Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Лабораторная работа № 4. Тема: Особенности высшей нервной деятельности человека



Тема: Особенности высшей нервной деятельности человека

Задание 1. Исследование корковой нейродинамики.

Цель: выявление некоторых особенностей нервных процессов испытуемых (подвижности или инертности, силы или слабости возбуждения и торможения).

Приборы и материалы: секундомер, набор карточек со словами.

Теоретические сведения

Физиология высшей нервной деятельности (ВНД) изучает закономерности деятельности высшего отдела головного мозга животных и человека — коры больших полушарий. Таким образом, физиология ВНД, имея огромное самостоятельное значение в освещении физиологических механизмов, лежащих в основе наиболее совершенных форм приспособительных реакций организма на воздействия из среды его существования, подводит одновременно и материальную базу под психические явления, намечая основные пути к объективному изучению основных закономерностей психической деятельности человека.

В свете учения о ВНД физиологические и психические процессы выступают как две формы одного и того же явления природы — деятельности нервных клеток коры больших полушарий головного мозга человека, возникающей при действии на человека различных факторов из окружающего его внешнего материального мира и социальной среды.

Высшая нервная деятельность человека включила в себя многие достижения биологической эволюции условных рефлексов животных и, кроме того, приобрела системы совершенно новой, чисто человеческой психологической деятельности, оперирующей отвлеченными понятиями, выраженными речью, и образующей все более сложные словесные условные связи. По этому поводу И.П. Павлов писал: «В развивающемся животном мире на фазе человека произошла чрезвычайная прибавка к механизмам нервной деятельности — возникла речевая функция, внесшая новый принцип в деятельность больших полушарий». По образному выражению И.П. Павлова, «Слово сделало нас людьми».

Ход работы

1. При исследовании корковой нейродинамики человека применяется так называемый словесный эксперимент. Для его проведения составляется таблица обычно из имен существительных, включающая определенное количество (20) слов. Сущность эксперимента состоит в том, что испытуемый на каждое слово-раздражитель должен дать соответствующую ассоциированную ответную реакцию.

2. При анализе словесного эксперимента учитываются его показатели, латентный период и качество ассоциативных слов, на основании которых можно с известной достоверностью судить об урав­новешенности, силе и подвижности нервных процессов человека. Экспериментатор должен успеть записать время латентного пери­ода и ассоциативное слово.

3. По среднеарифметической величине латентного периода ответных реакций судят об уравновешенности нервных процессов; удлинение этого периода говорит о преобладании торможения над возбуждением в коре головного мозга.

4. Удлинение латентного периода к концу исследования свидетельствует о слабости возбудительного процесса. Это выясняют на основании сравнения средней величины латентного периода ответов на первые пять слов таблицы с таковой на последние пять слов-раздражителей.

5. Подвижность нервных процессов, в частности, возбуждения, определяется по величине латентного периода и качеству ответных реакций. В норме время ответной реакции не более 2 секунд. Удлиненный латентный период и большое количество так называемых низших форм речевой деятельности является показателем инертности процесса возбуждения. Кроме того, при анализе данных словесного эксперимента учитывается качество речевых реакций. Значительное количество примитивных словесных ответов свидетельствует о торможении высших форм речевой деятельности.

6. Полученные результаты запишите в таблицу и сделайте вы­вод.

 

Слова-раздражители Латентный период Слово-ответ
1.    
   
20.    

Задание 2. Определение способности нейронов коры больших полушарий головного мозга к дифференцировке.

Теоретические сведения

За счет подвижности нервных процессов в клетках коры больших полушарий головного мозга, способности их не только иррадировать, но и концентрировать возбуждение и торможение осу­ществляется дифференцировка раздражителей. Дифференцировочное торможение — одна из форм внутреннего, условного торможения — вырабатывается в условиях действия как минимум двух сходных между собой раздражителей: один имеет значение положительного сигнала и всегда подкрепляется безусловным, а другой, близкий к первому, имеет значение отрицательного сигнала и никогда не подкрепляется. Это имеет большое значение в жизни организма, так как позволяет выделить из явлений окружающего мира то, что имеет для него наиболее важное существенное значе­ние. С развитием речи и 2-й сигнальной системы у человека спо­собность клеток коры больших полушарий к дифференцировке приобрела высшую форму.

Цель: пронаблюдать способность человека к дифференцировке словесных раздражителей.

Приборы и материалы: секундомер, набор карточек со словами.

Ход работы

1. Предложите испытуемому вычеркнуть из серии слов те, которые относятся к медицине, ботанике, зоологии.

2. Фиксируйте время, в течение которого испытуемый выполнит данную задачу и обратит внимание на точность результатов.

3. Для оценки характера корковой нейродинамики испытуемого фиксируйте время, потраченное на вычеркивание слов, относящихся к медицине, ботанике, зоологии, и число шибок.

4.Полученные результаты запишите и сделайте вывод.
Примечание: Чем быстрее выполняется указанное задание, тем лабильнее нервные процессы в коре головного мозга.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.