Рассматривая проблему светового климата в интерьере, мы сталкиваемся с двумя ее сторонами — эстетической и гигиенической, которые неотделимы друг от друга. Лишь комплексное решение, глубокое и всестороннее изучение проблемы освещения в интерьере позволяют говорить о создании светового климата в современных интерьерах.
Под световым климатом понимается комплекс условий, обеспечивающих нормальную зрительную работоспособность человека:
1) оптимальный уровень освещенности на рабочем месте и достаточная интенсивность общего освещения;
2) равномерное распределение интенсивности света и допустимое
Необходимо помнить и об эстетической стороне проблемы. Важно, чтобы созданный световой климат отвечал общим эстетическим требованиям разработанного интерьера. Свет выявляет и подчеркивает принцип пространственной организации интерьера, доводя до логического завершения принятую архитектоническую систему. Важным элементом выявления ритма, указателем масштаба интерьера являются светильники, а их форма подчеркивает архитектурный стиль.
Обеспечение достаточно высокого уровня освещенности в помещении — один из ведущих признаков комфортности проектируемого светового климата. Доказано, что человеческий организм тонко реагирует на колебания уровней освещенности и что свет вызывает в различное время суток настройку центральной нервной системы на определенный уровень деятельности. Это ставит активность и работоспособность человека в зависимость от окружающей световой среды, от создаваемого архитектором светового климата. Достаточно высокий уровень освещенности улучшает целый ряд зрительных функций; причем для каждого из трудовых процессов выбирается свой оптимальный уровень освещенности. Это требование в первую очередь относится к интерьерам с зафиксированным рабочим местом, например промышленных предприятий, школьных мастерских, где производятся точные виды работ (сборка, инструментальная обработка, черчение и т. п.).
Важным фактором, характеризующим световой климат, является равномерность освещения. Слишком резкие контрасты света и тени, их неравномерное распределение в поле зрения утомляют глаза. Резкие перепады яркости через зрительный анализатор повышают напряженность мускулатуры тела, способствуя общему утомлению организма.
В некоторых интерьерах приходится преднамеренно повышать освещенность отдельных зон. Например, в магазинах нужно высвечивать прилавки, в выставочных павильонах — экспозиционные плоскости. Поэтому СНиП нормируют допустимые пределы яркостных соотношений, степень контраста. Необходимы дополнительные исследования и пересмотр допустимых величин перепада яркости в сторону уменьшения.
Нормальные условия тенеобразования важны для четкого различия формы предметов, ориентации человека в интерьере и обеспечиваются продуманным размещением светильников и регуляцией светового потока. Неправильное тенеобразование может настолько исказить форму предмета, что он становится неузнаваемым. В то же время непривычное расположение светильников может придать интерьерам черты праздничности, необычности.
Оценка спектральных характеристик необходима потому, что нею определяются качества цветопередачи, а также потому, что от цветности света во многом зависит ощущение светового комфорта.
Классификация осветительных систем.
Назначение помещения, его размеры, нужный характер освещения диктуют выбор источников освещения. С помощью прозрачных и непрозрачных материалов конструируется осветительный прибор, распределяющий световой поток в соответствии с поставленной архитектурной и светотехнической задачей.
Устройство светильников должно отвечать следующим требованиям:
-защищать глаза от прямого света;
-рационально распределять световой поток;
-обеспечивать гибкость, позволяющую варьировать систему освещения.
По характеру светораспределения все светильники делятся на пять групп:
1. Светильники прямого света, в которых на потолок и стены направлено до 10% светового потока, а 90% падает вниз.
2. Светильники преимущественно прямого света, в которых 10—40% светового потока освещает верхнюю зону помещения, а 90—60% падает вниз.
3. Светильники рассеянного света, в которых светораспределение происходит равномерно—40—60% светового потока направляется вверх и вниз.
4. Светильники преимущественно отраженного света, где 10—40% светового потока падает вниз, а 90— 60%—на верхнюю часть помещения.
5. Светильники отраженного света, направляющие в нижнюю зону помещения до 10% потока света, а остальные 90—100% -в верхнюю.
Светильники прямого света – интенсивное освещение горизонтальных плоскостей. Потолок и верхние части стен темные. Условно можно считать не ослепляющими. Равномерное освещение при подвеске светильников на большой высоте.
Светильники преимущественно прямого света, рассеянного света, преимущественно отраженного света – подсветка потолка и верхних частей стены. Снижение освещенности горизонтальных плоскостей, отсутствие слепимости, нерезкие мягкие тени, относительная равномерность освещения при нормальной высоте подвески светильников.
Светильники отраженного света – практически бестеневое освещение, слепимость отсутствует, равномерное освещение с еще более слабой освещенностью горизонтальных плоскостей.