Микроанализ материалов деталей энергетических установок судов
1. Цель работы
1.1.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.2.__________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
2. Проверка уровня подготовки курсанта к выполнению работы
2.1. Результаты ответа курсанта на вопросы билетов (тесты 1-го уровня)
Дата
проведения
занятия
Номер билета
Цифровой код
ответа
Оценка
Подпись
преподавателя
2.2. Ответы курсанта на вопросы (тесты 2-го уровня)
2.2.1. Дайте определение микроанализа ___________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.2.2. На основании анализа хода падающих и отраженных лучей в металлографическом микроскопе сделайте заключение о том, как будут выглядеть границы зерен и само зерно поликристаллического материала. В чем причина различия?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.2.3. Какое строение должен иметь конструкционный материал с высокой прочностью? Как он будет выглядеть под микроскопом?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.2.4. Какое строение должен иметь материал с высокой электро- и теплопроводностью? Как он будет выглядеть под микроскопом?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.2.5. Назовите характерные микроструктурные составляющие материалов, часто использующихся в судостроении и судоремонте:
· Сталь _________________________________________________________________
· Серый чугун ___________________________________________________________
· Ковкий чугун __________________________________________________________
· Высокопрочный чугун ___________________________________________________
· Баббит ________________________________________________________________
· Свинцовистая бронза ____________________________________________________
· Медь __________________________________________________________________
3. Экспериментальная часть лабораторной работы
3.1. Порядок выполнения работы:
· во время самоподготовки к выполнению работы заполнить пп. 1 и 2.2.1 – 2.2.5;
· на занятии, перед выполнением работы ответить на вопросы билета контроля;
· получить у преподавателя задание;
· уточнить характеристики используемых приборов и инструментов, заполнить данные по п.3.2;
· рассмотреть в микроскоп установленные микрошлифы, зарисовать их микроструктуру и указать микроструктурные составляющие (см. п.3.3);
· определить возможные области использования исследованных материалов в судостроении и судоремонте;
· закончить оформление отчета и представить его преподавателю для защиты и окончательной оценки.
3.2. Приборы и материалы, используемые при выполнении работы (заводской номер, краткая характеристика):
· Микроскоп металлографический ___________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Комплект фотографий микроструктур ______________________________________
· Микрошлифы разные протравленные _______________________________________
________________________________________________________________________
3.3. Рисунки исследованных микроструктур (увеличение – ______ раз)
4. Выводы
(ориентировочно указать марку материала образцов, оценить возможность применения исследованных материалов в судостроении и судоремонте)
Выполнил: курсант 231_ группы ______________________________________________
Работа защищена: ___________200__ г., оценка ___________________________________
Преподаватель: ______________________________________________________________
4. Выявление склонности к закалке материала соединяемых элементов в зоне термического влияния при электродуговой сварке
1. Цель работы
1.1._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________1.2. __________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
2. Проверка уровня подготовки курсанта к выполнению работы
2.1. Результаты ответа курсанта на вопросы билетов (тесты 1-го уровня)
Дата
проведения
занятия
Номер билета
Цифровой код
ответа
Оценка
Подпись
преподавателя
2.2. Ответы курсанта на вопросы (тесты 2-го уровня)
2.2.1. Приведите определение сварного соединения
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.2.2. Под влиянием температуры (см. рис.) в сварном соединении происходят превращения, ведущие к образованию различных зон (обозначены арабскими цифрами) и участков (обозначены римскими цифрами). Укажите, что обозначает каждая из цифр.
I – __________________________________________________________________________
II – __________________________________________________________________________
III– __________________________________________________________________________
1 – __________________________________________________________________________
2 – __________________________________________________________________________
3 – _________________________________________________________________________
4 – __________________________________________________________________________ 5 – __________________________________________________________________________
2.2.3. Дайте определение зоны термического влияния
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.2.4. Какие стали наиболее подвержены закалке при сварке плавлением?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.2.5. Какой физический смысл имеет приведенное ниже выражение для определения эквивалентного содержания углерода?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.2.6. В зависимости от величины Сэкв стали делят на три группы. Назовите их и приведите примеры марок сталей из каждой группы
· _______________________________________________________________________
· _______________________________________________________________________
· _______________________________________________________________________
2.2.7. Какие меры необходимо предпринимать для предотвращения образования закалочных структур?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.2.8. Приведите формулу для расчета температуры подогрева
3. Экспериментальная часть лабораторной работы
3.1. Порядок выполнения работы:
· во время самоподготовки к выполнению работы заполнить пп. 1 и 2.2.1 – 2.2.8;
· на занятии, перед выполнением работы ответить на вопросы билета контроля;
· получить у преподавателя задание, у лаборанта – образцы исследуемого материала; уточнить его марку;
· определить толщину образцов, рассчитать Сэкв и температуру подогрева образцов перед сваркой; сделать предварительное заключение о склонности материала образцов к закалке;
· уточнить характеристики используемых в эксперименте оборудования, приборов и инструментов, заполнить данные по п.3.2;
· перпендикулярно к оси сварного соединения провести карандашом линию, наметить на ней точки через 1 мм;
· провести измерения твердости HRA в каждой точке, записать данные измерений в таблицу 3.1;
· по данным табл. 3.1 построить зависимость " HRA – расстояние от начальной точки отсчета", определить положение оси шва и сделать заключение о соблюдении режима сварки;
· закончить оформление отчета и представить его преподавателю для защиты и окончательной оценки.
3.2. Оборудование, приборы, инструмент и материалы, используемые при выполнении работы (заводской номер, краткая характеристика):
· твердомер ТК-2 _________________________________________________________
· линейка металлическая __________________________________________________
· образцы сварных соединений _____________________________________________
3.3. Таблица наблюдений
Марка стали
Расчетные данные
Твердость образца по точкам от начала линии измерений, HRA
δ, мм
Сэкв , %
tпод ,°С
3.4. График распределения твердости образца в направлении, перпендикулярном шву сварного соединения
4. Выводы
(оценить соблюдение режимов технологической операции сварки, при наличии признаков закалочных структур в зоне термического влияния предложить пути улучшения качества сварки на судах)
Выполнил: курсант 231_ группы _______________________________________________
Работа защищена: ___________200__ г., оценка ___________________________________
Преподаватель: ______________________________________________________________
Поиск по сайту: