.

Задания:

1. Изучить и законспектировать литературу.

2. Охарактеризовать основные единицы игры (Д.Б.Эльконин).

3. Подобрать и представить в письменном виде фрагмент сюжетно-ролевой игры; выделить основные единицы сюжетно-ролевой игры и её своеобразие в зависимости от возраста.

Занятие 7, 8 (семинар)

ТЕМА: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РУКОВОДСТВА

СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРОЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Вопросы для обсуждения:

1. Задачи и содержание работы педагога по формированию игровых умений детей.

2. Характеристика традиционного подхода к руководству сюжетно-ролевыми играми детей.

3. Комплексный подход в руководстве сюжетно-ролевой игрой дошкольников.

4. Руководство сюжетно-ролевой игрой посредством обучения игре.

5. Руководство сюжетно-ролевой игрой посредством моделирования взаимоотношений.

Литература:

1. Говорова Р., Васильева Л. Использование наглядных моделей при подготовке детей к сюжетно-ролевой игре // Дошкольное воспитание-1979.-№6.-С.39-41.

2. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. – М., 1963.

3. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975.

4. Зворыгина Е.В., Новоселова Л. Руководство формирования игры // Дошкольное воспитание.1981.-№4.-С.31-33.

5. Михайленко Н., Короткова Н. Организация сюжетной игры в детском саду.- М.,1997.

6. Развитие: Основные положения.- М., 1994.

Задания:

1. Выделить функции педагога в организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах на основе анализа задач и содержания работы по формированию игровых умений. Данные представить в таблице. Задачи и содержание работы педагога по формированию игровых умений в сюжетно-ролевой игре.

Показатели 2 младшая гр. Средняя гр. Старшая гр. Подготовительная гр. Выводы
Замысел          
Сюжет          
Роль          
Иг. действия          
Рол. речь          
Игр. материал          
Функции педагога          
           

 

2. Дать характеристику одного из направлений руководства педагога сюжетно-ролевой игрой. Для этого студенты делятся на 4 подгруппы, отбирают литературу и готовят сообщение по выбранной проблеме. В содержании сообщения необходимо представить своеобразие взгляда исследователей на вопросы руководства сюжетно-ролевой игрой: определить цель, этапы, методы, особенности организации развивающей среды.

Характеристика основных направлений руководства сюжетно-ролевыми играми детей.

Авторы направления Цель Этапы Методы Организация развивающей среды Примечания Достоинства Недостатки
             

 

Занятие 9, 10 (семинар)

ТЕМА: ИГРЫ СО СТРОИТЕЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ.

Вопросы к занятию:

1. Характеристика игр со строительными материалами.

2. Виды и своеобразие строительного материала.

3. Методика организации строительно-конструктивных игр.

4. Условия развития у дошкольников конструктивного творчества.

Литература:

1. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. – М.: Просвещение, 1976.

2. Игра и развитие ребенка. Хрестоматия. – Архангельск, 2008.

3. Лиштван З.В. Игры и занятия со строительными материалами в детском саду. – М.: Просвещение, 1971.

4. Поддъяков Н.Н. Строительно-конструктивная деятельность и развитие детей дошкольного возраста // Воспитание детей в мире. – М.1994.

Задания:

1. Составить терминологический словарь по теме.

2. Выписать задачи строительно-конструктивных игр и виды строительных материалов, используемых в разных возрастных группах.

3. Выделить этапы конструктивной деятельности детей и ее своеобразие.

 

Занятие 11, 12 (семинар)

ТЕМА: ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ КАК ВЫСШИЙ ЭТАП

ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ

Вопросы для обсуждения:

1. Значение театрализованных игр для становления личности ребенка.

2. Характеристика основных видов театрализованных игр.

3. Своеобразие игр-драматизаций.

4. Особенности организации театрализованных игр детей в разных возрастных группах детского сада и руководство ими.

5. Развитие творчества дошкольников в процессе игр-драматизации.

Литература:

1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.

2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пос. – М.: Академия,1998.

3. Реуцкая Н.А. Театрализованные игры дошкольников // Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989. – с.166-170

4. Стрелкова Л.П. Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника / под ред. А.Д. Кошелевой. – М.: Просвещение, 1985, - с.117-125.

Задания:

1. Составить терминологический словарь по теме.

2. Дать анализ задач и содержания работы педагога по организации театрализованных игр (на основе программ воспитания).

3. Подготовить 2 сообщения на тему «Руководство театрализованной игрой детей в младших и старших группах ДОУ»

 

Занятие 13, 14 (семинар)

ТЕМА: РЕЖИССЕРСКИЕ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Вопросы к занятию:

1. Сущность и значение режиссерской игры для развития личности ребенка.

2. Взаимосвязь режиссерских и сюжетно-ролевых игр.

3. Особенности режиссерских игр детей разных возрастов.

4. Педагогические условия развития режиссерских игр.

Литература:

1. Гаспарова Е.М. Режиссерские игры // Игра дошкольника. – М.1989.

2. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М.1996.

Задания:

1. Определить понятия «режиссерская игра», «индивидуальная игра».

2. Выписать признаки сходства и отличия режиссерских игр и сюжетно-ролевых игр.

3. Подобрать наглядный материал для режиссерских игр, обосновать его педагогическую ценность.

4. Записать фрагмент режиссерской игры и дать ему оценку.

 

 

Занятие 15, 16 (семинар)

ТЕМА: ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ

И ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Вопросы для обсуждения:

1. Педагогическая ценность дидактических игр.

2. Виды дидактических игр, их особенности.

3. Структура дидактической игры. Принципы подбора дидактической игры для детей разных возрастных групп.

4. Организация и руководство проведением дидактических игр в группах детского сада.

Литература:

1. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989.- С.102-111.

2. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников.- Минск,1976.-С.3-20.

3. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду.- М.:1985.

Задания:

1. Определить основные понятия: дидактическая игра, дидактическая задача, правила.

2. Подготовить 4 сообщения по теме «Руководство дидактической игры в разных возрастных группах». Студенты делятся на 4 группы в соответствии с выбранной темой.

3. Придумать, изготовить и подготовиться к самостоятельному проведению одной дидактической игры по выбору – словесной, настольно-печатной, с предметами.

 

Занятие 17, 18 (семинар)

Тема: Организация развивающей среды ДОУ

Вопросы для обсуждения:

1. Основные подходы к созданию развивающей среды.

2. Принципы построения развивающей среды, их характеристика.

3. Игрушка – средство развития игровых умений детей и как средство воспитания и развития ребенка.

4. Виды игрушек, их своеобразие. Требования к игрушкам.

5. Подбор и размещение игрушек в разных возрастных группах.

Литература:

1. Абраменкова В. Осторожно: антиигрушка. // Игра и развитие ребенка. – Арх-к, 2008. – С.462-473.

2. Новикова С.Л. и др. Педагогические требования к игрушкам // Игра дошкольника. – М.,1989. С. 201-217.

3. Смирнова Е. Игрушки: как оценить их качество // Игра и развитие ребенка. – Арх-ск.2008.С.477-484.

4. Стеркина Р.Б. Создание развивающей среды в детских учреждениях. – Арх-ск.2008.С.445-455.

 

Задания к семинару:

1. Определить понятия: «развивающая среда», «предметно-игровая среда», «игрушка».

2. Выписать принципы построения развивающей среды, определить условия их реализации.

3. Представить в схеме "Виды игрушек и требования к ним".

4. Представить в таблице "Подбор игрушек в разных возрастных группах".

 

План лабораторных РАБОТ

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.