Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социальный аспект информатизации



Частное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования «Институт Социальных и Гуманитарных Знаний»

РЕФЕРАТ

«социальные факторы информатизации общества»

Выполнил:ГабдулхаковР.М. Ю-645

Эпоха информатизации. Знание – главный фактор информатизации общества

Знание и информация всегда были обязательными компонентами в жизнедеятельности людей. Знания являются средством завоевания свободы человека, средством его освобождения от влияния стихийных объективных сил, раскрепощением личности. Но в условиях информационного общества знание выступает в новой ипостаси, оно в определенной мере становится самостоятельной силой, центральным фактором технического и социального развития. Для понимания изменения роли знания в информационном обществе, важно указать на обстоятельства, отмеченные М.Кастельсом. Он отмечает, что следует различать два понятия, которые имеются в английском языке – “информационное общество” ( information society) и “информациональное общество” ( informational sotiety). “Я утверждаю, - пишет он, - что информация в самом широком смысле, т.е. как передача знаний, имела критическую важность во всех обществах, включая средневековую Европу, которая была культурно структурирована и в некоторой степени объединена вокруг схоластики, иначе говоря, в основном в интеллектуальных рамках. В противоположность этому, термин “информациональное” указывает на атрибут специфической формы социальной организации, в которой благодаря новым технологическим условиям, возникшим в данный исторический период, генерирование, обработка и передача информации стали фундаментальным источником производительности и власти” [1].

Знанием, информацией все в большей мере насыщаются все сферы жизнедеятельности современного человека. Более того, знание воздействует на само знание. Именно поэтому, наше время по праву получила название информационной эпохи.

Социальный аспект информатизации

Социальный аспект информатизации общества заключается, с одной стороны, в социальной детерминации процесса информатизации общества а, с другой, - в воздействии все большего распространения информационной технологи на все сферы общества и способы жизнедеятельности людей.

Действительно, скорость информатизации общества, ее содержание, проявление различных составляющих этого процесса, его эффективность, характер и направленность находятся в органической зависимости от социального климата, реальной исторической обстановки, в которых протекает процесс информатизации. При этом преобразования в социальной сфере оказывают гораздо большее воздействие на процесс информатизации общества, чем технико-технологические инновации. И.С. Мелюхин, отмечая это обстоятельство, пишет, что “формирование основ нового типа общества лишь до определенной степени определяется техническими факторами. Гораздо большее воздействие на этот процесс оказывают преобразования в экономике, социальной структуре общества, политическом процессе, общественном сознании и т.п.” [2].

Таким образом, информатизация общества, органически сочетает технико-технологические и социальные процессы. Именно она является феноменом, определяющим сущность современной эпохи, которую по праву можно назвать информационной.

Вместе с тем, информатизация общества происходит в определенной социальной среде и испытывает свою зависимость от этой среды. Скорость информатизации общества, ее содержание, проявление различных составляющих этого процесса, его эффективность находятся в органической зависимости от технического базиса общества, социального климата, существующего в обществе, от социальных условий, реальной обстановки, в которой происходит процесс информатизации.

Экономические условия информатизации общества заключаются в создании рынка природных ресурсов, труда и капитала, обеспечивающих формирование информационных ресурсов общества и их переход в ресурсы социально-экономического развития. Общество должно создать материально-экономическую среду, обеспечивающую своим членам возможность получения и использования информации.

К благоприятным социальным аспектам информатизации общества можно отнести:

ü демократизацию политической жизни общества,

ü обеспечение информационной безопасности общества и государства,

ü создание эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение и распространения информации как важнейшего условия соблюдения прав человека.

При анализе социальных факторов информатизации многие исследователи на первое место справедливо выдвигают факторы политического характера – политику государства, наличие общественных движений, соотношение социальных сил в стране и др. Так, канадский профессор Дж.Грант еще на заре информатизации общества утверждал, что “способы применения компьютера будут так или иначе продиктованы политикой в широком смысле слова”[3]. Аналогичные мысли высказывал и У. Дайзард, выделявший из всех социальных факторов при информатизации общества политический. Он писал, что при всем своем могуществе технико-технологические и даже экономические факторы не могут сами себе создать социальных условий, которые обеспечили бы эффективное использование всех ресурсов информационной технологии в интересах общества.

К важным социальным (в смысле общественным) условиям успешного развития информатизации относится обеспечение гражданам общества доступа к получению информации, ее использованию и ее обмену между членами общества. Эта проблема также весьма актуальна. Н.Н.Моисеев писал, что “свободный доступ к информации, без которого не имеет смысла говорить об информационном обществе - труднейшая социально-политическая проблема”[4]. Само наличие знаний, информации для дальнейшей успешной эволюции и функционирования информационного общества еще недостаточно. Необходимо создание условий для того, чтобы члены общества имели свободный доступ к информации и возможность ее использования в своей практической деятельности.

Свободный доступ всех членов общества к информации – характерная черта информационного общества. В связи с этим, А.И.Ракитов справедливо считает главнейшим признаком информационного общества то обстоятельство, что “любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точку страны и в любое время могут получить за соответствующую плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа и систем связи любые информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально значимых задач”[5]. Это решение предполагает определенную деятельность государства и коренное изменение условий жизнедеятельности человека и общества в целом.

Здесь в первую очередь идет речь об обеспечении материальных условий приобретения людьми технических средств информации и пользования ими. Услуги становятся все дороже, и трудно говорить о возможности граждан повседневно пользоваться новыми техническими средствами коммуникации.

Непременным социально-политическим фактором информатизации общества является ее демократизация. Демократизация не только является гарантом открытости всей существующей информации для всех членов общества, открытости “сверху донизу”, но и гарантом защиты, закрытия информации “снизу доверху”, предотвращает контроль над личной информацией граждан государственными структурами.

К социальным составляющим информатизации общества относятся интеллектуализация общества (развитие образования и использование достижений передовых отраслей науки) и дальнейшее совершенствование и развитие культурного потенциала общества. Рост интеллектуального потенциала общества “очеловечивает” технико-технологические составляющие процесса информатизации. Развитие интеллектуальной составляющей информатизации общества предполагает усвоение всего того научного и культурного потенциала, что достается от предшествующего поколения, усвоения новейших достижений науки, техники, подчинение человеческих действий этическим требованиям, идеалам гуманизма, развития свободы и ответственности индивида за свои действия.

Таким образом, демократизация общества и его информатизация находятся в органическом единстве, предполагают друг друга, что является важнейшим стимулятором этих процессов. Однако это органическое единство, как всякое диалектическое единство, противоречиво. Развитие демократии обостряет проблему контроля над личностью, а контроль над личной информацией ведет к усилению тенденций тоталитаризма и авторитаризма. Информатизация общества приобретает прогрессивную окраску лишь в том случае, если она сочетается с развитием демократии, имеет гуманистическую направленность. Как рационально и оптимально сочетать развитие информатизации с демократизацией общества – важнейшая жизненная проблема.

Социальный аспект информатизации общества заключается также в том воздействии на общество, его социальную и профессиональную структуру, политическую жизнь, труд и быт, которое оказывает применение и все большее распространение информационной технологии в современном обществе, ускоряя происходящие в нем процессы. Современная технология ускоряет темпы изменений не столько тем, что сокращает период до момента своего воздействия на общество, сколько тем, что систематически расширяет области воздействия – политические, экономические и культурные.

Швейцарский ученый К. Хессенг в книге “Страх перед компьютером” попытался представить в лаконичной и наглядной форме социальные последствия информатизации общества. В итоге им была разработана таблица “Последствия информатизации в зеркале общественности”[5], которая является хорошим примером системного подхода к анализу социальных последствий информатизации.

Воздействия информатизации:

Следует отметить, что применение информационной технологии оказывает, прежде всего, непосредственное влияние на трудовую деятельность человека. Напомним, что индустриальное общество ориентировано на массовое производство и потребление. Возникают индустриальные гиганты, производство которых строго стандартизировано и трудно поддается каким-либо нововведениям. По мере распространения информационной технологии происходит переход от массового производства к производству мелкосерийному, учитывающему все разнообразие индивидуальных запросов граждан. Производство становится гибким, способным к быстрым технологическим изменениям, что обеспечивает возрастание номенклатуры производимых товаров. “Новая система выходит за пределы массового производства к гибкому, приспосабливаемому или “демассифицированному”[6]. Благодаря новым информационным технологиям выпускаются мелкие партии чрезвычайно разнообразных товаров.

Изменение характера и содержания труда, его индивидуализация делает возможным переключение работника по мере его желания или производственной необходимости с одного вида деятельности на другую. Гибкое, перенастраивающееся производство требует гибкости трудовой деятельности его участников. “Вызванные конкуренцией и движимые технологией тенденции к гибкости лежат в основе текущей трансформации структуры рабочей силы” – пишет М.Кастельс [1]. Это обстоятельство требует, в свою очередь, гибкой системы образования. Она должна не только изменять свое содержание адекватно изменяющимся обстоятельствам как технико-технологического, так и социального порядка, но и быть непрерывной, чтобы своевременно обеспечить работников производства нужными в его деятельности знаниями.

Таким образом, информатизация производства способствует переходу людей от одного вида деятельности к другому. Это стимулирует создание новых рабочих мест, особенно в области обработки информации.

В связи с этим следует сказать о том, что новая информационная технология изменяя характер и содержание труда, делая труд более производительным, ведет к сокращению трудовых затрат а, следовательно, сокращает число работающих и ведет к безработице. Многие традиционные для индустриального общества отрасли производства, осваивая новую технологию, вынуждены сокращать определенную часть рабочего персонала. Угроза роста безработицы конечно существует.

Не решен однозначно и более социально значимый вопрос о том, смогут ли люди адаптироваться к тем быстро происходящим социальным изменениям, которые вызваны информационно-технологическими нововведениями, что порой остается вне поля внимания государственных структур, занятых текущими делами. Это можно отнести полностью к нашей стране. Информатизация общества, особенно его социальный аспект не реализуется так гладко, как это представлялось в начале пути информатизации. В ходе своего развития информатизация общества преодолевает целый ряд противоречий.

Противоречия информатизации:

Проблема занятости населения. Новая информационная технология, с одной стороны, действительно, неминуемо будет сокращать и уже сейчас сокращает число рабочих мест, и это неизбежно, поскольку эта технология повышает эффективность трудовой деятельности. Возникает технологическая безработица, которую в свое время предвидел известный экономист К.Кейнс, писавший еще в 1930 году: “Эта безработица, возникающая в результате того, что изобретение новых способов экономии труда опережает появление новых областей применения рабочей силы”[7]. Параллельно сокращению старых видов деятельности информационная технология, модернизируя все народное хозяйство, создает новые рабочие места и даже модернизирует определенные традиционные отрасли труда. Нельзя сказать, что таким образом окончательно снимается вопрос занятости населения, однако это сглаживает то противоречие, которое возникает между модернизацией производства и занятостью его участников. “Таким образом, - заключает М.Кастельс, - информационная технология не вызывает безработицы, даже она явно сокращает затраты рабочего времени на единицу выпуска, но при информационной парадигме изменяются род рабочих мест, их количество, качество и характер выполняемой работы”[1].

Перестраивая трудовые процессы и работников, всю структуру занятости, информационная технология изменяет и профессиональную структуру: отмирают старые, и формируются новые профессии, увеличивается значимость труда инженеров и ученых, происходит снижение промышленной занятости населения в пользу занятости в сфере услуг здравоохранения и деловых услуг.

Сфера услуг, сервиса все чаще рассматривается, как важнейшая сфера деятельности, что даже дает известное основание называть формирующееся общество “сервисным обществом”. “Постиндустриальное общество, - пишет Д.Белл, - основано на услугах”[8].

Слово “услуги” обозначает множество различных видов деятельности, которые отличны от деятельности в сфере промышленности или сельского хозяйства. Оно выражает как бы “остаточные” виды деятельности, охватывает все, что не входит в промышленность и сельское хозяйство. Услуговая деятельность предполагает функционирование транспорта, общественных служб обеспечивающих движение товаров, торговли, финансов, сферы личных услуг. Можно выделить три сферы информационных услуг:

ü для населения (в основном развлекательные и финансовые услуги),

ü для бизнеса (электронный обмен данными, реклама, торговля, групповые методы работы),

ü для государства (данные для управления, информация о населении и для населения).

По мере информатизации общества и повышения эффективности трудовой деятельности людей занятость населения начинает перемещаться из сферы производства к сфере услуг. Наиболее быстрорастущими категориями работников становятся программисты, менеджеры, работники сферы образования, науки, здравоохранения. Переориентация производства на предоставление услуг и выработку информации многие исследователи считают фундаментальным признаком информатизации общества. При этом все большее количество работников в сфере услуг заняты деятельностью, связанной с информацией, ее получением, обработкой, распространением.

Рост производства услуг и информации изменяет традиционную для индустриального общества структуру общественного хозяйства. В эту структуру, предложенную в 40-х годах ХХ века известным экономистом К.Кларком, входили три сектора.

ü Первичный – добывающие отрасли промышленности и сельское хозяйство.

ü Вторичный – отрасли обрабатывающей промышленности и строительство.

ü Третичный – разнообразные услуги.

Сдвиг общественного хозяйства к сфере услуг, обработке информации дополняет трехсекторную экономическую модель еще двумя секторами, на которую разбивается сфера услуг. Непосредственно третичный сектор охватывает услуги материального характера – транспорт, связь, складское хозяйство.

ü Четвертичный – торговлю, финансы, страхование и недвижимость.

ü Пятеричный – личные, профессиональные, деловые услуги и услуги государственного управления.

При этом вторичный сектор становится производителем не только материальных благ, сколько информации и новых технологий, что ведет к изменению структуры материальных благ и услуг. С другой стороны, отрасли четвертичного и пятеричного секторов, ориентированные на производство и обработку информации и знания, приобретают первостепенное значение, как бы становятся первичным сектором. Они снабжают другие сектора важнейшим ресурсом для функционирования всей структуры общественного хозяйства.

Перестраивая трудовые процессы и работников, всю структуру занятости, информационная технология изменяет и профессиональную структуру: отмирают старые и формируются новые профессии, увеличивается значимость труда инженеров и ученых, происходит снижение промышленной занятости населения в пользу занятости в сфере услуг здравоохранения и деловых услуг. Сфера услуг, сервиса все чаще рассматривается, как важнейшая сфера деятельности, что даже дает известное основание называть формирующееся общество “сервисным обществом”.

Под воздействием изменений, происходящих в соотношении различных сфер человеческой деятельности изменяется и социальная структура общества– система социальных отношений между различными социальными общностями людей. Прежде всего, изменяется классовая структура. На одном полюсе постепенно набирает силу социальная общность, в которую входят представители обеспеченных семьей, получивших современное образование и занятых в высокотехнологичных отраслях хозяйства. На другом полюсе – не имеющие высокой образованности малоквалифицированные работники, которые заняты в еще сохранившемся массовом производстве, в примитивных отраслях сферы услуг. Вместе с тем возрастает роль интеллигенции, которая до сих пор выглядела как “прослойка”, слой, расположенный между основными классами и выполняющий функцию обслуживания этих классов. Теперь интеллигенция занимает не менее значимое место в социальной структуре, чем другие социальные общности, она является носителем интеллектуальной собственности, знаний, которые являются в информационном обществе главной социальной ценностью. Одновременно сокращается численно рабочий класс и происходит его разделение на различные слои. Влияние рабочего класса в общественной жизни снижается. М.Вебер: главным при определении сущности той или иной социальной общности является не вопрос о собственности, а хозяйственные интересы представителей этой общности. Не признавая полностью подобные утверждения, все же можно согласиться с тем, постиндустриальное общество формируется как новый тип классового общества.

Изменение социальной структуры общества в эпоху его информатизации и той роли, которую играет знание, не могут не оказывать влияние на власть, ее характер, функции, эффективность руководства обществом и т.д. В примитивных обществах власть опиралась на физическую силу, позже физическая сила сменилась силой экономической, ныне власть переходит к тем, кто обладает знанием. Насилие, богатство и знание – наиболее значимые атрибуты власти. Э.Тоффлер: “Существует немало различных “инструментов” и “уровней” власти. Среди них первостепенно важным являются насилие, богатства и знания... Знания дают власть высочайшего качества”[6].

Разумеется, в данном случае речь идет не о политической власти государства, а о реальном превосходстве власти в деятельности различных организаций. Здесь для руководителя мало авторитета, опирающегося на былые заслуги и административно-командные методы руководства. Руководитель должен обладать определенными знаниями, чтобы рационально воспринимать быстро изменяющиеся обстоятельства, учитывать изменения и эффективно реагировать на эти изменения“.

Поэтому нельзя думать, что процесс информатизации общества, особенно его социальной составляющей, протекает гладко, без сучка и задоринки. К примеру, общество в процессе своей информатизации сталкивается с новым типом неравенства – информационным. Возникает противоречие между информированными слоями населения, отдельными людьми и теми, кто не обладает такой информацией, между “компьютерным” поколением и старо-традиционным. Тот же М. Кастельс, характеризующий многие преимущества сетевого общества, вынужден признать, что “ сетевое общество, как и любая другая социальная структура, не лишено противоречий, социальных конфликтов и вызовов со стороны альтернативных форм общественных организаций” (31, 244).

Рассматривая социальный аспект информатизации общества, мы сталкиваемся с рядом проблем, из них три основных проблемы:

1.Проблема занятости населения в связи с информатизацией общества (дисбаланс: скорость сокращения традиционных видов деятельности больше скорости создания рабочих мест, создаваемых под воздействием информационной технологии).

2.Проблема взаимодействия процесса демократизации общества и защиты тайны жизни личности (информатизация может привести к тотальному информационному контролю над личностью, а так же обостряются угрозы манипуляции сознанием граждан при помощи информационных средств).

3.Проблема определение путей преодоления противоречий между национальными интересами и интересами конгломератов сетевого общества, имеющим наднациональный характер. Это противоречие глобального порядка – оно пронизывает не только сферу экономики и политики, но и область культуры, о чем речь впереди и связано с процессами глобализации и, в частности, с формированием сетевых структур.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.