Филиал ГОУ ВПО Волго-Вятская академия государственной службы
В г. Кирове
Контрольная работа
по дисциплине «Концепция современного естествознания»
Тема 7: Философские модели современного естествознания
Зачётная книжка №
Выполнила: студентка 2 курса
Специальности «Финансы и кредит»
Петрова Ольга Николаевна
Проверил:Кудрявцев
Владимир Алексеевич
Киров 2011
Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
1. Появление естествознания как науки………………………………………….4
2. Взаимоотношения философии и естествознания …………………………….6
3. Методы естествознания…………….………………..………………………...11
Заключение ……………………………………………………………………….16
Список используемой литературы………………………………………………17
Введение
За последние четыреста лет наука коренным образом изменила жизнь человека и общества в целом. Многое из того, что нам представляется теперь привычным и необходимым (например, медицина, средства связи и транспорта), было бы совершенно немыслимо без научных и технических достижений.
Наука традиционно работает с фактами, данными об окружающем нас мире, полученными в ходе опытов и изысканий. Обретение научного знания предполагает оперирование фактами, характеризующими определенное явление, выработку научной гипотезы (теории), объясняющей то или иное явление, и постановку эксперимента для доказательства выдвинутой теории.
В XVII - XVIII веках, когда происходило становление современной науки, будущее виделось радужным и наука ставила целью достижение прогресса человечества. Разум казался орудием, с помощью которого человек избавится от бремени предрассудков и заблуждений. Господствовавший в то время в науке экспериментальный метод свидетельствовал о возможностях разума обуздать невежество на благо человечества. Утвердилась непоколебимая вера в способность людей понимать мир и извлекать из этого практическую пользу.
Наука постоянно изобретает способы подтверждения достоверности наших ощущений. В частности, путем воздействия на природу ученые могут подтвердить какое-то присущее ей единичное явление, не затрагивая всю совокупность таковых. Польза от науки и техники ясна каждому.
Философия науки занимается преимущественно изучением методов и принципов, на основе которых ученые истолковывают факты и выдвигают гипотезы, а также исследует процесс развития самой науки. Иначе говоря, философия науки рассматривает внутреннее, логическое функционирование научного механизма. Кроме того, в ее задачу входят определение роли теории познания в осмыслении человеком своих ощущений и представлений о мире, выявление их соотношения с реальностью, а также исследование воздействия науки на этическую сторону человеческих взаимоотношений[1].
Появление естествознания как науки
Для понимания того, что представляет собой современное естествознание, важно выяснить, когда оно возникло. В этом отношении выделяются следующие мнения.
Одни исследователи придерживаются точки зрения, что естествознание возникло в каменном веке, когда человек стал накапливать и передавать другим знания о мире. Так, Джон Бернал в книге «Наука в истории общества» пишет: «Так как основное свойство естествознания заключается в том, что оно имеет дело с действенными манипуляциями и преобразованиями материи, главный поток науки вытекает из практических технических приемов первобытного человека...»
Другие историки науки считают, что естествознание возникло примерно в V веке до н.э. в Древней Греции, где на фоне разложения мифологического мышления возникают первые программы исследования природы. Уже в Древнем Египте и Вавилоне были накоплены значительные математические знания, но только греки начали доказывать теоремы. Если науку трактовать как знания с его обоснованием, то вполне справедливо считать, что она возникла примерно в V веке до н.э. в городах-полисах Греции - очаге будущей европейской культуры.
Некоторые историки связывают возникновение естествознания с постепенным освобождением мышления от догм Аристотеля, которое связано с деятельностью оксфордских ученых XII-XIV вв. - Роберта Гроссета, Роджера Бэкона и др. Эти исследователи призывали опираться на опыт, наблюдения и эксперимент, а не на авторитет предания или философской традиции.
Большинство историков науки считают, что о естествознании в современном смысле слова можно говорить только начиная с XVI-XVII вв. Это эпоха, когда появляются работы И. Кеплера, Х. Гюйгенса, Г. Галилея. Апогеем духовной революции, связанной с возникновением науки, являются работы И. Ньютона. Рождение науки, естествознания здесь отождествляется с рождением современной физики и необходимого для нее математического аппарата. В это же время происходит рождение науки в качестве особого социального института. В 1662 г. возникает Лондонское Королевское общество, в 1666 г. - Парижская Академия Наук.
Существует точка зрения, что современное естествознание возникло в конце XIX века. В это время наука оформляется в особую профессию благодаря реформам Берлинского университета, проходившим под руководством знаменитого естествоиспытателя Вильгельма Гумбольта. В результате этих реформ появилась новая модель университетского образования, в которой обучение совмещено с исследовательской деятельностью. Эта модель была лучше всего реализована в лаборатории известного химика Ю.Либиха в Гисене. В результате утверждения новой модели образования на мировом рынке появились такие товары, разработка и производство которых предполагает доступ к научному знанию (удобрения, ядохимикаты, взрывчатые вещества, электротехнические товары и др.). Процесс превращения науки в профессию завершает ее становление как современной науки.
Но наши представления о сущности науки не будут полными, если не рассмотрим вопрос о причинах, ее породивших. На вопрос, когда и почему возникла наука, существуют две точки зрения.
Сторонники одной объявляют научным всякое обобщенное абстрактное знание и относят возникновение науки к той древности, когда человек стал делать первые орудия труда. Другая крайность - отнесение генезиса (происхождения) науки к тому сравнительно позднему этапу истории (XV - XVII вв.), когда появляется опытное естествознание.
Современное науковедение пока не дает однозначного ответа на этот вопрос, так как рассматривает саму науку в нескольких аспектах. Согласно основным точкам зрения наука - это совокупность знаний и деятельность по производству этих знаний; форма общественного сознания; социальный институт; непосредственная производительная сила общества; система профессиональной (академической) подготовки и воспроизводства кадров. В зависимости от того, какой аспект мы будем принимать во внимание, мы получим разные точки отсчета развития науки:
- наука как система подготовки кадров существует с середины XIX в.;
- как непосредственная производительная сила - со второй половины XX в.;
- как социальный институт - в Новое время;
- как форма общественного сознания - в Древней Греции;
- как знания и деятельность по производству этих знаний - с начала человеческой культуры.
В мировоззренческом плане, естествознание как система научных знаний играет фундаментальную роль, и состояние естествознания в конкретно исторический период определяет доминирующую систему взглядов в обществе на природу, в широком смысле слова, и методы ее познания.
Изучение становления и развития современной физической картины мира имеет не только мировоззренческое значение, но познавательное, а синтез современных концепций физической картины мироздания, закладывает базис для качественных шагов в познании.
Понятие «научная картина мира» используется в естествознании с конца XIX века, а история естествознания стоит в неразрывной связи с историей общества и каждому типу и уровню развития общества, его производительных сил, техники, соответствует своеобразный период в развитии естествознания и «современной» физической картины мира.